Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-экономический аспект образа жизни семьи и его влияние на психическое развитие ребенка




Физические характеристики семейного окружения. Социальное пространство. Денежные доходы семьи и их влияние на детское развитие. Образование родителей и развитие ребенка. Состав семьи. Материнская любовь и доверие к миру. Отец как олицетворение дисциплины и порядка. Братья, сестры. Уверенность ребенка в завтрашнем дне. Бабушки и дедушки. Их роль в детском развитии. Размер семьи и специфика детского развития. Ребенок в учреждении закрытого типа.

Основные понятия: социально-экономический статус семьи, пространство, среда обитания, доверие к миру, доверие к окружающему пространству, состав семьи, психологический и личностный склад ребенка; нуклеарная семья, однодетная семья, многодетная семья.

Психологические исследования в этой области немногочисленны. Среди работ данного направления могут быть названы исследования А.И.Захарова, М.Черноушека, Г.А. Ковалева, Т.А.Думитрашку. В поле зрения исследователей - жилищные условия и денежные доходы, размер и состав семьи, социальное положение, уровень образования родителей и механизм их влияния на психическое развитие ребенка.

Предмет исследования М. Черноушека - роль физической организации внешнего окружения в психическом развитии ребенка. Развитие ребенка, считает он, сопряжено с освоением все расширяющегося пространства. Первой окружающей человека средой служит материнское лоно. Оно позволяет успешно развиваться человеческому зародышу, не только обеспечивая приток питательных веществ и крови, но и являясь первым организованным пространством, в координатах которого реализуется неповторимая генетическая программа человеческой индивидуальности.

Средой обитания ребенка после первого вдоха должны быть руки матери - это самое важное для него в тот момент, считает М.Черноушек.

Покидая свою постель или манеж, ребенок постепенно открывает для себя все новые пространства, в результате чего его окружающая среда все больше расширяется.

Основополагающее доверие к миру - это, в понимании М.Черноушека, и основополагающее доверие к окружающему пространству. Тесное жилье и большая скученность проживающих в нем людей - одна из причин неправильного психического развития ребенка. Дети, живущие в таких условиях, часто более агрессивны, чем их сверстники, воспитывающиеся в благоприятных условиях. При высокой скученности снижаются успеваемость и интеллектуальное развитие ребенка, оказывается обедненным набор слов, которыми пользуются дети в разговоре со взрослыми и между собой, уменьшается способность контролировать и оценивать поступки. У ребенка должна быть своя территория в доме (комната или место для игрушек, учения), считает М.Черноушек. Это способствует духовному формированию детей.

Предмет исследования Г.А. Ковалева - физические характеристики семейного окружения ребенка и социальное пространство, которые, по его мнению, сказываются на формировании внутреннего психологического и личностного склада ребенка. Для полноценного психического развития необходимо, чтобы все контакты ребенка с внешним окружением носили преимущественно открытый диалогический характер. Принцип открытости должен не только касаться диалогических форм социальных контактов со значимыми для ребенка людьми, но и распространяться на параметры физической организации внешнего окружения.

В понятие семейной среды Г.А. Ковалев включает широкий спектр явлений: размер жилища, его пространственную аранжировку, количество проживающих в нем людей, специфику организации социального пространства, характеризующую особенности взаимоотношений между членами семьи. Опосредовано все это сказывается на стиле воспитательных воздействий.

Существенное воздействие могут оказывать количество и расположение комнат в доме, где ребенок имеет или не имеет свою личную и контролируемую только им территорию. В связи с этим Г.А. Ковалев упоминает эффект "наученной беспомощности", который был обнаружен при изучении не только людей, но и животных. Суть его состоит в том, что если организм в течение длительного времени находится в условиях полного отсутствия личной территории и лишен возможности персонально отвечать за нее, то он становится беспомощным и в других ситуациях, проявляя неуверенность, страх, безынициативность при необходимости принимать самостоятельные решения и отвечать за них.

Однако объективная ситуация, по свидетельству Г.А. Ковалева, складывается таким образом, что пространство жизненной среды современного ребенка сокращается, а это влечет за собой негативные для психического развития последствия.

Не вызывает оптимизма и процесс освоения ребенком пространства социального, который реализуется в ходе межличностных контактов с родителями и воспитателями. Сейчас много говорят и пишут о том, отмечает Г.А. Ковалев, что в современном обществе ребенок с раннего детства постоянно недополучает полноценный по времени опыт положительных и пространственно близких эмоциональных контактов с другими людьми, прежде всего с матерью.

Недостаток близких в пространственном (физическом и психологическом) отношении тактильных и эмоционально насыщенных контактов с родителями, задерживая физическое и психическое развитие ребенка, обусловливает формирование негативных личностных образований (страхов, невротических и психопатологических комплексов, психологических защит и коммуникативных барьеров, общих деструктивных тенденций и т.п.). Полноценное и здоровое развитие ребенка осуществляется в условиях, когда родителям удается, с одной стороны, реализовать своеобразный пространственно-временной баланс автономии и самостоятельности и, с другой - на долгое время сохранить близость с детьми при относительной физической отдаленности, когда не прекращается диалог с ними.

Часто высказываются сомнения относительно непосредственного влияния денежных доходов семьи на развитие ребенка. Однако выводы ряда исследований свидетельствуют: доходы родителей, их социальное положение определяют уровень получаемого детьми образования. Дети из семей, не испытывающих материальных затруднений, чаще посещают престижные школы, имеют возможность учиться в художественных и музыкальных школах, получать дальнейшее образование. Семьи с низкими доходами проживают в иных условиях: стесненное жилье, шум, беспорядок, отсутствие денег, плохие школы, т. е. в таких условиях, которые не способствуют полноценному психическому и физическому развитию ребенка (В.Я. Титаренко, Т.А.Думитрашку).

Вместе с тем и семья с чрезвычайно высоким социально-экономическим уровнем также таит в себе опасности для детского развития в силу того, что здесь не только отец, но и мать полностью заняты жизнью в обществе, что отвлекает их от внимания к ребенку и ухода за ним (Й. Лангмейер, З. Матейчек).

Не вызывает сомнения у исследователей и тот факт, что образование и квалификация родителей благоприятно сказываются на реализации природного потенциала ребенка (А.-Н.Перре-Клермон). Исследования, проведенные в разных странах, в разное время, в различных слоях общества, подтверждают положительную корреляцию между образованием, профессиональной квалификацией родителей и интеллектуальным развитием детей (Т.А. Думитрашку).

Небезразличен для психического и личностного развития ребенка состав семьи, ибо каждый член семьи выполняет определенную роль и удовлетворяет основные потребности ребенка - физические, эмоциональные, интеллектуальные и моральные. Общая атмосфера семьи создается совместными усилиями всех ее членов: матери, отца, братьев, сестер. Отсутствие кого-либо из них создает опасность депривации для ребенка (Й.Лангмейер, З. Матейчек). В связи с этим в литературе анализируется роль всех членов семьи в формировании личности ребенка и его психическом развитии.

В работах данного направления отмечается, что по мере роста и психического развития ребенка роль членов семьи меняется.

В первый период жизни исключительное значение придается матери (А.Фрейд, Дж.Боулби). Она ухаживает за ребенком, ласкает, улыбается, играет и разговаривет с ним. Постоянство материнской заботы является предпосылкой возникновения чувства доверия, которое необходимо для нормального психического развития. На особой роли биологических связей матери с ребенком настаивали представители психоаналитической ориентации. С их точки зрения, эти связи возникают уже при вынашивании плода, грудном вскармливании, гигиеническом уходе.

Дж. Боулби одним из первых отметил эмоциональную бесчувственность, неспособность к привязанности и любви, отсутствие чувства общности у детей, лишенных материнской заботы. Он подчеркивал, что лишение ребенка материнской любви в раннем возрасте имеет далеко идущие последствия для умственного и личностного развития. Нарушается физическое, умственное, эмоциональное, социальное развитие ребенка. Некоторые болезненные проявления часто различимы уже в первые недели жизни. Среди симптомов задержек в развитии Дж. Боулби называет неспособность улыбаться при виде человеческого лица, отвечать на "воркование" взрослого, плохие аппетит и сон, отсутствие инициативы. Такие дети в возрасте до шести месяцев всегда менее "разговорчивы", чем их сверстники из полных семей.

Исследуя роль разлуки ребенка с матерью, А. Фрейд приходит к выводу о том, что связь матери и ребенка не может быть разорвана без серьезных последствий для эмоционального развития ребенка.

По Э. Эриксону, основы здоровой личности закладываются доверительными отношениями, развивающимися в первые годы жизни между ребенком и матерью. Мать предоставляет основу для отношения ребенка к людям, для его доверия к окружающему миру.

Дж. Медиус и Э. Куртис в своих наблюдениях показали, что от матерей детям передаются определенные свойства - уверенность, любовь и доверие - и дети имеют с матерью одинаковый уровень самооценки (Р. Берне).

Любовь и забота матери являются тем необходимым источником, который стимулирует психосоциальное и физическое развитие ребенка. Прямым подтверждением такому положению вещей служат многочисленные этнографические (кросскультурные) исследования развития детей. Так, отмечено, что более быстрое физическое, психическое и умственное развитие африканских детей по сравнению с европейскими в первые два года жизни объясняется их особой близостью к матери, которая повсюду носит ребенка с собой в заплечном мешке, до двух лет кормит его грудью. После двух лет материнские контакты с ребенком резко обрываются, и как следствие - отставание в развитии африканских детей от европейских в последующие годы. Эти факты мы находим в работе Р.Заззо.

Долгое время рождение и воспитание ребенка считались исключительно женским занятием. Роль отца сводилась, как правило, к поддержке жены и ограничивалась эпизодической помощью ей в воспитании ребенка. Однако в настоящее время все чаще поднимается вопрос о роли отца в развитии детей. Некоторые полагают, что участие отца в этом процессе оказывает существенное воздействие и на самих супругов, и на малыша, привнося что-то неординарное в их взаимоотношения (К. Флэйк-Хобсон).

Как отмечает Э. Берн, важна уверенность ребенка в материнской любви. В противном случае он становится беспокойным и пугливым. Однако не менее ценны и теплые отношения с отцом. "Ребенок, воспитанный в присутствии нежного мужчины, в зрелом возрасте будет обращаться с людьми лучше, чем мальчик, выросший без отца. Такой мальчик может впоследствии компенсировать свои потери, но у него будет невыгодным старт" [Э. Берн. - 1992. - С. 118].

Роль отца представляет собой определенный пример поведения, источник уверенности и авторитета. Отец - олицетворение дисциплины и порядка. Ребенок, растущий без отцовского авторитета, как правило, недисциплинирован, асоциален, агрессивен в отношении взрослых и детей. Отец - наиболее естественный источник познаний о мире, труде и технике. Он способствует ориентировке на будущую профессию и создает социально полезные цели и идеалы (Й. Лангмейер, 3. Матейчек).

Братья и сестры - подвижная стихия, создающая стимулы самого различного порядка и в большинстве случаев высокой интенсивности. Они оказывают воздействие сначала в области анализаторной, а позднее в аффективной и социальной областях (Й. Лангмейер, 3. Матейчек). Возможность совместной игры, общие игрушки, сладости, внимание родителей, посвященное им всем, решение мелких каждодневных споров, взаимосоревнование и ревность - все это стимулирует здоровое развитие ребенка, облегчая ему включение в общество. Наличие братьев и сестер делает мироощущение человека более полным, а его уверенным и защищенным (В.Я. Титаренко).

Воздействие старшего поколения (бабушек и дедушек) на воспитательный потенциал семьи неоднозначно. Это сложный и противоречивый процесс. Состояние психологического климата семьи во многом зависит от взаимоотношений бабушки и дедушки с родителями ребенка, от их позиции. Помогая воспитывать детей, родители супругов в одних случаях способствуют укреплению семьи, в других же - их присутствие ухудшает психологический климат семьи и семейные отношения (В.Я. Титаренко, А.И.Захаров).

Численность семьи является столь же существенным фактором для детского развития (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий, Т. А. Думитрашку). Исследования в этой области охватывают широкий круг проблем: тенденции развития семьи как социального института (от семьи, в которой совместно проживают несколько поколений, к семье нуклеарной); однодетная семья; ситуация развития ребенка в семье многодетной; трудности воспитания ребенка в неполной семье.

В частности, отмечается, что с образованием нуклеарной семьи ослабевает теснейшая связь, которая существовала между старшим поколением и внуками, а вместе с этим и ее огромное позитивное влияние. Однако это не означает, что старшее поколение полностью утратило возможность влиять на воспитательный потенциал семьи. В условиях профессиональной занятости родителей бабушки и дедушки зачастую оказывают неоценимую услугу семье. Любящие и заботливые, они способствуют удовлетворению эмоциональных потребностей маленького человека, тем самым ускоряя формирование его сознания (В.Я. Титаренко).

Ребенок в однодетной семье - объект пристального внимания ряда исследователей (А.И. Антонов). С одной стороны, подчеркивается негативный аспект влияния такой семьи на формирование личности ребенка. Например, согласно данным А.И. Захарова, среди детей, имеющих неврозы, большинство - единственные дети в семье. С другой стороны, исследователи предостерегают от крайних, односторонне отрицательных суждений о воспитательных возможностях однодетной семьи. Не следует абсолютизировать значение количества детей в семье для становления семейного коллектива, его социально-психологической целостности. Скорее всего, последнее определяется не столько численностью семьи, сколько характером супружеских отношений и следующими отсюда отношениями родителей и детей, степенью кооперации между ними в решении общих дел (В.Я. Титаренко).

Многодетную семью относят к нетипичным семьям в силу того, что в ней возникают особые, специфические условия, которые небезразличны для развития психики ребенка, формирования его личности. Т.А. Думитрашку исследовала влияние размера семьи, порядкового номера рождения ребенка на его интеллектуальное развитие, особенности личности. В ее работе представлен обзор имеющихся исследований по данной проблематике у нас в стране и за рубежом.

В отечественной литературе всячески подчеркивается преимущество большой семьи. Считается: в такой семье ребенок получает возможность устанавливать отношения с детьми разных возрастов, что увеличивает и обогащает его коммуникативные связи (А.И. Антонов).

В зарубежной психологии внимание акцентировано на негативных моментах большой семьи. Среди них - снижение среднего интеллектуального уровня семьи при увеличении количества детей. Снижается коэффициент интеллектуального развития и у каждого следующего по порядку рождения ребенка. У детей из таких семей формируются специфические, не всегда желательные, личностные характеристики (Т.А. Думитрашку).

Детско-родительские отношения в многодетной семье имеют свою специфику. Частично это обусловлено, по мнению M.Wagner, низким IQ родителей. Замечено, что родители в такой семье могут быть более авторитарными, чаще использовать телесные наказания, требования к дисциплине у них жестче. И хотя члены больших семей внимательнее друг к другу, сплоченнее, более центрированы на семье, тем не менее отношение родителей к разным детям может быть однообразным, не учитывающим их индивидуальных различий и потребностей. Многодетные родители могут быть в меньшей степени заинтересованы в школьных успехах детей, редко помогают им преодолевать трудности в учебе. Часто недостаток материальных ресурсов, ограниченность жилой площади ведут к повышению психического напряжения, нервозности, что также отрицательно сказывается на детях. Считается, что такого рода особенности большой семьи влияют не только на интеллект, но и на личность детей, их самооценку, дифференцированность (Т. А. Думитрашку).

В своих исследованиях Т.А. Думитрашку изучала группу многодетных семей с низким социально-экономическим статусом и их влияние на детское развитие. Согласно полученным данным, факторы размера семьи и очередности рождения отрицательно связаны с показателем когнитивного развития детей: в многодетной семье он ниже, чем в семьях с единственным ребенком. Наиболее чувствительно к влиянию размера семьи вербальное развитие детей. Более тесно коррелируют с когнитивным развитием детей, независимо от их пола, интеллектуальные характеристики отца. Положительное влияние на когнитивные характеристики детей оказывает авторитарность отца в семье. Авторитарность матери сказывается на развитии детей крайне отрицательно.

Таким образом, исследования Т.А. Думитрашку показали, что для эффективного функционирования многодетной семьи с низким социально-экономическим статусом необходима перестройка всего сложного семейного организма.

Ребенок, воспитанный в неполной семье, обладает менее выраженным или вовсе отрицательным опытом подготовки к семейной жизни. Вероятность распада брака у таких детей значительно выше по сравнению с теми, кто воспитывался в полных семьях. Неполная семья может оказывать негативное влияние на успеваемость детей в школе, их нравственный облик, активность, будущую жизненную позицию, подготовку к семейной жизни и т.п. В качестве решающей причины называется отсутствие одного из родителей. Наличие отца и матери представляет чрезвычайно важную предпосылку нормального эмоционального и нравственного развития ребенка. Отец и мать дополняют друг друга; их ролевые функции и особенности неидентичны (В.Я. Титаренко).

Убедиться в чрезвычайной значимости каждого члена семьи и семейного воспитания в целом для развития ребенка позволяют многочисленные исследования психического развития детей в закрытых учреждениях. Таких малышей характеризуют задержки и аномалии в развитии, которые охватывают все уровни психической организации ребенка: интеллект, эмоциональную сферу, развитие речи, коммуникативные навыки и т.д. Обычно такие дети имеют более низкий интеллектуальный уровень, у них наблюдается эмоциональная незрелость, расторможенность, повышенная агрессивность в отношениях со сверстниками, отсутствуют избирательность и постоянство в эмоциональной привязанности к взрослым.

В раннем детстве у детей из закрытых учреждений отмечается апатичность, которая выражается в безынициативности и эмоциональной невыразительности. Они медленнее овладевают речью, что сказывается на развитии мышления и на специфике контактов с окружающими людьми. У этих детей уже кругозор; они не способны произвольно управлять своим поведением, самостоятельно выполнять правила при отсутствии контроля со стороны взрослых. Постоянное пребывание в кругу сверстников, досуг, спланированный и организованный взрослыми, почти полное отсутствие уединения вызывают нервное переутомление, повышенную возбудимость.

В.С. Мухина отмечает поверхностность, поспешность их контактов. Дети одновременно домогаются внимания и отвергают его, переходя к агрессии или пассивному отчуждению. Нуждаясь в любви и внимании, они в то же время не умеют вести себя так, чтобы с ними общались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию.

Э. Пиклер обращает внимание на такие особенности воспитанников детских домов, как поверхностные социальные связи, трудности торможения эмоциональных реакций, ограниченность познавательной и перцептивной функций. У детей отсутствуют волевые проявления, инициативная готовность, хотя в целом они могут производить хорошее впечатление.

Р. Шпитц считал синдром недоразвитости разновидностью депрессии, обычно возникающей у детей на первом году жизни в домах младенца. Причину этого он усматривал в обедненности эмоционального мира ребенка, недостаточном внимании со стороны взрослых и слабости побудительных стимулов к развитию различных условных рефлексов.

Однако более поздние данные позволили установить непосредственную связь между синдромом недоразвитости и плохим отношением взрослых, особенно матери, и у домашних детей (М.И. Лисина). Немаловажную роль играют здесь и стрессы, которые переживает кормящая мать (М.В. Колоскова).

С точки зрения И.В.Дубровиной, только семья - родители и близкие родственники, их образ жизни, содержание общения и стиль взаимоотношений формируют у детей образцы, эталоны мужчин и женщин, понятия мужественности и женственности. Дети в закрытых учреждениях лишены возможности видеть особенности поведения и отношения друг к другу и к другим людям мужчин и женщин, участвовать в семейных отношениях.

Однако И.В.Дубровина и М.И.Лисина не придают фатального значения общению ребенка с его кровными родственниками. Наиболее важным они считают характер контактов ребенка со взрослыми, которые о нем заботятся. Рядом с ребенком, где бы он ни находился - в полной семье, неполной, в детском учреждении любого типа, должен быть человек (хотя бы один), который мог бы с раннего возраста замечать и оценивать его первые успехи в жизни, подчеркивают эти авторы.

Опираясь на результаты ряда исследований, И.В.Дубровина и М. И. Лисина высказывают предположение, что различные стороны психического развития не одинаково чувствительны к особенностям условий жизни ребенка и в значительной степени определяются его индивидуальными особенностями.

Так, согласно данным, полученным М.Ю. Кистяковской, моторное развитие происходит успешнее у детей, живущих в закрытых детских учреждениях. В домах ребенка дети-воспитанники раньше начинают ходить, быстрее научаются взбираться по ступенькам на лестницу, бегать. Этим успехам детей способствуют удобная одежда, просторные манежи, обилие игрушек, отсутствие излишней опеки старших.

Более глубокое и детальное изучение условий, в которых растут и развиваются дети в приютах, вскрывает множество разнообразных причин, приводящих к отставанию их психического развития. Среди причин - апатичность сестер, ухаживающих за детьми, их безразличие к малышам, равнодушие к знакам интереса и привязанности со стороны подопечных. Зачастую дети находятся во время бодрствования в кроватках со стенками, затянутыми материей, и поэтому не могут видеть друг друга и осматривать помещение. Немаловажно и то, что дети не соприкасаются с нянями: даже во время кормления те не берут их на колени, а просто пристраивают каждому бутылочку с молоком.

Исходя из этого, М. Раттер отмечает, что печальные последствия воспитания детей в подобных учреждениях возникают не из-за отсутствия материнского ухода, а в силу недостаточных эмоциональных контактов и совместной деятельности ребенка со взрослыми, а также недостаточной сенсорной стимуляции.

Эмоциональная окраска голоса воспитателя, которая изменяется в зависимости от реакции ребенка, его интерес к личности и разностороннему развитию детей, сотрудничество между воспитателем и маленьким ребенком - составляющие полноценного развития детей раннего возраста.

С. Ю. Мещерякова придает исключительное значение для личностного развития ребенка его прочным взаимоотношениям со взрослым. Такие взаимоотношения снижают, по ее мнению, отрицательные эмоции и усиливают положительные, приводят к интенсификации познавательной активности детей. Формируются же эти отношения в процессе интенсивного ситуативно-личностного и ситуативно-делового общения.

М. Айнсворз, пытаясь найти ответ на вопрос, обратим ли эффект депривации, приходит к выводу, что некоторые из нарушений в принципе могут быть полностью исправлены обучением после снятия депривации. Другие нарушения поддаются лишь частичному устранению, а некоторые вообще не поддается исправлению, поскольку сензитивная фаза нормального развития соответствующего процесса уже прошла. Особенно чувствительными к депривации считаются первые три года жизни ребенка.

По мнению Н.М. Щелованова, дети в интернатах могут развиваться нормально при условии хорошо организованной педагогической работы. Не разлука с матерью задерживает нормальное развитие ребенка, а дефицит воспитания. Высказывается мнение, что для ребенка нет ничего фатального даже в сильном отставании, появившемся в первые месяцы жизни. Попав позднее в благоприятные условия, он может быстро догнать сверстников, воспитывающихся в семье.

Чтобы устранить недостатки общественного воспитания, Э. Пиклер предлагает устанавливать с детьми более глубокие человеческие связи, основанные на сотрудничестве, похожие на те, которые складываются в условиях семейного воспитания.

Исследуя феномен беспризорности, А. Адлер подчеркивает, что очень многие беспризорные дети не страдают умственной неполноценностью. Порой они бывают одаренными, на протяжении определенного времени хорошо развиваются. Но, потерпев однажды крушение на главной линии человеческой жизни, они не могут его преодолеть. Каждый случай показывает закономерные особенности: чрезвычайно сильное честолюбие, чувствительность к любым обидам, отход от жизни и ее общепринятых требований.

А. Адлер формулирует основные принципы воспитания - относиться к ребенку серьезно: смотреть на него как на взрослого - не унижать и не злоупотреблять насмешками, поскольку дети испытывают особенную жажду власти и авторитета, жажду повышенного чувства собственного достоинства.

А. Адлер выделяет две составляющие процесса воспитания: одна из них - сознательное воспитание, другая - общие обстоятельства жизни и окружающего мира, которые родители, как правило, не замечают. Но именно эта часть воспитания воздействует на ребенка и, не ведая об этом, оказывает гораздо большее влияние, чем сознательное воспитание.

В литературе неоднократно обсуждался вопрос о влиянии сверстников на психическое развитие детей. Об этом идет речь и в работе Л.М. Царегородцевой. Она подробным образом исследовала и показала, как при умелом руководстве со стороны взрослого малыши налаживают контакты между собой, что имеет огромное значение для их развития. Взаимодействие младенца со сверстниками способствует развитию их познавательной активности, предметно-манипулятивной деятельности, эмоциональности и инициативности. Однако первый опыт общения со сверстниками ребенок приобретает через общение со взрослыми. Более того, каким бы полноценным ни было взаимодействие детей между собой, оно не может удовлетворить потребность ребенка в общении со взрослым.

О тесной связи двух сфер общения (со сверстниками и со взрослыми) говорят И.А. Залысина и Е.О. Смирнова. Они подчеркивают, что недостаток общения со взрослыми приводит к обеднению отношений между сверстниками. Уровень развития общения ребенка со взрослыми во многом определяет характер его контактов с другими детьми. В соответствии с этим взрослый рассматривается в качестве основного источника психического развития ребенка и носителя человеческих отношений, ценностей и способностей.

Т. М. Землянухина (1991) в своем исследовании установила прочную связь между развитием общения у детей раннего возраста со взрослыми и сверстниками, с одной стороны, и их познавательной активностью, с другой.

К. Флэйк-Хобсон и его коллеги приводят пример, когда несколько умственно отсталых двухгодовалых детей перевели под присмотр более старшим "товарищам по несчастью", прикрепив к каждому из них по одному подопечному. "Через несколько лет, - пишут они, - эти подопечные оказались более развиты, чем те, которые остались со своими сверстниками".

Итак, возможность учиться, получать хорошее образование благодаря специализированным учебным заведениям, родителям, имеющим высокое образование и профессиональную квалификацию, наличие хорошо организованного физического пространства, в котором дети имеют собственную территорию, - необходимые, хотя и недостаточные, условия полноценного психического развития ребенка.

Представляется очевидным, что влияние социально-экономических характеристик образа жизни семьи (денежных доходов, жилищных условий) на формирование личности ребенка хотя и велико, но не абсолютно. Оно опосредовано факторами сугубо психологического плана, наличием или отсутствием внимания к ребенку, методами воспитания, характером отношений между детьми и родителями. Роль каждого члена семьи в психическом развитии ребенка уникальна и имеет непреходящее значение для формирования его личности.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Выпишите весь набор понятий в предложенном вам материале по теме "Социально-экономический аспект образа жизни семьи и его влияние на психическое развитие ребенка". Систематизируйте эти понятия, выделив в их ряду более общие и более частные. Представьте систему данных понятий в виде схемы или рисунка.

2. Какое место и роль в ряду факторов, определяющих детское развитие в условиях семейного воспитания, отводят исследователи социально-экономическому аспекту жизни семьи? Найдите ответ на этот вопрос, обратившись к психологической литературе последних лет (к статьям в известных вам психологических журналах).

3. Какое место в ряду факторов, определяющих детское развитие в условиях семейного воспитания, отводят родители? Подумайте, пользуясь какими известными вам методами исследования можно было бы получить такого рода информацию. Проведите исследование. Обработайте результаты. Сформулируйте выводы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 3237; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.