КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Так все и съели
В ходе составления схемы текста учитель обращает внимание детей на обстоятельство места на другой день, которое сигнализирует о перемене места или времени действия, о перемене в развитии сюжета. Такая работа позволяет ученикам проникать в текстовую сущность слов-зачинов. Показателем замкнутости текста являются формальные границы его начала и конца. Их определение необходимо для осознания учащимися композиционной целостности текста. Формированию умения определять эти границы служат следующие задания: • выделить первое предложение текста, определить его назначение для всех последующих предложений рассказа; • подобрать текстуальные синонимы первого предложения; • определить характер последнего предложения (предложение-обобщение, финал, оценка); • подобрать текстуальные синонимы последнего предложения. Так, в ходе анализа текста «По ягоды» ученики выясняют, что первое предложение Вот и земляника поспела указывает на время описываемых событий. Во всех последующих предложениях рассказывается о событиях, происходящих именно в это время. Ученики могут предложить следующие текстуальные синонимы: уже созрела в лесу земляника; однажды бабушка с Надей пошли в лес за земляникой; наконец созрела в
лесу земляника; эта история произошла, когда в лесу поспела земляника. Вместе с учителем ученики выделяют и определяют характер последнего предложения Так все и съели. Это предложение-финал. К нему можно подобрать синонимы: так дело кончилось; ягоду за ягодкой они и съели; так они и съели ягоды; весело и дружно съели дедушка с внучкой землянику. Тематико-смысловое единство высказывания определяется знанием школьниками фактического материала, необходимого для раскрытия определенной темы, и умением объединять вокруг нее другие предложения для выявления смысловой целостности высказывания. С целью обучения учащихся с нарушениями слуха объединению предложений текста вокруг смыслового ядра мы рекомендуем следующие задания: • выделить «опорные» эпизоды, раскрывающие основную идею произведения; • выделить из текста эпизоды, предложения, несущие второстепенную информацию; • сопоставить эпизоды, несущие основную и второстепенную информацию; • найти предложения, в которых раскрыта основная мысль текста; • найти предложения, в которых основная мысль текста раскрыта косвенно; • найти слова, предложения, передающие отношение автора к описываемым событиям и героям; • подобрать цитаты из текста рассказа. Данная система упражнений помогает учащимся встать на позицию автора и ответить на два важных вопроса: «Чему учит рассказ?» и «О чем в нем говорится?». Выясняя, о ком или о чем говорится в тексте, учащиеся определяют предмет речи, т. е. тему рассказа. Отвечая на вопрос, чему учит рассказ, к чему призывает и в чем убеждает нас автор, учащиеся выясняют основную мысль текста. Так, в
речь учащихся мы вводим понятия «тема» и «главная мысль» текста. Приведем анализ сказки «Лиса и Журавль». Учитель спрашивает: «Почему Лиса размазала кашу по тарелке?» Запись на доске:... была хитрой, жадной, доброй;... решил отомстить, отблагодарить. Ответ ученика: Лиса поступила так потому, что была хитрой. Журавль решил ей отомстить. «Кто из героев вам понравился?» Запись на доске: Мне.... (кто?).... Слова для справок: умный, спокойный, не подал виду, понял. Ответ ученика: Мне понравился Журавль, потому что он умный, спокойный, не подал виду, что понял Лису. Она первая его обманула, поэтому и он так с ней поступил. Определяется тема сказки — дружба. Учитель спрашивает: «Чему учит сказка?» — и делает запись на доске: Сказка учит тому, как... Я думаю... Ответы детей: Сказка учит тому, как нельзя дружить. Сказка учит тому, что нельзя быть плохими друзьями. Сказка учит тому, как нельзя поступать с другом. Я думаю, так настоящие друзья не поступают. Определяется главная мысль сказки — это то, что задумал сказать, сообщить, объяснить автор, в чем нас хотел убедить. В беседе школьники с нарушениями слуха устанавливают, что текст имеет тему и главную мысль. Ответы детей говорят о глубоком понимании смысла сказки. Ученики не только поняли ее, но и почувствовали, пережили вместе с героями события, составили о них свое личное мнение и выразили отношение к прочитанному. Такая работа поможет им в дальнейшем подготовиться к самостоятельному пересказу с элементами рассуждения. Знакомство учеников с композиционным строением текста, соразмерностью его частей также готовит их к пересказу. С этой целью мы предлагаем следующие задания: • поделить текст на смысловые части в соответствии с данным планом;
• выяснить тему каждой части и соотношение их с темой всего текста; • определить композиционное построение текста (вводная, основная, заключительная части); • выделить части, соответствующие композиционному делению текста; • составить вопросы к прочитанному тексту, к каждой его части; • составить план с разными видами учительской помощи; • составить разные планы по тексту (картинные, словесные, простые, сложные); • откорректировать готовый план; • сравнить готовый и самостоятельно составленный план; • ознакомиться с планом — оглавлением большой книги. Обратимся к уроку по ненецкой сказке «Кукушечка» (4-й класс). Ученикам предлагается сравнить три варианта планов: Первый: 1. Болезнь матери. 2. Мать превратилась в кукушку. Второй: 1. Мать много работала. 2. Болезнь матери. Третий: 1. Мать превратилась в кукушку. 2. Мать много работала. Перед анализом планов ученики выделяют основные микротемы текста, затем сравнивают его содержание с каждым планом и выясняют, что второй вариант плана более точно и полно раскрывает содержание. Данный вид заданий направлен на обучение умению правильно выделять части текста и определять в них существенное, готовит к построению связного высказывания. Таким образом, выяснение предметной стороны произведения, понимание мыслей, чувств героев, оценка поступков, знакомство с основными характеристиками текста готовят глухих детей к пересказу. Пересказ — конструирование текста по аналогии с образцом. С целью оказания помощи учащимся в его построении
мы рекомендуем использовать подробный план с опорными конструкциями, средствами связи и лексическим материалом. Данные опоры позволяют ученикам сознательно и грамотно строить высказывание. Приведем вариант плана к рассказу К. Ушинского «Осень». План
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |