Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ГЛОССАРИЙ 1 страница. Аберрация – вульгаризация, искажение, отклонение, смещение




(КРАТКИЙ ФИЛОСОФСКИЙ СЛОВАРЬ)

Аберрация – вульгаризация, искажение, отклонение, смещение. Например, искажение смыслов, самой исторической реальности изучаемых эпох, достояния культур прошлого вследствие подмены мироощущений – отождествления сегодняшнего мировоззрения с мировоззрением предыдущих времен.

Абиотическое – то, природа и истоки чего кроются в косной, неживой материи.

Абсолют – то, что является пределом устремлений, но в действительности достигнуто быть не может по причине недостаточности, ущербности, несовершенства реальных средств; высший Идеал, Бог.

Абсолютная идея - основная категория философской системы Гегеля, обозначающая безусловную, нематериальную и объективную всеобщность, которая в процессе развития воплощается в при­роде, человеке, обществе и сознании людей.

Абсолютная истина – это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания.

Автотрофы – биологические организмы, занимающие определенную нишу в иерархии трофических (питательных, пищевых) цепей. Свою жизнедеятельность обеспечивают посредством созданных в процессе эволюции способов преобразования лучистой энергии Солнца (реакции фотосинтеза).

Агностицизм – философское учение, утверждающее, что мир непознаваем, разум человека ограничен, и вне ощущений ничего знать не может (основные позиции изложены в философии Юма и Канта – XVII в.).

Аддитивность – свойство допустимости операции сложения без утраты качества, форма выражения сохраняемости количества в операции сложения; свойство величины (в общем случае – целого) быть равным сумме своих частей. Целое больше суммы своих частей – известное высказывание Аристотеля. Оно, однако, может быть меньшим суммы своих частей (например, литр воды и литр спирта, будучи соединенными вместе, дают только 1,8 литра смеси, а не 2 литра, как априори ожидается); точно так же два человека, решая некоторую задачу, нередко достигают больших результатов, чем если бы они работали порознь. Здесь свойство аддитивности и в том и в другом случае нарушено.

Акаузальный – находящийся вне причинных связей и зависимостей; происходящий, порождаемый или возникающий вследствие иных, непричинных механизмов и движений (например, в результате когерентного, синфазного возбуждения среды, инициирующего самоорганизацию, превращение хаоса в порядок); принципиально несовместимый с причинными отношениями, зависящий от чисто стохастических факторов; отрицающий причинность как таковую.

Аксессуар – то, что принадлежит кому либо, выполняя вспомогательную роль, подсобный предмет.

Аксиология – (от греч. аксиа ценность и логос – наука) философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т. е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Алармизм – сформировавшееся в XX в. экологическое мировоззрение, согласно которому человечество (точнее – современную цивилизацию) в недалеком будущем ждет гибель из –– за неразумной, чрезмерной эксплуатации природы, загрязнения окружающей человека среды техногенными отходами и частичного включения их в цепи питания, обменные циклы.

Альтернатива – конкурирующие точка зрения, версия, логическая линия доказательства, сценарий развития событий, направление или возможность совершения иного выбора, исключающего данный.

Альтруизм (от лат. alter – другой, иной) мировоззренческая позиция с присущим ей нравствен­ным принципом поведения, суть которого в способности жертвовать собой, своими интересами ради блага других и в том, чтобы бескорыстно служить другим людям. Противоположен эгоизму и эгоцентризму.

Амбивалентность – полинаправленность («многовекторность») человеческой активности, множественная или, по меньшей мере, двойственная устремленность, совмещенность ориентаций, способов саморе­ализации различных по характеру, сущности; отсутствие твердой линии в характере поведения.

