КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
II. Развитие речи на уроках чтения
Ягоды Грибы Лесные богатства сыроежки лисички маслята подосиновики белые костяника черника рябина калина Можно использовать и обратный прием — расчленение обобщенного понятия на конкретные. Например, при чтении рассказа Л. Воронковой «Жаркий день» можно предложить школьникам составить следующие схемы: Домашние птицы Домашние животные куры коровы гуси лошади утки овцы
Чрезвычайно важным приемом является обучение пониманию слова в контексте. Это позволяет не распылять внимание школьников на отдельные слова, а учит улавливать основную мысль отрывка, раздела, части. Например, в предложении Вова не удержался на ногах и упал на землю смысл контекста подсказывает значение фразы, и
совсем не надо объяснять отдельно значение слов не удержался. Подобным образом мы ведем учащихся к пониманию целых смысловых отрывков. Формированию этого сложного навыка способствуют задания для самостоятельного объяснения некоторых фраз в тексте. Например, объяснение фраз: когда в степи восход — вся в золоте она, листья сыплются дождем и т. п. Использование выразительного чтения для понимания значения слова — прием интересный и творческий. В предложении Сколько свежих шишек у зеленых сосен, сколько алых ягод у лесной рябинки выразительное чтение подскажет, что слово сколько употребляется в значении много. На уроках чтения в 4—6-х классах постепенно вводится более сложный прием — морфологический анализ слова при усвоении его значения. Прием этот требует актуализации знаний по грамматике и развивает мыслительную активность школьников. Разбирая слова ледоход, половодье, косогор (А. Аксаков «Ледоход на реке Белой»), ученики самостоятельно находят в них два корня, а в словах зимовка (И. Соколов-Микитов «Золотая осень»), одуванчик (М. Пришвин «Золотой луг») с помощью выделения корня понимают значение новых слов. Объяснение новых слов на уроке чтения органически вплетается в содержание всех этапов урока (подготовка учащихся к чтению рассказа, чтение и усвоение содержания, анализ содержания). На первом этапе учитель подготавливает школьников к чтению текста определенной тематики. С этой целью проводится беседа, в которой выясняются знания учеников по теме, активизируется и пополняется новыми понятиями и выражениями их прежний речевой запас. Например, до чтения рассказа И. Соколова-Микитова «Еж» проводится беседа об осени, о жизни лесных зверей осенью. Ученики вспоминают ранее прочитанные рассказы о природе, животных, систематизируются- эти знания и попутно словарь пополняется новыми понятиями: теплое зимовище, логово и др.
Подготовка учащихся к чтению может проходить не только с опорой на ранее изученные тексты, но и на базе иллюстративного материала. Рассматривая картину или серию картинок, близких по тематике к читаемому рассказу, учитель не только психологически готовит школьников к изучению данной темы, но и разъясняет часть слов, необходимых для понимания смысла рассказа. Например, рассматривание репродукции картины И. Левитана «Золотая осень» подготовит учеников к чтению рассказа К. Ушинского «Осень». Объяснение слов на подготовительном этапе возможно и в ходе экскурсии, когда новые понятия, образные выражения сообщаются ученикам в естественных условиях наблюдаемого явления. Так, на экскурсии перед чтением стихотворения Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной...» школьники наблюдают картины ранней осени и устанавливают значение фраз: день стоит как бы хрустальный, чистая лазурь, отдыхающее поле и т. д. Таким образом, при подготовке слабослышащих и глухих детей к чтению учитель разъясняет ряд слов, используя при этом самые различные методические пути (рассказы о событиях, беседы, экскурсии, рассматривание картин). На данном этапе чаще всего объясняются слова, создающие общее представление о ситуации, о том историческом времени, когда это событие имело место. Характерной особенностью второго этапа работы с текстом (чтение и усвоение содержания) является создание благоприятных условий для осмысления новых слов в контексте. Для этого используются такие методические формы, как комментированное чтение, беседа по содержанию, словесное рисование. Например, при выборочном чтении повести А. Гайдара «Дальние страны» предлагается тема «Описание разъезда». В ходе чтения уточняются некоторые слова: разъезд маленький, жизнь скучная — дается новое понятие глухой уголок страны. В ходе разбора текста ученики находят подтверждение высказанному положению о том, что разъезд начинает жить новой жизнью
Обращается внимание школьников на фразы: на разъезде стало шумно, дальние страны надвигались на разъезд. Разъяснение этих фраз помогает верно осмыслить тему. В школьной практике чаще используется комментированное чтение, в процессе которого растолковывается содержание отрывка и дается объяснение некоторых слов. Заканчивая чтение рассказа Д. Мамина-Сибиряка «Приемыш», учитель вместе с учащимися читает и комментирует отрывок, как лебедь затосковал и улетел от Тараса. Входе чтения обязательно разъясняется выражение: Известно, вольная птица. Кровь-то и сказалась. Именно эта фраза поможет понять, почему Приемыш улетел от старика. Таким образом, на этапе чтения и разбора текста находится место и. время для разъяснения новых слов. Чаще всего разъясняются слова, конкретизирующие представления о событиях, месте и времени, раскрывающие сущность описанного явления. Даже на заключительных уроках по прочитанному рассказу можно ввести объяснение некоторых слов. На этом, последнем, этапе объясняются слова, с помощью которых дается оценка поведения персонажа, выражается собственное отношение к прочитанному произведению, делается обобщение о теме и идее рассказа. Например, заканчивая чтение волшебной повести А. Погорельского «Черная курица», ученики дают оценку поведения персонажа. Для точности и выразительности характеристики мальчика до и после последнего свидания с министром подземного мира учитель вводит новые слова, которых нет в тексте, но они нужны для полноты ответов слабослышащих и глухих школьников: Алеша — высокомерный, жестокий, равнодушный, бесчестный; Алеша — решительный, чистосердечный, надежный, преданный. Чем старше становится ребенок, тем более сложные литературные произведения он читает и тем больший объем морально-этической лексики вводит педагог при анализе характеров литературных героев.
Закрепление словаря. Усвоить новое слово — сделать его понятным; закрепить слово — научиться свободно пользоваться им в устной и письменной речи. Психологи определили, что, для того чтобы закрепить новое слово, его надо сознательно употребить шесть-семь раз в различных ситуациях с определенными промежутками времени. Для детей с нарушением слуха и речевым недоразвитием этот период закрепления нового слова более длителен. Разрабатывая систему работы по закреплению словаря, надо определить, какие слова подлежат закреплению. Это можно решить, вспомнив основной, ведущий принцип словарной работы — подчинение словарной работы уяснению содержания читаемого текста. Таким образом, закрепляются слова, несущие на себе идейно-смысловую нагрузку. Так, читая рассказ «В лесу» (М. Горького), по ходу чтения учитель разъясняет целый ряд слов конкретного значения, но закрепляет лишь те, которые создают общую картину леса, неумолчного гомона птиц и шума деревьев. Закрепляются выражения: скрипят клесты, звенят синицы, смеется кукушка, свистит иволга, щелкает белка. Работая над рассказом Г. Скребицкого «Художник-Весна», закрепляются слова, рисующие картину преобразованной природы: весна развесила розовые и серебряные сережки; как синие брызги, рассыпала первые цветы подснежников; как золотые шары, распустились цветы калужницы. В рассказе исторического характера закрепляются общественно-исторические понятия. В рассказе К. Ушинского «Наше отечество» подлежат закреплению слова и сочетания: Отечество — Родина — матушка Россия, жить испокон веку, родиться, говорить родным языком, вскормитъ хлебом, вспоить водами, выучить языку, защищать и беречь от врагов. Форма закрепления слов различна. Самая традиционная — ведение словарей по материалам читаемых рассказов. Программа рекомендует два вида словарей: постатейный и тематический. Постатейный словарь составляется из разноплановых, разнохарактерных слов и выражений,
встречающихся в одном произведении и требующих осмысления и запоминания школьниками. Например, к рассказу Г. Скребицкого «Митины друзья»: декабрьская стужа — мороз в декабре; наст — ледяная корочка на снегу; лесная сторожка — дом лесника; волки настигали — волки догоняли. Записывая в словари слова и выражения, ученики не просто запоминают их, а стремятся включать их в речь. Тематический словарь чаде составляется по нескольким произведениям, объединенным одной темой. Например, целесообразно предложить составить словарь различных времен года. В 1— 3-х классах он содержит перечень основных признаков того или иного времени года. Так, к теме «Природа весной» выписываются слова и выражения: тает снег, бегут ручьи, начался ледоход, птицы вьют гнезда, распустились листья, зацвели цветы, защебетали птицы. В 4—6-х классах целесообразно усложнить подобный словарь, включив в него образные выражения. К теме «Весна» выписываются выражения: зазвенели весенние ручьи, катятся мутные и шумные потоки воды, чиста небесная лазурь, все оживает, пора цветения, травою изумрудною блестит ковер земли, глазастые ромашки, розовый клевер прячет в траве круглую головку, лиловые колокольчики будто задумались- Варианты тематического словаря можно составлять и при чтении одного рассказа, если он объемный и многоплановый. Например, по «Сказке о рыбаке и рыбке» А. Пушкина можно предложить следующий словарь по темам: 1) ветхая землянка, изба со светелкой, тесовыми воротами, высокий терем, царские палаты; 2) крестьянка, столбовая дворянка, царица, владычица морская; 3)море разыгралось, море помутилось, не спокойно море, почернело море; 4) забранила, еще пуще бранится, ругает, вздурилась, осердилась, бунтует.
