Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Так все и съели




В ходе составления схемы текста учитель обращает вни­мание детей на обстоятельство места на другой день, кото­рое сигнализирует о перемене места или времени действия, о перемене в развитии сюжета. Такая работа позволяет уче­никам проникать в текстовую сущность слов-зачинов.

Показателем замкнутости текста являются формаль­ные границы его начала и конца. Их определение необхо­димо для осознания учащимися композиционной целост­ности текста. Формированию умения определять эти границы служат следующие задания:

• выделить первое предложение текста, определить его назначение для всех последующих предложений рас­сказа;

• подобрать текстуальные синонимы первого предложе­ния;

• определить характер последнего предложения (пред­ложение-обобщение, финал, оценка);

• подобрать текстуальные синонимы последнего пред­ложения.

Так, в ходе анализа текста «По ягоды» ученики выясня­ют, что первое предложение Вот и земляника поспела указывает на время описываемых событий. Во всех после­дующих предложениях рассказывается о событиях, про­исходящих именно в это время.

Ученики могут предложить следующие текстуальные синонимы: уже созрела в лесу земляника; однажды бабуш­ка с Надей пошли в лес за земляникой; наконец созрела в

 

лесу земляника; эта история произошла, когда в лесу по­спела земляника.

Вместе с учителем ученики выделяют и определяют ха­рактер последнего предложения Так все и съели. Это пред­ложение-финал. К нему можно подобрать синонимы: так дело кончилось; ягоду за ягодкой они и съели; так они и съели ягоды; весело и дружно съели дедушка с внучкой зем­лянику.

Тематико-смысловое единство высказывания определя­ется знанием школьниками фактического материала, не­обходимого для раскрытия определенной темы, и умением объединять вокруг нее другие предложения для выявле­ния смысловой целостности высказывания. С целью обу­чения учащихся с нарушениями слуха объединению пред­ложений текста вокруг смыслового ядра мы рекомендуем следующие задания:

• выделить «опорные» эпизоды, раскрывающие основ­ную идею произведения;

• выделить из текста эпизоды, предложения, несущие второстепенную информацию;

• сопоставить эпизоды, несущие основную и второсте­пенную информацию;

• найти предложения, в которых раскрыта основная мысль текста;

• найти предложения, в которых основная мысль текс­та раскрыта косвенно;

• найти слова, предложения, передающие отношение автора к описываемым событиям и героям;

• подобрать цитаты из текста рассказа.

Данная система упражнений помогает учащимся встать на позицию автора и ответить на два важных вопроса: «Чему учит рассказ?» и «О чем в нем говорится?». Выяс­няя, о ком или о чем говорится в тексте, учащиеся опреде­ляют предмет речи, т. е. тему рассказа. Отвечая на вопрос, чему учит рассказ, к чему призывает и в чем убеждает нас автор, учащиеся выясняют основную мысль текста. Так, в

 

 

речь учащихся мы вводим понятия «тема» и «главная мысль» текста.

Приведем анализ сказки «Лиса и Журавль».

Учитель спрашивает: «Почему Лиса размазала кашу по тарелке?» Запись на доске:... была хитрой, жадной, доб­рой;... решил отомстить, отблагодарить.

Ответ ученика: Лиса поступила так потому, что была хитрой. Журавль решил ей отомстить.

«Кто из героев вам понравился?» Запись на доске: Мне.... (кто?)....

Слова для справок: умный, спокойный, не подал виду, понял.

Ответ ученика: Мне понравился Журавль, потому что он умный, спокойный, не подал виду, что понял Лису. Она первая его обманула, поэтому и он так с ней поступил.

Определяется тема сказки — дружба.

Учитель спрашивает: «Чему учит сказка?» — и делает запись на доске: Сказка учит тому, как... Я думаю...

Ответы детей: Сказка учит тому, как нельзя дружить. Сказка учит тому, что нельзя быть плохими друзьями. Сказка учит тому, как нельзя поступать с другом. Я ду­маю, так настоящие друзья не поступают.

Определяется главная мысль сказки — это то, что задумал сказать, сообщить, объяснить автор, в чем нас хотел убедить.

В беседе школьники с нарушениями слуха устанавлива­ют, что текст имеет тему и главную мысль. Ответы детей говорят о глубоком понимании смысла сказки. Ученики не только поняли ее, но и почувствовали, пережили вместе с героями события, составили о них свое личное мнение и выразили отношение к прочитанному. Такая работа помо­жет им в дальнейшем подготовиться к самостоятельному пересказу с элементами рассуждения. Знакомство учени­ков с композиционным строением текста, соразмерностью его частей также готовит их к пересказу. С этой целью мы предлагаем следующие задания:

• поделить текст на смысловые части в соответствии с данным планом;

 

• выяснить тему каждой части и соотношение их с те­мой всего текста;

• определить композиционное построение текста (ввод­ная, основная, заключительная части);

• выделить части, соответствующие композиционному делению текста;

• составить вопросы к прочитанному тексту, к каждой его части;

• составить план с разными видами учительской помо­щи;

• составить разные планы по тексту (картинные, сло­весные, простые, сложные);

• откорректировать готовый план;

• сравнить готовый и самостоятельно составленный план;

• ознакомиться с планом — оглавлением большой книги. Обратимся к уроку по ненецкой сказке «Кукушечка»

(4-й класс). Ученикам предлагается сравнить три вариан­та планов:

Первый: 1. Болезнь матери.

2. Мать превратилась в кукушку.

Второй: 1. Мать много работала. 2. Болезнь матери.

Третий: 1. Мать превратилась в кукушку. 2. Мать много работала.

Перед анализом планов ученики выделяют основные мик­ротемы текста, затем сравнивают его содержание с каждым планом и выясняют, что второй вариант плана более точно и полно раскрывает содержание. Данный вид заданий направ­лен на обучение умению правильно выделять части текста и определять в них существенное, готовит к построению связного высказывания. Таким образом, выяснение пред­метной стороны произведения, понимание мыслей, чувств героев, оценка поступков, знакомство с основными харак­теристиками текста готовят глухих детей к пересказу.

Пересказ — конструирование текста по аналогии с образ­цом. С целью оказания помощи учащимся в его построении

 

мы рекомендуем использовать подробный план с опорны­ми конструкциями, средствами связи и лексическим ма­териалом. Данные опоры позволяют ученикам сознатель­но и грамотно строить высказывание.

Приведем вариант плана к рассказу К. Ушинского «Осень».

План




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.