КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Воспитательно-коррекционная работа с подростками в коллективах временного типа 3 страница
Совместные дела, общие заботы, нестандартность обстановки, расширение взаимосвязей и взаимоотношений, расширение круга общения позволили вначале нейтрализовать отрицательную направленность группы, наполнить общение положительным содержанием, а затем придать ему общественно значимую направленность. Мы пришли к выводу, что групповое общение педагогически запущенных подростков можно контролировать, им можно управлять. Для этого необходимо учитывать уровень педагогической запущенности подростков и тип группового общения. Общим в изменении содержания группового общения подростков является необходимость включения их в положительный вид деятельности, исходя из общегрупповых интересов. Направленность группового общения и его ценностные ориентации имеют отличительный характер, и их изменение требует учета специфики типа общения. Если для изменения общественно нейтрального типа общения достаточно усилий классного коллектива, направленного на вовлечение группы в коллективные творческие дела вне школы, а для изменения переходного типа группового общения необходимы усилия всего общешкольного коллектива, учет интересов группы и вовлечение ее в коллектив организованного общения с положительной направленностью и схожими интересами, то для групп с асоциальным типом общения требуются совместные усилия школы и общественности с поэтапным изменением структуры и содержания группового общения.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. В чем особенности коррекционно-педагогической работы с группами подростков девиантного поведения? 2. Назовите пути и средства коррекции группового общения педагогически запущенных подростков? 3. Какие условия необходимо соблюдать при организации воспитательно-коррекционной работы с группами несовершеннолетних подростков? 4. В чем отличительные особенности переориентации и коррекционно-педагогической работы с группами подростков различного уровня педагогической запущенности и трудновоспитуемости?
ЛИТЕРАТУРА
1. Беличева С. А. Этот “опасный” возраст. - М., 1982. 2. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. - Минск, 1984. 3. Кочетов А. И., Верцинская Н. Н. Работа с трудными детьми. - М., 1986. 4. Махов Ф. С. Подросток и свободное время. - Л., 1982. 5. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. - М., 1984. 6. Потанин Г. М., Косенко В. Г. Психолого-коррекционная работа с подростками. - Белгород, 1995. 7. Тарас А. Е. Педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних. - Минск, 1982.
3. 4. Коррекция общения и взаимоотношений в семьях педагогически запущенных подростков Практика работы школы и научно - педагогические исследования современной семьи и её роли в воспитании подрастающего поколения (Гребенников И. В., Капралова Л. М., Ковалев С. В., Пинт А. О. и др.) показывают, что семья - важный фактор развития личности ребенка, но в то же время и сложный социальный институт, который закрыт для прямого педагогического воздействия. В этом главная сложность в организации школой коррекционной работы с подростками, имеющими отклонения в развитии и поведении, когда возникает необходимость привлечения родителей к воспитательной и реабилитационной работе с несовершеннолетними. Однако школа должна работать с семьей, опираться на помощь родителей, искать наиболее эффективные и доступные пути воздействия на семейное общение и взаимоотношения членов семьи. Одним из распространенных путей, способствующих формированию здорового микроклимата семьи, является прямой путь воспитательного воздействия. Школа и родительская общественности оказывают непосредственное влияние на общий и нравственно-культурный уровень семьи, используя для этого педагогический арсенал лекций, бесед, конференций и др. в системе родительского всеобуча. Прямой путь коррекции семейного общения, педагогического воздействия на его содержательную сторону обычно возможен при хорошем контакте школы и семьи, при обоюдном взаимопонимания, если семья верит в авторитет школы, стремится к развитию семейного общения. Если же между семьей и школой нет взаимопонимания, если семья негативно относится к советам и рекомендациям школы или вовсе их не принимает, а вмешательство в семейное воспитание с самыми добрыми намерениями даже людей, имеющих высшее педагогическое образование, приносит только вред, то прямой путь воспитательного воздействия становится малоэффективным. Подобные ситуации чаще всего возникают при коррекции семейного общения педагогически запущенных подростков. Коррекция поведения педагогически запущенных подростков в процессе группового общения создает условия для применения опосредованного воздействия на их семейное общение. Еще А. С. Макаренко отмечал, что “школа - это государственная организация, а семья бытовая организация, и воздействовать на семью лучше всего через ученика” (5, 322). Если же семья не может воспитывать ребенка, то нельзя научить такую семью “на педагогических действиях”, объяснять родителям, как “надо воспитывать”, ибо этим еще больше можно испортить дело. “Мы обязаны ей помочь, и лучший способ воздействия - через ребенка” (5, 322). Дети - полноправные и активные участники семейных отношений и общения. Как родители влияют на детей, так и дети оказывают определенное воздействие на родителей, на их поведение, на их отношение к окружающим, на их взаимоотношения в семье. Исследователи отмечают, что “дети пробуждают в родителях не только любовь, но и чувство ответственности и осознание личного примера, роли семьи. Они заставляют отца и мать - во имя той же любви к детям - становиться лучше, чище, благороднее, расширять свой кругозор” (1, 8). Косвенное воздействие на семейное общение педагогически запущенных подростков предполагает наличие двух взаимосвязанных процессов. С одной стороны, подросток, в процессе переориентации личности в условиях группового общения и коррекции поведения в классном коллективе становится маловосприимчив к влиянию отрицательного воздействия семьи и таким образом “включается” в непосредственный процесс коррекции семейного общения. Под руководством учителей подросток реализует в семье естественную потребность поделиться с родителями своими знаниями, мыслями, переживаниями, попросить совета, помощи (в выполнении домашнего задания, в оценке книги, фильма, событий окружающей действительности, в выборе профессии и др.). С другой стороны, опираясь на естественное чувство родительской любви к детям, чувство долга, школа готовит родителей к участию в общении с ребенком. Как правило, с родителями из неблагополучных семей массовые и коллективные формы педагогического просвещения малоэффективны, здесь наиболее приемлемы групповые и индивидуальные формы работы, межличностный контакт и взаимодоверие учителя и родителей, но это не исключает применение первых. Беседы, педагогические консультации, родительские конференции по книгам о проблемам воспитания или по обмену опытом помогают родителям по-новому взглянуть на семью, на взаимоотношения в ней, на место ребенка в семейном общении. Опосредованный путь воздействия на семейное общение осуществляется также в процессе совместной деятельности родителей и детей как в семье, дома, так и в процессе благоустройства микрорайона, улицы, в оказании помощи в школе, классу. Здесь под руководством школы определяются задания, укрепляющие взаимоотношение родителей и детей, способствующие существенному изменению семейного общения педагогически запущенных подростков, его структуры, содержания и направленности. Поскольку каждая семья имеет массу индивидуальных особенностей и по-разному реагирует на вмешательство извне, каким бы оно ни было, мы использовали в своей практике как прямой, так и опосредованный, косвенный путь воздействия. В том и другом случае решался ряд задач, направленных на то, чтобы, во-первых, помочь семье в оценке внутрисемейной атмосферы, в анализе сложившегося семейного общения, во-вторых, вызвать желание изменить сложившиеся взаимоотношения, показать пути и способы изменения общения в семье, в третьих, совместно с членами семьи определить перспективы положительного, общественно значимого семейного общения, имея в виду привлекательность и значимость семейного общения прежде всего для подростка. В зависимости от типа семьи, использовались различные формы и методы работы, велось комплексное сочетание воздействия школы и общественности. Семьи первого типа (педагогически несостоятельные), имеющие малосодержательный, непоследовательный характер семейного общения, относительно низкий общий и нравственно-культурный уровень, обычно малокомпетентны в вопросах воспитания, но у них есть желание получить знания в этой области. Эти семьи, в целях коррекции содержания семейного общения, включались в общую систему педагогического всеобуча, занимались в лектории педагогических знаний. Как показала практика и непосредственная работа с этими семьями, лекционного курса и общих рекомендаций этим семьям бывает недостаточно (как в работе и с другими типами семей). У них затрудненное восприятие общепедагогических принципов, они с трудом их трансформируют на конкретные условия, на свою семью, в частности. Поэтому для таких семей наиболее приемлемой формой является педагогическая консультация, которую для них после лекции сразу или в определенные дни проводят педагоги школы. Здесь важно ликвидировать барьер недоверия, разрушить убеждение родителей, что их незнания будут неправильно поняты учителями и будут направлены против них и их детей. Обычно эти консультации проводят старейшие и наиболее авторитетные учителя школы, которые вызывают родителей на откровенность, причем беседа идет в доброжелательной форме, в основе которой лежит желание разобраться в той или иной сложности воспитания вместе, сообща. Консультации могут быть как индивидуальные, так и групповые, как по инициативе школы, так и по инициативе родителей. У родителей во время консультации появляется возможность не только рассказать о затруднениях в воспитании детей, совместно проанализировать ситуацию, но и получить совет, конкретные рекомендации, попробовать то или иное решение проблемы. О дне педагогических консультаций объявлялось на занятиях лектория педагогических знаний для родителей, приглашались желающие. Тех из родителей, которые были особенно нужны, предупреждали особо, что с ними хотели бы поговорить в день консультации. Во время педагогических консультаций родителям предлагалось решение отдельных педагогических задач для стимулирования их активности. Практика показала, что педагогические консультации - интересная и эффективная форма работы с семьями педагогически запущенных подростков, но необходимо вовлекать родителей и в активную общественную деятельность. Здесь наиболее себя оправдали в качестве первой ступеньки педагогического роста родителей разовые поручения, причем их диапазон может быть довольно широким: от непосредственной помощи в укреплении материальной базы школы, до организации и проведения для ребят каких-либо мероприятий (экскурсии, культпоход в кино, театр). Большой эффект дает совместная деятельность при непосредственном участии группы, в которую ребенок входит (это могут быть вылазки в лес, совместный турпоход, рыбалки и т. д.). Отец Ивана В. оказался заядлым рыбаком и ему удалось увлечь сына и всех ребят группы рыбалкой. Почти каждый выходной он вместе с ребятами выбирался на рыбную ловлю, где у костра шел интересный разговор. Не на все вопросы ребят он мог ответить, поэтому не один раз вынужден был обратиться за консультацией к учителям, которые порекомендовали ему литературу, посоветовали и ребят отсылать к книге. Так совместное дело и общий интерес привел к необходимости развития интеллектульных запросов подростков, к расширению их интересов и потребностей. Часть родителей удалось привлечь в качестве руководителей кружков, секций как внутри школы, так и в микрорайоне. Семью, стоящую на первой ступени педагогической несостоятельности, неблагополучной можно считать условно. Такая семья обладает лишь отдельными элементами неблагополучия, которые можно ликвидировать, включив родителей в систему педагогического всеобуча, проводя консультации по вопросам организации семейного общения, наполняя его положительным содержанием. В данной ситуации возможно и изменение стиля семейных отношений или их существенная коррекция. Включенность родителей совместно с детьми в общественно-полезную деятельность как в семье, так и вне её позволяет изменить позицию родителей, отношение к ним. Второй тип семей - педагогически пассивные, пассивные в прямом воспитательном воздействии на детей в силу ряда причин, как отмечалось выше. Однако нравственный микроклимат семьи, стиль отношений и характер общения остается активно воздействующим фактором на подростков. Следовательно, в работе с этими семьями необходимо не только активизировать их как воспитательную систему прямого воздействия, но и изменить или скорректировать систему семейных отношений. Если с семьями педагогически пассивными в силу объективных причин (большая занятость, частые отсутствия родителей и др.) возможно конструктивное решение проблемы с помощью усилий школы, то с педагогически пассивными семьями, имеющими конфликтные отношения и устранившимися от воспитания детей, требуются усилия не только школы. Семьи такого типа ближе стоят к антипедагогическому типу семьи, однако отличаются от них отсутствием антипедагогического влияния. Характерной чертой стиля отношений в этих семьях является разрыв во взаимоотношениях родителей и детей. Общение носит деструктивный характер, его направленность, ценностные ориентации сильно смещены в отрицательную сторону. Фактически в данной ситуации семья на подростка оказывает отрицательное влияние, но скорее всего ситуативно. Конечно, самый легкий и быстрый путь - это ликвидировать источник отрицательного общения, прекратить взаимодействие подростка и семьи, т. е. лишить родительских прав мать и отца. Но верен ли будет этот шаг, не нанесет ли он большую рану подростку, чем то, что уже произошло, если брать случай с семьей Сергея Р., где пьяные дебоши отца сменились разрывом супружеских отношений родителей? Влияния школы на эту семью уже не давало ощутимых результатов, влияние училища, в которое пошел учиться Сергей после окончания 9 класса пока не ощущалось. Наиболее приемлемым в работе с такими семьями является объединение педагогических сил под руководством Совета общественности, который руководствовался одной целью: прекратить нарушения родителями своих обязанностей, заставить их самих оценить семейную атмосферу и её влияние на детей, подвести к сознанию своей вины, своих ошибок и, главное пробудить желание коренным образом изменить семейный уклад отношения. Мать Сергея Р. пригласили в Совет общественности, где с нею в доброжелательной форме беседовали о дальнейшей жизни сына, о его будущем, что матери было не безразлично. “Материнский инстинкт” - защита своего ребенка, довольно часто проявляется, когда подростки попадают в беду и предстают, например, перед районной комиссией по делам несовершеннолетних. Абсолютное большинство матерей (более 90%) сразу встают на защиту детей, считая их непричастными ни к каким правонарушениям, тем более преступлениям, всячески стараются обелить семейные взаимоотношения, представляя их в положительном свете. Это мешает установлению истины, но это важный фактор в воздействии на семейное общение. Большинство родителей отмечают, что они хотели бы видеть своих детей честными, культурными, здоровыми, послушными, уважающими старших и др. Опираясь на эти положительные стремления родителей, мы вели работу по коррекции семейного общения. После обсуждения перспектив воспитания подростка перед семьей ставилась альтернатива: или она берется за воспитание (точнее, уже перевоспитание) сына и изменение внутрисемейных отношений, или этим делом займутся соответствующие организации. Однако мало семью поставить перед выбором, необходимо (при соответствующем желании родителей) подсказать пути решения проблемы. Поскольку на такие семьи авторитет непосредственного влияния учебных заведений действует мало, то при Совете общественности опорных пунктов по охране общественного порядка созданы консультативные пункты, где консультации проводят работники психологической службы суда, прокуратуры, работники милиции. Тематика консультаций определяется потребностями родителей, социально-педагогической обстановкой. Сюда обычно включаются вопросы психолого-педагогического и юридического аспектов. Наибольший интерес у родителей вызвали такие проблемы, как “Микроклимат семьи и нравственное воспитание детей”, “Психолого-педагогические особенности подросткового возраста”, “Роль семьи в организации досуга детей” и др., поскольку они касались наиболее острых вопросов, связанных с их взаимоотношениями с детьми. Именно на этих консультациях у родителей возникает большинство вопросов о проблемам семейного воспитания. Родители обычно редко представляют точный круг общения своих детей, почти не знают, с кем они дружат. Поэтому во время консультаций и встреч с родителями на опорном пункте охраны общественного порядка в Совете общественности происходило знакомство родителей с друзьями подростка и с их родителями. С группой родителей проводились беседы по выработке совместных усилий в воспитательном воздействии на подростков. Члены Совета общественности совместно со школой постоянно держат под своим контролем семьи, требующие помощи как в коррекции семейного микроклимата, так и в активизации родительской активности по воспитанию детей. Это дает свои результаты. Многие родители из этой категории семей не только по принуждению, но и по своей инициативе стали обращаться за советом, за помощью в школу, к учителям, социальным педагогам, работающим с их детьми. Несколько сложнее решать проблемы коррекции семейного общения с семьями антипедагогического типа. Если в семьях второго типа, имеющих отдельные элементы антипедагогической направленности, эти отклонения проявляются в действиях и общении, то семьи третьего типа, чаще всего “закрытая система”, скрывающая под маской благополучия и псевдоактивности, свою антипедагогическую сущность. Поэтому они требуют больших усилий не только в переориентации, но и в изменении условий семейного общения. Предвзятое отношение к советам и рекомендациям, а зачастую полное их отрицание или неприятие требует использования усилий школы и широкой общественности, в том числе - и родительской. Для родителей в таких семьях небезразлично общественное мнение и отношение к ним на работе. Поэтому основной путь воздействия на общение педагогически запущенных подростков в семьях третьего типа осуществляет школа, педагогический коллектив, опираясь на родительскую общественность, родительский комитет и производственный коллектив. Важно в семьях такого типа показать отрицательную направленность семейного общения, ограниченность их интересов и духовных запросов родителей, их негативное влияние на детей, раскрыть последствия такого общения на подростка, на его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Используя различные виды деятельности, родительские комитеты всемерно укрепляют связь семьи со школой с целью установления единства воспитательного влияния на детей, привлекают родителей к участию в работе с детьми во внеурочное время в школе и по месту жительства, оказывают помощь в осуществлении закона о всеобуче, помогают в организации системы повышения педагогической культуры родителей и населения, участвуют в работе по предупреждению детской безнадзорности и правонарушений. Родительский комитет школы и родительские комитеты классов ведут большую работу со всеми родителями, но особое внимание уделяется неблагополучным семьям. Осуществляя дифференцированный подход, родители-активисты проводят кропотливую работу по вовлечению родителей педагогически запущенных подростков в общественную деятельность по оказанию помощи школе в организации и проведении отдельных мероприятий для учащихся. Чтобы увидеть своих детей, иметь возможность сравнить их с одноклассниками, необходимы ситуации, требующие присутствия родителей или на общешкольных мероприятиях, или при организации дел в микрорайоне. Так, к подготовке и проведению вечера “Дороги, которые мы выбираем”, были привлечены родители многих учащихся, в том числе и мать Юры Ж., которая не только приняла участие в его подготовке, но и в проведении, представив профессию продавца. Её вместе с другими родителями также приглашали на обсуждение вопросов по подготовке к экзаменам учащихся 9 класса, с этими родителями проводились индивидуальные беседы членов родительского комитета и т. д. В процессе длительной, целенаправленной работы удалось приблизить родителей к школе, правда, не сразу и не всех, вызвать у них размышления по поводу системы воспитания, сложившейся в их семье, о содержательности и направленности семейного общения. Конференция для родителей - важный фактор воздействия на семью, особенно такого типа, как семья Юры Ж. Длительная подготовка к конференции, чтение литературы, встречи классного руководителя, членов родительского комитета с родителями вызывают определенный интерес у родителей к этой форме работы. Конференция для родителей проводится по обмену опытом воспитания детей, или же как конференция по каким-то книгам или книге, возможен и комбинированный вариант. Важно, чтобы на ней присутствовали все родители (это обеспечивается продолжительной подготовкой), чтобы как можно больше родителей было готово и желало выступить, чтобы вопросы, внесенные на обсуждение, были важными, острыми, вызывающими рассуждения, отстаивание собственного мнения. Конференция позволяет в непринужденной обстановке, с приведением конкретных примеров выработать общие рекомендации, подсказать пути решения проблем семейного воспитания в каждом отдельном случае. К тому же единство темы, участие широкого круга родителей (привлекались практически все родители) позволяли сплотить родительский коллектив, объединить их, вызвать заинтересованность в решении проблем воспитания. Так, совместные дела родительского и ученического коллектива, руководящая и направляющая роль родительского комитета, при постоянной помощи педагогического коллектива школы, совместное обсуждение проблемных ситуаций, сопричастность к выработке единых требований к процессу воспитания позволяют найти пути воздействия на семьи, имеющие эгоистическую направленность общения. Как уже отмечалось выше, коррекция семейного общения педагогически запущенных подростков будет малоэффективной, если будет проводиться без участия в этом процессе самих подростков. Поэтому влияние на семейное общение через подростков происходило одновременно с целенаправленным воздействием школы, общественности, производственных коллективов на семью. Как отмечают ряд исследователей, “ежедневное воспитывающее общение с ребенком невозможно без осведомленности в тех вопросах и делах, которые его интересуют или могут заинтересовать А круг таких вопросов и дел в подростковом и старшем школьном возрасте с каждым днем расширяется во многих направлениях. Вот это, видимо и есть тот подводный камень, который начинает все больше и больше затруднять родительское общение с детьми” (6, 144). Следовательно, при соответствующей работе, родители начинают понимать, что круг интересов их детей расширяется и, чтобы быть наравне с детьми им надо также расширять свой кругозор, ибо общение с детьми требует от них быть в курсе многих событий. Процесс общения - это не только разговоры и совместные беседы, общение - “это и совместные усилия в чем-то, и сопереживание, и взаимная заинтересованность” (6, 148). Вовлекая подростков в широкую общественную деятельность в школе и особенно в микрорайоне, по месту жительства, необходимо ориентировать их на то, чтобы они в качестве помощников привлекали родителей, попросили их в оказании помощи в организационных делах. В сферу совместной деятельности, совместного общения подростков и родителей были включены и совместные субботники, которые проводились по благоустройству и озеленению улиц микрорайона, участие в празднике улицы, участие в работе ремонтной бригады (бригады родителей и детей) по ремонту школы, и совместные походы, и подготовка базы, и проведение организационной работы по созданию районного лагеря труда и отдыха “Романтик”. Такие же совместные дела нашлись и дома, в трудовой деятельности, в организации совместного досуга. Тут нельзя не согласиться c мыслью Л. О. Пинта, что “непростительную ошибку в семейном воспитании совершают те взрослые, которые предпочитают на досуге отдыхать от своих детей” (6, 155), не говоря уж о тех, которые стараются освободить своих детей от всех обязанностей по дому. Таким образом в коррекции семейного общения педагогически запущенных подростков нами применялись два пути. Прямой путь осуществлялся школой и общественностью и был направлен на совершенствование общего и педагогического уровня родителей через систему родительского педагогического всеобуча и педагогического просвещения, вовлечение родителей в общественно значимую деятельность. Косвенный, опосредованный путь воздействия осуществлялся через подростков, через организацию совместной деятельности и общение в семье, в школе, по месту жительства. Важно помнить о том, чтобы вся воспитательная работа, проводимая с подростками и их семьями в течение учебного года, не прекращалась в летний период, то есть была круглогодичной, систематической, позволяла бы объединить усилия всех воспитательных институтов.
Вопросы для самоконтроля 1. В чем заключается основная сложность педагогического воздействия школы на характер семейного общения и взаимоотношений? 2. Какие существуют пути коррекционно-педагогического воздействия на характер взаимоотношений в семьях педагогически запущенных подростков? 3. Перечислите основные формы коррекционно-педагогического воздействия на общение подростков из неблагополучных семей, дайте им психолого-педагогическую характеристику.
Литература 1. Гребенников И. В. Школа и семья: Пособие для учителя. -М., 1985. 2. Капралова Р. М. Работа классного руководителя с родителя-ми. - М., 1980. 3. Ковалев С. В. Психология современной семьи. - М., 1988. 4. Макаренко А. С. Лекция о воспитании детей. Cобр. соч.: В 7-ми Т. - М., 1957. - Т. 4. 5. Макаренко А. С. Некоторые выводы из педагогического опыта. //Cобр. соч.: В 7-ми Т. - М., 1958. -Т. 5. 6. Пинт А. О. Это вам, родители. - 2е изд. - М., 1979. 7. Сухомлинский В. А. Мудрость родительской любви. / Сост. А. И. Сухомлинская - М., 1988.
Образовательно-коррекционная работа, как уже отмечалось выше, - сложное социально-педагогическое явление, входящее в систему учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы., являющееся ее неотъемлемой частью и составляющее вместе с ней замкнутый цикл единого педагогического процесса. Поэтому коррекционно-педагогическая работа с подростками дает наибольший профилактический и реабилитационный эффект при условии ее систематичности, непрерывности и круглогодичности. Наш опыт практической и экспериментальной работы с педагогически запущенными подростками проходил в системе, имел взаимосвязь с различными звеньями социальных институтов, интегрировался и интенсифицировался во временном коллективе лагере труда и отдыха для подростков. Ход экспериментальной работы показал, что между основными компонентами внешкольного общения подростков (семья, группы организованного и свободного общения) существует взаимосвязь и взаимозависимость, которая поддерживается и опосредуется школой через ребёнка, контролируется и направляется ею. Эта взаимосвязь будет неполной и непрочной, если в ней нет сильного интегрирующего фактора, объединяющего и концентрирующего воспитательные воздействия на общения подростков, закрепляющего и развивающего полученный положительный опыт внешкольного общения. Роль такого фактора зачастую выполняют временные коллективы детей и подростков как форма их объединения, имеющая интенсивный темп жизни, разнообразие деятельности и высокий уровень общения, действующая в период ослабления влияния школы на внешкольное общение подростков. Временные коллективы создаются в летний период в лагерях различного типа: детских, молодежных, военно-спортивных и спортивно-трудовых, в лагерях труда и отдыха. Лагеря военно-спортивного и спортивно-трудового типа, как показывают исследования (Алексеев С. А., Баженов В. Г., Соболюк И. К. и др.), ограничивают или временно прерывают влияние неблагополучной микросреды на педагогически запущенных подростков в наиболее "уязвимое" время года; создают возможности интенсификации процесса воспитания подростков; ставят их в условия "обязательного участия" в общественно полезном труде; создают наиболее благоприятные условия для позитивного влияния благополучных ребят на педагогически запущенных и т. д. Однако в воспитательной работе в этих лагерях главное внимание уделяется военно-патриотическому воспитанию подростков и в меньшей мере обращается внимание на др. виды воспитания. Лагеря такого типа чаще всего создавались только для трудных подростков или трудные подростки включались в состав коллектива этих лагерей, организованных как летняя база подростковых клубов и спортивных школ. Отсутствие непосредственной связи с общеобразовательной школой не давало возможности использовать результаты воспитательной работы лагеря в учебно-воспитательном процессе школы в течение года. В работе не учитывались групповые связи подростков, их межличностные отношения в классе. Имело свои сложности формирование материальной базы этих лагерей.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |