Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитательно-коррекционная работа с подростками в коллективах временного типа 4 страница




Лагеря труда и отдыха, создаваемые как база производственной практики старшеклассников, оказались в более выигрышном положении. Они организовывались в летний период во всех школах, силами педагогов школы, ученического самоуправления, родителями, шефами школы и общественностью, имели подготовленную методическую основу. Они позволяли создать условия для непрерывного управления воспитательным воздействием на общение педагогически запущенных подростков в системе “круглогодичного цикла” воспитательной работы, для участия подростков в общественно полезном труде, включения их в активную общественную деятельность, использования условий лагеря для интенсивного общения подростков, влияния позитивных взаимоотношений на содержание и структуру группового общения педагогически запущенных подростков, переключения отрицательных видов деятельности и общения в положительное русло, наконец, для ограничения или исключения отрицательного влияния окружающей микросреды в семье или микрорайоне на отдельных подростков или группу в целом.

Необходимость создания лагеря труда и отдыха как средства управления и коррекции групповым общением педагогически запущенных подростков возникла в процессе экспериментальной работой с группами педагогически запущенных подростков в микрорайонах школ, в клубах, в детских комнатах при домоуправлении г. Курска.

Эпизодические встречи с подростками в школе или по месту жительства не давали полной картины о структуре группового общения, о ее особенностях, не всегда позволяли проникнуть в суть содержания группового общения педагогически запущенных подростков. Это потребовало поиска наиболее эффективных средств изучения их общения и форм педагогической коррекции, что можно было сделать или в многодневных походах, или в условиях стационарного лагеря. Поскольку перед нами стояла задача не только исследовать групповое общения, но и найти пути положительного влияния на

него, вести целенаправленную работу по переориентации общения педагогически запущенных подростков, то мы и остановились на лагере труда и отдыха.

Нами были апробированы несколько организационных вариантов создания лагеря труда и отдыха и путей управления воспитательным воздействием на общение педагогически запущенных подростков в условиях временного коллектива.

В основу первого варианта организации лагеря труда и отдыха был положен опыт создания военно-спортивных лагерей для трудных подростков в Ленинградской области. В нем были собраны с помощью инспекции по делам несовершеннолетних Ленинского района г. Курска педагогически запущенные подростки, стоящие на учете в милиции. В лагере рационально сочетался труд подростков и их общение в процессе трудовой, игровой, военно-спортивной, культурно-массовой и других видов деятельности. Основным положительным ядром в воспитательном воздействии на подростков в этом лагере были студенты Курского пединститута, которые вели индивидуальное шефство над данными педагогически запущенными подростками в течение года. Основные методы, которые применялись в работе, были беседа, рассказ, убеждение и др.

Нам удалось выявить круг друзей педагогически запущенных подростков, наблюдать их взаимоотношения в группе, контролировать их общение и даже положительно влиять на него в процессе совместной деятельности, во время проведения турпоходов, при организации спортивных мероприятий, в трудовых делах. К концу смены были установлены прочные контакты с большинством подростков, значительно изменился их лексикон, обогатился песенный репертуар подростков молодежными и студенческими песнями, которые разучивали и пели студенты у отрядных костров. У подростков и студентов появилось обоюдное желание продолжить встречи в течение года.

Первый опыт помог выявить ряд организационных ошибок: нельзя

собирать педагогически запущенных подростков, опираясь лишь на помощь инспекции по делам несовершеннолетних; педагогически не целесообразным является организация лагеря только для трудных подростков с разным уровнем педагогической запущенности; в лагере должно быть нравственно здоровое ядро, положительный коллектив, который оказывал бы влияние на педагогически запущенных подростков; прежде чем собирать подростков в лагерь, необходимо изучить их групповое общение по месту жительства; воспитательная работа в лагере должна быть связана со школой.

Второй вариант организации лагеря труда и отдыха основывался на связи со школой (создавался и формировался на базе нескольких школ, при непосредственной помощи и поддержке Нестеренко Н. А., заведующей Ленинским РОНО г. Курска). В школах в течении года велась предварительная подготовка к лету. Шефы-студенты, выявляли групповые связи подростков. Контингент ребят подбирался, исходя из их интересов и добровольного желания на поездку в лагерь. В лагере воспитательная работа строилась на принципах самоуправления и самообслуживания. В целях усиления положительного влияния на педагогически запущенных подростков и коррекции их поведения кроме обычных школьников были приглашены подростки из подросткового клуба спортивного ориентирования "Эдельвейс", функционировавшего в одном из микрорайонов школы. Клуб имел сплоченный коллектив со сложившимися традициями. В лагере он был выделен в отдельный отряд - инструкторов по туризму. Хотя они принимали участие в трудовой, спортивно-туристской деятельности, организации досуга и т. д., но жили обособленно, по своему уплотненному режиму. Это и ряд других причин привели к конфликту и осложнениям при формировании общелагерного коллектива.

Опыт второго варианта создания лагеря показал, что педагогически запущенных подростков можно объединить с хорошо организованным коллективом при условии, если он не "инородное" тело в лагере, а полноправный и равный член общелагерного коллектива в делах и жизни ребят, если не отдельные члены клуба, а все подростки являются участниками общелагерных дел. Набор контингента подростков в лагерь, методика их агитации педагогически оправдана и целесообразна, если учитываются желания и интересы ребят, их дружеские отношения в группе.

 

Практика показала, что необходимо создать лагерь, в коллективе которого не было бы полярных противоречий, был бы положительный центр влияния на педагогически запущенных подростков коррекции их группового общения, не подчеркивались бы отрицательные личностные качества педагогически запущенных подростков, а существовало бы ко всем равное отношение, т. е. нужен лагерь, в основе воспитательной работы которого лежал бы комплексным системно-деятельностный подход.

Такой лагерь был создан. Автор с первых дней создания лагеря “Романтик” в течение семи лет работал в начале комиссаром, а затем начальником лагеря.

Лагерь труда и отдыха "Романтик" Ленинского района г. Курска функционировал на базе Клинковского лесничества Дмитриевского района Курской области. Он объединял подростков 7-9 классов Ленинского района г. Курска. Третью часть контингента детей (30-36%) составляли группы педагогически запущенных подростков или отдельные подростки с отклоняющимся поведением, входящие в группы учащихся школ района.

"Романтик" находился на полном самообслуживании ребят, поэтому подготовку базы лагеря, его развертывание, решение отдельных жизненно важных вопросов брали на себя органы самоуправления лагеря и базовые школы (№№ 7, 9, 14, 16, 40, 51). Поскольку все школы находятся вблизи друг от друга, то подростки общались не только со своими сверстниками в школе, но и с ребятами из других школ, других учебных заведений, входящих в состав клуба "Романтик", работавшего на базе школы № 7 г. Курска. 0рганы самоуправления подросткового клуба составляли основу общелагерных органов самоуправления.

Высшим органом самоуправления лагеря являлось общее собрание всех членов лагеря. Непосредственной жизнью лагеря руководил штаб. В состав штаба лагеря входили шефы отрядов - студенты пединститута, командиры отрядов - подростки, ответственные за различные направления работы в лагере: трудовую, культурно-массовую, туристско-спортивную и др. работу. Начальник штаба лагеря - наиболее авторитетный школьник, обладающий организаторскими способностями, комиссар - студент пединститута.

В подготовительный период основную работу вел штаб лагеря. Он осуществлял разъяснительную и пропагандистскую работу в базовых школах среди подростков, собиравшихся ехать в лагерь. Члены штаба организовывали фотовыставки, встречи с участниками лагеря прошлого года, со студентами, ехавшими работать шефами отрядов, показывали фильм о лагере “Романтик”. Параллельно шло комплектование лагеря, рассматривались заявления подростков, желающих попасть в него.

Педагогические коллективы школ корректировали, направляли деятельность штаба, помогали в решении многих сложных вопросов. Администрацией школ решались вопросы комплектования лагеря педагогическими кадрами, укрепления его материальной базы.

В целях подключения широкой родительской общественности к процессу формирования трудовых объединений школьников, весной проводились районные конференции актива школьных Родительских комитетов, где им читались лекции о задачах пятой трудовой четверти, рассказывалось о специфике работы лагеря труда и отдыха "Романтик". В школах на общешкольных и классных родительских собраниях проходили встречи с руководством лагеря "Романтик". Родителям предлагалось оказать помощь своим детям в подготовке к лагерю, а также помощь школе, штабу лагеря в решении организационных вопросов.

В подготовительный период формировались отряды. В основу их формирования был по ложен принцип, предложенный еще А. С. Макаренко -“кто с кем хочет”, основанный на личных симпатиях и дружеских взаимосвязях. Поэтому для нас не было неожиданным, что в отрядах оказались ребята из одной и той же дружеской группы. Отряды в лагере создавались небольшие - по 10-15 человек, в основе их одна-две группы подростков - ребят и девочек знакомых по школе или уличному общению. Таких отрядов в лагере девять. Небольшие отряды дают возможность видеть все процессы, происходящие в отряде и групповом общении, облегчают управление групповым общением педагогически запущенных подростков, взаимодействие отряда со своим шефом, который выполняет функции наставника, воспитателя, старшего товарища в отряде, осуществляет коррекцию группового общения педагогически запущенных подростков.

Групповое общение педагогически запущенных подростков во внешкольной среде, как известно, носит стихийный, малоуправляемый характер. Однако, “...общеизвестно, - отмечал Ю. К. Бабанский, - что в обилии случайностей неизменно проглядывает закономерность и что управление воздействием позволит найти более короткий путь к достижению желаемой цели” (3; 33).

Формируя лагерь, мы четко ставили перед собой задачу: создать сплоченный, организованный, работоспособный, коллектив, который стал бы действенным инструментом переориентации и коррекции отклоняющегося поведения подростков, понимая, что детские воспитательные коллективы создаются педагогами для решения конкретных воспитательных задач, а управление осуществляется исходя из того, что "детский коллектив с первых дней существования начинает развиваться не только в силу воздействия взрослых, но и по своим внутренним законам, которые необходимо учитывать" (6, 20).

Исследования Л. И. Новиковой, А. В. Петровского, Л. И. Уманского и

других. показали, что коллектив в своем развитии проходит ряд этапов.

Наши наблюдения подтвердили, что в жизнедеятельности общелагерного коллектива можно выделить три основных этапа: первый - формирование коллектива в отрядах, второй - создание общелагерного коллектива, третий -использование коллектива как инструмента коррекции и воспитательного воздействия на педагогически запущенных подростков, что соответствует результатам научных исследований Л. И. Новиковой, выделяющей этап становления или первоначального сплочения коллектива, этап использования коллектива в качестве инструмента массового воспитания и использования коллектива в качестве инструмента индивидуального развития каждого из его членов (6, 66). Л. И. Уманский выделял пять состояний групп как коллектива, отмечая, что на первом этапе идет процесс от формального объединения людей в группу до появления момента "единой жизнедеятельности группы", что соответствует таким понятиям как "группа-конгломерат", "номинальная группа", "группа-ассоциация". На втором этапе одно и то же "поле труда" формирует "группу-кооперацию". И, наконец, на третьем этапе осуществляется автономизация группы, возникает "временный коллектив" (7, 78-81).

В нашей модели поэтапного формирования коллектива есть некоторые особенности формирования отрядов, в основе которых лежат принцип добровольности объединения и учета групповых связей внешкольного общения.

Первый этап формирования лагеря труда и отдыха занимал обычно 3-4 дня в начале смены, он короче, чем в других лагерях, так как подростки уже знают друг друга по школе или по группе (за исключением смешанных отрядов) и процесс от "группы-конгломерата" до "группы-ассоциации" проходит быстрее. В этот период происходит оформление отрядов, формируется их структура, выбираются органы самоуправления, определяются цели деятельности отрядов, которые фиксируются в их названии, девизе.

На втором этапе продолжается формирование коллектива отрядов, идет формирование общелагерного коллектива. Второй этап охватывает обычно 10-11 дней и продолжается до середины лагерной смены. Данный этап соответствует созданию "групп-коопераций", базирующейся на одном и том же "поле труда", к этому времени складывается организационная структура в отрядах и в лагере, органы самоуправления начинают четко выполнять свои функции. Проявляется довольно высокий уровень внутри групповых отношений, создается благоприятный психологический климат в отрядах, стабилизируется внутригрупповое общение.

Последняя треть лагерной смены совпадает с третьим этапом формирования коллектива, с созданием "группы-автономии" и с функционированием временного коллектива, для которого характерной особенностью является довольно высокое внутреннее единство по всем подструктурам (направленность, организованность, подготовленность, интеллектуальность, эмоциональность, стрессоустойчивость) и общими качествами.

Мы понимаем условность выделенных этапов в едином процессе становления коллектива и согласны с мыслью Л. И. Новиковой, что "нельзя управлять коллективом, предварительно не создав его; нельзя эффективно использовать коллектив в целях всестороннего развития каждого из его членов, если в этом коллективе не сложились благоприятные условия, свидетельствующие о том, что коллектив достиг второй стадии своего развития" (6, 71). Учет поэтапного развития коллектива дал нам возможность рационального планирования воспитательной работы в лагере, сочетания индивидуальных и коллективных форм работы.

Перед нами стояли задачи не только коррекции структуры группового общения педагогически запущенных подростков, проходившей в процессе формирования коллектива лагеря, через создание сводных отрядов, включение членов различных групп или всей группы во всевозможные объединения, звенья (в трудовой деятельности), во взводы, отряды, группы (при проведении военно-спортивных игр, туристических походов, спортивных соревнований), но и наполнение общения подростков положительным содержанием, управлением воспитательного воздействия на него.

Содержательная сторона управления воспитательным воздействием на общение подростков фиксировалось в плане воспитательной работы лагеря и охватывала трудовое, нравственно-правовое, умственное, эстетическое и физическое воспитание подростков.

При анализе влияния воспитательных возможностей лагеря на изменение содержания и направленности группового общения педагогически запущенных подростков, мы остановимся лишь на отдельных сторонах этого процесса, способствующих более эффективной переориентации направленности общения.

Главным стержнем, на котором строится вся работа в лагере, является посильный, общественно полезный труд подростков в лесничестве. "Трудовое воспитание, - отмечал в свое время В. А. Сухомлинский, -это образно говоря, гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно, и не было бы нужды говорить специально о трудовом воспитании, если бы в школе и семье царствовало бы единство трех начал... Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности и многогранности, человека нельзя воспитывать" (2, 126).

Принципы трудового воспитания пронизывали всю жизнь лагеря, начиная от создания базы лагеря, самообслуживания в нем и до непосредственной работы в лесничестве на изготовлении секций штакетника, прополки питомника, уборки сена, сбора семян и лекарственных трав и др.

В процессе трудовой деятельности подростки получали навыки труда, развивали умение обращаться с простейшими орудиями труда, начинали понимать общественную ценность личного труда, свою сопричастность с результатом коллективной деятельности. У них перестраивались отношения к людям труда, к тому, что создано их руками.

В лагере труд становится условием интенсивного общения, которое происходит как в процессе непосредственной трудовой деятельности, так и при подведении ее итогов. Принципы соревновательности в процессе трудовой деятельности, постоянный ее учет и контроль, гласность результатов соревнования вызывают живой интерес у подростков, разжигают здоровое стремление к соперничеству, к борьбе за качество выполненной работы.

Анализ сделанной работы за деньпроходил на "отрядных огоньках", где подростки учатся анализировать результаты своего труда и труда товарищей, получают навыки культуры общения и умения его организовать, одновременное обсуждение результатов деятельности на заседании штаба лагеря дают возможность объективно оценить как работу сделанную коллективом, так и каждым подростком в отдельности. Это повышает значимость коллективного труда. Формирует положительное отношение у педагогически запущенных подростков к трудовой деятельности.

Делая упор на трудовое воспитание, мы не забыли о том, что человека можно "заставить трудиться сколько угодно, но если одновременно с этим вы не будете его воспитывать политически и нравственно - говорил А. С. Макаренко, - если он не будет участвовать в общественной и политической жизни, то этот труд будет просто нейтральным процессом, не дающим положительного результата" (2; 116).

Анализ группового общения педагогически запущенных подростков показал, что оно малосодержательно, зачастую носит антиобщественную направленность. Поэтому наряду с трудовым воспитанием, в лагере "Романтик" большое внимание уделялось и нравственно-правовому воспитанию, глубоко содержательному межличностному общению.

Лагерь труда и отдыха "Романтик" располагался в месте наиболее интенсивных действий партизанского движения и комсомольско-молодежного подполья в Курской области в годы Великой Отечественной войны. Это создавало условия для непосредственной работы по военно-патриотическому воспитанию подростков. Принималось также во внимание то, что наш край в историческом плане богат примерами патриотизма русских людей, их любви к Родине, самопожертвования во имя ее свободы и независимости.

За несколько лет работы в лагере сложилась определенная система патриотического воспитания, берущая начало в поисковой работе по истории партизанского движения, которая велась в школах и в клубе "Романтик" в течение года и завершалась в лагере.

В лагере проходили встречи с ветеранами 1 Курской партизанской бригады и участниками партизанского движения, совместно с которыми разрабатывались маршруты многодневных походов "Партизанскими тропами", где подростки собирали материал о прошлом и настоящем края, проводились костры "Партизанской славы", где партизаны делились своими воспоминаниями, а подростки рассказывали о маршруте, о проделанной работе в турпоходе. Это становилось важным условием формирования патриотических чувств подростков, их отношения к прошлому родного края, к рассказам ветеранов. Находясь на месте событий, общаясь с их участниками, подростки по-новому начинали подходить к восприятию истории Родины, к историческим событиям.

Военно-спортивные игры и линейка-митинг "Имена на поверке", с ночным подъемом и марш броском, с "Реквиемом" и минутой молчания, клятвой и факельным шествием у обелиска павшим, возведенного еще в свое

время членами городского военно-патриотического клуба "Разведчик", на месте гибели жителей окрестных сел, расстрелянных за связь с партизанами. Помощь ветеранам войны и уход за братскими могилами и обелисками во время походов и многое другое, что проводилось в этом лагере оставляло неизгладимый след в душе подростков, закладывало основы патриотических чувств и понятий, развитие которых в сегодняшних условиях становится острой необходимостью.

0дним из наиболее ответственных и сложных аспектов воспитательной работы в лагере являлось собственно нравственное воспитание, которое пронизывало все виды деятельности и отношений подростков и поэтому требовало четкого контроля и руководства со стороны педагогического коллектива. Процесс нравственного воспитания усложнялся необходимостью дифференцированного подхода к его осуществлению: у одних подростков надо закреплять нравственные качества личности, у других их развивать, а у третьих исправлять и корректировать отклонения в нравственном развитии.

Нравственное воспитание своей главной задачей видит необходимость сформировать нравственный облик подростка, то есть его устремления, мироощущение и миропонимание, проявляющиеся в его отношениях к обществу, к людям, к нравственным ценностям, к исполнению своих норм и обязанностей.

Изучение истории края, знакомство с его прошлым и настоящим давали возможность заложить основы понимания значимости народного подвига, роли освободительной борьбы нашего народа в сегодняшней мирной жизни.

Общественная направленность трудовой деятельности, понимание и осознание общественной ценности того дела, которое они выполняют, формировали бережное отношение к продуктам человеческого труда, а общественно полезный труд, самообслуживание развивали чувство значимости своего личного труда в общем деле коллектива.

Совместная деятельность и общение формировали коллективистическое начало у педагогически запущенных подростков. Важно отметить, что находясь в лагере в кругу друзей из группы, педагогически запущенные подростки намного быстрее входят в коллективистические отношения, приобщаются к коллективным ценностям.

Многообразие межличностных контактов, интенсивность процесса общения в лагере помогли подросткам увидеть себя со стороны, осознать себя как личность, сравнить свое поведение с поведением других подростков. Практика показала, что чем шире выбор лиц, с которыми школьники идентифицируют себя, тем успешнее осуществляется процесс его развития, ибо расширение контактов вызывает многообразие ситуаций, требующих от личности активной деятельности, самостоятельности решений, соответствующих навыков и умений, облегчающих связь с другими людьми.

Процесс идентификации разворачивается не только на уровне сверстников и группового общения, но и со взрослыми, студентами-шефами отрядов, имеющими больший, чем у проростков, жизненный опыт (как правило, это юноши, пришедшие в вуз из рядов Советской Армии, пользующиеся авторитетом у подростков). Общение с авторитетными людьми у подростков - жизненная необходимость, оно им нужно для того, чтобы учиться самостоятельно оценивать события, сложные жизненные ситуации, принимать правильные решения, заниматься самовоспитанием.

Таким образом, лагерь труда и отдыха создавал такие условия, которые способствовали расширению структуры группового общения, облегчали связь с другими людьми, поддерживал высокий уровень интенсивности общения. Совместные дела и общее проживание проверяли прочность взаимоотношений и групповых взаимосвязей педагогически запущенных подростков, стабильность структуры группового общения.

Система трудового и нравственно-правового воспитания наполняли общение педагогически запущенных подростков положительным содержанием, а наличие сплоченного, методически подготовленного коллектива воспитателей, состоящего из учителей школы, преподавателей кафедр педагогики и психологии и студентов III-IV курсов пединститута, прошедших практику в пионерских лагерях и в школе, позволяли вести целенаправленное управление общением подростков, педагогически осознанно корректировать его структуру, влиять на его содержание.

Результаты проведенной работы показали, что лагерь труда и отдыха является наиболее действенной формой организации и коррекции группового общения педагогически запущенных подростков в летний период. Он позволяет создать условия для непрерывности педагогического воздействия школы, семьи и общественности на групповое общение подростков с отклонениями в системе “круглогодичного цикла воспитательной работы; в лагере труда и отдыха есть условия для наиболее полного включения подростков в общественно полезный труд и активную общественную деятельность здесь есть условия для интенсивного общения подростков. Правильное комплектование лагеря труда и отдыха позволяет усилить влияние позитивных взаимоотношений на содержание и структуру группового общения педагогически запущенных подростков, переключить отрицательные виды деятельности в положительное русло. Нахождение подростков вдали от родительской опеки и семейного влияния, вдали от отрицательной микросреды позволяет ограничить или полностью исключить их неблагоприятное воздействие.

Исследуя различные организационные формы временных коллективов лагерей труда и отдыха, процесс его комплектования, мы пришли к выводу, что наиболее оптимальным является вариант, когда в лагере присутствует "нравственное положительное поле", создаваемое подростками с относительно высоким уровнем воспитанности, и когда в лагере находится 30-36% педагогически запущенных подростков, входящих в группы дружеского общения, объединенные в отдельные отряды, в зависимости от типа группового общения, в количестве 10-15 человек в отряде.

В целях переориентации личности педагогически запущенных подростков и коррекции их группового общения наиболее действенным является комплексный подход к воспитанию, когда трудовое, нравственное, физическое и эстетическое воспитание служат важным фактором изменения содержания группового общения педагогически запущенных подростков, формирования его положительной направленности.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какую роль играют коллективы временного типа в системе коррекционно-педагогической работы?

2. Какие типы летних лагерей для детей и подростков имеют наилучшие условия для создания коллективов временного типа и почему?

3. В чем суть и основные особенности коррекционно-педагогической работы с несовершеннолетними в коллективе временного типа лагеря труда и отдыха?

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания. //Собр. соч.: в 7-ми Т., -М., 1985. Т. 5.

2. Сухомлинский В. А. О воспитании. Изд. 2-е. - М.: Политиздат, 1975.

3. Бабанский Ю. K. Комплексный подход к воспитательной работе с подростками. Актуальные проблемы воспитания подростков. - М.: Знание, 1979.

4. Мальковская Т. Н. Воспитание социальной активности старших школьников. - Л., 1973.

5. Марьенко И. С. Основы процесса нравственного воспитания

школьников. - М.: Просвещение, 1980.

6. Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива. - М.: Педагогика, 1978.

7. Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности. - М.: Просвещение, 1980.

 

Заключение

 

Подводя итог проделанной работе, следует ещё раз отметить сложность и трудоёмкость коррекционно-педагогической деятельности с несовершеннолетними, слабую подготовленность к ней практических работников и всей системы общеобразовательной школы. С одной стороны это обусловлено разобщённостью исследований данной проблемы в психолого-педагогической и специальной литературе, а с другой стороны, сложностью природы данного социально-педагогического явления, усиленного существующими социально-экономическими отношениями.

И всё же, отмечая сложность рассматриваемого вопроса, хотелось бы надеяться на его успешное разрешение. Большинство исследователей справедливо отмечают, что внешкольное общение педагогически запущенных подростков является важным фактором в процессе социализации их личности и играет существенную роль в формировании нравственных основ поведения несовершеннолетних, в определении стиля отношений и характера их общения со сверстниками и взрослыми. Вместе с тем необходимо подчеркнуть то, что оно носит ярко выраженный избирательный характер, аффективно, в основном малосодержательно, имеет общественно нейтральную или асоциальную направленность. Структура круга общения диспропорциональна и определяется динамикой взаимосвязи группового и семейного общения, опосредованного межличностными отношениями в классном и общешкольном коллективах.

Практика показывает: на характер внешкольного общения подростков с отклоняющимся поведением существенное влияние оказывают ряд особенностей как их группового, так и семейного общения.

Оно по ряду параметров (круг общения, пространство общения, его объём и др.) сходно с общением обычных школьников, но в то же время имеет и ряд отличительных черт: отличие имеет структура круга общения - в ней главное место занимает дружеская компания, играющая ведущую роль в определении интересов и потребностей подростков; время общения педагогически запущенных подростков анонимно, бесконтрольно со стороны школы, родителей и общественности, не регламентируется ими; наиболее ярко проявляется отличие в содержании общения, его направленности, в определении ценностных ориентаций группового общения, которые характеризуются низким уровнем духовных запросов, асоциальностью. Сила их проявления зависит от типа группового общения подростков (общественно нейтральный, переходный, асоциальный) и уровня педагогической запущенности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.