КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Воспитательно-коррекционная работа с подростками в коллективах временного типа 5 страница
На содержательную сторону общения подростков с отклоняющимся поведением, как свидетельствуют результаты исследования, большое влияние оказывает семья, закладывающая основы культуры общения педагогически запущенных подростков, определяя и его направленность. Семейное общение педагогически запущенных подростков, в зависимости от типа семьи (педагогически несостоятельная, педагогически пассивная, антипедагогическая), как правило, носит эпизодический ограниченный характер; односторонне, однобоко, охватывает вопросы материально-бытового характера, мало касаясь духовных запросов подростков; эмоциональные связи родителей и детей в общении неустойчивы; для взаимоотношений в семье характерен относительно высокий уровень конфликтности. Семьи педагогически запущенных подростков имеют невысокий общий нравственно-культурный уровень. Содержание и направленность группового общения подростков с отклоняющимся поведением в основном адекватно характеру их семейного общения. Объединяясь в группы "себе подобных", педагогически запущенные подростки имеют ценностные ориентации, сходные с ценностными ориентациями их семьи. Однако степень их сходства корректируется силой влияния коллектива и его межличностных отношений на педагогически запущенных подростков, и это особо необходимо подчеркнуть при организации коррекционно-педагогической работы. Чем меньше сила влияния и выше уровень изоляции в классе, тем ярче проявляется стиль отношений и характер семейного общения в содержании и направленности группового общения педагогически запущенных подростков. И наоборот, чем больше сила положительного влияния классного коллектива на подростка и меньше уровень его изоляции в классе, тем больше вероятность того, что подросток будет стремиться к общению со сверстниками в группе, имеющей общественно активную направленность. При проведении коррекционно-педагогической работы необходимо помнить о том, что эффективность её несомненно будет повышаться, если будет а) постоянно повышаться положительная направленность и воспитательная активность группового общения подростков в системе "круглогодичного цикла" воспитательной работы; б) постоянно происходить коррекция семейного общения подростков и усиление её педагогического потенциала; в) осуществляться тесное взаимодействие школы, семьи и общественности в организации и руководстве внешкольным общением подростков, в процессе которого реализуются ведущие педагогические функции школы. Взаимодействие школы, семьи и общественности даёт наибольший положительный эффект в организации и руководстве внешкольным общением педагогически запущенных подростков, когда школа выполняет роль педагогического центра микрорайона, оказывая постоянную разнообразную педагогическую помощь родителям и общественности по проблемам коррекции внешкольного общения педагогически запущенных подростков, а родители и общественность становятся полноправными участниками и организаторами целостного педагогического процесса в микрорайоне школы.
Приложение 1
Д Н Е В Н И К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫМ ПОДРОСТКОМ
______________________________________ школа №_______________________________ Классный руководитель_______________ Общественный воспитатель____________ поставлен на учёт "__" _____________199_г. снят с учёта "__" _____________199_г. Курск-1997
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПОДРОСТКЕ 1. фамилия, имя, отчество____________________________________________________________________ 2. Число, месяц, год рождения_________________________________________________________________ 3. Класс____________________________________________________________________________________ 4. Состояние здоровья и физическое развитие____________________________________________________ 5. К каким видам деятельности у него более предпочтительное отношение: учебной, трудовой, общественно-полезной, конструктивно-технической, спортивной, художественно-эстетической, игровой и др.? ____________________________________________________________________________________ 6. К каким учебным предметам проявляет наибольший интерес? ____________________________________
_______________К каким наименьший? _______________________________________________________ 7. Успеваемость: ____________________________________________________________________________ 8. Чем увлекается? ___________________________________________________________________________ 9. Какие черты характера преобладают? /см. 1. 5/__________________________________________________ 10. Какого положение в классе? /см. 1. 2/__________________________________________________________ 11. С кем общается? /наиболее близкие друзья/____________________________________________________ 12. За что поставлен на учёт в ИДН? ____________________________________________________________ 13. Домашний адрес__________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ /даются на момент заполнения дневника, исходя из соответствующих пунктов "Примерной программы коррекционно-педагогической работы с подростком девиантного поведения"/-Приложение 2.
II. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПОРУЧЕНИЯ ПОДРОСТКА ___________________________________________________________________________________________ Постоянные Временные ___________________________________________________________________________________________
III. ЗАНЯТОСТЬ В КРУЖКАХ И СЕКЦИЯХ ___________________________________________________________________________________________ Кружки Секции /какие и как посещает/ /какие и как посещает/ ___________________________________________________________________________________________
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКА /первая/ /составляется после постановки его на учёт в ИНД, исходя из I и II разделов "Примерной программы коррекционно-педагогической работы с подростком девиантного поведения"/
V. ГДЕ ПОДРОСТОК БУДЕТ НА КАНИКУЛАХ /указать местонахождение и вид деятельности/ ___________________________________________________________________________________________ осенних зимних весенних ___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
ЛЕТНИХ ___________________________________________________________________________________________ и ю н ь и ю л ь а в г у с т ___________________________________________________________________________________________
VI. ДАННЫЕ О РОДИТЕЛЯХ Отец /Ф. И. О., место работы, должность, служебный телефон/_________________________________________ адрес, если не живёт с этой семьёй___________________________________________________________ Мать /Ф. И. О., место работы, должность, служебный телефон/_________________________________________
VII. ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЬИ ПОДРОСТКА /см. "Примерная программа... " пункты 1. 3, 2. 2/
VIII. ФАКТЫ НАРУШЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ /после постановки на учёт в ИДН/ Характеристика проступков и их мотивационная характеристика: ____________________________________
X. ДНЕВНИК ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКОМ /беседы, наблюдения, встречи с родителями, посещения на дому и т. д. / ___________________________________________________________________________________________ Что сделано /дата, время/ Результаты работы и предложения ___________________________________________________________________________________________
X. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКА /вторая/ /составляется в конце года/
XI. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ Классный руководитель Общественный воспитатель
"_____"_______________199_г.
Приложение 2
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКОМ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
II. Изучение личности подростка с отклонениями в поведении
1. 1. Общие данные о школьнике /возраст, физическое развитие, состояние здоровья, его успеваемость, отношение к учёбе, труду, спорту, своим обязанностям, интересы, склонности, увлечения ученика/. 1. 2. Положение подростка в классном коллективе /его место в классе, статус, авторитет, имеет ли общественные поручения и как их выполняет, пользуется ли симпатией и поддержкой в коллективе, дорожит ли его мнением, имеет ли друзей в классе, доволен ли положением в коллективе, какое положение хотел бы занимать/. 1. 3. Семейные условия /состав семьи, социальное положение каждого члена семьи, характер взаимоотношений между её членами, отношение ребёнка к родителям и своим обязанностям по дому, кто из членов семьи оказывает наибольшее влияние на него - положительное или отрицательное, культурный уровень семьи/. 1. 4. Положение в системе внешкольного общения /объём группы сверстников, продолжительность её существования, возрастной и социальный состав членов групп, место и время общения, содержание, направленность деятельности и группового общения, какое место в группе занимает подросток - лидер, его помощник, рядовой член группы, удовлетворён ли общением в группе/. 1. 5. Преобладание положительных или отрицательных черт характера /инициативность, общительность, отзывчивость, правдивость, настойчивость, самокритичность, принципиальность, скромность, требовательность к себе и другим; или неисполнительность, лживость, эгоистичность, нетребовательность к себе, нескромность, тщеславие, негативизм, трусость, отсутствие самолюбия, гордости, излишняя застенчивость, имеет вредные привычки /курит, употребляет спиртное, сквернословит//. 1. 6. Степень педагогической запущенности /отклонения в поведении, негативное отношение к учёбе, труду, своим обязанностям, конфликтные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми проявляются - эпизодически, систематически, постоянно; подросток состоит на внутришкольном учёте или в инспекции по делам несовершеннолетних/.
II. Выявление причин педагогической запущенности и трудновоспитуемости подростка 2. 1. Последствия перенесённой болезни, вызвавшей физическое или психическое расстройство /нервозность, быстрая возбудимость, утомляемость, вспыльчивость, болезненная замкнутость, необщительность и др. /. 2. 2. Издержки семейного воспитания /неправильный выбор методов воспитания, противоречивость и непоследовательность требований, предъявляемых родителями, нарушение меры в воспитании - потакание прихотям и капризам, излишняя суровость и жестокость по отношению к детям; безразличное и безответственное отношение к родительским обязанностям; аморальное или противоправное поведение родителей, частые ссоры и конфликты в семье/. 2. 3. Недостатки и ошибки в организации учебно-воспитательного процесса /систематическая неуспеваемость, изолированное положение в классном коллективе, низкий уровень общественной активности; педагогические ошибки - субъективизм учителя, предвзятое отношение к подростку, бестактность, грубость, чрезмерный либерализм и т. д. /. 2. 4. Отрицательное влияние микросреды /связь с группой с негативной или асоциальной направленностью в деятельности и общении, бесконтрольность группового общения, отрицательное влияние взрослых/.
III. Пути предупреждения и коррекции педагогической запущенности учащихся 3. 1. Ликвидация причин, вызвавших педагогическую запущенность ученика. 3. 2. Развитие положительных черт личности подростка, его интересов, склонностей, переключение его сил и способностей в интересную общественно полезную деятельность. 3. 3. Изменение статуса подростка в классном коллективе, включение его в активную общественную деятельность, устранение пробелов в учебной деятельности. Ликвидация педагогических ошибок, изменение отношения учителей к ученику, доброжелательность и сдержанность в процессе перевоспитания. 3. 4. Коррекция семейного воспитания. Активизация воспитательной позиции родителей, повышение воспитательных возможностей семьи, включение родителей в систему педагогического всеобуча, в совместную с детьми активную общественную деятельность. 3. 5. Усиление воспитательной функции группового общения. Вовлечение подростков в соответствующую их интересам деятельность в разнообразных коллективах клубного типа, разнообразных отрядов, кружков, секций. Если группа имеет асоциальную направленность, возможно разобщение, расформирование группы, изоляция лидера группы /административным путём/. 3. 6. Индивидуальный подход к подростку. Использование педагогических методов и приёмов, способствующих развитию его самосознания, формированию положительной "я-концепции" /доверие, моральная поддержка и укрепление веры в собственные силы, организация успеха в учении; пробуждение гуманных чувств, поощрение, нравственные упражнения и др. /.
Приложение 3
КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
Фамилия, имя, отчество____________________________________________________________________ Класс_________________Школа_____________________________________________________________
Здоровье: 5 - хорошее 4 - удовлетворительное 3 - слабое 2 - хронические заболевания 1 - патология
Учёба: 5 - удовлетворительная 4 - слабая 3 - неудовлетворительная 2 - оставил школу, ПТУ, работает 1 - не работает, не учится
Поведение в школе: 5 - примерное 4 - хорошее 3 - удовлетворительное 2 - неудовлетворительное 1 - состоит на учёте в ИДН
Отношение к учёбе: 5 - охотное 4 - избирательное 3 - равнодушное 2 - неохотное 1 - крайне неохотное
Показатели семейного воспитания подростка Состав семьи: 5 - мать, отец, бабушка, дедушка 4 - мать и отец 3 - мать и отчим, мачеха и отец 2 - одна мать, один отец 1 - нет родителей - бабушка, дедушка, другие родственники
Количество детей в семье______________________________________________________________________
Образование родителей: 5 - высшее 4 - незаконченное высшее 3 - среднее специальное 2 - среднее общее 1 - неполное среднее
Степень выраженности аморальных проявлений в семье: 5 - семья ведёт здоровый образ жизни 4 - склонность одного из родителей к алкоголю, иногда - скандалы 3 - семейные скандалы, эпизодические запои 2 - частые запои, аморальное поведение родителей 1 - алкоголизм родителей, необходимость изъятия детей из семьи
Материальные и духовные интересы семьи: 5 - разумное сочетание материальных и духовных потребностей 4 - духовные потребности недооцениваются 3 - духовная индефферентность 2 - преобладают стяжательские настроения 1 - допускаются любые средства достижения материального изобилия
Характер эмоциональных отношений в семье: 5 - атмосфера взаимопонимания и поддержки 4 - отношения ровные, но без острой близости 3 - эпизодические конфликты, отчуждение 2 - эмоционально-холодные отношения 1 - напряжённо-конфликтные отношения
Показатели воздействия школы на подростка Оценка стиля классного руководства: 5 - сотрудничающий - доверительность и взаимопонимание в отношениях с учащимися 4 - чаще сотрудничающий, чем авторитарный - стремление развивать самостоятельность учащихся, их самоуправление 3 - попустительский - проблемы дисциплины, учитель не владеет обстановкой 2 - чаще авторитарный, чем сотрудничающий - недооценка самостоятельности и самоуправления учащихся, напряжённость в отношениях 1 - авторитарный - органы самоуправления подавляются учителем, жёсткость
Отношение к педагогическим воздействиям: 5 - чутко реагирует на замечание учителей, болезненно переживает осуждение 4 - к замечаниям учителей склонен прислушиваться, наказания и поощрения правильно воспринимает 3 - избирательное отношение к педагогическим воздействиям в зависимости от характера взаимоотношений с учителем 2 - неприятие педагогических воздействий в форме пассивного сопротивления, игнорирования, упрямства 1 - резкая, грубая форма неприятия любых замечаний, порицаний
Степень сознательности по отношению к учёбе: 5 - отношение увлечённое, сознательное, добросовестное 4 - добросовестное отношение, но интерес проявляется не ко всем предметам 3 - отношение добросовестное, но без увлечения, не ради знаний, а ради оценок 2 - к урокам готовится нерегулярно, под контролем 1 - отношение негативное, к урокам не готовится, занятия пропускает
Общественная активность: 5 - организатор 4 - активный участник 3 - пассивный участник 2 - не участвует в общественной жизни 1 - дезорганизует коллективные мероприятия
Коллективистские проявления, способность считаться с коллективными интересами: 5 - развитое чувство справедливости, товарищества 4 - дорожит общественным мнением, с большей частью класса сохраняет товарищеские отношения 3 - конформное поведение, но не живёт интересами коллектива 2 - к общественному осуждению относится равнодушно 1 - негативное отношение к мнению класса
Степень включённости в общение с одноклассниками: 5 - чересчур общителен, в классе к нему относятся несерьёзно 4 - общителен, есть друзья среди одноклассников 3 - не общителен, но конформен 2 - замкнут, общение с одноклассниками затруднено 1 - очень замкнут, в классе его не принимают
Показатели воздействия неформальной среды Внешкольное общение со сверстниками: 5 - на основе общих полезных интересов 4 - совместный досуг и общение 3 - пустое время провождение 2 - асоциальные группы, мелкое хулиганство 1 - криминогенные группы /учёт в ИДН/, кражи, бродяжничество
Полезные интересы и навыки: 5 - глубокие интересы, выражающиеся в самостоятельной работе по их закреплению 4 - интересы глубокие, равносторонние, но не закреплённые в полезных навыках и умениях 3 - интересы формируются под влиянием других, компаний 2 - интересы поверхностные, развлекательного характера 1 - индифферентность интересов, пустое время провождение
Какие именно________________________________________________________________________________ Где занимается______________________________________________________________________________
Показатели социального развития Наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений: 5 - профессиональные планы выражены чётко, осуществляется ознакомление с будущей профессией, подготовка к ней 4 - планы и профессиональные намерения в основном определились, но нет активной подготовки к будущей профессии 3 - планы неопределённые 2 - планы и намерения отсутствуют по легкомыслию и бездумности 1 - профессиональные намерения и планы отсутствуют из-за негативного отношения к труду
Волевые качества. Восприимчивость к чужому влиянию: 5 - сильные волевые начала, способность направлять коллектив на общественно полезное начало 4 - хорошо выраженная волевая саморегуляция, позволяющая противостоять чужому влиянию 3 - стремление уходить от решений 2 - слабая волевая регуляция, подчинённая чужому негативному влиянию 1 - использование сильных волевых качеств в антиобщественных целях
Способность к пониманию, сопереживанию: 5 - высоко развитая эмпатия, стремление помочь окружающим 4 - сопереживание по отношению к близким 3 - равнодушие, невнимательность 2 - способность к жёстким поступкам под влиянием других 1 - проявление жестокости к окружающим, животным
Самооценка: 5 - адекватная самооценка 4 - самооценка несколько занижена, неуверенность в себе 3 - явная недооценка своих сил, слишком критическое восприятие себя 2 - самооценка завышена, но под влиянием окружающих способен к самокритичности 1 - самодовольство, отсутствие всякого желания анализировать собственные поступки
Внешняя культура поведения: 5 - развитое чувство вкуса, проявляющееся в одежде, поведении, манере держаться 4 - аккуратность, подтянутость 3 - безразличие к внешности 2 - безвкусица внешнего вида, вульгарность манер 1 - неряшливость, запущенность, отсутствие навыков общественного поведения
Отношение к алкоголю и наркотикам: 5 - активная позиция неприятия 4 - осознанный отказ от употребления 3 - нейтральное, терпимое отношение 2 - эпизодическое употребление 1 - злоупотребление алкоголем и наркотиками
Отношение к курению: 5 - активное неприятие к курению /выбор друзей/ 4 - осознанный отказ 3 - воздержание, благодаря запретам 2 - эпизодическое курение 1 - закрепляющая привычка к курению
(Беличева С. А. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. -1995. -№1.)
Приложение 4
ШКАЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ ШКОЛЬНИКА
1. Отношение к учебной деятельности 1. К учёбе относится отрицательно, учебных заданий не выполняет. 2. К учёбе относится равнодушно, учебные задания выполняет только при наличии постоянного контроля. 3. Учится неохотно, учебные задания выполняет, но без особого рвения и энтузиазма. 4. Учится охотно, с желанием. Учебные задания выполняет регулярно. 5. Учится увлечённо, с интересом. Учебные задания выполняет творчески.
2. Отношение к трудовой деятельности 1. Избегает участия в общественно полезном производительном труде. 2. В трудовой деятельности участвует, но при отсутствии контроля задание не выполняет. 3. Участвует в трудовой деятельности, но задание выполняет неохотно, без особого желания. 4. Одинаково хорошо выполняет любую работу, понимая и осознавая её цель и значимость. 5. Всегда работает увлечённо, творчески, с большим желанием.
3. Отношение к общественной работе и поручениям 1. В общественной работе не участвует, избегает её. 2. Общественные поручения выполняет эпизодически, от случая к случаю. 3. В общественных делах участвует, но только как исполнитель. 4. В общественных делах участвует регулярно, иногда проявляя инициативу. 5. Инициатор и организатор общественных дел в школе и классе.
4. Отношение к коллективу сверстников 1. Коллективом не дорожит, не считается с его мнением и интересами, позорит его честь. 2. К коллективу относится безразлично, равнодушен к проблемам, делам и заботам коллектива. 3. Прислушивается к мнению коллектива, но свои интересы подчинить требованиям коллектива не желает. 4. Дорожит мнением коллектива, поддерживает его, но защитить, отстоять его интерес не умеет. 5. Дорожит мнением и интересами коллектива, готов отстаивать в любой ситуации его честь и достоинство.
5. Отношение к самому себе 1. Отсутствие соответствия в словах и поступках, низкий уровень самокритики. 2. Наличие эпизодических попыток разобраться в своих поступках, но в этом ищет выгоду. Равнодушен к критике. 3. Появляются попытки к единству слова и дела лишь после критики. 4. Готов нести ответственность за свои дела и поступки, правильно реагирует на критику товарищей, но не сразу её признаёт. 5. Полное единство слова и дела, принципиален, высокий уровень самокритики.
6. Отношение к моральным нормам 1. Полное единство аморальных знаний, представлений и характера поведения. 2. Моральные нормы не знает, требования правил поведения не выполняет. 3. Имеет недостаточные знания и представления о нравственных нормах, правила поведения выполняет эпизодически. 4. Имеет хороший уровень нравственных норм, знаний и представлений, правила поведения выполняет регулярно. 5. Воспитано единство нравственных знаний, убеждений и высокого уровня культуры поведения.
Уровни воспитанности школьников 30 - 26 баллов - очень высокий 25 - 21 балл - высокий 20 - 16 баллов - низкий 15 - 10 баллов - очень низкий Определение уровня воспитанности
Приложение 5
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕВИАНТНЫМ ПОДРОСТКОМ
Перечень направлений и видов деятельности, направленных на исправление поведения несовершеннолетних
1. Выявление и развитие у подростка положительных качеств личности, способностей и умений, одобряемых коллективом сверстников. 2. Привлечение внимания подростка к делам и заботам коллектива. 3. Оказание опосредованно подростку помощи в установлении положительных дружеских связей и отношений со сверстниками в коллективе. 4. Подбор и постоянное усложнение учебных заданий и отношений со сверстниками, дача общественных поручений учащемуся, регулярная оценка достигаемых результатов деятельности. 5. Регулярное и систематическое использование в работе с подростком приёмов поощрения. 6. Постепенное приучение учащегося к правильному восприятию критических замечаний в свой адрес. 7. Направление подростка на психоневрологическое обследование. При необходимости, лечение отклонений психики. 8. Проведение в коллективе разъяснительной работы о безнравственности насмешек и издевательств над физическими недостатками сверстников. 9. Вовлечение учащегося в общественно полезную деятельность коллектива. Оценка её результативности. 10. Принятие адекватных (равноценных) мер воспитательного воздействия при совершении учащимся проступков в поведении. 11. Строгий контроль за соблюдением подростком режима дня, единых педагогических норм и требований выполнения общественных поручений. 12. Поручения учащемуся общественно необходимых дел, поручений, не всегда вызывающих у него интерес и удовлетворение. 13. Реализация задач процесс эстетического воспитания, обращая особое внимание на эстетическую сторону оценки поведения. 14. Обучение правильной самооценке личности и своих поступков, оказание помощи в самовоспитании. 15. Подбор учащемуся заданий и общественных поручений, требующих выдержки, самообладания, учёта мнения товарищей, контроль за их выполнением.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |