Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоциональный компонент образа жизни семьи и его значение для детского развития




Ребенок в системе общественных отношений. Система внутрисемейных отношений и детское развитие. Отношения в системе мать - ребенок. Феномен привязанности. Я-концепция и воспитание. Гипертрофированные формы позитивных контактов и представление ребенка о себе. Конфликтные формы взаимодействия супругов. Супружеские конфликты и детская самооценка. Отношения между братьями и сестрами. Отношение родителя к себе как условие детского развития. Многопоколенная семья и детское развитие.

Основные понятия: общественные отношения, межличностные отношения, детско-родительские отношения, супружеские отношения, ценность и значимость личности ребенка.

Эмоциональный компонент образа жизни семьи - это тесное переплетение связей и отношений членов семьи между собой: отношений супружеских, детско-родительских, отношений между братьями и сестрами, отношений между членами семьи разных поколений.

Система общественных отношений, в которую оказывается включенным каждый человек от рождения и до смерти, формирует его субъективные отношения ко всем сторонам действительности. Система отношений человека к окружающему миру и к самому себе является наиболее специфической характеристикой личности, более специфической, чем, например, характер, темперамент, способности [А. А. Бодалев, 1995].

Не отрицая великой роли деятельностей, которые постоянно выполняет человек, для формирования его как знатока своего дела, В. Н. Мясищев подчеркивал, что сама по себе деятельность - игра, учение, труд - для формирования основных психических качеств, составляющих ядро личности, может оказаться процессом нейтральным, если между ее участниками не организованы отношения, требующие сотворчества, сотрудничества, взаимопомощи,

коллективизма, если не происходит постоянного подкрепления хода деятельности провоцированием взаимоотношений, побуждающих к нравственным поступкам.

Источником нарушений в личности, многих форм ее патологии являются, согласно В.Н.Мясищеву, совершенно конкретные общественные, производственные, социально-бытовые, семейные, личные и другие коллизии, которые человек переживает и которые грубо ломают дорогие его сердцу планы, встают неодолимым препятствием к достижению субъективно-значимых для него целей.

Потребности, интересы, склонности личности являются не продуктом каких-либо абстрактных исторических условий. Они результат того, как человеку удается взаимодействовать с совершенно конкретной для него окружающей средой и насколько эта среда дает простор для проявления и развития его индивидуальности - и в предметной деятельности, и во взаимодействии с другими людьми.

С первых месяцев жизни ребенок осознает себя через отношения с другими людьми. "Ребенок испытывает свою зависимость от непосредственно окружающих его людей; он должен считаться с требованиями, которые окружающие люди предъявляют к его поведению, ибо это реально определяет собой его интимные, личные отношения с ними. От этих отношений не только зависят его успехи и неудачи, в них самих заключены радости и огорчения, они имеют силу мотива" [А.Н.Леонтьев, 1981]. Характер отношений между ребенком и социальным окружением определяет развитие ребенка.

В психологическом словаре межличностные отношения определены как "субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Межличностные отношения - это система установок, ориентации, ожиданий и др. диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга" (Психологический словарь, 1990).

Специфичность межличностных отношений - в их эмоциональной основе. "Они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Поэтому в социальной психологии межличностные отношения рассматривают как фактор психологического климата группы" [Г.М.Андреева, 1980].

Набор чувств, которые могут определять характер межличностных отношений, весьма разнообразен. Г.М.Андреева сводит их в две большие группы - конъюнктивные (чувства, сближающие и объединяющие людей) и дизъюнктивные (чувства, разъединяющие людей).

По мнению Е.О.Смирновой, отношения людей представляют реальность особого рода, которая не сводима ни к совместной деятельности, ни к коммуникации, ни к взаимодействию. "Субъективная и фундаментальная значимость этой реальности для жизни человека и развития его личности не вызывает сомнений", - пишет Е.О.Смирнова (1994). Отношение обладает рядом присущих лишь ему черт. Оно не имеет цели и не может быть произвольным. Отношение не является процессом и, следовательно, не имеет пространственно-временной развертки. Оно скорее есть состояние, чем процесс. Отношение не имеет культурно-нормированных внешних средств осуществления и поэтому не может быть представлено и усвоено в обобщенной форме. Оно всегда предельно индивидуально и конкретно.

Богатые традиции в изучении данного вопроса принадлежат психоанализу и различным его ответвлениям (З.Фрейд, А.Фрейд, Дж. Боулби и др.). В поле зрения психоанализа находятся два аспекта проблемы: характер отношений ребенка с обществом в целом и влияние "биологической матери" на эмоциональное состояние и развитие ребенка. Анализируя отношения, которые устанавливаются между ребенком и обществом в первые мгновения жизни, А.Фрейд замечает, что естественные потребности детей довольно часто не совпадают с общепринятыми в западной культуре обычаями и традициями. Отсюда - конфликтное сосуществование ребенка и общества и настоятельная необходимость ввести родителей в чуждый им эмоциональный мир ребенка.

Существенное влияние на развитие ребенка оказывают индивидуальные пристрастия и антипатии матери: быстрее развивается то, что больше всего нравится матери, что ею приветствуется. Процесс развития замедляется там, где мать остается равнодушной или скрывает свое одобрение.

Депрессии матери, которые случаются в первые два года жизни ребенка, могут создавать у маленького человека "латентную предрасположенность к депрессивным заболеваниям", которые часто проявляются лишь в последующем (А.Фрейд, М.В.Колоскова). Инстинкт материнства и отцовства проявляется сильнее в том случае, если детство ребенка не знало дефицита доброты, чуткости, заботы и любви со стороны родителей.

В ряде работ поднимаются вопросы привязанности матери и ребенка друг к другу и последствий этой привязанности для развития последнего. Отношения привязанности к близким взрослым составят основу будущих контактов ребенка с людьми. Такие отношения возникают у ребенка на втором-третьем году жизни. Тот, кому в раннем детстве не удалось установить безопасную связь со взрослым, в более старшем возрасте встречается со значительными трудностями при общении со сверстниками. Особенности взаимодействия ребенка с близкими, степень их отзывчивости на получаемые от ребенка сигналы, полнота удовлетворения его потребностей влияют на характер отношений вне семьи. Отношения привязанности способствуют снижению у ребенка чувства тревоги, непременно возникающего в новых ситуациях (М. Раттер).

Мать, привязанная к ребенку, лучше справляется со своим делом, чем равнодушная мать. Как бы тщательно она ни исполняла все процедуры, необходимые для благополучия ребенка, всего этого недостаточно, если она, кроме того, не пошлепывает его и не прижимает к себе. "Лучший способ внушить ему ощущение безопасности и побудить расти - это материнские объятия" [Э. Берн. - 1992. - С. 118]. С типом материнской заботы и воспитания связывает Р.Кэмпбелл основные характеристики ребенка. Один тип ухода за младенцем демонстрируют матери нелюбящие: сознательно или подсознательно они отвергают своих детей и не в состоянии создать дома атмосферу любви и доброжелательности. Дети чувствуют: их не принимают и не любят. Другой тип ухода демонстрируют матери любящие. Они создают дома обстановку любви и доброжелательности, благодаря чему дети чувствуют, что они нужны и их принимают такими, какие они есть.

Дж. Боулби выделил следующие типы патогенного родительского поведения:

- родители не удовлетворяют потребности ребенка в любви и полностью отвергают его;

- ребенок служит в семье средством разрешения супружеских конфликтов;

- родители используют в качестве дисциплинарных мер угрозы "разлюбить" ребенка или покинуть семью;

- ребенку внушают, что он своим поведением виновен в разводе, болезни или смерти одного из родителей;

- в окружении ребенка отсутствует человек, способный понять его переживания, стать фигурой, замещающей отсутствующего или пренебрегающего своими обязанностями родителя.

Р. Берне останавливается на результатах ряда важных исследований в области семейного воспитания и той роли, которую играет семья в построении Я-концепции ребенка. Это работы Л. Стот-та, В. Розенберга, С. Куперсмита.

Впервые тип родительского воспитания, формирующий у ребенка положительную Я-концепцию, выделил Л. Стотт. Это взаимное уважение и доверие между родителями и детьми, готовность помогать друг другу, принимать друг друга. У детей, выросших в таких семьях, как показал Л. Стотт, выше самооценка и независимость, приспособленность к жизни.

Как отмечает В.Розенберг, если ребенок ощущает собственную значимость и ценность для других, то у него будет сформирована положительная самооценка.

Исследования С. Куперсмита показали, что стремление родителей поставить детей в подчиненное, зависимое положение ведет к снижению самооценки. Ребенок в этой ситуации оказывается надломленным, он не доверяет окружающему миру, ему не хватает ощущения собственной личностной ценности. Полное внутреннее принятие родителями своего ребенка, последовательные и ясные требования, уважение индивидуальности ребенка - те условия, которые, с точки зрения С. Куперсмита, формируют положительную самооценку.

В отечественной психологии детско-родительские отношения также являются предметом многих исследований.

Несколько типов неадекватного родительского отношения к ребенку выделяет В. В. Столин. Это отношения матери к сыну-подростку как к "замещающему мужа": гиперопека и симбиоз, воспитательный контроль посредством вызова чувства вины у ребенка.

Человека стоит принимать не таким, какой он есть, а таким, какой он должен быть, пишет В.Франкл. "Принимая его таким, какой он есть, мы делаем его хуже; принимая же его таким, каким он должен быть, мы заставляем его быть таким, каким он может стать" [В.Франкл. - 1990. - С. 27].

В исследовании Е.Т.Соколовой и И.Г.Чесновой подтвержден вывод о том, что формирование самосознания и самооценки есть результат усвоения ребенком определенных параметров отношения к нему родителей.

Исследуя детско-родительские отношения, В. П.Левкович выделяет те из них, которые оказывают патогенное воздействие на ребенка, его успеваемость и общественную активность. Это негативные межличностные отношения (враждебность, недоверие, безразличие), игнорирование духовного мира ребенка, когда отношения сводятся к контролю, санкциям, поощрениям, материальному обеспечению; гипертрофированные формы позитивных эмоциональных контактов; неадекватная оценка родителями ребенка, вследствие чего он лишен возможности лучше познать себя, сформировать собственную самооценку. Заласкивание детей, приписывание им несуществующих достоинств, необоснованное восхищение их умом, выдающимися способностями - в этом проявляются гипертрофированные формы позитивных эмоциональных контактов. Требовательность и критичность, высокая информированность родителей и детей друг о друге (об интересах, о вкусах, настроениях ребенка, о поведении и успеваемости его друзей), доверительные отношения, взаимная заинтересованность, сопереживание, доброжелательность, деликатность - гарантия полноценного развития личности ребенка.

Здоровому развитию ребенка препятствуют пренебрежение и невнимание родителей к его чувствам и потребностям (М.Джеймс, Д.Джонгвард). Семья, лишенная любви, истинной привязанности и доверия, в которой отец бьет жену и детей, а мать проявляет пассивное, соглашающееся поведение, формирует закрепощен-ность личности (3. Холл).

Отношения между супругами находятся в поле внимания исследователей в зарубежной и отечественной психологии в связи с закономерностями детского развития в условиях семейного воспитания. Так, подчеркивается, что по важности взаимоотношения между супругами перевешивают все другие, существующие в семье (Р.Кэмпбелл). Именно от них в значительной степени зависит формирование личности ребенка.

По мнению А. С. Спиваковской, дисгармония семейных отношений, выражающаяся в конфликтном взаимодействии супругов, является основным патогенным фактором, обусловливающим возникновение неврозов у детей.

Среди особенностей супружеских взаимоотношений в семьях, имеющих детей с неврозами, А.И.Захаров называет фрустрацию потребности в эмоциональной близости, повышенные, болезненно заостренные ожидания супругов, которые вступают в противоречие с реальными жизненными ситуациями, одностороннее преобладание одного из взрослых, перестановку или инверсию традиционных семейных ролей.

Негативный характер отношений в родительской паре замедляет когнитивное, эмоциональное и личностное развитие ребенка (Ф. А. Кован, В.П. Кован). Втягивание ребенка в конфликт на стороне одного из родителей приводит к насильственному эмоциональному отторжению одного из них, а следовательно, одного из эталонов для подражания (А. Кемпински).

С. Куперсмит, изучавший три группы детей (с низкой самооценкой, средней и высокой), показал, что родители детей с низкой самооценкой часто вступают в конфликт между собой. По отношению к детям их объединяет стремление сформировать у них приспособительное поведение, послушание, подчинение, бесконфликтное поведение с другими детьми.

Среднюю самооценку у детей формируют покровительственная, снисходительная позиция родителей, их повышенная тревожность по поводу самостоятельности детей и низкий уровень притязаний, позволяющий им принимать детей такими, какие они есть.

Взаимное доверие, уважение, солидарность, внутреннее принятие ребенка, сочетание требовательности и демократизма, благожелательное, но не чрезмерно снисходительное отношение к нему, дисциплина - все это формирует высокую самооценку. Такие дети уверены в себе, жизнерадостны, оптимистичны, добиваются успеха, общительны, самостоятельны, независимы.

"Результаты исследования С. Куперсмита, - пишет Р. Берне, - служат экспериментальным подтверждением ряда положений теории зеркального Я. Если родители, выступающие для ребенка как социальное зеркало, проявляют в обращении с ним любовь, уважение, доверие, ребенок приучается и сам относиться к себе как к человеку, достойному этих чувств" [Р.Берне, 1986].

Полное внутреннее принятие родителями своего ребенка, последовательные и ясные требования, уважение индивидуальности ребенка - те условия, которые, с точки зрения С. Куперсмита, формируют положительную самооценку.

К. Роджерс подчеркивает ценность и необходимость безусловного позитивного отношения родителей к себе, ибо взрослый, склонный к самоотрицанию, не способен к подлинной родительской любви и не может служить для ребенка правильным образцом принятия себя.

Отношения между братьями и сестрами остаются слабо разработанной областью в психологической науке. Исследования в этой сфере немногочисленны. В них поднимаются вопросы о зависимости характера отношений между детьми в семье от позиции матери и отца по отношению к каждому ребенку; о степени принятия старшим ребенком младшего; о половой принадлежности и возрастной разнице между детьми; об успешности их совместной деятельности (Н.А. Разгонова, Я.Л.Коломинский).

Итак, психическое развитие ребенка, его когнитивное, эмоциональное и личностное развитие весьма чувствительны к характеру детско-родительских и супружеских отношений.

Внутреннее принятие родителями своего ребенка, благосклонное внимание и уважение его индивидуальности, полнота удовлетворения потребностей формируют положительную самооценку, создают ощущение безопасности и доверия к окружающему миру. Закрепощенность личности, замедленное когнитивное развитие, ощущение отторгнутости и агрессии, отрицательное отношение к себе и другим людям, отклоняющееся поведение и неврозы возникают в ответ на стремление родителей поставить ребенка в подчиненное положение. Далеко идущие последствия для психического развития ребенка имеет конфликтное взаимодействие супругов и перетягивание его на сторону одного из родителей.

Пристрастия матери и характер контактов между ней и ребенком определяют направленность детского развития. Для гармоничного развития ребенка являются значимыми отсутствие депрессивных состояний у матери и позитивное отношение родителей к себе.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Детско-родительские отношения: их содержание и форма.

2. Каково место супружеских отношений в ряду факторов, определяющих детское развитие в условиях семейного воспитания?

3. Какова роль отношений между братьями и сестрами в детском развитии?

4. Охарактеризуйте многопоколенную семью и ее возможности в процессе формирования здоровой личности.

5. Обратитесь к психологической литературе, составьте картотеку работ по теме "Эмоциональный компонент образа жизни семьи и его значение для детского развития". Прочтите и систематизируйте прочитанный материал.

6. Проведите мини-исследование в группе детского сада. Пусть целью вашего исследования станет изучение специфики детско-родительских отношений (супружеских, отношений между братьями и сестрами, представителями разных поколений в семье) и их влияния на детское развитие. Подберите методы исследования, соответствующие целям и задачам вашего исследования. Обработайте полученные результаты. Сформулируйте выводы о связи того или иного аспекта системы внутрисемейных отношений с особенностями детского развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 920; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.