Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ГЛОССАРИЙ 4 страница. Потребность – необходимые материальные и духовные ценности, обеспечивающие развитие личности и общества в целом




Потребность – необходимые материальные и духовные ценности, обеспечивающие развитие личности и общества в целом.

Почему изменяются материальные явления? Причиной изменений материальных явлений служат внутренние противоречия.

Право – система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Прагматизм (от греч. pragma, род, п. pragmatos – дело, действие) –субъективно-идеалистическое философское учение. В духе идеалистического эмпиризма отождествляет действительность с «опытом», трактуемым как «поток сознания». Объекты познания, с точки зрения П., не существуют независимо от сознания, а формируются познавательными усилиями в ходе решения практических задач; мышление – средство для приспособления организма к среде с целью успешного действия; понятия и теории – лишь инструменты, орудия; истина трактуется в П. не как отражение объективной реальности, а как практическая полезность, удовлетворяющая субъективные интересы индивида.

Прагматика – раздел семиотики, в котором изучаются отношения субъектов, воспринимающих и использующих какую-либо знаковую систему, к самой знаковой системе.

Практика (от греч. praktikos – деятельный, активный), материальная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование объективной действительности; всеобщая основа развития человеческого общества и познания.

Практика, как критерий истины – см. Критерий истины: практика выступает критерием истины, т. к. для того, чтобы проверить наши знания, мы должны положить их в основу практических действий. И если результат наших действий совпадает с ожидаемым, то сомневаться в правильности теоретических предположений нет оснований.

Презумпция – предположение, основанное на вероятности, но изначально предполагающее приоритет некой позиции. Например, согласно общечеловеческим канонам гражданского общества презумпция невиновности подследственного изначально предполагает его невиновность, которая может быть разрушена только путем доказательства обратного на основе твердо установленных объективных фактов. В сталинской системе права ситуация чаще всего оказывалась прямо противоположной: подследственному предъявлялось обвинение на основе предвзятых суждений, субъективных мнений, заранее надуманных и приписываемых ему якобы им совершенных действий, в которых он «должен» был сознаться, причем признание нередко выколачивалось жестокими пытками и истязаниями подследственного. В итоге суд полностью терял объективность, превращаясь в служанку политики.

Представление – форма чувственного познания, связанная с воспроизведением образа ранее воспринятого предмета или явления, а также образа, созданного продуктивным воображением в памяти.

Преформизм – биологическое учение, исходящее из признания изначально предустановленной или предопределенной, существующей в свернутой форме, программы или организации развития, без отклонений «ведущей процесс» своей материализации от зародыша и вплоть до взрослого организма.

Природа – в широком смысле – все сущее, весь мир в многообразии его форм; в более узком смысле – объект науки, а точнее – совокупный объект естествознания.

Причина – философская категория, отражающая то, что вызывает другое явление, предопределяет его появление или возникновение и обусловливает его развитие. То, что вызвано к жизни причиной и обусловливается ею, называется следствием. Цепочки таких связей и порождений называются причинно-следственными отношениями.

Производственные отношения – совокупность материальных, экономических отношений, устанавливающихся между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления. П. о. – необходимая составляющая общественного производства.

Пространство философская категория, отражающая свойства материальных явлений: где-то находиться, как-то располагаться, обладать какой-то формой. Выражает способ существования материи. Одно из наиболее лаконичных определений, но вместе с тем глубоких и богатых возможностями приложений, дано математиком А. Д. Александровым: «П. есть множество параллельных рядов событий».

Противоположность – философская категория, отражающая свойства сторон, черт и т. д., которые в единстве дополняют, отрицают, обусловливают друг друга. Таковы члены бинарной оппозиции по отношению друг к другу.

Противоречие – единство противоположностей, которые отрицают, обусловливают, дополняют друг друга. Факт несоответствия исходных посылок и выводов, получаемых в процессе логического доказательства некоторого утверждения.

Психика – системное свойство высокоорганизованной материи
(на уровне животных и человека), заключающееся в активном отражении особью или индивидуумом объективного мира.

Психогенный – обусловленный влиянием психики, имеющий истоки в психике или какое –– то отношение к ней, объясняемый психическими причинами или порожденный психическим началом.

Равновесие – характеристика состояния вещи, системы, процесса, совокупности вещей, объединенных одним отношением. Например, в бизнесе, как полагает Дж.Сорос, равновесие – это «состояние, при котором существует соответствие между ожиданиями и результатами». Чисто этимологически понятие объяснимо через словосочетание «равенство весов». Сам факт равновесия означает, что у членов некоторой совокупности, элементов множества, составляющих процесса, наступает равенство их удельных весов, вкладов, участий. В физических системах это понятие характеризует состояние, когда уравновешиваются силы, которые измеряются одной единицей и эти силы противоположны или разнонаправленны. В статистической теории равновесие есть предельное состояние, означающее финальный этап процесса выравнивания, нивелировки, равенства температур, скоростей, масс, давлений структурных субъединиц этого процесса – членов статистических распределений, ансамблей. Если последние стремятся обрести такое состояние, то говорят, что они находятся на основной термодинамической ветви. Типичный пример подобного финального состояния – броуновское движение. Когда имеют в виду системы социального порядка, то, подразумевая такое состояние, говорят «раздать всем сестрам по серьгам». Различают равновесие устойчивое и неустойчивое, когда центр тяжести системы находится ниже и, соответственно, выше точки ее опоры. Различают также неравновесную устойчивость и неравновесную неустойчивость системы. В первом случае в системе устанавливается баланс между источниками и стоками, между поступающим в нее и вытекающим из нее субстратом, что имеет место в обменных процессах сложных систем организменного типа. Во втором случае баланса такого рода нет, либо он существенно нарушен. Равновесие иногда называют глобальным аттрактором распределенных систем, ибо их состояния, при отсутствии сдерживающих факторов или сил, которые препятствовали бы процессу естественного, стремятся к этому пределу, неизменно оказываются характеризуемыми таковым термином – статистически равновесными.

Развитие – единство процессов разрушения и созидания, приводящих к появлению нового. Если новое лучше старого, такое развитие прогрессивное, если наоборот, то регрессивное.

Рационализм (от латинского «ratio» – разум) – направление в философии, признающее разум основой познания, главным орудием no-знания, а также критерием истины. Основы рационализма были заложены еще в античной философии (Парменид, Платон и др.), но как философское направление рационализм сформировался в Новое время; его крупнейшие представители – Декарт, Спиноза, Лейбниц. Рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму (эмпиризму).

Революция социальная этап в общественном развитии, коренной переворот в жизни общества, означающий смену старого общественного строя на новый, более прогрессивный.

Редукция, в частности, редуцирование – логический прием объяснения сложного явления посредством сведения к более простому, рассмотрение его по аналогии с простым. Редукционизм – эпи­стемологическая процедура объяснения более сложных явлений по аналогии с явлениями более простыми, сведение сложного к простому. Противоположность элевационизму.

Редупликация – (букв. «воспроизведение дубля») осуществляющийся на молекулярном уровне закономерно протекающий процесс копирования генетической (наследственной) информации, обеспечивающий возможность ее трансляции последующим поколениям.

Религия – форма общественного сознания, объясняющая мир посредством сверхъестественной силы (Бога). Сегодня существуют три мировые религии: христианство, ислам, буддизм.

Релятивизм (от лат. «relativus» – относительный) – направление в философии, возводящее в принцип относительность всякого знания, т.е. его неполноту и условность, и на этой основе отрицающее какую-либо возможность достижения объективной истины. Основы релятивизма были заложены еще софистами и скептиками, в Новое время релятивизм развивался в позитивизме.

Релятивистский (от relation – отношение) зиждущийся на принципе относительности, базирующийся на теории относительности А. Эйнштейна, объяснимый посредством нее или с ее помощью.

Реминисценция – «следовое», остаточное явление; смутные воспоминания или ассоциации с прошлым, апелляция к неким событиям истории, явлениям культурных эпох; привлечение аргументов или истин, истоки которых коренятся в прошлом.

Ретросказание – процесс восстановления прошлого по неполным данным; проведенное научное историко-логическое объяснение «белых пятен» прошлого, эпох с восстановлением утраченных звеньев.

Ретроспектива – перспектива, повернутая в обратную сторону: картины прошлого, восстановленные с помощью научного исследования.

Рефлекс – автомоторное поведение, возникающее в результате собственной деятельности животного организма, выражающееся в реакции на внешний раздражитель или стимул.

Рефлексия – форма психического отражения, выражающаяся
в способности воспринимать сигналы и реагировать на них; умение оценить себя и свое состояние глазами другого человека и соответствующим образом корректировать поведение.

Реципиент – человек-приемник информации, воспринимающий адресованную ему информацию и реагирующий на нее в форме ответов; представитель определенной аудитории, интервьюируемый или опрашиваемый социологом.

Риторика – наука об ораторском искусстве, о приемах речевого убеждения и законах речевого воздействии на человека.

Род – 1) в архаических обществах обособленная общественно-производственная группа людей, связанных кровнородственными связями, основанная на единой, совместного пользования (т. н. общественной) собственности и коллективном труде; 2) таксономическая ступень в теории классификаций биологических существ; 3) определенная градация иерархической дифференцировки понятия по степени общности (например, родо-видовые признаки); 4) древнее славянское божество.

Сакральный – в древних религиозных учениях и верованиях, культовой обрядности и ритуалах тайный, священный, закрытый от непосвященных.

Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осознанной необходимостью, достаточной на конкретный момент; соответствие внутреннего мира человека с окружающей средой. Должна рассматриваться неотъемлемо от ответственности, в противном случае превращается в анархию, произвол, «волюшку», когда все желаемое допустимо и достигается без коррекции действий нравственными регулятивами, в пренебрежении к действиям и жизням других людей.

Связь – философская категория, отражающая взаимозависимость, взаимообусловленность материальных явлений действительного мира, разделенных в пространстве и (или) во времени.

Семантика (от греч. semanyikos – обозначающий) – 1) философская наука о смысле и значениях понятий и выражений; 2) то же, что семасиология, раздел языкознания, изучающий значение единиц языка, прежде всего слов.

Семиотика (от греч. semion – знак, признак) наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем (гл. образом, естественных и искусственных языков).

Сенсуализм (от латинского «sensus» – чувство) – направление в философии, в котором основным источником познания признаются чувства (ощущения), они же считаются критерием истины.

Сенсуализм стремится показать, что все знание выводится из данных органов чувств («в разуме нет ничего, что прежде не содержалось бы в чувствах»). Основы сенсуализма были заложены еще в античности (Демокрит, Эпикур), но как особое направление сенсуализм сформировался в Новое время (материалистический сенсуализм – Гоббс, Локк, Дидро и т.д., идеалистический сенсуализм – Беркли, Юм и др.).

Симбиоз – длительное сожительство организмов разных видов, приносящее им взаимную пользу.

Симфония – стройное, слаженное, совместное звучание многих голосов, звуков разного тембра, тональности, длины, высоты и силы, сливающихся в один гармонически организованный сложный звук. В нарицательном смысле – символ гармонического сочетания различных элементов одного рода, разномасштабных вещей, образующих «многое, мыслимое как единое» (определение множества по Г. Кантору).

Синергетика – область научного познания, в которой основное внимание исследователей сконцентрировано: 1) на закономерностях и формах оптимизации разнообразия, эволюции, обмена, самоорганизации систем, самоподдержания реакций и режимов в границах кооперативных процессов; 2) на процессах возникновения новых качеств, взаимопревращений динамического хаоса в порядок (дезорганизации в организацию, дисгармонии в гармонию и т. п.); 3) на формирующихся за пределами равновесия диссипативных структурах; 4) на особенностях фазовых превращений систем как сложных комплексов, их стремления к неравновесной устойчивости; 5) на интегральных характеристиках (в частности, параметрах порядка) становления целостности композиций в форме процессов обретения меры, экстремальных свойств; 6) на материале различных сложных составов, смесей, ансамблей. Столь широкий спектр исследуемых С. аспектов объективной действительности потребовал разработки особых эпистемологических принципов, тезауруса, методологического оснащения, что придает ей явную мировоззренческую ориентацию.

Синкретизм – слитность, нерасчлененность; характерная черта общественного сознания периода античности, когда искусства, наука, религия еще в достаточной мере не обособились, не выделились в самостоятельные когнитивные ветви с развитой только им присущей методологией, т. е. вся культура была С.

Синтез – один из способов познания мира с использованием средств логики. Атрибут системной методологии и системного подхода. Современная наука и философия все более обретает черты синтетической философии, делающей упор на поиске интегративных характеристик бытия, процессах формирования целостности, смыслообразующей деятельности человека, чему посвящены многие труды выдающегося философа современности и ученого-системщика В. В. Налимова, И. С. Добронравовой, Е. Князевой и С. П. Курдюмова (философские проблемы целостного синергетического мировоззрения), философские разработки лауреата Нобелевской премии И. Пригожина, относящиеся к созданной им новой концепции времени.

Синхрония (от syn – вместе и chronos – время) букв. совремённость; процесс установления единообразия движений во времени, процесс смыкания движений, соединения их по ведущим параметрам (частота, фаза, ритм, скорость и пр.), когда, в результате, они начинают звучать в унисон или двигаться в едином ритме, подчиняться как общей мере, единой частоте, поглощающей другие частоты. Синхронные прыжки в воду и синхронное плавание – в спорте; синхронные движения деталей машин и механизмов – в технических устройствах и машинах; синхронизация частот электрического тока при объединении энергосистем группы стран в единую сеть.

Система – любой объект, любое явление, любая вещь, которую можно определенным образом разделить на подсистемы: взаимодействующие, взаимосвязанные между собой.

Скачок – философская категория, отражающая переход от одного качества к другому в процессах самоорганизации, эволюции, развития. «Постепенность ничего не объясняет без скачков», – отметил В. Ленин, внесший крупнейший вклад в трактовку положений материалистической диалектики и в апробацию их на практике.

Следствие – новое явление, порожденное другим явлением – причиной; результат логического действия при выводе истины посредством и путем дедуктивных умозаключений.

Смысл жизни человека – творческое служение Отечеству.

Содержание и форма – философские категории, которые присущи любой истине и не существуют независимо друг от друга; выражают противоположные стремления предмета, характеризуемого со стороны внутренних и, соответственно, внешних отношений.

Сознание – 1) высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и выражаемая посредством речи; 2) идеальная сторона целеполагающей трудовой деятельности; 3) естественное состояние человеческого головного мозга в бодрствующем состоянии, точнее его корковой области (ибо существует по меньшей мере пять уровней бессознательного, подкоркового), функцией которого является мышление; 4) высшая форма опосредованного, обобщенного, целенаправленного отражения материальных явлений действительного мира.

Солипсизм – крайняя форма субъективного идеализма, не признающая ничего за пределами ощущений субъекта – «Я» доставляемых органами чувств. Яркий представитель С. – философ-епископ Дж.Беркли.

Софистика – 1) философское течение в Древней Греции; 2) рассуждения (вывод, доказательство), основанное на преднамеренном нарушении законов и принципов формальной логики, на употреблении ложных доводов и аргументов, выдаваемых за правильные.

Социальный прогресс – поступательное развитие общества, осуществляющееся посредством усовершенствования производства материальных благ, прогресса орудий труда и других в нем происходящих изменений.

Социогенный – имеющий истоки в социальности, вызванный общественными явлениями и процессами.

Способ производства – исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений. Это понятие характеризует социальные аспекты общественной деятельности человека, направленной на создание необходимых для его жизни материальных благ.

Спорадический – незакономерный, редкий, одиночный, появляющийся немассово, несистемно, от случая к случаю.

Стагнация экономики – топтание ее на месте, отсутствие в ней признаков сдвига к лучшему, явных симптомов роста, прогресса в состоянии и распределении производительных сил и характере производственных отношений.

Стереотип – сложившийся под воздействием тех или иных обстоятельств и ставший устойчивым характер поведения, реакции, образ социального объекта.

Стимул – одно из средств заинтересовать, побудить к деятельности, к инициативе, вызвать активность у субъекта деятельности, у членов коллектива. В период античности – заостренная с одного конца палка, которой, тыкая в круп, подгоняли везущего поклажу, поднимающегося в гору мула или осла.

Стохастический (от греч. stochastikos – меткий стрелок) в реальной действительности, веро­ятностно-статистический в средствах выражения, нежесткий в характере следования закону или тенденции, нечеткий, расплывчатый в траектории или диаграмме, обладающий некоторым разбросом относительно среднего значения. Противоположен жесткодетерминированному,
динамическому.

Структура – философская категория, отражающая внутреннее строение системы, совокупность подсистем, элементов (вместе с их связями, взаимодействиями), входящих систему и предопределяющих характер ее содержания, качество и интенсивность ее функциональных процессов.

Субъект – активно проявляющий себя и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа, наделенные способностью порождать смыслы, вносить коррективы в собственные действия, вырабатывать программы, ставить цели и разрабатывать пути по их реализации; центр инициативы в социальных процессах, генератор собирательного, созидательного, структурообразующего действия.

Субъективная реальность – совокупность идеальных явлений, сотворенных сознанием и существующих в человеческом сознании (мысли, понятия, суждения), а также тот откладываемый и накапливаемый в сознании продукт, который возникает в результате активного освоения объективной действительности, ее отражения в познавательном отношении.

Субъективный идеализм это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается человеческое сознание, человеческое «я».

Субстанция – философская категория для обозначения предельно общей основы, либо наполнителя, способных составлять сущность содержания универсума в его локальном либо глобальном вариантах (например: информация есть субстанция, циркулирующая по каналам связи; кровь есть субстанция, перемещаемая по кровеносному руслу); объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства; материя в аспекте единства всех форм ее движения.

Субъект-объектное отношение (СО-отношение) – занимает в философии центральное, главенствующее положение. Есть два аспекта трактовки СО-отношения – глобальный и локальный. В первом случае на его основе можно различать и типологизировать философские учения и школы, ибо оно служит своего рода ключом для определения природы и специфики всякого философского направления развития философской мысли: в зависимости от того, что в данном учении признается первичным – объект (материя), субъект (сознание, Бог, идея), или то и другое вместе, – можно его квалифицировать как материализм, идеализм (объективный либо субъективный) либо дуализм. В локальном аспекте мы имеем дело с обычной познавательной практикой субъекта: с одной стороны он сам, оснащенный наличествующими у него орудиями познания, а с другой – противостоящий ему объект, природа, познаваемый им мир. Соответственно СС –– связи и отношения – это мир «мнений», всевозможных мнемонических схем, гносеологических моделей, умозрительно (априори) созданных концепций, составляющих аппарат познания. ОО –– связи и отношения – это имманентные, присущие миру законы, существующие вне и независимо от субъекта и его эпистемологической практики. Постижение этих законов, открытие их субъектом «для себя» и составляет содержание СО- и ОС- связей и отношений: первые – это каналы воздействия на объект, а вторые – каналы получения его реакции на эти воздействия (отражение объекта), представляющей собою ту информацию, на основе которой делаются заключения о характере ОО –– связей и отношений, что собственно знание и образует.

Судьба человека – непостижимая предопределенность событий и поступков, безличная форма высшей справедливости – Закон Кармы; может восприниматься, как удача или случайность, также как всеохватывающая непреложная предопределенность (фатум). Понятие С. получило распространение в философии жизни. Исходя из того, что общим признаком мироздания является закономерный процесс, и в рамках этой закономерности действуют частные процессы – случайные силы, то можно утверждать, что жизнь человека предопределена в общих чертах. Тем не менее человек может сам «творить себя», свою судьбу, т. е. стремиться к свободе, к счастью.

Суждение – форма логического мышления, в которой на основе каких-либо понятий что-либо утверждается или отрицается.

Сущность и явление – философские категории, выражающие всеобщие формы предметного мира и его познания человеком как имманентных, скрытых порядков и структур и как результат их вскрытия.

Сущность – это главное внутреннее содержание явления, определяющее его реальность и действительность.

