КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подготовительный этап построения связного высказывания по прочитанному произведению
Нами было установлено, что на этапе первичного целостного эмоционального восприятия текста глухие и слабослышащие дети 2—4-х классов затрудняются в оценке прочитанного, выражают ее односложно, формально или вообще не высказывают своего мнения, так как подготов- к эмоциональному восприятию художественного текста не уделяется достаточного внимания, школьники не умеют строить речевые конструкции для выражения своих мыслей, чувств. В связи с вышесказанным мы считаем, что основными задачами первого этапа являются: • построение связных высказываний репродуктивного характера; • накопление лексики; • формирование интереса к читаемому тексту; • актуализация представлений, полученных ранее. Опираясь на работы психологов, педагогов и сурдопедагогов (В. Г. Ананьева, Л. С. Рубинштейна, М. С. Васильевой, М. И. Омороковой, Т. П. Светловской, Н. Г. Морозовой, М. И. Никитиной) на первом этапе работы с текстом мы придаем принципиальное и основополагающее значение формированию интереса к читаемому, так как заинтересованность связана с желанием выразить свои мысли и чувства по прочитанному произведению. Для формирования интереса к читаемому мы предлагаем использовать разнообразные методы и приемы работы, например: разнообразные экскурсии; рассказ учителя о писателе и знакомство с выставкой его книг в библиотеке; вводный рассказ по теме произведения с элементами беседы и рассматриванием иллюстративного материала, репродукций картин, слайдов; беседа по личным впечатлениям; опережающее чтение и обмен впечатлениями от прочитанного. Подготовка и проведение таких видов работ требует широкого сотрудничества самих детей. Главная задача подобных уроков — создание определенной эмоционально-эстетической атмосферы средствами разных видов искусства, погружение детей в эту атмосферу, глубокое сопереживание. Чтобы дать возможность читателю с нарушением слуха выразить первичное впечатление от прочитанного, мы рекомендуем на подготовительном этапе обучения использовать следующие виды связного высказывания: • словарно-стилистические упражнения; • повторение готовых ответов;
• развернутые ответы на вопросы; • ответы по данному алгоритму; • высказывания с опорой на данную лексику. Важное место на этапе первичного целостного эмоционального восприятия текста занимает словарная работа. Она необходима для правильного восприятия содержания текста. С целью подготовки школьников к его чтению мы предлагаем следующие приемы работы. 1. Проведение беседы, в которой выясняются знания учеников по теме, активизируется их прежний речевой запас и пополняется новыми понятиями и выражениями. Например, до чтения рассказа И. Соколова-Микитова «Лето в лесу» проводится беседа о лете, летних каникулах. Ученики вспоминают о погоде, жизни и поведении летом птиц и зверей. Эти знания систематизируются, пополняется словарь учеников новыми выражениями: летом много света, море света, солнце печет, в воздухе зной: с жару дремлет лес, листья на деревьях не шевелятся, нет ветра, безветрие и др. 2. Рассматривание иллюстративного материала, которое готовит к чтению, например, стихотворения И. Сурикова «Ярко светит солнце», к чтению рассказов И. Соколова-Микитова «Лето в лесу», К. Ушинского «Осень», А. Фета «Ласточки пропали». Картины помогают в разъяснения ряда образных выражений, без которых тексты не будут поняты на должном уровне. 3. Включение слов, требующих объяснения, в рассказ учителя, подготавливающее детей к изучению темы. Так, до чтения сказки «Ленивая и Радивая» в рассказ о жизни крестьян в русской деревне можно включить новые слова: хлев, подойник, атласный сарафан, бусы из жемчуга и др. 4. Объяснение новых слов в ходе экскурсии. Так, на экскурсии перед чтением стихотворения И. Сурикова «Зима» школьники наблюдают картины зимы и усваивают значение фраз: лес спит непробудно, темный лес принакрылся шапкой, поле покрыто пеленой.
Для закрепления новой лексики в речи учащихся мы рекомендуем следующие упражнения: • словарно-стилистические; • словесное рисование с использованием новых выразительных языковых средств; • развернутые ответы на вопросы с использованием новых слов; • постановка вопросов с включением новой лексики. Так, на вводном уроке по сказке В. Бирюкова «Какого цвета снег?», во время экскурсии в зимний парк мы старались расширить словарь школьников введением следующей лексики: волшебница-зима, зимушка зима; снег хо ладный, белый, хрустящий, пушистый, липкий; пахнет свежестью, в воздухе морозно, деревья спят, парк дремлет, тяжелые шапки снега, спят под тяжестью снега. Надо отметить, что экскурсия помогает создать у глухих и слабослышащих детей эмоциональный настрой, соответствующий теме изучаемого произведения: актуализирует представления, знания, эмоции, необходимые для воссоздания авторского образа; подготавливает детей к пониманию художественного текста. После экскурсии учитель проводит беседу о зиме «Какое сейчас время года?». Для ответа на вопрос предлагается выполнить следующее упражнение: Сейчас (что?).... Пришла (что?).... Наступила (что?).... На улице (что?).... К нам в гости пришла (кто?).... Слова для справок: зима, зимушка-зима, волшебница-зима. (Ученики дополняют фразы словами из справок.) Ответы учеников: Сейчас зима. К нам в гости пришла волшебница зима. На улице зимушка-зима. Для ответа на вопрос «Какой бывает снег?» предлагается следующее словарно-стилистическое упражнение: Снег бывает (какой?).... Слова для справок: холодный, мокрый, грязный, белый, хрустящий, пушистый, липкий. (Ученики дополняют фразу словами из справок.)
На вопрос «Какой сегодня снег?» ученики отвечают: Сегодня снег белый, пушистый, холодный. Для ответа на вопрос «Какой воздух?» предлагается словарно-стилистические упражнения: Воздух (какой?).... Воздух пахнет (чем?).... На улице (как?).... Слова для справок: холодный, морозный, свежий, бодрящий, чистый, прохладный; пахнет свежестью, морозцем, морозом; морозно, холодно. (Ученики выбирают для ответа.) Ответы учеников: Воздух свежий и морозный. Воздух бодрящий. Воздух холодный. Воздух пахнет свежестью. Воздух пахнет свежестью и морозом. На улице холодно. На улице морозно. Для ответа на вопрос «Какими мы увидели деревья?» проводятся словарно-стилистические упражнения: Деревья (что делают?).... Деревья в парке стоят (в чем?).... Сосны и ели покрыты (чем?).... Парк (что делает?).... Деревья под тяжестью снега спят (как?).... Слова для справок: стоят в снегу, дремлет, спит, тяжелыми шапками белого снега, непробудно. (Ученики выбирают фразу и нужные слова для ответа.) Ответы учеников: Деревья спят. Деревья в парке стоят в снегу. Сосны и ели покрыты тяжелы шапками белого снега. Парк дремлет. Деревья под тяжестью снега спят непробудно. Данный пример показывает, что речь школьников с нарушением слуха становится богаче тогда, когда ребята сами увидели красоту в природе, обрадовались ей. Вариативность высказываний школьников и закрепление новой лексики обеспечивается ходом выполнения словарно-стилистических упражнений. Чтобы высказывание было связным, а также для актуализации представлений, полученных ранее, мы рекомендуем проводить беседы по личным впечатлениям. Обратимся для примера к фрагменту беседы о лете перед чтением рассказа И. С. Соколова-Микитова «Лето в лесу». Вопросы учителя: Как вы думаете, почему летом цветут цветы, поспевают ягоды, фрукты, овощи, созревают хлеба? Почему летом у птиц и зверей появляются детеныши?»
Ответы, записанные на доске: Летом много света, тепла, влаги. Вот почему летом цветут цветы, созревают ягоды, фрукты, хлеба. У зверей и птиц появляются детеныши, потому что летом много тепла и корма. Они нужны малышам, чтобы набраться сил и вырасти. (Ученики вместе и индивидуально прочитывают ответы на вопросы.) В ходе беседы учащиеся читают готовые образцы ответов. Учитель обращает их внимание на слова, служащие для связи слов в предложениях: вот почему, потому чти, чтобы. С целью проникновения в эмоциональную атмосферу текста художественного произведения мы считаем, что значительное место должно занимать выразительное чтение взрослого как эталон чтения художественного текста. Чтение взрослого — это своего рода театр одного актера, который своей игрой (интонацией, паузами, расстановкой акцентов) облегчает работу маленьких читателей, помогает им «открывать» в тексте новые глубины и оттенки. На данном этапе работы мы рекомендуем вводить опережающее чтение рассказов с минимумом новых слов и последующий обмен впечатлениями по прочитанному произведению. Например, после опережающего чтения рассказа Л. Воронковой «Жаркий день» детям учитель задает вопрос «Что показалось смешным?» и предлагает выбрать из предложенных ответов свой вариант: Я рассмеялся (лась), когда читала о том, как плескался в тазу гусак. Я смеялся (лась), когда читала о гусаке. Мне было смешно читать, как плескался в тазу гусак. Мне было весело читать. Я представлял(а), как гуси ныряли головами в воду и плескался гусак. Приведем ответы учениц 3-го класса. Каждая из девочек выбрала тот ответ, который соответствует ее настроению от прочитанного произведения: «Я смеялась, когда читала о гусаке». (Таня К.) «Мне было весело читать. Я представляла, как гуси ныряли головами в воду и плескался гусак». (Таня Л.)
При анализе вариантов ответов учитель обращает внимание учащихся на языковое оформление связности высказываний с помощью союзов когда, как. С целью оказания помощи глухому ученику в выражении своих чувств от прочитанного мы рекомендуем проводить на вводных уроках упражнения по дополнению ответа словами и словосочетаниями, выражающими разные оттенки чувств. Например, перед чтением стихотворения И. Сурикова «Зима» на вопрос учителя «Какие чувства у вас вызывает зима?» на доске записываются варианты ответов: Солнце зимой светит, а не греет. Мне.... Поля и луга покрыты снежным одеялом. Мне.... Лес непробудно спит. Мне.... На землю падает белый пушистый снег — это.... Деревья стоят в белых снеговых шубах и шапках — это.... Слова для справок: радостно, печально, красиво, хочется спать, грустно, одиноко, тоскливо, весело, хочется петь. (Ученики дополняют высказывания словами и словосочетаниями, выражающими разные оттенки чувств.) Нами было замечено, что школьники с нарушением слуха затрудняются в выборе таких слов, как одиноко, тоскливо, так как они им не знакомы. Поэтому учитель на экскурсии или в ходе вводной беседы проводит работу по объяснению новой лексики. Чтобы помочь учащимся выразить свое отношение к прочитанному, можно предложить структуру высказывания с опорой на данную лексику. Например, после первичного прочтения ненецкой сказки «Кукушечка» выясняется, какое настроение вызвало прочитанное произведение. С этой целью для построения высказывания предлагается структура и опорная лексика, которая включает все возможные оттенки настроения (грустное, печальное, радостное, веселое, сердитое, насмешливое). Ученики должны выбрать именно то, которое соответствует их настроению, тем самым проверяется •осознанность смысла сказки. Ответы учащихся, что сказка грустная, создает печальное настроение, свидетельствуют о том, что первичное понимание текста правильное. Чтобы ответить на вопрос
«Что вам запомнилось?», учащимся надо было дополнить пропущенную часть сложного предложения. Выполнение такого рода упражнений помогает им строить предложения с использованием языковых средств связности — союзов как, что: Мне запомнилось, как,., (мать покинула своих сыновей, мать просила воды у сыновей, мать от тяжелой работы заболела, дети бежали за мамой и просили ее вернуться). Выполнение подобного вида упражнений учит связно высказывать свои мысли. Для создания определенной эмоциональной атмосферы на уроке можно использовать игровые приемы. Так, например, перед чтением стихотворения И. Сурикова «Зима» учитель заранее предупреждает детей о том, что на уроке будет необычный волшебный гость. Для него ученики готовят подарки-снежинки. На уроке учитель зачитывает письмо от феи, которое утром к класс принесла одна из снежинок: Дорогие мои ребята! Сегодня я перенесу вас в Зимнее царство. Для того чтобы попасть в него, вам нужно сделать маленький снегопад, потому что зимнее царство не бывает без снега. Второе, что вам поможет попасть туда — это зимние стихи. В путь, друзья мои! Фея.
После прочтения учащимися письма учитель проводит беседу по содержанию. Чтобы ученики с нарушением слуха смогли выразить свои мысли, им предлагаются структуры высказываний. Например: Куда приглашает Фея? — Фея нас приглашает в (какое?)... царство. Надо сделать (что?).... (Ученики дополняют структуру высказывания словами из письма.) Какие условия надо выполнить, чтобы попасть в Зимнее царство? — Для того, чтобы попасть в Зимнее царство, нам надо сделать (что?): во-первых,..., во-вторых,.... (Ученики дополняют структуру высказывания словами из письма.) Далее учитель предлагает взять в руки снежинки и размахивать ими так, как будто в классе пошел снег. (Дети размахивают снежинками под музыку.)
Какие условия Феи мы выполнили? — Это было (ка кое?)... условие Феи. Для того чтобы попасть в Зимнее царство, мы (что сделали!).... Так эмоциональная подготовка к восприятию художественного текста обогащает чувственный опыт, готовит читателя с нарушением слуха к его восприятию, а предлагаемая структура ответов помогает выражать мысли, проводить работу по обучению глухих школьников связному высказыванию. На подготовительном этапе обучения мы рекомендуем ознакомить учеников с понятием «текст». Например, чтобы научиться отличать текст от отдельных ' предложений, можно предложить следующие задания: • назвать картинки, определить, что написано под ними (слова или предложения); • сказать, что изображено на сюжетной картинке, сделать вывод, что подпись к ней — это предложение (Мальчик катится на санках с горы). В предложении говорится о мальчике, все слова связаны но смыслу (вывод формулируется с помощью учителя); • сказать, что изображено на следующих трех картинках, прочитать подписи к ним и определить, что написано под картинками: текст или отдельные предложения; • определить, что подписи к другим трем картинкам — это отдельные предложения, так как в каждом из них говорится о своем, они не связаны по смыслу; • различить на слух слова, отдельные предложения, текст. В процессе выполнения заданий учитель управляет мыслительной деятельностью школьников с помощью алгоритмов. Например, алгоритм для различения текста и отдельных предложений может быть следующим: 1. Прочитайте предложения. 2. Подумайте, о чем говорится. 3. Связаны предложения по смыслу или нет? 4. Сделайте вывод: Это текст, потому что предложения.... Или: Это отдельные предложения, потому что они не.... Затем учитель делает следующую запись на доске: Зеле ной листвой одеты деревья. Мальчик увидел бабочку. Художник нарисовал птицу. Он объясняет ученикам, что это не текст, а три предложения, потому что в каждом говорится о разном. В первом — о деревьях; во втором — о мальчике, который увидел бабочку; в третьем — о художнике, который нарисовал птицу. Эти предложения не связаны между собой по смыслу, их не объединяет тема. А рассказ И. С. Соколова-Микитована «Лето в лесу» можно назвать текстом, потому что все предложения в нем связаны по смыслу, их объединяет тема. На основе данного сравнения учащиеся подводятся к выводу о том, что текст — это сочетание предложений, связанных между собой по смыслу. Итак, на подготовительном этапе обучения связному высказыванию глухие и слабослышащие школьники знакомятся с высказываниями репродуктивного характера, учатся словесно оформлять мысли и эмоции первичного впечатления от прочитанного с помощью чтения готового ответа, выбора образца ответа, выполнения словарно-стилистических упражнений, дополнения алгоритмов ответа и высказывания с опорой на данную лексику. Каждый вид высказывания предполагает работу над его связностью. На первом этапе работы дети знакомятся с понятием «текст» и готовятся к углубленному анализу художественного произведения. С этой целью используются разнообразные методы и приемы обучения.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 946; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |