КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы формирования процесса организации
Процесс организации отражает количественные и качественные изменения объекта управления на всех его этапах и стадиях. Упрощенная схема процесса организации может быть представлена в следующем виде: цель – ситуация – проблема – решение. Каждый этап состоит из набора процедур и операций. В зависимости от построения, выбора того или иного сочетания процедур и операций процесс организации может получить следующие свойства: 1. Устойчивость. При возникновении возмущающих воздействий на любом этапе процесс протекает по стандартной схеме, причем сам процесс связан с созданием некоторого запаса, компенсирующего возможные отклонения при корректировке целей, изменении ситуации или изменения варианта решения. 2. Изменчивость. Процесс связан с созданием запасных вариантов при заранее предусмотренных параметрах возмущающих воздействий. В случае возникновения непредвиденных возмущающих воздействий, процесс может осуществляться по непредсказуемой схеме с большими затратами всех ресурсов. 3. Непрерывность. При возникновении возмущающих воздействий, процесс будет связан с эволюционными (постепенными) изменениями в выполнении операций на каждом этапе. 4. Дискретность. При возникновении возмущающих воздействий на любом этапе процесс будет осуществляться с постепенным наращиванием или ослаблением до заданного конечного состояния одного этапа, а затем будет осуществлен переход к следующему этапу и т.д. 5. Цикличность. При возникновении возмущающих воздействий на любом этапе процесс будет связан с постоянной корректировкой выполняемых операций в зависимости от промежуточных результатов. 6. Однократность. При возникновении возмущающих воздействий на любом этапе процесс будет проходить по стандартной схеме.
Принципы построения процесса организации: 1. Процесс должен быть направлен на достижение целей, а не на устранение возмущающих воздействий. 2. При выявлении проблемы необходимо учитывать как можно больше управляемых и неуправляемых факторов, влияющих на процесс. 3. Осуществлять сокращение влияния субъективного фактора на процесс. 4. Обеспечение соответствия свойств процесса техническим и организационным ресурсам и организации. 5. Процедуры и операции каждого этапа процесса должны быть обоснованы. 6. Процесс должен обеспечиваться оптимальной информационной средой. Рассматривая влияние новых информационных технологий на процессы рационализации организационной деятельности, хотелось бы отметить тот факт, что в истории человечества новации в области технологий не раз оказывали революционное влияние на общественное и экономическое развитие. В последние десятилетия благодаря стремительному развитию информационных технологий мировое сообщество вступило в эпоху формирования нового информационного пространства, которое создается на базе компьютеризации и сетевых телекоммуникаций. Это объективное явление современной действительности, рассмотренное нами в рамках закона информированности и упорядоченности, сопровождается нарастанием объемов социально значимой информации, используемой в системах управления организационными системами с целью рационализации их деятельности-. Накапливаемая в процессе развития общества информация становится источником экономии времени и общественного труда, т.е. мощным фактором ускорения общественного развития. Уровень информатизации процессов управления стал одним из наиболее важных показателей социально-экономического прогресса, достигнутого государством и отдельной организацией. С качественной стороны увеличение объемов информации, используемой в решении задач управления организациями, приводит к рационализации человеческого труда и росту благосостояния. Под влиянием описанных процессов уже сейчас в человеческом обществе сформировалась группа людей, для которых основным профессиональным занятием стала работа с информацией.
Информатизация общества вызвала изменения во всех сферах жизни и во многом способствовала возникновению новых типов отношений между деловыми организациями как субъектами экономической деятельности. Прямым следствием появления нового типа рыночных отношений стали рационализация взаимоотношений между организациями и использование более эффективных методов целенаправленного управления в рамках отдельных организационных систем. Конечная цель происходящих в настоящее время процессов информатизации — это превращение современного общества в информационную цивилизацию с гуманистическим и рациональным устройством. По мере развития этих процессов будет происходить все большая гармонизация социально-экономической деятельности. В современных высокотехнологичных производствах информация, наряду с менеджментом, все в большей степени выступает в качестве «организатора производства». Информационные ресурсы организации увеличивают совокупную мощность материальных и социальных компонент и максимизируют синергетический эффект. С позиций рационализации можно выделить следующие основные направления воздействия накопленного информационного ресурса на деятельность организации: создание новых более совершенных технологий производства конечного продукта; использование методов, обеспечивающих повышение эффективности управления деятельностью организации; качественное изменение характера труда членов коллектива организации благодаря переходу его на новый образовательный и профессиональный уровень. В экономической деятельности современного общества участвует большое количество различных организаций. Между ними установлены коммуникационные связи, налажены деловые партнерские отношения, определяющие не только долю их участия в решении общей задачи, но и меру ответственности за невыполнение возложенных на них функций. В этих условиях наглядно проявляется рационализирующее воздействие среды электронной коммерции на ведение бизнес-
Основной отличительной особенностью среды электронной коммерции является то, что в этой среде установление партнерских и договорных отношений, равно как и выполнение различных финансовых операций между организациями и банками, происходит с максимальной степенью рационализации, т.е. в реальном масштабе времени в процессе общения партнеров на виртуальной интернет-площадке. Особенно заметно влияние методов электронной коммерции на один из важнейших элементов процесса рационализации — на снижение издержек в сфере экономической и организационной деятельности, связанной с обеспечением товародвижения. В экономической науке эти издержки называют трансакционными. К трансакционным издержкам в деятельности деловых организаций принято относить издержки, возникающие в ходе ведения переговоров и заключения соглашения (договора или контракта). Это среди прочего временные и материальные затраты, связанные с пересылкой и обработкой документов, транспортировка материальных ресурсов, перевод денежных средств. Оценим влияние новых информационных технологий введения бизнес-деятельности на трансакционные издержки. Реализация всех этапов логистического процесса, обеспечивающего движение товара от производителя к потребителю, требует обработки значительных объемов информации и интенсивного обмена данными между всеми его участниками. Как отмечается в работе К. Эрроу, посвященной анализу роли трансакций в регулировании рыночных отношений, трансакционные издержки вбивают клин между ценами продавцов и покупателей и тем самым приводят к значительным материальным потерям, нанося с позиций традиционной экономической теории ущерб общественному благосостоянию.
Работа в среде электронной коммерции коренным образом меняет воздействие трансакционных временных и материальных издержек на ведение экономической деятельности. В связи с этим возникло новое направление в экономике, которое получило название экономики без трения. Такое название, объясняется тем, что установка деловых контактов, заключение партнерских и договорных отношений в системе электронной коммерции осуществляется практически одномоментно. Это означает, что, несмотря на возможное нахождение партнеров в достаточно отдаленных точках земного шара, они работают как бы в одном виртуальном офисном помещении, видят друг друга, обмениваются мнениями, ведут совместную работу с документами. Неисчерпаемые возможности предоставляются современными сетевыми технологиями в бизнес-деятельности. Договаривающиеся стороны избавляются от необходимости пересылки документов, поездок для организации совместных переговоров и многого другого. Теоретически потери времени на заключение договорных трансакций сводятся к нулю. Материальные потери сводятся к оплате за абонентское обслуживание в сети. Например, стоимость финансовых трансакций между организацией и банком сокращается в десятки и сотни раз, время на их проведение исчисляется секундами. Именно поэтому, по аналогии с механикой, среда перемещения материальных и денежных ресурсов в системе электронной коммерции получила название среды «без трения», т.е. без сопротивления Вашим действиям в ведении бизнеса. Единственное исключение из общих тенденций — это транспортные трансакции. Использование новых информационных технологий повлияло на скорость и четкость организации процесса перевозки, но не на скорость движения транспортных средств и стоимость используемых при перевозке энергоносителей. Оценивая влияние методов электронной коммерции на условия выполнения экономических трансакций, прежде всего надо установить набор критериев, по которым будет производиться оценка. Очевидно, что базовым критерием является цена произведенной операции. Но для обобщенной оценки эффективности протекания бизнес-процессов одной этой оценки явно недостаточно. Следующим важным критерием является скорость выполнения операции. Поскольку в данном случае речь идет о построении обобщенных оценок, то нас прежде всего будет интересовать время выполнения операции. В реализации современных технологий выполнения трансакций, как правило, бывает задействовано несколько организаций, большое количество людей, разнообразные технические ресурсы. От четкой работы каждого из объектов, от слаженности их действий зависит конечный результат. Надежность всех звеньев сложной цепи принято характеризовать общим уровнем риска, связанного с невыполнением операции. При этом надо иметь в виду, что к серьезным последствиям может привести не только невыполнение операции, но и задержка во времени, а иногда и слишком преждевременное ее выполнение. В связи с этим в качестве следующего критерия мы выбираем оценку степени риска. И, наконец, еще одна характеристика, важнейшая с точки зрения человеческой психологии и, безусловно, влияющая на весь ход выполнения процесса, — это удобство выполнения операции в сети. Одним из наиболее существенных признаков рационализации торговых операций является стягивание пространства в одну точку на экране, что позволяет решать в реальном масштабе времени проблемы многих деловых организаций, занимающихся ведением торговых операций или оказанием услуг с помощью сети Интернет и находящихся на значительном удалении от своих клиентов. Другим, не менее важным признаком рационализации деятельности организаций является возможность прямых контактов в мировом Интернет-пространстве между продавцами и покупателями, что приводит к возможности равноправной конкуренции для многих предприятий, расположенных во всех точках земного шара. Покупатели и продавцы в реальном масштабе времени получают информацию о ценах, качестве и условиях поставки, предлагаемых различными конкурентами. Наиболее очевидно рационализирующее воздействие методов электронной коммерции в цепочке «.продавец-покупатель» (Business to People), т.е. в системе электронной торговли. Не менее значительно рационализирующее влияние электронной коммерции и в сфере «бизнес-бизнес» (Business to Business), определяющей взаимодействие между субъектами экономической деятельности: производителями энергоресурсов производственными предприятиями, банками и биржами, торговыми, транспортными страховыми организациями и т.д. Рационализирующее влияние электронной коммерции на деятельность организационных систем в области «бизнес-администрация» (Business to Administration) также является весьма значительным. Во многом оно связано с возможностью мгновенного обмена информацией и общения с представителями государственных организаций в реальном масштабе времени независимо от пространственной удаленности. Следует отметить, что определяющим моментом массового перехода к рациональным методам ведения бизнес-деятельности с использованием современных информационно-, коммуникационных сетевых технологий будет принятие закона об электронной подписи. Только после его разработки и, утверждения документы, пересылаемые по сети, а, следовательно, и все способы делового общения между организация» f ми приобретут законную юридическую силу. В США такой закон уже принят, в России он пока еще находится в стадии обсуждения. На необходимость скорейшего принятия этого закона не раз обращали внимание ведущие ученые и государственные деятели нашей страны. Характеристика революционных преобразований, вызванных влиянием новых информационных технологий на жизнь общества и деятельность деловых организаций, будет далеко не полной, если ограничиться только рассмотрением их влияния на процессы взаимоотношений между субъектами экономической деятельности. Среда электронной коммерции способствовала рационализации функционирования организаций, а в особенности их систем управления. Если в 1998 г. средства электронной коммерции в европейских странах использовались преимущественно в сфере маркетинга и при оказании экспедиционных услуг, то в 1999 г. около трети компаний стали использовать возможности электронной коммерции для управления бизнес-процессами внутри фирм. Качество, надежность и быстрота выполнения процедур, связанных с обеспечением решения задач управления, превышают самые смелые ожидания. Одной из важнейших составляющих, определяющих выживаемость организации в условиях глобального рынка и острой конкуренции, является эффективный маркетинг. Рационализирующее влияние на эту, необходимую для любой деловой организации