Подобная запись словаря по сказке значительно облегчает анализ текста и помогает учащимся при пересказе содержания. Ведение словарей — первая необходимая, но далеко не единственная форма закрепления слов. В школе для детей с нарушенным слухом необходимо использовать и такую форму, как составление предложений с новыми словами. Важность такой работы определяется своеобразием овладения словом детьми, имеющими нарушения слуха. Слишком узкое или непомерно широкое понимание слова, характерное для слабослышащих и глухих школьников, требует введения специальных словарно-стилистических упражнений — включения слова в разные контексты для овладения подлинным его значением. Эти задания предлагается включать со 2-го класса. Ученикам даются задания: 1) составить предложения со словами охранять мир, защищать Родину, не дрогнуть в бою; 2) заменить другими словами: завтрак дает с комариный нос; 3) дописать предложения: Кончилась (какая?)... зима. Зимой дул (какой?)... ветер; 4) сказать по-другому: весна только еще улыбнулась, весна только еще голос подает. Подобные словарно-стилистические упражнения на закрепление лексического материала проводятся регулярно до 6-го класса. Лексические и лексико-стилистические упражнения. Чтение художественных литературных произведений в младших классах школы для детей с нарушением слуха способствует воспитанию у школьников любви к русскому языку, внимания к смысловой, стилистической, эмоциональной и образной стороне слова. Выработка умения «видеть» слово — чрезвычайно сложный и длительный процесс, но без этого умения немыслимо воспитание читателя, так как в слове реализуется основная мысль произведения, да и само литературное произведение есть искусство слова. Богатство поэтического языка, меткость
и выразительность басен, точность, лаконичность деловых статей, образность и красочность сказок — все это прививает любовь к языку. Усвоение лексического богатства русского языка на уроках чтения и на уроках по развитию речи осуществляется практически, путем наблюдения, закрепления нового материала и проведения специальных упражнений. Программа по развитию речи выделяет три типа уроков, на которых ведется специальная работа по обогащению, уточнению лексического запаса. Это уроки, на которых 1) лексический материал усваивается по темам; 2) усваиваются классы предметов, их обобщенные названия; 3) усваивается материал, группирующийся по лексико-грамматическим признакам, а также по усвоению местоимений. Содержание лексической работы на уроках развития речи определено учебной программой. Многие задания, намеченные для уроков развития речи, применимы и на уроках чтения, в процессе словарной работы. В 1-м классе, читая небольшие рассказы, можно провести подбор слов из текста для конкретизации родовых понятий по темам «Игрушки», «Школьные принадлежности», «Одежда» т. п. (материал программы уроков развития речи). Во 2-м классе работа по группировке предметов и освоению обобщающих понятий продолжается. Можно предложить упражнения по закреплению и употреблению в речи слов, обозначающих признаки предмета. Например, при чтении стихотворения 3. Александровой «Одуванчик» ученикам предлагается задание: Прочитать, каким был одуванчик сначала и потом. Учащиеся находят в тексте определения:... одуванчик золотой... красивый, молодой; стал седой. Потом с новыми словами, обозначающими признаки предмета, составляют предложения. В 3-м классе видов лексических упражнений становится больше. Даются упражнения на закрепление местоимений он, она, оно, осмысление слов с уменьшительными суффиксами -онок, -енок, -ик, -чик, -очк-, -ечк-, употребление родственных слов, выражающих различные действия, употребление в речи степеней сравнения, знание определений, описывающих природные явления, применение на практике знаний об однокоренных словах. Характер заданий формулируется по-разному: «Найди в тексте слова...», «Прочитай слова...», «Замени имена детей словами он, она, они», «Составь предложения...», «Расскажи, употребляя слова...», «Назови слова с тем же корнем...», «Выбери слова, которые читаем ласково...», «Сравни слова.... Скажи, чем они похожи...», «Расскажи, употребляя слова...». В 4—6-х классах на уроках чтения можно применить следующие виды лексических упражнений: работа с многозначностью слова (употребление слова в различных контекстах); анализ и употребление синонимов, антонимов, знакомство с профессиональной и специальной лексикой, фразеологическими оборотами; работа с пословицами, загадками, крылатыми словами; практическое изучение выразительных средств языка: эпитетов, сравнений, метафор. Цель таких упражнений — сформировать у школьников внимание к образной стороне языка, к слову, без чего невозможно глубокое понимание художественных произведений. Знакомство с выразительными средствами языка происходит в процессе разбора текста, и оно органически вплетается в анализ художественных образов. Осознание значения средств художественной выразительности значительно усиливает эмоциональное восприятие читаемых произведений, создает условия для проникновения в замысел автора, обогащает собственную речь детей.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |