Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ГЛОССАРИЙ 2 страница




Государство – политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством созданного в ней (государственного) механизма управление делами общества и суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок; организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т. п.) в пределах определенной территории.

Движение – способ существования материи. Ф. Энгельс в одном месте определяет движение, как результат взаимодействия материальных систем,
в другом – как изменение вообще. Материя без движения также немыслима, как движение без материи. Источник Д. находится в самой материи и является противоречием — совокупностью процессов образования и разрушения. Изменение происходит по схеме: 1) Что движется? 2) Почему движется? 3) Каков результат движения? В диалектическом отношении особое значение имеют те Д., которые непосредственно заключают в себе собственный источник и потому носят названия самодвижения, саморазвития, самоформирования, самоорганизации, самовоспроизводства, самогармонизации и т. п. – в зависимости от специфики претерпеваемых объектом превращений и изменений.

Деизм – это течение в философии, в котором Бог признается творцом мира, но, создав мир и вложив в него определенные законы, Бог более не вмешивается в дела мира: мир существует по своим законам. он был и переходным этапом на пути от объективного идеализма к материализму. Деизм возник в XVII в. и особое распространение получил в эпоху Просвещения. У истоков деизма стояли Декарт, Ньютон, Локк, к числу виднейших деистов можно отнести Вольтера, Руссо, Канта, Ломоносова.

Действительность – философская категория, отражающая то, что есть, что реализовалось, появилось, сотворилось, сталось и т. п.; совокупность тех явлений, которые уже есть, самоактуализировались.

Депрессия социальная – состояние общества, наступающее вследствие тотального экономического кризиса, обусловленного тем, что один экономический уклад или доминирующий тип производительных сил и производственных отношений исторически изжил себя и обречен, но не сошел еще со сцены. А второй, более прогрессивный, идущий ему на смену, еще не вполне сформировался и не нарастил необходимых производительных сил и не создал соответствующих производственных отношений. Неизбежно сопровождается социальной аномией. Примеры: Великая Депрессия на Западе 29–30-х гг. XX в.; кризис в странах социализма начала 90-х, сопровождавшийся разрушением СССР и исчезновением его с арены истории.

Деструктивный – разрушительный, сопровождающийся распадом структурных отношений, организационных связей, функциональных зависимостей.

Детерминизм – философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Во второй половине XX в. в науке и философии стал окончательно ясен ограниченный характер детерминизма в познании природы вещей, необходимость участия в этом процессе стохастического фактора, включающего случайное, статистическое начала. Д. как «жесткий» язык познания с необходимостью должен рассматриваться во взаимосвязи с «мягкими» языками, средствами нечеткой логики, что делает создаваемые картины мира более адекватными.

Диалектика – учение о наиболее общих, закономерных связях и отношениях действительности; о становлении, развитии объективного мира как универсума, а также универсума субъективного–ценностного, нормативного, духовного мира человека и общества; о законах, базисных формах познания (на чем, в частности, зиждется метод творчески познающего мышления). Основные принципы Д.: 1) всеобщая связь; 2) становление; 3) развитие;4) самоорганизация; 5) стремление к эволюционной зрелости, к мере, что осмысливается с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов.

Диахрония (от dia – сквозь, через и chronos – время) буквально «сквозь время». Временная последовательность различных рядов событий и процессов, вплетенных в общий исторический их поток наподобие «прядей».

Дивергенция – расходимость (траекторий, признаков в процессах эволюции, возможных путей становления целостности, скоростей перехода от патологии к норме у самоорганизующихся систем и пр). Поведение траекторий, полевой или дисперсной субстанции вблизи дистрактора (репеллера, странного аттрактора) – области выталкивания. Частный случай Д. – диверсификация, порождение разнообразия, множественности вариантов, альтернатив, ассоциаций, ассортимента и пр.

Диверсификация – самоорганизационный процесс увеличения разнообразия в данной локальной области более широкого целого; процесс расширения структурных особенностей и свойств или функционального предназначения (потребительских качеств) производимого продукта или средств воздействия на него в ходе его создания; обогащение содержания и характера труда через рост его внутреннего разнообразия, повышение разнообразия в сфере культуры и искусства, в зонах рекреации (отдыха) и т. п.; расширение (экстенсивное и интенсивное) профильности промышленных предприятий и объединений; отпочкование дочерних фирм от головной фирмы или предприятия, объединения или концерна с ростом ассортимента, объема и видов услуг. Наука об изменении и стабилизации разнообразия – диатропика (Ю. В. Чайковский).

Дилемма – возникающая у человека проблемная жизненная ситуация, состоящая в необходимости выбрать из двух альтернатив, т. е. по принципу «либо – либо» решить задачу, стоящую перед ним в весьма жесткой форме; проблемная ситуация выбора субъектом (личность, группа, партия, государство, культура, цивилизация) одного из двух примерно равнозначных путей развития, способов ориентации, поведения.

Дискретность – расчлененность, прерывность, нарушение однородности, постепенности; отграниченность друг от друга относительно независимых элементов некоего процесса или множества; выделенная, подчеркнутая самостоятельность субъединиц целого, которые можно пересчитать. Противоположна непрерывности, континуальности.

Д иссонанс – в отличие от консонанса, звуковая, музыкальная, содержательная рассогласованность. Однако напрямую связывать Д. с отсутствием гармонии было бы слишком рискованно и прямолинейно, а потому и неверно: музыка Моцарта нередко построена на диссонансах (мало кто из композиторов прошлого осмеливался это делать), но тем не менее она глубоко гармонична.

Дистрактор – (репеллер, странный аттрактор) источник; область выталкивания траекторий, полевой или дискретной субстанции в фазовом или ином другом пространстве, где возможна самоорганизация дисперсных масс. Пример дистрактора –– структуры: кольцо астероидов между Марсом и Юпитером, из которого не способна образоваться планета из –– за отсутствия доминирующей, «затравочной» массы, центра масс, способного притягивать к себе движущиеся вблизи тела. Если река в горном ущелье – аттрактор, то питаю­щие ее ледники и массы снега на вершинах гор – дистрактор.

Дихотомия – раздвоение; способ разделения единого целого с выделением двух самостоятельно значащих составляющих, частей..

Дуализм – философские учения, не отдающие предпочтения ни материи, ни сознанию (идее), когда речь идет о мировоззренческих позициях; напротив, они принимают в качестве первоосновы мира, его отправного начала как то, так и другое.

Единичное – философская категория, отражающая те уникальные свойства вещей и явлений, которые выделяют их среди других и отличают от себе подобных.

Закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. З. выражает связь объективно существующую между составными элементами данного предмета, в совокупности вещей, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи.

Закон единства и борьбы противоположностей – раскрывает связь между связанными единым отношением явлениями, между противоположностями (т. н. бинарными оппозициями), которые в своем единстве образуют главное противоречие, имманентно (т. е. внутренним образом) присущее вещи. В действительности таких противоположностей множество. Естественно, что в любом явлении или вещи существует множество противоречий, но при этом всегда можно вести речь о главном, коренном противоречии, которое в сущности и есть причина, источник изменения этого явления или вещи. В этом суть Закона единства и борьбы противоположностей, который, однако, наряду с двумя другими законами диалектики, представляет собою лишь момент (форма проявления) более общего закона развития меры.

Закон отрицания отрицания – совершающийся в процессе саморазвития, самоорганизации, самосовершенствования вещи переход от одного ее состояния к другому с сохранением всего положительного, что было в исходном; этот закон отражает направленность развития, т. е. все развивается по расширяющейся от витка к витку спирали. Это связь прошлого с будущим через настоящее. Данный закон есть отдельный момент (форма проявления) закона развития меры.

Закон перехода количественных изменений в качественные – так называется один из важнейших и наиболее общих законов развития природы, человеческого общества и мышления. Такова традиционно установившаяся его формулировка, но более корректно его можно было бы назвать законом возникновения нового качества вследствие накопления количественных изменений. Диалектика рассматривает развитие как переход от незначительных и скрытых, постепенных количественных изменений к изменениям коренным, открытым – качественным, где качественные изменения наступают не случайно, а закономерно, вследствие накопления незаметных и постепенных количественных изменений, не постепенно, а быстро, внезапно, в виде скачкообразного перехода от одного состояния к другому состоянию, через ломку линейного закона изменения и перехода к нелинейным законам и формам изменения. Закон перехода количественных изменений в новое качество есть момент (форма проявления) закона развития меры.