Аналитическая философия – направление современной философской мысли, развитое на Западе в первой половине XX в. и сводящее философию главным образом к языковым – логико-семантическим, логико-лингвистическим и другим подобным средствам познания как аналитической деятельности. Сочетаясь с идеями экзистенциализма, неотомизма, претендуя на особый статус философии науки (сциентизм), и рассматривая анализ, т. е. свое корневое, сущностное начало, как «антиметафизику», демонстрирует подчеркнуто, но сугубо формально, свою антипозитивистскую направленность, чего в содержательном отношении в ней отметить нельзя по той причине, что сугубо языковая ее стезя исключает самую эту возможность, даже на уровне спекулятивного системосозидания, свойственного абсолютному идеализму (Ф. Брэдли, Б. Бозанкет), от которого А.ф. также отмежевалась. Наиболее яркие ее представители – Л. Витгенштейн, Р. Карнап, У. Куайн, Дж. Мур, Дж. Остин, А. Пап, Б. Рассел, Г. Райл (см.: Э. Геллнер. Слова и вещи. М., 1962). Во второй половине XX в. значимость А. ф. в пространстве развития философской мысли уменьшилась, а сами ее идеи стали, можно сказать, достоянием истории. Собственно «начало конца» А.ф. приходится на 30-е годы, когда членом Dенского кружка австрийским логиком Куртом Геделем были доказаны знаменитые теоремы, носящие его имя, утвердившие в научном познании т. н. «принцип несовершенства». На смену А. ф. пришла философия синтетизма, содержанием которой стала смыслообразующая деятельность субъекта (В.В.Налимов и др.). Она имеет основой архетип (императив) целостности и фигурирует в научном поле в синкретизме с системной методологией – системным подходом, системологией, системодинамикой, системогенетикой, общей теорией систем и синергетикой.

Аномия – одно из важнейших понятий современной социологии. Наряду с понятием аномического самоубийства в свое время введено в научный оборот французским социологом-позитивистом Эмилем Дюркгеймом. А. означает утрату исторически сформировавшегося облика, закономерно-устойчивой системы социально значимых черт человека, социальной позиции, общественного веса индивида, превращение его в простую статистическую единицу, в элемент масс. Приобретающие широкий характер деструктивные изменения, что происходят с личностью, есть чаще всего результат стагнационных, деградационных процессов в экономике, наступающих при внезапном обвальном ее кризисе, смене сложившегося уклада, исторически сформировавшегося способа общественного производства и соответствующего ему распределения производительных сил

Антиномия – совместимость равно убедительных в логическом отношении двух доказательств чего-либо, двух взаимоисключающих высказываний о мире в целом или отдельных его областях или сферах.

Антитеза – понятие, суждение, утверждение, противоположное данному, высказанному; сопоставление, противопоставление понятий с противоположным содержанием, значением или смыслом.

Антитезис – высказывание, контрастно противопоставленное данному тезису.

Антиципация – предвосхищение, провиденциальное высказывание.

Антропный принцип – известен в «мягкой» и «жесткой» формулировках. Основная суть состоит в том, что Вселенная, входя в заключительной фазе своей эволюции в стационарный режим, стремится к самоосознанию себя, а потому, нуждаясь в рефлексии (самоотражении), создает человека, выполняющего эту функцию.

Антропогенный – порожденный или вызванный человеческой деятельностью; то, что имеет происхождением вмешательство человека в качестве преобразующей, изменяющей его суть силы

Антропология — философская концепция, ставящая человека в центре всех теоретических построений.

Антропоиды – человекообразные обезьяны и все последующие, развившиеся из них существа (питекантроп, синантроп и другие архантропы), предшествовавшие появлению современного человека на эволюционной лестнице.

Антропоморфизм – присущее архаическим культурам наделение человеческими свойствами окру­жающих предметов живой и неживой природы –– гор, валунов, полей, лесов, растений, животных, мифических существ (богов, небожителей, чертей, домовых и пр.).

Антропосоциогенез – исторический процесс превращения человека как антропоса, биологического существа, в члена общества, носителя его основных, в первую очередь производственных, нравственных и эстетических отношений.

Антропоцентризм – мировоззрение, в основе которого формируется и развивается представление о том, что человек есть центр Вселенной. Христианство, равно как и магометанство (ислам), в противовес буддизму, – религия антропоцентрическая.

Апейрон (греч. а — отрицательная частица, peiron — предел, конец) — понятие древнегреческой философии, обозначающее "беспредельное. В античной традиции понятие А. уподоблялось как признаку нереальности объекта — носителя этого свойства (Парменид, Зенон Элейский, Аристотель), так и атрибутивной характеристике космоса в целом (Мелисс Самосский). Анаксимандр понимал А. в качестве "первоначала" мира как принцип всех принципов. Мысль Анаксимандра об А. — результат развертывания внутренней логики мысли о первоначале: если существуют различные стихии, то нецелесообразно провозглашать какую-то одну из них в ранг этого первоначала, предпочитая ее всем другим.

Апокалипсис — пророчество о «конце света», содержащееся в Евангелии от Иоанна.

Апологет – деятель, подчиняющий все свои усилия, умственные способности, знания и умения главным образом тому, чтобы оправдать некую идею, доктрину, установку, позицию, концепцию, образ жизни, род деятельности, политическую партию или систему и т. п.

Апостериори – на основе опытных данных, эмпирически обусловленно, в опоре на совокупность реальных прошедших событий, на базе экспериментально проверенных фактов.

Априори – до опыта; независимо от опыта; сугубо умозрительно; способом выдвижения аргументации, построенной на чисто логических соображениях.

Архантропы – человекообразные существа, занимающие между обезьяной и человеком на шкале развития последовательно, исторически заполняемые промежуточные позиции.

Архетип (от греч. arche – начало и typos – образец) интегральное, обобщенное выражение, означающее прообраз, прототип, средний тип как результат напластований.

Аскетизм (греч. aske — упражнение в чем либо) — техника телесных и ментальных практик, служащих средством к достижению сверхчувственных целей: этического идеала, мистического совершенства и т.д., а также соответствующая им система ценностей. В религиозно-философских учениях Древней Греции (орфизм, пифагореизм) А. часто называли упражнение в добродетели и особенно в подчинении своей воли. В раннем христианстве А. стал началом монашества. Аскеты свершали пост и молитвенные подвиги, однако не налагали на себя обетов, как впоследствии это делали монахи, и не обязательно принимали службу в клире. Аскетами также иногда называли жертвовавших своими достатками на бедных. В христианском протестантизме под А. понимается необходимость неутомимой деятельности в рамках своей профессии в целях личного спасения, — так называемый "мирской А.".

Атавизм – проявление у биологических и социальных организмов свойств и признаков, характерных для их далеких предков; пережиток.

Атрибут – неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может существовать, присущий объекту качественный признак. Например, атрибут материи – движение.

Атрибутивная теория информации – берет за основу определение информации как ограничен­ного разнообразия, присущего всем видам и формам структур объективного мира, включая и структуры, отраженные субъектом в познавательном процессе

Аттрактор (однокоренные слова – тракт, трактир, трактор, аттракцион, аттрактанты и др.) – сток; область притяжения траекторий, полевой или дискретной субстанции в фазовом или ином другом пространстве, где возможна самоорганизация дисперсных масс. Пример: перераспределение железных опилок в поле действия магнита с ориентацией их на полюса. Аттракторы –– структуры –– те реальные формирования объективного мира, которые обладают набором оптимальных характеристик и к обретению устройства которых стремятся структуры менее совершенные, не выдерживающие давления со стороны среды в конкуренции с другими, себе подобными.

Базис и надстройка - основные понятия марксистской версии социальной философии, характеризующие структуру "общественно-экономической формации". С помощью данных понятий в границах исторического материализма была предпринята попытка установить существенную, системообразующую связь и взаимозависимость экономических и идеологических отношений, а также общие закономерности их развития. Сжатую характеристику Б. и Н. и их взаимодействия Маркс сформулировал в предисловии к работе "К критике политической экономии": "В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания". Таким образом, Б., по Марксу, — это первичная экономическая структура общества, представляющая собой совокупность исторически определенных производственных отношений. Н. — совокупность идеологических отношений и взглядов (идей), а также соответствующие им организации и учреждения (государство, партии, церковь и др.). К надстроечным идеям относятся политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные, философские воззрения (по Марксу, "формы общественного сознания"). Б. носит исторически изменяющийся характер, что обусловлено развитием производительных сил. Коренные качественные изменения в экономическом строе общества (т.е. в Б.) вызывают изменения и в Н. Однако изменения в ней, по Марксу, происходят не автоматически вслед за изменениями в Б., а лишь через опосредующие звенья. Например, философия определенным образом связана с Б. через политику, право, мораль. Н. обладает относительной самостоятельностью в своем развитии. Она может несколько отставать от Б. или опережать его в своем развитии. Н. выполняет в обществе важные социальные функции

Бинарная оппозиция – связка двух явлений или понятий, сородственных друг другу, т. е. связанных общим сродством, измеримых одной и той же мерой: внешнее и внутреннее, часть и целое, необходимое и случайное, сущность и явление, субъект и объект и т. п. В марксистской философии фигурирует семантический его эквивалент – раздвоенное единство. Принцип раздвоения единого и познания проти­воречивых сторон важнейший в этой философской системе. Здесь он, можно сказать, фундаментален.

Биогеоценоз – определенным образом организованное сообщество живых организмов разных видов вместе с неорганическими, косными включениями, образующее единый суперорганизм с вполне отлаженными эволюционно-трофическими связями и закономерностями обмена со средой, неравновесно устойчиво существующее и функционирующее в локальных земных условиях. Основная структурная субъединица земной биосферы.

Биосфера – область, занимаемая активными формами жизни, включающая гидросферу (подводный мир обитания живых существ), верхнюю часть литосферы (почвенное и частично подпочвенное пространство) и нижнюю часть атмосферы.

Биоценоз – сообщество биологически активных форм; связанная едиными условиями существования совокупность растительных и животных организмов разных видов, заселяющих данную область земной поверхности, водоема, крон деревьев (к примеру, сельва Амазонки) и представляющих собой единый сложный организм с хорошо отлаженными самоорганизационно устанавливаемыми адаптивными регуляторами.

Бифуркация – в современной теории структурогенеза, неравновесных процессов, динамического хаоса акт спонтанного, внешне ничем не детерминированного, а потому непредсказуемого разделения надвое изначально однородного материала, процесса, хода течения событий. Сам акт этого процесса может порождать множество дроблений, отдельных ветвей. Тогда он называется полифуркацией.

Борьба – взаимное отрицание различных сторон вещи, явления, активное противодействие друг другу членов оппозиции.

Бытие – единство объективной и субъективной реальностей.

Валидность – свойство научных данных (методов, способов получения результатов, выводов, аргументов), состоящее в их самореферентности – надежности, достоверности, представительности, а тем самым в высокой степени их разрешающей возможности, значительной объективной ценности.

Верификация – процесс или процедура проверки истинности утверждений посредством привлечения полученных апостериори опытных данных, с целью подтверждения или опровержения сложившихся представлений, концептуальных положений, сформированных научных позиций, теоретических (априорных) конструктов и выводов, ранее полученных в той или иной системе логической аргументации.

Вероятность – мера объективной возможности наступления некото –– рого события в определенных, могущих повторяться неограниченное число раз, условиях.

Вещь – философская категория, обозначающая некий элемент бытия, предмет, объект познания или фрагмент объективной реальности, существующий в действительности безотносительно к субъекту и обладающий определенными свойствами.

Виртуальный – возможный, могущий осуществиться, материализоваться, стать реальностью, но пребывающий в неких эфемерных, короткоживущих формах.

Возможность философская категория, отражающая то, что может появиться, статься, сотвориться при определенных условиях.

Возможность и действительность – категории философии, выражающие одну из важнейших сторон объективного закономерного процесса развития. В процессе своего развития новое не сразу утверждает себя в действительности. Оно выступает сначала лишь как возможность.

Волюнтаризм – деятельность, не считающаяся (и не сочетающаяся)
с действительными, подлинными условиями и обстоятельствами реальной жизни, с объективными экономическими законами и естественно складывающимися тенденциями общественного бытия. Понятие В. используют в характеристике стиля и способов деятельности отдельных политических лидеров. Разновидности В.: нещадная по отношению к человеку –– гражданину сталинская кадровая политика, по существу зиждущаяся на принципе: «Закон – это Я» (слегка трансформированная форма установки Людовика XIV: «Государство – это Я»); хрущевский произвол в словах, делах и поступках, подрывающих уважение к стране со стороны зарубежных партнеров, искажающих ее облик в глазах мирового общественного мнения; брежневско-горбачевское попустительство деструктивной деятельности неподконтрольных народу партийных вельмож «на местах» и т. п.

Воля – способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Специфический акт, не сводимый к сознанию и деятельности как таковой. Волевое поведение включает принятие решения, часто сопровождающееся борьбой мотивов (акт выбора), и его реализацию.

Восприятие – процесс отражения действительности в форме чувственного образа объекта. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства, качества предмета, восприятие является отражением предмета в целом как совокупности и взаимосвязи свойств при непосредственном воздействии объекта на органы чувств.

Время – философская категория, отражающая всеобщие свойства материальных явлений: 1) появляться или исчезать раньше или позже других; 2) длиться, существовать больше или меньше других. Время не существует само по себе, вне материальных изменений; также невозможно существование материальных систем и процессов, не обладающих длительностью, не изменяющихся от прошлого к будущему. Время и пространство неразрывно связаны между собой, их единство проявляется в движении и развитии материи. Однако, в отличие от пространства, время одномерно: «течет» из прошлого через настоящее в будущее. В современной науке и философии, в частности в синергетике, развито представление о том, что настоящее «овременивается» будущим, т. е. будущее способно влиять на настоящее. Известен также «эффект Эдипа», суть которого в том, что знание будущего изменяет само будущее. Новая теория времени в учении о происхождении Вселенной, в космологии, построена лауреатом Нобелевской премии И. Пригожиным. Согласно его воззрениям, видимый мир, физическая Вселенная, возникла не в результате Большого Взрыва, после которого стала стремительно расширяться (гипотеза Леметра-Гамова), а как результат флуктуации (возмущения) вакуума. В итоге она фазовым образом переходит из одного неравновесно –– устойчивого состояния в другое, подолгу задерживаясь в каждом из них, прежде чем исчерпает его энергетические, «существовательные» возможности. Категория времени относится к ряду сложнейших в науке и философии, его сущность и поныне не вполне выяснена. Как отметил некогда Августин Блаженный, понимание времени на бытовом уровне не вызывает затруднений, но они начинаются тотчас же, когда возникает необходимость осмысления феномена времени вообще, как такового, понимаемого в качестве атрибута мира в целом. Такое утверждение можно было бы с полным основанием высказать и сегодня. До недавнего времени были известны четыре сложившиеся в истории культуры концепции времени (Ю. Б. Молчанов, 1977), И. Пригожин создатель пятой концепции.

Гармония – состояние многого как единого целого, характеризующее слаженность членов сложных совокупностей, ансамблей, коллективов, участников единого действия в некотором данном фиксированном отношении. Г. есть приведенные к одному и тому же единству различия, противоречия или ограниченное до некоего узлового значения разнообразие в структурной организации объекта: внутренне непротиворечивое в гармонизации не нуждается. В музыке есть теория Г. учение о полифоническом звучании, о правильном, благозвучном соединении и сочетании звуков, различающихся тональностью, длительностью, высотой, силой, тембром, громкостью, специфической «окраской» и т. п.

Гедонизм (греч. hedone - наслаждение) - этическая установка, с т.зр. которой основой природы человека является его стремление к наслаждению, а потому все ценности и ориентации деятельности должны быть подчинены или сведены к наслаждению как подлинному высшему благу. Г. впервые заявляет о себе в древнегреческой школе киренаиков, где он радикализирован в качестве смысложизненного, а окружающий мир понят как объект эстетического и чувственного наслаждения во всех своих выражениях (напр., красота бедствия). Эпикур стремился, соблюдая меру в наслаждениях, избегнуть страданий, его идеал - самозамкнутая жизнь, полная чувственных и духовных наслаждений, не приносящих пресыщения. Христианство противопоставляет Г. аскетизм, однако именно в последнем Г. проявляется в форме наслаждения собственными страданиями.

Генотип – наследственная основа биологического организма, полный набор его генов.

Генофонд – совокупность всех генов, имеющихся у биологических особей данной популяции.

Геноцид – истребление отдельных групп населения или всего населения данной страны в целом по расовым, религиозным, этническим или каких-либо иным признакам.

ГЕРМЕНЕВТИКА (греч. hermeneia - толкование) - направление в философии и гуманитарных науках, в котором понимание рассматривается как условие (осмысления) социального бытия. В узком смысле - совокупность правил и техник истолкования текста в ряде областей знания - филологии, юриспруденции, богословии и др. Философская Г. видит процесс понимания как бесконечный, что воплощается в принципе герменевтического круга (целое понимается из частей, части - из целого). Исторические разновидности Г.: перевод (опыт иного и перенос смысла в свой язык), реконструкция (воспроизведение истинного смысла или ситуации возникновения смысла) и диалог (формирование нового смысла (и субъективности) в соотношении с существующим).

Герметизм – совокупность древних учений с сакральным, религиозно-мистическим содержанием, закрытых для непосвященных, доступных лишь знати, членам различных каст, древней аристократии. Непосредственно связан с мистериями, чрезвычайно популярными в древнем мире (см. «Золотой осел» Апулея, где описан их типичный образец). Служили носителями идеологического содержания и обслуживали своего рода институты посвящения некоторых общественных слоев, тщательно и особо предуготованных (неофитов) для постижения сокровенных тайн этих доктрин. Производное от имени Гермеса Трисмегиста (Триждывеличайшего), чьи наставления, подобно высеченным на гранитной доске заповедям Моисея, были запечатлены на Изумрудной скрижали (Tabula Smaragdina).

Гетерогенность – разнородность в строении или происхождении, в потоке возникновений.

Гетеротрофность – разнородность в составе пищевых цепей у данной популяции или вида. Свойственна некоторым видам растений, всем животным, включая и человека, которые в качестве источников питания используют разнообразные готовые вещества, накопленные другими живыми организмами.

Гёделя теоремы – доказанные в начале 30-х годов XX в. австрийским логиком, членом «Венского кружка» Куртом Гёделем утверждения о принципиальной неполноте всякой формализованной теории, т. е. теории, построенной на утверждениях, принимаемых изначально без доказательства аксиомах. Одно из важнейших в методологическом отношении следствий этих теорем т. н. «принцип несовершенства», который в наиболее простой своей формулировке гласит: «Всякая фундаментальная теория несовершенна: она либо противоречива, либо недостаточна для решения всех возникающих в ней проблем».

Гилозоизм философское учение, утверждающее одушевленность как живой, так и неживой природы. Гилозоизм зародился уже в древности, например, он имел место в учении Фалеса, Гераклита, стоиков и т.д. Античный гилозоизм послужил теоретическим фундаментом для пантеизма.

Глобальные проблемы современности – совокупность жизненно важных проблем человечества, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс. В современную эпоху: 1) предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды: атмосферы, мирового океана, почвы и т. д.; 2) предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех народов; 3) преодоление возрастающего разрыва в экономическом уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами путем ликвидации отсталости последних, а также устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре; 4) обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми природными ресурсами как возобновимыми, так и невозобновимыми, включая продовольствие, промышленное сырье и источники энергии; 5) предотвращение непосредственных и отдаленных негативных последствий НТР в воздействии на ойкумену в целом; 6) прекращение стремительного роста населения в развивающихся странах и устранение опасности депопуляции в странах развитых; 7) устранение источников и причин массовых эпидемий среди людей (грипп, лихорадка Эбола вирусный гепатит, СПИД и пр.) и животных (ящур, сибирская язва и пр.), решение проблемы образования и воспитания человечества в планетарном масштабе, формирование единого планетарного общества и т. д.

Гносеология (или теория познания) – философское учение об источниках познания и формах, в которых процесс познания совершается. Исходным пунктом гносеологии является решение основного вопроса философии материалистическое (вне нас и независимо от нас существуют предметы, вещи, тела, а наши ощущения суть образы, отражения внешнего мира) или идеалистическое: 1) «объектный» идеализм Платона и Гегеля: познание является отражением некой мистической идеи; 2) субъективный идеализм Беркли: мир создается в процессе восприятия, так как все воспринимаемые предметы суть «комплексы ощущений»; 3) агностицизм Д. Юма и И. Канта: отрицает в принципе возможность познания мира.

Гомеостат – механизм саморегуляции самоорганизующихся систем, основанный на принципе обратной связи; обеспечивает неравновесную устойчивость функционирования системы.

Гомогенность – однородность, однотипность, внутренняя неразличимость.

Гомология – генетически предопределенное, внутренне связанное, закономерно обусловленное подобие или сходство структур, функций, процессов, рядов событий. Отличается от аналогии – условного сходства, сравнительно случайного, внешнего.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.