Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Производство и финансирование в общественном секторе




Виды общественных расходов

Расходы государства

 

Расходы государства осуществляются главным образом с целью финансирования программ социальной помощи и общественного страхования обеспечения производства благ, общественных и некоторых частных.

Формы осуществления общественных расходов включают финансирование из средств бюджета трансфертов населению или затрат на создание или приобретение благ, а также субсидирование предприятий, осуществляющих определенные виды деятельности.

Общественные расходы имеют характер отрицательных налогов, поэтому значительная часть анализа, относящегося к налогам, применима после некоторых поправок и к общественным расходам.

Рассмотрите самостоятельно, какие последствия вызовет предоставление социальной помощи в денежном и натуральном виде.

Объясните, почему, несмотря на потери благосостояния реципиента этой помощи, натуральные пособия применяются.

Для обеспечения некоторого блага в общественном секторе не обязательно осуществлять именно производство в общественном секторе. Чаще общественный сектор берет на себя финансирование программ, предоставляя собственно производство частному сектору.

Возможны различные комбинации участия общественного и частного сектора в производстве и финансировании, двух компонентах процесса предоставления блага его потребителям. Государственный сектор может осуществлять любой из них или оба. При этом возможны также ситуации, когда осуществляется смешанное финансирование, или когда в производстве блага выделены этапы, осуществляемые разными секторами.

Принимая решение о конкретных формах обеспечения экономических благ, всегда целесообразно рассматривать как альтернативу возможность отказаться от участия общественного сектора и в производстве, и в финансировании, а если вмешательство государственного сектора признано обществом необходимым, выбрать иные его виды, нежели обеспечение с участием государственного сектора.

Частное финансирование осуществляется посредством уплаты потребителями блага цен или компенсаций за его использование (user charges). Цены могут устанавливаться исходя из предельных издержек предоставления блага или в соответствии с принципом получаемых выгод. Если благо исключаемо и не порождает внешних эффектов, а сложившееся в обществе распределение дохода рассматривается обществом как справедливое, то целесообразно вне зависимости от локализации производства в частном или общественном секторе выбрать именно частное финансирование, предоставив каждому потребителю максимизировать свою полезность, приравнивая цену и предельную выгоду. В этом случае результат одновременно эффективен с точки зрения размещения ресурсов и общественно приемлем с позиций распределения доходов.

Государственное финансирование чаще целесообразно в тех случаях, когда предоставляемое благо неконкурентно (то есть увеличение его потребления кем-либо не уменьшает возможности его использования и получаемых в результате выгод другими) или порождает значительные внешние эффекты (экстерналии), а также в том случае, когда целью осуществляемой политики является перераспределение доходов. Государственное финансирование может быть согласовано с принципом получаемых выгод (например, когда финансирование блага осуществляется за счет целевых налогов, установленных таким образом, чтобы у лиц, в большей степени использующих данное благо, были большие налоговые обязательства), но обычно осуществляется в соответствии с принципом способности платить. Так как большинство налоговых систем основывается на принципе способности платить, в очень малой зависимости от получаемых при потреблении предоставляемых благ выгод, то можно предположить, что при финансировании за счет общественного сектора легче добиться соответствия справедливости, чем аллокационной эффективности. Возможны ситуации, когда осуществляется государственное финансирование значительных долгосрочных проектов, особенно связанных с риском. Но часто невозможность частного сектора справиться с финансированием таких проектов возникает из-за недостаточной развитости рынков капитала.

Частное производство на конкурентных рынках считается «идеальным» в определенном смысле, о чем будет идти речь ниже. В условиях конкуренции как аллокационная, так и X-эффективность порождаются максимизацией прибыли и отсутствием долгосрочной экономической прибыли.

Производство в общественном секторе с точки зрения неоклассических взглядов оправдать сложнее, чем вышеперечисленные варианты. Но и это пользу такого выбора существует ряд аргументов. Например, если рассматриваемый проект неделим и масштабен, может оказаться, что частный сектор не в состоянии исправиться с его реализацией. Этот аргумент неприменим в случае возможности разделения производства блага между различными предприятиями. Во-вторых, вопрос может решаться различным образом в зависимости от наличия и масштабов общественного производства к моменту принятия решения. Если производство в государственном секторе уже осуществляется, может существовать неиспользованная экономия от масштаба, так что предельные издержки на дополнительную производственную деятельность могут быть низкими. Также в ряде случаев значительная асимметрия информации служит аргументом для осуществления всех этапов предоставления благ именно в общественном секторе (например, этот аргумент часто бывает весомым, по крайней мере для политиков, в вопросе организации образования и здравоохранения). Кроме того, производство в частном секторе может в некоторых случаях наделять тех, кто осуществляет над ним контроль, экономической властью. Монопольная или монопсоническая власть на некоторых рынках может приводить к существенно негативным с точки зрения общества последствиям, и производство таких товаров и услуг лучше сохранять по общественным, а не частным контролем. Разумеется, насколько этот аргумент значим, зависит от совокупности сложившихся в обществе представлений и предпочтений, а также от институциональных особенностей общества. Если частное производство сопровождается попытками получить доступ к избыточному с точки зрения конституции политическому влиянию, это тоже может повлиять на выбор общества. Однако в этом случае возможны и контраргументы: чиновники, контролирующие производство таких особо значимых для общества благ в государственном секторе, могут также приобретать значительное влияние, которое далеко не всегда оправданно с точки зрения общества.

 

 

Литература: [1], [3], [2], [5], [7].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 2630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.