КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этап создания связного высказывания по прочитанному тексту
Этап создания связного высказывания по прочитанному тексту соответствует этапу обобщения прочитанного, на котором происходит целостное восприятие текста на более глубокой основе. На данном этапе мы рекомендуем знакомить учеников еще с одной характеристикой текста — завершенностью, а также закрепить знания учащихся о тексте. С целью обучения школьников умению соотносить тему и идею текста с его заголовком мы предлагаем следующие задания: • проанализировать заголовки по вопросам: а) О чем главном нам хотел рассказать автор? б) Какие заголовки вы считаете наиболее удачными? в) Какой из заголовков отражает главное? • подобрать к тексту заголовки, наиболее точно передающие его основную мысль, из ряда предложенных; • найти в заголовках ключевые слова: Приятное занятие. До чего же хорошо летом в лесу! • из ряда предложенных заголовков к тексту выбрать те, которые наиболее точно выражают его основную мысль, например: «Прогулка в лес*, «Чудесная прогулка в лес», «Неудачная рыбалка», «На рыбалке»; • сформулировать название заголовка; • кратко ответить на вопрос «О чем говорится в этом тексте?». В процессе выполнения заданий на определение тематико-смыслового единства, завершенности и замкнутости текста школьники приобретают знания о его строении, которые им потребуются для конструирования собственных высказываний. На этом этапе обучения мы предлагаем детям творческие задания по видоизменению и конструированию текстов. В процессе их выполнения школьники закрепляют знания о тексте. Упражнения предлагаются в определенной последовательности, с учетом их нарастающей сложности. Покажем это на конкретном примере. В 3-м классе при закреплении понятий «тема», «основная мысль», «заглавие», «части текста» используются следующие задания: • дополнить текст предложением на эту же тему;
• дополнить рассказ предшествующими событиями, опираясь на серию картин (сюжетную картинку); • дополнить данный текст основной мыслью; • подобрать тексты на заданную тему из числа данных; • перестроить текст с изменением основной мысли на противоположную; • перестроить текст с изменением заглавия на противоположное; • перестроить текст, заменив первое и последнее предложения на противоположные по смыслу; • придумать к рассказу новое заглавие, отражающее его основную мысль; • перестроить рассказ с изменением лица. В 4-м классе широко использовались такие упражнения: • определить тип текста (повествование, рассуждение) и составить его план; • расширить данный текст за счет включения слов и выражений, подчеркивающих основную мысль; • перестроить текст для изменения его основной мысли с помощью антонимов. После выполнения этих заданий дети постепенно подходят к самостоятельному конструированию текста, т. е. к самому сложному упражнению. При этом конструирование следует максимально подготовить. Предложенные нами творческие задания по видоизменению текстов постепенно подводят учеников к составлению самостоятельных связных высказываний. Однако это умение требует довольно длительной и целенаправленной подготовки, во время которой используется серия взаимосвязанных заданий. Рассмотрим методику их проведения на примере работы в 3-м классе. На обобщающем этапе изучения, например, русской народной сказки «Лиса и Журавль» учитель предлагает школьникам образец текста-рассуждения:
Лиса и Журавль — ненастоящие друзья. Доказать это можно так. Лиса хитрая. Она пригласила в гости Журавля. Угощение размазала по тарелке и сама слизала его языком. Журавль стучал, стучал клювом по тарелке, да так ему в рот ничего и не попало. Решил он ответить Лисе тем же. Пригласил лису в гости. Угощение положил в кувшин с длинным узким горлом, чтобы самому было легче лакомиться. Думала Лиса, что наестся на целую неделю, а ушла домой несолоно хлебавши. Можно сделать вывод: «Как аукнулось, так и откликнулось». Ученики вместе с учителем обсуждают этот текст. При этом сопровождающие вопросы и задания учителя могут быть следующими: О ком говорится в тексте? О ком говорится сначала? Расскажите, что говорится о Лисе. О ком говорится потом? Расскажите, как Журавль отомстил Лисе. О чем этот текст? Скажите кратко. Прочитайте вывод. Затем ученики отвечают на вопросы учителя: Что доказывается в тексте? Приведите доказательства ненастоящей дружбы Лисы и Журавля. О чем в тексте говорится сначала? Скажите кратко. О чем говорится потом? Как об этом можно сказать кратко? В ходе обсуждения (ответов на вопросы) учитель записывает на доске такой план: I. Лиса и Журавль — ненастоящие друзья. II. Доказательства: 1. Хитрая Лиса. 2. Журавль отомстил Лисе. III. Вывод: Как аукнулось, так и откликнулось. С 4-го класса дети учатся составлять высказывание-рассуждение по плану. Приведем конспект урока чтения на этане обобщения прочитанного по сказке Л. Каминского «Чья помощь лучше?»: 1. Чтение сказки по ролям. 2. Беседа, направленная на то, чтобы выяснить понимание текста сказки, построена по вопросам учителя: О чем говорится в сказке? Скажи кратко. Какую мысль доказывает автор? Как называется сказка? Как можно ответить на вопрос автора? Лексический материал: Лучшая помощь (кого!)..., потому что она настоящая. Она (что делает?).... Помощь (кого!)... ненастоящая, потому что они только (что делают"!)...; мало говорит; наделе помогает маме; только говорят; не хотят трудиться. 3. Коллективное составление плана рассуждения. Учитель предлагает ученикам доказать два тезиса: 1) старшие дочери — ненастоящие помощницы, 2) младшая дочь помогает маме по-настоящему. К каждому из тезисов ученики подбирают доказательства из содержания сказки, кратко формулируют их, делают вывод. В ходе работы составляются два плана: План 1. Старшие дочери – ненастоящие помощницы. 1. Эвелина — настоящая помощница 2. Доказательства: дочери не хотели трудиться; они мечтали развлекаться. 2. Доказательства: Эвелина своими руками убрала дом; она хочет отдыхать только с мамой. 3. Вывод: страшие дочери черствые и ленивые. 3. Вывод: Эвелина — заботливая и любящая дочь На доске в помощь ученикам записаны лексические и грамматические средства для оформления мыслей в рассуждении и для связи частей текста: Я думаю, что.... Это можно доказать так: во-первых..... во-вторых,.... Таким образом.....Мой вывод такой:.... На последующих уроках школьники вместе с учителем сначала составляют первый план рассуждения по тезису «Старшая сестра — Радивая», например, по сказке «Ленивая и Радивая», затем по этому образцу каждый индивидуально пишет план рассуждения по тезису «Младшая сестра — Ленивая». Младшая сестра — Ленивая План 1. Тезис. Старшая сестра — Радивая План 1. Тезис: Старшая сестра — радивая. 2. Доказательства: А) Она и минуты без дела не посидит Б) Принялась за дело в избе волшебника В) Выполнила просьбу старика 3. Вывод: Дело в руках огнем горит Младшая сестра – ленивая. 1. Тезис …………. 2. Доказательства А)………………Б)…………….В)…………. По ненецкой сказке «Кукушечка» предлагаем составить план по опоре: Опора 1. Твое отношение к сыновьям, 2. Доказательства: 1)................................. 2)................................. 3. Вывод: ………….. План 1. Отношение к сыновьям 2. Доказательства: 1) Болезнь матери 2) Мать превратилась в кукушку 3. Вывод: Сыновья — жестокие Приведем пример высказывания, составленного ученицей 4-го класса Галей Ю. по сказке «Кукушечка». Почему мне не понравились сыновья? Мне не понравились сыновья. Вот как это я могу доказать. Сыновья не слушались матери, играли целые дни. От тяжелой работы мама заболела. Она просила детей дать ей воды, но дети не выполнили ее просьбу. Тогда мать превратилась в кукушку и навсегда улетела от них. Мой вывод: сыновья — жестокие и равнодушные. Данное высказывание показывает, что предлагаемая система упражнений позволяет учить детей с нарушением слуха конструировать самостоятельные выказывания по прочитанному.
Таким образом, на этапе создания связного высказывания по прочитанному тексту школьники углубленно его анализируют, закрепляют знания о его основных характеристиках. Работа с текстом художественного произведения положительно влияет на формирование умения строить собственное высказывание. При обучении конструированию текста мы используем дифференцированный подход к учащимся. Опираясь на исследования Л.М. Быковой, Л.И. Тиграновой и их рекомендации, мы предлагаем различные виды помощи для разных групп учащихся класса. При выделении таких групп учитывались два критерия: уровень развития речи и уровень развития мышления (сформированность операций анализа, сравнения, обобщения и т. п.). Детям с оптимальным уровнем> развития речи чаще всего достаточно предложить для составления высказывания план, слова для справок, опорные словосочетания, а учащимся со сниженным или ограниченным уровнем развития речи необходимо предложить начало каждого предложения, а иногда даже деформированный текст. Так, для построения рассуждения типа «Младшая сестра — ленивая» для слабых учащихся структура рассуждения может быть следующий: Младшая сестра —.............. Это можно доказать так. Во-первых, она ничего дома делать не хотела..............Во-вторых, когда девочка попала в гости к волшебнику, то..............В-третьих, когда старик............. то она пошла нехотя выполнять его просьбу. Там........,.... Мой вывод такой:..... а.... Для закрепления в речи готовых образцов рассуждения и построения с ними самостоятельного текста аналогичная работа должна проводиться и на уроках развития речи. Поскольку рассуждение предполагает дискуссию, в которой сталкиваются разные точки зрения, важно создать в классе атмосферу полноправного речевого общения учите-
ля и учеников. Поэтому вопросы учителя должны быть направлены на ликвидацию логико-содержательных ошибок в речи и на подведение учащихся к осознанию несостоятельности предложенного ранее решения. Уважение к мнению учеников способствует воспитанию самостоятельности мысли, умению аргументированно отстаивать свое мнение, так как важно научить детей не только создавать текст рассуждения, безупречный в структурном и языковом отношении, но и воспитывать потребность высказывать в нем свою истинную позицию. Употребление учителем в беседе с учащимися таких речевых фраз, как я думаю, по-моему, а как ты думаешь?, воспитывают уважительное отношение к чужому мнению, желание считаться с ним. Также на уроках чтения необходимо создавать речевые ситуации, которые позволяют ученикам ориентироваться на такие внеязыковые факторы, как условия общения, адресат и цель высказывания. На первых уроках, связанных с созданием текста, речевую ситуацию определяет учитель. Так, при подготовке к уроку учитель продумывает цель речевой ситуации. Например: «Вчера я была на уроке чтения в 3-м классе. Ребята читали сказку Г. Цыферова "Ежик". Многим детям она не понравилась. Я думаю, что они невнимательно прочитали сказку. Давайте докажем ученикам, почему вам понравилась сказка. Доказывайте так, чтобы ребята снова захотели прочитать сказку». Итак, цель речевой ситуации — «доказывайте так, чтобы ребята снова захотели прочитать сказку». По мере накопления учащимися опыта ориентировки в речевой ситуации большее место занимает беседа, в которой учащиеся под руководством учителя определяют возможность адресата, условия сообщения и его цель. На уроке можно провести следующую беседу, например, по ненецкой сказке «Кукушечка»: Учитель: Какую сказку вы прочитали? Ученики: Мы прочитали ненецкую сказку «Кукушечка». Учитель: Я думаю, что нам надо обменяться впечатлениями о прочитанной сказке. Ученик: Да, нам надо высказать свое мнение о прочитанной сказке, о ее героях. Учитель: Зачем нам надо высказать свое отношение к героям сказки? Ученики: Высказать свое отношение к героям сказки нам надо ДЛЯ ТОГО, чтобы не поступать так, как поступили сыновья бедной женщины. Ученики: Надо помнить всегда, что нет на свете НИКОГО дороже, чем мать. Ее надо любить, беречь, помогать ей во всем. Из приведенного отрывка беседы ясно, что дети могут сами определить цель речевой ситуации: «Высказать свое отношение к героям сказки надо для того, чтобы не поступать так, как поступили сыновья бедной женщины». Знания и умения, приобретенные на уроках чтения, закрепляются на других уроках — на уроках развития речи и на уроках грамматики. В данном методическом пособии представлены 48 конспектов уроков чтения и развития речи. Художественные тексты для анализа взяты из «Книги для чтения 2 класса школы для слабослышащих» (автор-составитель О. А. Красильникова), «Книги для чтения 3 класса школы глухих» (авторы-составители Л. М. Быкова, М. И. Никитина) и «Книги по чтению для 4 класса школы глухих» (авторы-составители В. В. Нестерович, О. В. Шевцова). Разработанные конспекты уроков направлены на выработку умений анализировать произведения и осмысление учащимися элементарных понятий, связанных с текстом: «тема», «основная мысль», «средства связи», «структура текста». Для анализа художественных текстов мы рекомендуем использовать разнообразные методы и приемы обучения. Также в конспектах мы предлагаем лексический материал, различные словесные опоры для построения связного и грамотного оформления высказывания, примерные образцы и варианты ответов детей и образцы
вариантов пересказов, схемы краткого и полного рассуждения, примерные структуры ответов с опорными словами и без них. Для глухих и слабослышащих школьников словесные опоры обязательны и необходимы. Вез их усвоения дети с нарушениями слуха не смогут построить самостоятельное высказывание даже при условии полного и глубокого осмысления прочитанного текста. Конспекты уроков построены в соответствии с этапами формирования речевых умений. На уроках 1—6 учащиеся знакомятся с понятием «текст», а также учатся выделять тему и главную мысль текста. На уроках 7—32 ученики овладевают умениями выделять части в готовом тексте, устанавливать связь между предложениями, пересказывать по плану с элементами собственной оценки, знакомятся с элементарной схемой рассуждения, учатся обдумывать содержание текста во взаимосвязи с его построением. На уроках 33—43 учащиеся строят готовые рассуждения. На уроках 44—48 обобщаются и систематизируются знания и умения, необходимые для создания высказывания с элементами рассуждения. Следует отметить, что предлагаемая система работы по формированию связного высказывания с элементами рассуждения по прочитанным художественным текстам — лишь начало большой работы по развитию связной речи на уроках чтения, которая будет продолжена. Приведем содержание 48 уроков чтения с разбивкой по темам. Таблица 3
Продолжение табл. 3
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1993; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |