Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Н.Н. Баранский о географическом положении




Территория и географическое положение

Характеристик

Опорные элементы комплексных регионоведческих

О комплексном регионоведении

Творческое использование мирового востоковедного опыта и обогащение его отечественными исследовательскими наработками непосредственным образом связана с методологическими дебатами в востоковедении, которое сегодня на наших глазах превращается в отрасль мирового комплексного регионоведения – многоплановой, интегральной социально-экономической дисциплины, изучающей закономерности процесса формирования и функционирования социально-экономической системы регионов мира (т.е. Востока и регионов Востока как части системы регионов мира) с учетом исторических, демографических, политико-правовых, природно-ресурсных особенностей, места и роли в международном разделении труда и системе (подсистемах) международных отношений.

 

Воскресенский А.Д. Политическая компаративистика как часть дискурса мирового комплексного регионоведения: общие закономер-ности и специфика их трансформации на Востоке// Восток. – № 2. – С.90.

 

Вопросы и задания

1. Что такое мировое комплексное регионоведение по А.Д. Воскресенскому?

2. Как он рассматривает место востоковедения в системе научного знания?

 

Что мы называем положением? В географии вы встре­тите этот термин в любом учебнике, в любой географи­ческой книге по описанию любой страны, так что термин этот распространен весьма широко. Что конкретно по­нимается под этим термином? Всего чаще под положе­нием понимают: столько-то градусов восточной или за­падной долготы и столько-то градусов северной или юж­ной широты. Самое популярное понимание этого термина встречается тогда, когда в понятие «положение» вклю­чается отношение данного пункта или участка террито­рии к каким-нибудь соседним хребтам, горам, морю и т. д., когда говорят, например, что Сталинград нахо­дятся на правом берегу Волги, в том месте, где она де­лает максимальный уклон к западу, в сторону Дона.

Но этим ограничиваться нельзя. В экономической гео­графии положение территории приходится определять не только по отношению к физико-географическим данным, т. е. к горам, рекам, морям и т. д., что тоже может иметь свое экономическое значение, но также и по отношению к условиям, созданным руками человека в процессе исто­рии. Для экономической географии чрезвычайно важно положение данной страны (или района, города, вообще исследуемого ареала) к путям, рынкам, крупным цен­трам (промышленным, торговым, административным, культурным).

Если мы все это соединим вместе, мы можем дать такое общее определение положения: положение – это есть отношение данного пункта или ареала к каким-либо географическим данностям, взятым вне этого пункта или ареала. Если этими данностями являются экватор и на­чальный меридиан, то это будет положение в смысле математической географии. Если этими данностями будут горы, реки, море и т. п., т. е. данности физико-географи­ческого порядка, то это будет положение в смысле физи­ческой географии. Экономическая география понимает под положением отношение какого-либо места, района или города к вне его лежащим данностям, имеющим то или иное экономическое значение, — все равно, будут ли эти данности природного порядка или созданные в про­цессе истории. В политической географии особенно важ­но учитывать положение страны относительно ее врагов и союзников при данной международной политической ситуации. Другими словами: положение в смысле мате­матической географии дается на сетке координат, поло­жение физико-географическое – на карте физической, экономико-географическое – на карте экономической, по­литико-географическое – на карте политической.

Не мешает отметить, что понятие «положение» зани­мает среди других географических понятий несколько особое место, так как здесь речь идет не о каком-либо отдельном объекте (или явлении), а всегда об отношении между разными объектами.

 

ВАЖНОСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ

Откуда мы можем убедиться в том, что положение стра­ны действительно имеет большое экономическое значе­ние? Лучше всего в этом убедиться из примеров, а имен­но если мы возьмем для сравнения такие страны, которые по своим природным условиям близко подходят друг к другу, а различаются по своему положению.

Возьмем Урал и Швецию. Общее у них то, что и Урал, и Швеция – горные страны, лежащие в холодно-умеренном поясе, что их горы – старые горы, достаточно разрушенные, что они имеют большие запасы высоко­сортной железной руды, но не обладают сколько-нибудь значительными запасами металлургических, т. е. коксую­щихся, углей. Лесом же и Урал, и Швеция обеспечены достаточно. Это районы древесной металлургии. Одно время – с конца XVII и по конец XVIII в. – Урал и Шве­ция занимали первое место по снабжению Европы желе­зом. Это было время, когда Англия сожгла на плавку чугуна последние свои леса, а плавить чугун на мине­ральном топливе еще не научилась. В это время районы древесной металлургии – Швеция и Урал – были постав­щиками металла на всю Европу.

Но между этими странами имеются не только сход­ства, но и различия, и эти различия создаются самим их положением. С одной стороны, вы имеете хребет, лежа­щий вдоль морского берега, у моря, выходящего к странам Европы, давно уже развившимся, а с другой – хре­бет, лежащий на границе Европы и Азии и весьма далеко запрятанный от моря. Ясно, что Швеция, располагая связью по морю с уже развитыми странами, могла раз­виться значительно раньше Урала; Урал должен был ждать и железных дорог, и многого другого, прежде чем он мог начать по-настоящему развиваться. Таким обра­зом, разница в положении должна была сильнейшим об­разом сказаться на ходе экономического развития. Урал смог подняться только в наши времена, в условиях со­циалистического общества, обеспечившего строительство Урало-Кузнецкого комбината, который осуществил про­изводственное сочетание уральского железа с кузнецким углем за 2000 км сухим путем, что является в истории капиталистических стран беспримерным.

Сравним Сибирь и Канаду. По природным усло­виям у них опять-таки очень много общего – прежде всего холодный климат: это в общем страны снега, мете­лей, тайги и тундры, малодоступные, молодые, малолюд­ные, со сравнительно слабой сетью дорог. Но если вы посмотрите на эти страны с точки зрения положения, то найдете ряд существенных различий. Вы увидите, что расстояния большей части Сибири и Канады от берега моря очень различны. Как ни велика Канада, но по срав­нению с Сибирью она гораздо меньше. Канада по обе стороны имеет незамерзающие порты – Ванкувер на Ти­хом океане и Галифакс на Атлантическом океане; кроме того, в летнее время по Гудзонову заливу тоже возможно морское сообщение (порты Черчил и Нельсон). Если мы учтем хотя бы это, то поймем, что Канада в смысле до­ступности гораздо проще и легче Сибири. Поэтому не будем удивляться, что Канада на некоторый отрезок вре­мени – конец прошлого и начало нынешнего века – за­метно опередила Сибирь в своем развитии. В Сибири условия для полного и всестороннего развития произво­дительных сил создались опять-таки только в результате Великой Октябрьской социалистической революции, обес­печившей завоевание Арктики, освоение Северного мор­ского пути и, наконец, упомянутое уже строительство Урало-Кузнецкого комбината – достижения, абсолютно немыслимые в условиях буржуазного общества…

Рассмотрим еще положение Иркутска.

При самом создании города главным в его положении было то, что он находился у единственного прохода через Прибайкальские горы, который проделала себе Ангара. Обход Байкала с юга был из-за гор почти невозможен, а с севера слишком далек от прямой линии на восток. Через Ангару и Илим проходил удобный путь на Лену, в Якутию и на весь северо-восток Сибири. Приток Ан­гары – Иркут открывал путь на юг, в Монголию.

Эти удобства положения сделали Иркутск на некото­рое время административным центром всей Сибири, а за­тем центром Восточно-Сибирского генерал-губернатор­ства. Иркутск долгое время был центром управления всей восточносибирской ссылкой и каторгой и в то же время центром снабжения всех золотых приисков Сибири и ра­бочей силой, и оборудованием, и продовольствием, и ка­питалами. Из Иркутска в свое время Шелихов отправ­лялся на освоение Аляски, а Муравьев-Амурский – При­амурья и Приморья.

Установление морского пути вокруг Азии и проведе­ние Сибирской магистрали несколько снизили значение Иркутска в сношениях общегосударственного центра с Забайкальем и Дальним Востоком, но значение его для всей Иркутской области, а в значительной мере и для сношений с Якутией сохранилось. Ныне Иркутск растет на базе использования громадных энергетических ресур­сов Ангары.

 

ИЗМЕНЕНИЕ ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ВО ВРЕМЕНИ

На примере Лондона было наглядно показано, что в историческом процессе значение отдельных моментов, влияющих па экономико-географическое положение, весь­ма сильно изменяется. Это обстоятельство имеет очень большое значение. Нужно со всей силой подчеркнуть, что экономико-географическое положение, как и прочие мо­менты экономико-географического порядка, должно рас­сматриваться с историческим подходом. Иначе говоря, экономико-географическое положение в отличие от поло­жения математического и положения физико-географиче­ского есть категория историческая, и она должна быть каждый, раз определена в координатах времени. Это значит, что здесь надо рассуждать с точки зрения опре­деленной эпохи, определенных исторических условий.

Тогда как физическая карта вместе с сеткой коорди­нат остается в основном неизменной «из веков в века», карты экономическая и политическая все время меняют­ся. И каждое такое изменение приносит с собой более или менее заметное изменение в экономико-географическом положении ряда мест. Особенно явственны изменения, вносимые усовершенствованием транспорта и проведе­нием новых дорог.

Мы видели, что экономико-географическое положение Англии в процессе истории резко изменилось. Если во времена Римской империи Англия была захолустьем, ме­стом ссылки, то в средние века, когда развился северо­западный фронт Европы, когда развились пути через Ев­ропу и кругом Европы, положение Англии стало уже иным. Все эти пути, т. е. пути из Средиземного моря, вокруг Пиренейского полуострова, по Бискайскому за­ливу и дальше в северо-восточном направлении, затем пути из Балтийского и Северного морей и пути по Сене и Рейну, – все эти пути сходились именно в Лондоне. Лондон оказался центром схождения этих путей. За сред­ние века Лондон успел разбогатеть, а вместе с Лондоном встала на ноги и вся Англия, и благодаря этому она су­мела вступить в борьбу с мировыми державами того вре­мени за власть над морями. XVI, XVII и XVIII века были для Англии веками упорной борьбы. В XVI в. Англия одержала победу над Испанией, в XVII в. – над Голлан­дией, в XVIII в. и в начале XIX в. – над Францией.

Таким образом, мировое положение Англии есть ре­зультат длительной борьбы, результат целой серии войн, результат продуманной и на века протянутой дипломати­ческой «линии», которая позволила Англии в конце кон­цов добиться своей цели. Эта «линия» заключалась в том, чтобы изолировать каждого очередного своего против­ника и бить его в значительной мере чужими руками. Очень важна была при этом возможность самой выбрать наиболее удобный момент для начала войны. А эта воз­можность давалась именно островным положением. К вы­годам положения присоединились и выгоды обладания весьма удобно расположенными запасами угля и железа; реализовать последние выгоды удалось на определенном этапе общественного развития. Итак, в разные эпохи эко­номико-географическое положение Англии было различ­ное.

 

ПОЛОЖЕНИЕ

КАК ИНДИВИДУАЛИЗИРУЮЩИЙ МОМЕНТ

Положение является моментом, чрезвычайно индивидуа­лизирующим каждый географический объект. Разве мы не можем себе представить два района, в основном оди­наковых по природным условиям, т. е. по климату, поверхности, почвам и т. д., например два степных района с черноземными почвами и полузасушливым климатом? Но положение их не может быть одинаковым: каждая точка на земном шаре имеет свои строго индивидуальные отличия в отношении к окружающим ее данностям, и для того, чтобы положение этих точек совпадало, нужно, что­бы и сами точки совпадали, а если они занимают разные места на земном шаре, то их положение – в смысле окру­жения, в смысле отношения к морю, в смысле отношения к важнейшим путям и центрам – будет обязательно раз­личным. Именно в силу этого положение и является ка­тегорией, резко индивидуализирующей каждый объект.

Возьмем хотя бы оазисы Средней Азии. В при­родных условиях у них много общего: большинство рас­положено в предгорьях, в тех местах, где водный поток пересекает полосу лёсса, облегчающего эти предгорья, – это первая черта, общая для громадного большинства оазисов Средней Азии; затем такие черты, как система арыков, древесные насаждения, строительство жилищ, состав культур, тип хозяйства, – словом, очень много об­щего. Если вы станете описывать один за другим эти оазисы, то неизбежно будет очень много повторений, а индивидуальное у каждого оазиса будет именно в его положении и в том, что с этим положением связано. И по­скольку географ должен выявлять географическую спе­цифику каждого места на земном шаре, ему чрезвычайно важно учитывать именно это положение. Отсюда следует особая важность при экономико-географической характе­ристике каждой страны и каждого района обязательно учитывать их положение во всей конкретности и с учетом исторической обстановки, без всякого географического фатализма, т. е. со включением и борьбы за положение, но в то же время и с отказом от географического ниги­лизма.

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Из всего, что выше было сказано, ясно, что экономико-географическое положение имеет крупнейшее методоло­гическое значение. Место, занимаемое любым ареалом, – будет ли то страна, район, город и т. д. – в системе гео­графического разделения труда в значительной мере определяется экономико-географическим положением.

Отсюда вытекает, что в экономико-географической ха­рактеристике страны, района, города и всякого вообще ареала совершенно необходимо уделить надлежащее вни­мание его экономико-географическому положению. По­скольку это положение, как мы видели, подвержено из­менениям, его следует рассматривать для прошлого вре­мени в историко-географическом очерке, для настоящего времени в общей экономико-географической характери­стике, и кроме того, при построении перспектив развития необходимо учитывать возможные изменения экономико-географического положения (главным образом в связи с развитием транспорта и проведением новых путей, но также и со многими другими возможными изменениями).

Поскольку экономико-географическое положение в значительной мере определяет собою связи данного аре­ала в системе географического разделения труда, оно не может не влиять и на экономическое районирование тер­ритории. Положение в бассейне судоходной реки, в обла­сти тяготения к одному и тому же морю (или крупному судоходному озеру) и т. д. создает важную предпосылку к хозяйственному объединению территории в экономиче­ский район.

 

Баранский Н.Н. Экономико-географическое положение. – Становление советской экономической географии: Избранные труды. – М.: Мысль, – 1980. – С.128–129, 130–131, 140–141, 148–149, 157.

Вопросы и задания

1. Почему экономико-географическое положение нельзя смешивать с природными условиями?

2. Почему экономико-географическое положение является важнейшим фактором индивидуализации объекта?

3. В чем видел Н.Н. Баранский методологическое значение экономико-географического положения?

4. Что объединяет категории «экономико- и политико-географическое положения»? Что отличает их от категорий «математическое и физико-географическое положения»?

5. Используя материалы Н.Н. Баранского об экономико-географическом положении Англии, Иркутска, покажите на других примерах изменчивость этого положения во времени.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 3698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.