Сущность человека – стремление к свободе, благу, сопричастности чего-либо (социальная группа, общество в целом, космос); в марксизме тождественна совокупности всех общественных отношений.

Схоластика – формальное, оторванное от жизни и практики знание; начетничество.

Сциентизм — абсолютизация роли науки и технического развития в обществе вообще и роли точных наук современном духовном производстве в частности.

Тавтология – тривиальное логическое отношение или заключение, особенность которого в том, что определяемое содержится в предмете определения, но не в качестве синонима: «эволюционное становление», «эволюционное развитие», «общество – это социальная система», «процесс развития прогресса», «атрибутивные свойства» и пр. Один из творцов аналитической философии, австрийский философ и логик Л. Витгенштейн утверждал, что практически все математические доказательства представляют собой тавтологию типа «нуль равняется нулю», только один член такого отношения представлен в нем в иной форме.

Тантризм — направление в буддизме и индуизме. Возникло в первые века нашей эры, имеет тексты-тантры. В основе этой религиозно-философской концепции — идея человека-микрокосмоса и представление о некоем половом энергетическом начале.

Телеология — учение о цели; противопоставляется детерминизму

Теософия — представление о возможности непосредственного общения с потусторонним миром.

Теоцентризм — религиозное учение, ставящее во главу угла идею бога и рас­сматривающее сквозь призму этой идеи все остальные явления окружающей дей­ствительности.

Технократия — высший слой инженерно-технической интеллигенции на Западе, ориентированный в процессах принятия производственных и управленческих решений в основном на технические критерии, пренебрегая социальными. Технократическая идеология объявила о якобы уже совершившемся переходе власти от буржуазии к техническим специалистам, экспертам, управляющим.

Технофобия — негативная фетишизация техники, усматривание в ней источника всех социальных бедствий.

Традиция — устойчивая и передающаяся от поколения к поколению тенденция внутри культуры, элемент социального и духовного наследия.

Трансцендентальный — термин, означающий в средние века нечто сверхкатегориальное, более широкое (по объему), чем традиционные категории схоластической философии. У Канта проводится четкое разделение между трансцендентным и трансцендентальным. Трансцендентальными в его учении обозначаются понятия, которые по своему объему не выходят за пределы опыта, охватывают собой только то, что может быть дано человеку в процессе познавательной деятельности. Трансцендентное же находится за ее пределами.

Трансцендентный — термин, означающий то, что находится за пределами че­ловеческого сознания и не может быть достигнуто в процессе познания.

Триада – в гегелевской феноменологии схема логического вывода, представляющая собой связку из трех последовательно соединенных элементов с наличествующим в ней направлением действия: тезис (нечто означающее, посылка) ® антитезис (снятие, отрицание тезиса) ® синтез (то же, что и начальное утверждение, исходный тезис, но с новым смыслом, обогащенное новым содержанием, качеством). Примеры: a ® (- a) ® (- (- a)) º a; tg (arctg x) = x; «враг моего врага – мой друг»; «зерно ® растение ® колос». Системная Т. – это комплекс из трех относительно независимых, связанных между собой семантических элементов (не обязательно расположенных в линейной зависимости), сородственных между собой (т. е. обладающих неким сродством), отличающихся каждый особым содержанием, качественной спецификой, а в совокупности образующих единое целое. Примеры: вера – надежда – любовь; свобода – необходимость – случайность; разум – эмоции – интуиция.

Умозаключение – форма рационального познания, позволяющая на основе понятий и суждений делать определенные выводы о явлениях действительного мира.

Унарный – единосвязный, единосущий с автомодельной (петлевой, обращенной на себя самого) рефлексивной связью; устроенный по типу монады.

Универсализм – та крупнейшая ветвь (или способ организации развивающейся философской мысли), в которой самодовлеющ примат единства организации, общего, универсального в трактовке природы и, в частности, природы вещей безотносительно к тому, на каких основаниях осуществляется разрешение соответствующих проблем – материалистических, идеалистических или дуалистических. «Линия универсализма» в истории европейской философской мысли представлена следующими именами: Платон, Сен-Симон, Вико, Шеллинг, Гегель, Маркс, Ленин.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.