КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Деревья. становится прохладно, начинает холодать, легкие морозы, заморозки, дожди моросят, идут часто, беспрестанно
Погода Начало рассказа: С конца августа... С конца лета... В начале сентября... Вот и началась осень Примерная лексика: становится прохладно, начинает холодать, легкие морозы, заморозки, дожди моросят, идут часто, беспрестанно, каждый день, земля влажная от дождей, земля не просыхает, на земле лужи и грязь, ветер дует без устали, сильно, порывисто, свинцовые тучи, тучи без конца, на улице темнеет рано Начало части: Вот и листья на деревьях... Уже листья.,. Деревья... Леса... Примерная лексика: листья летят, кружатся, мчатся, разносятся до..., падают, покрывают, становятся легкие, высохшие, разноцветные, золотые, золотистые, багровые, красные, коричневые, деревья голые, поредевшие Береза была..., а стала.... Осина была..., а стала.... 3. Птицы. Начало части: Вот и птицы... Птицы собираются... Наступило время отлета птиц. Примерная лексика: перелетные птицы, летние гости собираются, тянутся, подумывают, начинают собираться гуси, утки, журавли, ласточки первыми Потом... И наконец... Остаются... Окончание рассказа: Вот такая... Так заканчивается осень. Вот и осень... Осень подошла к концу. Приведем высказывание ученицы 4-го класса, составленное по рассказу К. Ушинского «Осень»: Вот и началась осень. На улице становится все прохладнее. Идут часто дожди. Земля уже не просыхает. Она влажная от дождей. Кругом грязь и лужи. Ветер дует без устали. На улице рано темнеет. Уже листья на деревьях пожелтели. Береза была зеленая, а стала золотистая. Вот и птицы собираются в стаи. Гуси, утки, журавли, ласточки улетают на юг. Первыми собираются ласточки. Потом тянутся журавли. И наконец, улетают утки и гуси. Остаются вороны. Вот такая осень. Это высказывание можно рассматривать как замкнутое тематико-смысловое целое. Содержание текста раскрыто последовательно. Выделяются три самостоятельные группы предложений. Высказывание оформлено начальной (Вот и началась осень) и конечной (Вот такая осень) фразами. Средствами межфразовой связи служат слова уже, вот и. Таким образом, работа над замкнутым тематико-смысловым единством текста оказывает влияние на осознанность построения высказывания. Более сложным вариантом связного высказывания на втором этапе обучения является повторение ответов с эле-
ментами рассуждения и построение по схеме простейшего рассуждения. В ходе аналитической беседы, вопросы которой помогают учащимся проникнуть в характер героев и их взаимоотношения, осмыслить мотивы поступков и понять связи между предложениями, мы предлагаем учащимся повторить готовые ответы с элементами рассуждения: «Осень зовут в гости, потому что в это время года очень красиво в лесу, садах, парках и созревает урожай». Учитель объясняет учащимся, что на доске записан ответ-рассуждение. Оно состоит из двух частей. В первой — обязательно говорится о том, что должны объяснить, во второй — слова потому что связывают части ответа-рассуждения. После объяснения учителем запись на доске имеет следующий вид: I. То, что доказывается Осень зовут в гости. потому что II. Доказательства в это время года очень красиво в лесу, садах, парках и созревает урожай. Когда школьники научатся выделять части в готовом ответе, им предлагается самостоятельно сконструировать простейшее рассуждение сначала по схеме и опорным словам, а потом только по схеме. Обратимся к сказке Г. Цыферова «Ежик». После чтения и анализа сказки ученики отвечают на вопрос: Почему рассмеялся ежик? Составление ответа по схеме: потому что I. То, что доказывается потому что мостик так как II. Доказательства Лексический материал: понял ошибку, догадался об ошибке, отражение нельзя наколоть на серую иголку.
Приведем высказывания учащихся: «Ежик рассмеялся, потому что понял свою ошибку. (Ян Л.) «Ежик рассмеялся, потому что отражение нельзя наколоть на серую иголку». (Аня Т.) «Ежик рассмеялся, так как утром под лопухом вместо голубой звезды нашел большое красное солнышко. Он понял свою ошибку». (Наташа В.) Приведенные высказывания построены учениками с помощью схемы. В каждом из них присутствует союз потому что или так как, которые в рассуждении выступают в качестве смысловой связи. Предлагаемая нами схема и лексический материал дают возможность учащимся с различным уровнем развития речи словесно оформить собственное мнение. Пересказ с включением простейшего рассуждения — это еще более сложный вид связного высказывания второго этапа обучения. Мы рекомендуем его использовать на этапе, когда дети знакомы со структурой простейшего рассуждения. В план пересказа включаем вопрос, ответ на который предполагает высказывание собственного мнения. Например, для пересказа текста Л. Воронковой «Жаркий день» учитель дает ученикам план и лексический материал. План 1.Жара яркое солнце, ярко светит солнце, сильно пекло, на небе ни облачка, безветрие, тишина от летнего зноя, горячее от солнца, трудно стоять. 2. Куры спрятались (от чего?)... (где?)... 3. Гуси столпились, подошли, окружили, ныряли головами, забрали. 4. Гусак. стал плескаться, встряхивать крыльями, вода грязная-прегрязная. 5. Какая картина запомнилась? Почему? Структура ответа: Мне запомнилось, когда... Мне понравилась картина, как... Схема I. То, что доказывается потому что мостик так как II. Доказательства
Приведем пример высказывания: Был жаркий день. Ярко светило солнце. Оно сильно пекло. На небе не было ни облачка. Безветрие. Кругом стояла тишина от летнего зноя. Дорожка была горячая. Босыми ногами было трудно стоять на земле. Куры спрятались от солнца в тень под куст сирени. Гуси столпились около таза с водой. Они ныряли головами в воду и пили ее. Вдруг гусак уселся в таз с водой. Он стал плескаться и встряхивать крыльями. А когда гусак вылез, то в тазу осталось совсем мало воды, да и та была грязная-прегрязная. Больше всего мне запомнилась картина, как лежали куры в тени, раскрыв клюв от жары. Мне понравилась эта картина, потому что я наблюдал ее летом у бабушки в деревне. (Алеша А.) Ученик пересказал рассказ и, опираясь на схему, дополнил его самостоятельным высказыванием. Итак, на втором этапе обучения параллельно с чтением и анализом текста дети знакомятся с основными характеристиками текста (тематико-смысловое единство, замкнутость, связность), усваивают речеведческие понятия (тема текста, главная мысль), расширяют словарный запас, учатся конструировать высказывания по образцу, знакомятся с элементарным рассуждением, готовятся к обобщению прочитанного и самостоятельному построению высказываний.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |