Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обучающий этап формирования связного высказывания по прочитанному произведению




На этом этапе необходимо каждый факт осмыслить и соотнести с мотивами описываемого действия, с общими событиями, а затем вызвать у детей к нему отношение, ко­торое передается особым построением высказывания. Чтобы глухие и слабослышащие школьники сознательно конст­руировали свои высказывания, в содержание обучения

вводятся речеведческие понятия «тема текста», «главная мысль», «части текста».

 

В ряде работ методистов начальной школы (Т. А. Лады­женской, Т. Г. Рамзаевой, Л. И. Величко, В. И. Капинос, Г. С. Щеголевой) имеются рекомендации к работе над речеведческими понятиями на уроках развития речи. Уче­ные отмечают, что речеведческая теория должна усваивать­ся детьми не в виде формулировок и правил, а в «деятельной форме», в виде учебных действий с понятиями. Этой точ­ки зрения придерживаемся и мы.

На данном этапе ознакомление и усвоение речеведческих понятий происходит в процессе обучения глухих и сла­бослышащих школьников умению определять тематико-смысловое единство текста, рассматривать его композици­онную структуру как замкнутое смысловое целое высшего порядка.

На втором этапе обучения основным видом высказыва­ния является пересказ, подготовка к которому включает работу по осмыслению прочитанного и знакомство с основ­ными характеристиками текста.

С целью включения школьников в деятельность по осмыс­лению произведения и ознакомления с характеристиками текста мы используем рекомендации лингвистов, методис­тов массовой и специальной школ, таких, как С. А. Адамо­вич, М. С. Васильева, М. И. Оморокова, П. Н. Светлов-ская, Е. И. Никитина, Р. И. Никольская, Т. А. Ладыжен­ская О. И. Москальская. Вслед за ними мы считаем, что осмысление произведения — сложный процесс, который осуществляется в совместной деятельности учителя и уче­ника, и рекомендуем использовать при анализе текста и усвоении его характеристик следующие методы обучения: словарную работу, выборочное чтение, фактическую, ана­литическую и проблемную беседы, игру-инсценирование и драматизацию, словесное рисование и др.

Значительное речевое недоразвитие глухих и слабослы­шащих детей, выявленное Р. М. Боскис, Л. М. Быковой, А. Г. Зикеевым, С. А. Зыковым, А. М. Гольдберг, оказывает

 

существенное влияние на осмысление и языковое оформ­ление связных высказываний учащихся. Опираясь на дан­ные сурдопедагогики, лингвистики, методики языка и чтения, на этапе анализа текста мы увеличиваем долю словарно-стилистических упражнений. Они обогащают сло­варный запас учащихся и готовят их к пересказу. Харак­тер заданий формулируется по-разному. Например, по рассказу К. Ушинского «Осень»:

а) дополните предложения: Березка была (какая1!)..., а стала (какая?).... Трава была (какая"!)..., а стала (ка­кая1!)...;

б) скажите по-другому: Осыпались листья —.... По небу плывут тяжелые серые тучи —....

По русской народной сказке «Лиса и Журавль»: Замените эти выражения словами сказки: стала уго­щать —...; угостить нечем —....

По рассказу И. Соколова-Микитова «Лето в лесу» за­полни таблицу по аналогии:

Осенние дождики Летние дождики
Идут часто Идут (как?)...
Идут беспрестанно Идут (как?)...
Холодные дожди (Какие?)... дожди
Земля не просыхает быстро Земля просыхает (как?)...

По русской народной сказке «Ленивая и Радивая» со­ставьте предложения со словами: атласный сарафан, бусы из жемчуга.

По рассказу В. Чаплиной «Мушка» сравните слова соба­ка и собачка. Какая разница между этими словами?

Приведем фрагмент урока по осмыслению фактическо­го материала с выполнением словарно-стилистических уп­ражнений в ходе анализа сказки «Лиса и Журавль»:

Учитель дает задания: Прочитать, что придумала Лиса. Ученики находят ответ в тексте. Затем спрашивает: Как сказать вздумала Лиса по-другому? Ученики заменяют слово вздумала другим: Лиса.... Лиса....

 

 

Слова для справок: придумала, решила, надумала.

Учитель предлагает сказать своими словами, что приду­мала Лиса: Лиса придумала угостить Журавля кашей. Лиса решила позвать Журавля в гости. Лиса надумала позвать Журавля к себе в гости.

В приведенном фрагменте для выяснения предметной стороны произведения используются выборочное чтение, словарно-стилистические упражнения, которые способст­вуют вариативности высказываний. Накопление в речи учеников вариативной лексики помогает в построении пе­ресказа. С целью оказания помощи в построении пересказа мы рекомендуем ознакомить их с такими понятиями, как «замкнутость», «тематико-смысловое единство», «связ­ность» текста.

Установление замкнутости текста включает выявление связи между предложениями и выделение формальных границ его начала и конца. Выявлению связи между пред­ложениями служит схематическая запись текста, напри­мер, по рассказу Я. Тайца «По ягоды».

С помощью учителя дети выделяют две группы темати­чески связанных предложений, каждая из которых имеет микротему. Первая группа — со второго по пятое предло­жение — описывает события, которые произошли с Надей и бабушкой в один из летних дней. Вторая группа — с шес­того по четырнадцатое предложение — события, которые произошли на другой день. Смысловым центром первой части является фраза «У бабушки полная кружечка, а у Нади — пустая...», второй — «И они стали есть из одной кружечки».

Схематическую запись данного текста можно предста­вить следующим образом:

По ягоды

Вот и земляника поспела....................................

133

У бабушки полная кружечка, а у Нади — пустая, Стыдно стало Наде.

На другой день.

. И они с Надей стали есть из одной кружечки.......




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.