Закон развития меры – основной закон диалектики, закон степеней, узлов меры, через которые идет процесс развития. Так он представлен в гегелевской «Науке Логики». Был недостаточно учитываем в марксистской философии, в ее советской версии, главным образом ввиду самодовлеющей всеподчиняющей силы вождей партии, являющихся одновременно правителями страны. Все они так или иначе оказались увязшими в волюнтаризме, который несовместим с развитием меры и с гармонизацией. Законы меры, гармонии, меры гармонии и гармонии мер чужды силовым отношениям и зиждутся на слабых структурных связях, допускающих и предполагающих самоорганизацию того объекта как системы, где они установились и действуют. Именно самоорганизация явилась самым большим дефицитом в «реальном» и «развитом» социализме, что и предопределило в конце концов на арене истории его кончину, системный коллапс.

Знание – результат процесса познания, постижения действительного мира человеком, адекватное отражение объективной действительности в сознании в виде создаваемых в процессе познания представлений, понятий, суждений, теорий, выявленных и освоенных законов и принципов организации вещей, картин мира в целом. В древнеегипетской религиозной традиции герметизма, которая связана с именем Гермеса Трисмегиста (Триждывеличайшего), не первом месте стоит знание Бога; в христианской же традиции – вера в Бога. З. тесно связано с понятиями знака, символа, – его концентрированных носителей. При, казалось бы, ясном смысле, который люди вкладывают в данное понятие, З. есть одна из наиболее сложных категорий философии, поскольку непосредственно связана с категорией истины (достаточно вспомнить заданный Пилатом Иисусу Христу сакраментальный вопрос: «Что есть истина?») и истинности З. вообще.

Идеализм направление в философии, которое при разрешении основного вопроса философии за первичное берет сознание, дух и отрицает, что сознание есть продукт саморазвития материи.

Идеальные явления – те явления, которые сотворены сознанием человека, зависят от сознания, существуют в сознании.

Идефиксный – характеристика человека, слишком сосредоточенного на одной идее (idee fixe), подчинившего ей свою жизнь, содержание своих устремлений и побуждений. В некоторых случаях рассма­тривается как форма патологичности сознания, отклонение от нормы в психическом состоянии человека.

Изоморфизм – взаимооднозначное соответствие между структурами, или отражение по типу биекции; непосредственная связь оригинала и копии, образа и прообраза, некой вещи или какой-то области и ее антипода (например, географической местности и ее карты) и т. п.

Идолы – термин, введенный Фрэнсисом Бэконом для того, чтобы подчеркнуть несвободу, зашумленность пространства творческих устремлений человека. К И. Площади, Рода, Рынка, Театра, о смысле которых можно узнать в соответствующей литературе, современные философы добавили еще и И. Школы, или Авторитета, или Академии. Если вести речь о сфере научной деятельности, то суть последних заключается в сковывании мысли начинающего свой путь в науке ученого. Ему со стороны навязываются сложившееся и потому имеющие статус предрассудка мнения авторитетных экспертов или научных школ. А их не всегда удается преодолеть и сбросить с ног как вериги, чтобы ощутить всю прелесть творчески раскованного полета мысли, в чем нередко и скрывается трагизм научного поиска.

Имманентный – внутренне свойственный, исконно, изначально присущий, т. е. закономерно связанный с сущностью, неотделимый от нее.

Императив (от imperativus – повелительный) норматив, не подлежащий обсуждению, нравственная форма –– установление, рецепт поведения. И. – одно из необходимых субъективно вырабатываемых, но по необходимости объективно предопределенных средств ограничения поведения, собственно общественного бытия людей, рассчитанных на предотвращение анархии и социального коллапса; одна из форм жестких установок, вырабатываемых культурой данной эпохи в качестве образца для всеобщего следования, обязательного для всех членов общества; максима-принцип, долженствующий давать образец для нравственного самосовершенствования людей, улучшения морального и культурного состояния общества.

Инбридинг – биологическая деградация популяции (депопуляция), наступающая вследствие отсутствия возможности систематически обновлять генофонд посредством обмена наследственной информацией с себе подробными; распространенное в условиях первобытно-общинного уклада вырождение малочисленных человеческих племен вследствие близких кровнородственных отношений, с необходимостью устанавливаемых для самовоспроизводства внутри племени. Средство противостояния этому процессу – промискуитет, захват в качестве пленниц женщин из соседних племен в предпринимаемых с этой целью воинственных набегах и др.

Инвариант – структурное отношение, обобщенный количественный либо качественный индикатор, сохраняющийся в ходе неких преобразований, превращений, изменений той системы, которую характе­ризует. В обшей теории систем (ОТС) различают И. структурные, функциональные, генетические (эволюционные), метрические, которые в совокупности наиболее адекватны интегральному отражению и освоению действительности, природе вещей, локальных универсумов и служат опорными точками процессов самоорганизации и развития в природе и обществе. Если в первом случае (природа), благодаря математике, удалось более или менее достичь некоторого понимания и ясности относительно роли и места инвариантов в названных процессах, то во втором случае – (общество) – это поле понимания все еще представляет собой область под названием terra incognita.

Индетерминизм – философское учение, отрицающее объективность причинных связей и зависимостей, самую ценность и значимость каузальных отношений в научном объяснении природы вещей. Опору в объяснении и постижении мира в И. составляет стохастичность, фактор случайности как таковой (близка к этому позиция лауреата Нобелевской премии И. Пригожина) либо Божественный промысел.

Инстинкт – генетически закрепленная адаптивная реакция, форма отражения действительного мира живым организмом того или иного биологического вида.

Индивидуализм – крупнейшая ветвь в развитии мировой и,
в частности, европейской философской мысли, основным исходным началом которой служит особенное и единичное в вещах, индивидуальные качества объектов как таковых, вне их родо-видовых ассоциаций и сопряженных с ними всеобщих способов организации, законов превращения многого в единое, вне универсальных закономерностей бытия. Последние признаются лишь преломленными через субъекта, его «Я» – в форме архетипов родового сознания, коллективного бессознательного. И. – материнское лоно философии современного постмодернизма.

Институт – элемент социальной структуры, историческая форма организации и регулирования общественной жизни.

Интенсивный – связанный с глубоким внутренним количественным изменением, прогрессивным ростом, сопряженным с образованием нового качества.

Интерес – философская категория, отражающая осознание потребностей индивидом, социальной группой, обществом, выражение направления ценностных ориентаций.

Интериоризация – формирование духовного мира личности, внутренних структур психики посредством отражения внешних социальных отношений и адаптации к изменчивости общественного бытия.

Интуиционизм – направление в развитии философской и логико-математической мысли, в котором главным доказательным принципом и основанием науки полагают интуитивную, наглядно-содержательную убедительность методов и выводов. Иногда рассматривается в качестве антипода традиционному построению формализованной теории, основанному на аксиоматическом методе (школа Бурбаки). В философии наибольшую известность получил И. французского философа А. Бергсона, оказавший серьезное влияние на культуру XX в., начиная от ученых и философов до крупнейших деятелей искусства. Его не «Творческая эволюция», выдержавшая не одно издание в русском переводе, оказалась программной для становления мышления и познания ушедшего столетия, а потому должна быть включена в обязательный перечень книг и пособий, подлежащих изучению студентами университетов и, разумеется, аспирантами.

Информация – 1) производимое в рамках субъект-объектного отношенияотражение объекта субъектом, которое принимается, перерабатывается, сохраняется, воспроизводится и используется в процессах управления; 2) смыслосодержащая субстанция, передаваемая по каналам управления; 3) ограниченное разнообразие, тем или иным образом связанное в каждой из структур объективного мира; 4) все содержащееся в мире разнообразие.

Иосифляне - церковная партия на Руси в конце XV - середине XVI в. Защищали неприкосновенность церковно-монастырского землевладения.

Иррационализм (от латинского «irrationalis» – неразумный, бессознательный) – направление в философии, в котором ограничивается или вообще отрицается познавательная сила разума, сущность бытия при этом понимается как недоступная разуму, принципиально отличная от него. Чаще всего к иррационализму принадлежат субъективно-идеалистические учения, например философия жизни (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон), экзистенциализм (Сартр, Камю, Хайдеггер и т.д.) и ряд других.

Искусство – одна из форм общественного сознания, специфический род практически-духовного освоения мира. К И. относят группу разновидностей человеческой деятельности: живопись, скульптуру, музыку, театр, художественную литературу и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими художественно-образными формами воспроизведения действительности, способом удовлетворения и воспитания человеческих чувств.

Истина – правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом; бытие того сущего, которое называется «истинным»; см. Истинный. Согласно Хайдеггеру, истина (греч. aletheia, букв. – «нескрытность») является откровенностью бытия. О значении истинности высказывания правильные знания, подтвержденные на практике (см. абсолютная истина).

Истина- адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания; объективное содержание чувств., эмпирического опыта, понятий, идей, суждений, теорий, учений В целостной картины мира в диалектике её развития. Категория И. характеризует как результаты процесса познания с точки зрения их объективного содержания, так и методы, с помощью которых осуществляется познавательная деятельность. Понимание И. как соответствия (принцип корреспонденции) знания вещам восходит к мыслителям древности, в частности к Аристотелю. Эта традиция в понимании И. была продолжена в философии нового времени (Ф. Бэкон, Спиноза, Гельвеций, Дидро, Гольбах, Ломоносов, Герцен, Чернышевский, Фейербах и др.).

В идеалистических системах И. понимается или как вечно неизменное и абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин), или как согласие мышления с самим собой (теория когеренции), с его априорными формами (Кант).

Согласно диалектическому материализму, объективной и. является_такое содержание человеческих представлений, «...которое не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества» (Ленин В. И.).

. «...Человеческое мышление,— писал В. И. Ленин,— по природе своей способно давать и дает нам абсолютную истину, которая складывается из суммы относительных истин. Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые зерна в эту сумму абсолютной истины, но пределы истины каждого научного положения относительны, будучи то раздвигаемы, то суживаемы дальнейшим ростом знания».

Истина - внутренне противоречивый процесс, связанный с постоянным преодолением заблуждений.

В нашем сознании истинно, объективно то, что прямо или косвенно подтверждено на практике, или то, что может быть осуществлено на практике. Если человек сравнивает своё понятие о вещах с другими понятиями, практически уже удостоверенными, он тем самым опосредованно, логически сравнивает своё понятие с самим предметом.

Каббала – древнее сакральное учение о числовой и символической предопределенности бытия, о закодированности мира в пространственно-временном континууме. Изложено в древнееврейских священных книгах «Иоцира» (IX в.) и «Зохар» (XIII в.). Все относящее к К. называют каббалистикой. Послужила питательной средой для возникновения мистических и полумистических учений, которые стали появляться еще в Средневековье, и вылились в т. н. параллельную гуманитаристику, эклектично соединившую в себе реанимированные учения александрийских гностиков, неканонизированные церковью произведения богословов христианского вероучения (апокрифы) и сочинения иудаистских приверженцев Бога Яхве (иеговизм).

Какофония – состояние шумового эффекта, разлада голосов, хаоса в несогласованном музыкальном сочетании разных тонов, громкостей, звучаний. Противоположность симфонии и полифонии хорального и ансамблевого звучания. Синоним дисгармонии.

Катализатор – ускоритель реакций и процессов в системах с обменными циклами, с ауторежимом саморегуляции. В биологических организмах функции К. выполняют ферменты.

Категория – философское понятие, являющееся формой мышления и отражающее наиболее общие и существенные связи и отношения предметов и явлений в действительности.

Каузальный – причинный, причинно обусловленный, детерминированный. Некоторые методологи современной науки (среди них и лауреат Нобелевской премии И. Пригожин) рассматривают детерминизм не как научный метод, а скорее как «карикатуру на науку».

Качественная определенность то, что делает предметы и явления устойчивыми, что разграничивает их и создает бесконечное многообразие мира. Качественная определенность есть существенная определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом, и отличается от других предметов. Качество связано с предметом как целым, охватывает его полностью и неотделимо от него.

Качество фигурирующая в философии еще с античных времен (входит в четверку базовых категорий познания, отобранных Аристотелем) философская категория, выражающая то, что присуще всем материальным явлениям и отличает их от других явлений, а именно: совокупность свойств, структурность, функциональность Под качественными изменениями подразумевают те изменения в свойствах и характеристиках вещи, которыми предопределяются существенные изменения ее самоё.

Квант мельчайшая далее неделимая количественно выраженная порция чего-либо. У Гегеля «простой качественно определенный квант» означает ту необходимую количественную прибавку к субстрату, которая способна перевести его в смежное чувственно или инструментально различимое качественное состояние. Для различных органов чувств (вкус, обоняние, осязание, зрение, слух) величина такой прибавки в количественном отношении не одинакова, что говорит о ненулевой вариации порогов ощущений, а также о различной емкости средней пропускной способности информационных каналов, связанных с каждым из них. Но это не так для отношений. Если интенсивность ощущения есть x, а его приращение (квант) – D x, то отношение D x / x постоянно для каждого органа чувств (закон Вебера).

Квинтэссенция – самая суть различных вещей и процессов; имманентная основа, древнее название первичной субстанции мира.

Кластер – группа, пучок, гроздь; графическая модель-схема в виде иерархически разветвленного древа. Используется в классификации и систематизации биологического материала по родо-видовым признакам (например, эволюционных предшественников человека, гоминидов, других живых существ).

Когерентность – согласованность протекания волновых, колебательных движений, процессов, совпадающих по фазе или сохраняющих разность фаз постоянной во времени.

Когнитивный- совершаемый разумом, мыслительный,
познавательный.

Количество – философская категория, выражающая то, что характерно для всех материальных вещей и явлений, вариации чего в определенных границах не изменяют самих этих вещей и явлений, то есть: численность, величина, порядок, степень развития. Под количественными изменениями вещи подразумевают те совершенные в определенных границах вариации в ее свойствах и характеристиках, которые не приводят к изменениям в ее состоянии и сущности.

Коллапс – резкий переход к несовместимому с жизнью или угрожающему жизни состоянию у ряда биологических, экологических, социальных систем, исчерпавших свой внутренний ресурс и не способных самоорганизационно отрегулировать обменные процессы, режимы деятельности при сохранении функционального качества; финальная стадия в естественной эволюции некоторых видов звезд.

Коллизия – проблемная ситуация, складывающаяся в отношениях между членами данной группы, вызванная несовпадением (дивергенцией) интересов, ценностей. взглядов, мировоззренческих позиций, устремлений, ориентаций, способов поведения, либо обусловленная комплексом предубеждений и предрассудков, возникающих на почве расовой, национальной, этнической, религиозной, политической, творческой, психосоциальной или иной несовместимостью. Чревата конфликтом и чаще всего им завершается при отсутствии умелого психолога, руководителя, «дирижера», просто мудрого человека, способного найти выход из ситуации через «соломоново решение» (другие способы выхода здесь как правило бездейственны).

Комплементарный – дополнительный.

Конвергенция – сходимость (траекторий, признаков в процессе эволюции, способов поведения субъекта или путей становления целого
и т. п.). Поведение траекторий, полевой или дисперсной субстанции вблизи аттрактора – области притяжения.

Конструктивизм – мировоззрение, идейные основания которого сводятся к тому, что все в будущем предопределено текущей организацией процессов и дел, сопереживаемыми состояниями синхронии, потоками сознания и эгрегорами живущих ныне, творимым сегодня благом, актуализированной расстановкой сил добра и зла; одноименное название одной из научных школ развития математической мысли; течение (направление) в искусстве.

Континуальность – непрерывность, отсутствие лакун, квантованности, разделенности на фрагменты. Противоположность дискретности. М. Мамардашвили нашел, что внутренне пространство бинарной оппозиции под названием субъект-объектное отношение континуально.

Контрадикторный (от contra – против и dictor – говорящий) противопоставленный по самому акту высказывания. К. понятие – отрицающее высказывание (например: холодно – нехолодно, высоко – невысоко, случайно – неслучайно, человеческий – нечеловеческий и т. п.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.