область деятельности трудно переоценить. Это связано с тем, что сетевые информационные технологии позволяют производить многоуровневые исследования вплоть до персонифицированного учета запросов всех потребителей. Современные организации могут позволить себе иметь собственные базы данных, обеспечивающие не только маркетинговую составляющую действия системы управления, но и полное информационное обеспечение по вопросам финансовой и административной деятельности организации, а также управления персоналом. Необходимость детализации информации связана с требованиями, предъявляемыми современными экспертными системами для быстрого принятия адекватных решений по вопросам управления организацией. Использование в решении задач управления современных программных продуктов, подобных экспертным системам, позволяет рациональными способами решать задачи оперативного контроля за деятельностью организации и при необходимости осуществлять оперативную коррекцию, что значительно повышает адаптивные свойства организационных систем, т.е. их способность приспосабливаться к быстро изменяющимся условиям глобального рынка и часто меняющимся запросам потребителей. Благодаря этому жизнедеятельность организаций становится гораздо более рациональной с позиций выполнения основной цели их существования — решения социальных задач, стоящих перед обществом, что дает возможность решать проблемы менеджмента с ориентацией на запросы потребителя. Проводимые научные исследования в области изучения развития организационных систем и накопленный опыт использования новых информационных технологий показали, что рационализирующее воздействие новых методов ведения бизнес-деятельности успешно проявляется только в том случае, если сама организация, в особенности действующая в ней система управления, удовлетворяет определенным требованиям. Систематизация этих требований привела к появлению новой идеологии функционирования организаций, называемой Best Practice (BP). В рамках ВР деловые организации должны постоянно повышать качество и эффективность всех направлений своей деятельности с целью обеспечения конкурентоспособности на мировом рынке. Для этого необходимо внедрять новые технологии управления, позволяющие реагировать на изменения конъюнктуры без малейшего промедления, чтобы всегда быть впереди конкурентов. Быстро меняющаяся или нестабильная среда глобального рынка подразумевает высокую степень изменчивости основных экономических параметров непосредственно связанных с ведением деловой активности. Это и спрос, предложение, нужды и запросы клиентов, действия конкурентов в соперничестве за рынок сбыта, изменение законодательной базы внутри одной страны или от страны к стране при развитии торговли в нескольких странах. Деловая организация, действующая в современных условиях ведения бизнеса, должна уметь выдерживать жесткую конкуренцию со стороны соперников и мгновенно адаптироваться к происходящим изменениям. Её система управления должна быть организована так, чтобы указанные свойства были нормой работы, а не исключительными и временными факторами. Основной проблемой, препятствующей развитию современных деловых организаций, является не недостаток капитала, а отсутствие необходимой информации для его использования с наибольшим успехом. Часто приходится слышать от зарубежных экспертов, что основным тормозом развития нашей экономики является отсутствие квалифицированного менеджмента. Знания и опыт менеджера являются частью информационного ресурса организации. Информатизация как процесс рационализации управления организаций только тогда может принести ощутимые плоды, когда она сопровождается опережающим ростом профессиональной подготовки менеджеров всех уровней. Скорость обновления научно-информационного потенциала работников звена управления организацией должна не только соответствовать меняющимся потребностям общественного производства, но и опережать их. Любое управленческое решение — это элемент рационализации, содержащий в себе прогноз развития организации, включая процедуру оптимизации путей достижения поставленной цели. Экономисты, ориентированные на практическую деятельность, предлагают сформулировать основной мотив внедрения электронной коммерции в экономическую деятельность как рационализацию затрат в цепи доставки продукта от производителя к потребителю при увеличении товарооборота. Рационализирующее воздействие новых информационных технологий на организационные системы всех типов связано с возможностью непосредственного общения деловых партнеров в реальном времени и мгновенным преодолением огромных расстояний. Это воздействие настолько велико, что в ближайшее время следует ожидать стремительного роста числа организаций, которые сменят свои офисы на место в мировом сетевом пространстве. Такой переход является наиболее рациональным для деловых организаций, ведущих международную деятельность или работающих с большим количеством партнеров и клиентов, разбросанных на достаточно больших расстояниях..
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 930; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |