Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структурный способ управления




Понятие способа управления и их классификация.

СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ

Вопросы.

 

1. Что такое концепция управления и сравнить ее с понятием целевой функции управления?

2. Возможна ли организация управления не по всем этапам Полной функции управления, а лишь по каким-то выборочным этапам?

3. Обязательно ли концептуальной власти соответствует соответствующие структуры?

4. Что повлечет за собой невозможность раличения какой-то информации в процессе управления?

5. Стереотип поведения существует в отношении каких-то систем управления или факторов воздействия со стороны систем управления и среды?

6. Применение Полной функции управления возможно в любых системах или каких-то выборочных?

7. Возможна ли реализация идеологической власти без концептуальной?

8. Можно ли занимать руководящую должность и не управлять коллективом?

9. Власть имеют или осуществляют?

10. В чем разница: править и управлять?

11. Чтобы осуществлять власть можно ли сидеть не в Кремле, а совсем в другом месте?

12. Что требуется определить в процессе выработки концепции кроме определённых идеалов организации жизни общества и взаимоотношений людей друг с другом, а также путей и средств воплощения идеалов в жизнь?

13. Как соотносятся между собой опыт управленческой деятельности и формирование стереотипов отношения к определенным факторам воздействия среды в процессе управления?

14. Меняется ли вектор целей в процессе управления по Полной функции управления?

 


Задачей органа управления (субъекта управления) является выдача управляющего воздействия на объект управления, исходя из целей управления и сложившейся обстановки.

Управляющее воздействие есть не что иное, как информация управления, а сложившаяся обстановка – вектор сос­тояния.

Однако способность достижения целей управления зависит не только от правильности и полноты выдаваемой управленческой информации, но и от того, каким образом происходит передача информации:

— управляющей – по прямым связям на исполнительные органы (и в окружающую среду при необходимости), которые обеспечивают управляющее воздействие на объект;

— получение обратной информации о состоянии окружающей среды, объекта, исполнительных органов, самой системы управления – по цепям обратных связей.

Таким образом, управление – это единая упорядоченная совокупность разнокачественных действий, осуществляемых элементами, образующими замкнутую систему, иерархию контуров циркуляции и преобразований информации в процессе реализации концепции управления.

До сих пор мы рассматривали систему, состоящую из двух частей: субъекта управления и объекта управления, связанных прямыми и обратными связями. В самом деле, как субъект, так и объект могут представлять собой структуры разной сложности и упорядоченности.

Структура (строение, расположение) – это внутреннее устройство или совокупность элементов и связей между ними, обеспечивающих его целостность. Структура, как правило, организована иерархически и мало изменяется при внутренних и внешних изменениях, что обеспечивает существование системы и сохранение основных свойств. Структура подчинена вектору целей (обусловлена им) и осуществляет концепцию (программу) управления.

Например, правительство как субъект управления представляет собой структуру, состоящую из министерств, агентств, служб, департаментов, управлений, отделов и т.п. Объект управления – общество – представляет собой не менее сложную структуру.

Обобщенной характеристикой оценки управления является такой показатель, как качество управления. Качество управления оценивается по поведению системы в установившемся режиме управления и в переходных процессах.

При этом качество функционирования системы управления обеспечивается двумя факторами:

архитектурой структуры, т.е. функциональной нагрузкой её элементов (включая каналы информационного обмена) и упорядоченностью (организацией, иерархией) элементов в структуре;

характеристиками работоспособности, степенью функциональной пригодности элементов, входящих в структуру (их своего рода «квалификационным» уровнем).

В процессе создания общественных систем управления, подчиненных определенному вектору целей, необходимо учитывать, что по мере развития системы управления, должно увеличиваться количество элементов системы, способных различать как управленческую так и бесполезную информацию; как высокочастотную, так и низкочастотную информацию. Они должны обладать функциональной способностью различать весь спектр управленческой информации. В противном случае, отсутствие такого различения приведет к информационной перегрузке, либо к потере информации. Результатом же в любом случае будет утрата быстродействия в процессе общественного управления и, как следствие, снижение качества управления, либо срыв управления и невозможность достижения целей управления системы в целом.

 

Рис. 7.1. Принципы формирования структуры вектору целей управления.

Таким образом, в основу построения системы должны быть положены следующие основные принципы:

1. Структура управления должна строиться с минималь­но возможным числом иерархических ступеней.

2. Система управления должна быть адаптивной, т.е. должна быть способна изменять свою структуру в опреде­ленных пределах в соответствии:

а) с изменяющимися общими целями управления;

б) с изменяющимися частными целями управления;

в) с изменением условий, в которых осуществляется управление;

г) с изменением качества отдельных элементов объекта управления (людей, технических средств управления и т.д.);

д) с накоплением опыта функционирования (самосовер­шенствование).

3. В системе управления необходимо добиваться крат­чайших путей прохождения информации.

4. За выполнение каждой элементарной функции управ­ления должен полностью отвечать один субъект органа управления. При сведении нескольких элементарных функций управления в одну укрупненную, все исполнители каждой элементарной функции должны быть подчинены исполнителю укрупненной функции.

5. Целесообразность построения структуры управления предполагает выполнение каждым элементом таких функций, которые вполне соответствуют их квалификации. Поручение работы элементу, квалификация которого выше требу­емой для выполнения этой работы, снижает эффективность системы. Недостаток же квалификации не позволяет достичь целей управления.

По распределению функций управления между исполни­телями, моменту формирования структур объекта управления по отношению к формированию вектора целей, организации передачи информации по прямым и обратным связям, различают следующие способы реализации концепции управления:

— структурный;

— бесструктурный

— смешанный.

Если структура системы директивно-адресно создается до начала процесса управления, а её архитектура и элементная база не изменяются в ходе управления, то характеристики вектора ошибки управления определяются, прежде всего, соответствием архитектуры структуры вектору целей и множеству допустимых векторов ошибки управления и такой способ управления назвать структурным.

При управлении структурным способом происходит адресное распространение функционально ориентированной информации по элементам структуры, неизменной в процессе управления. Структурный способ управления наиболее явный, наглядный, поэтому, когда речь заходит о способе управления, то, в первую очередь, представляется именно этот способ управления.

Командный состав любой воинской части, административный состав любого завода, института представляют собой структуру, управляемую структурным способом.

Дирекция предприятия производственным процессом управляет структурно: она предписывает, кому и что делать, у кого взять и что кому передать после выполнения своей части работы.

Структурный способ применяется, если в системе достаточно элементов, способных к управлению в конкретных условиях внешней среды. Он обеспечивает в ряде случаев высокое качество управления, т.к. информация поступает к конкретному лицу, отвечающему за ее исполнение. Скорость передачи информации может быть очень высокой.

В СССР было директивно-адресное (структурное) управление. При нем можно было сконцентрировать усилие на отдельных направлениях и добиться больших успехов. Это позволило одержать победу во второй мировой войне. Например, всего несколько дней требовалось, чтобы огромное предприятие переместить в другой регион, хотя при этом требовались сотни железнодорожных эшелонов.

Формами передачи информации по прямым каналам управления могут быть: приказы, указания, распоряжения, предписания и т.д., в которых поименно указаны конкретные исполнители, сроки исполнения и установлен способ передачи по обратным связям информации о выполнении управленческого решения. Формами получения информации по обратным связям могут быть: донесения, доклады, отчеты и т.д.

Элементы объекта управления, которым выдается управленческая информация, должны быть функционально подготовлены к исполнению данного управленческого решения и определенным образом «жестко» связаны между собой. Ошибки в построении структуры, вызывающие её общее несоответствие вектору целей и множеству допустимых векторов ошибки, могут свести практически на нет высокую функциональную пригодность элементов структуры. Поэтому при функционально пригодных элементах, образующих структуру, вектор ошибки управления может оказаться вне допустимых пределов.

Одним из необходимых критериев качественного функционирования системы при структурном способе управления является обеспечение элементов структуры устойчивыми каналами передачи информации (прямые и обратные связи). В случае отсутствия таких каналов передачи информации или искажения информации в процессе управления, структурный способ организовать невозможно.

При структурном способе управления принятие большинства решений, осуществляется, как правило, на высшем уровне, т.е. происходит своего рода концентрация управления на уровне субъекта управления.

Структурный способ управления решает также проблему координации в деятельности подсистем управления, что по­могает устранять дублирование функций и нежелательное соперничество между руководителями подразделений при принятии решений.

Самым простым примером структурного управления является организация силовых структур: министерства обороны, министерства внутренних дел, пограничных войск, министерства по делам по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Все военнослужащие состоят в определенной иерархии подчиненности: есть начальники и подчиненные, старшие и младшие, все они организационно состоят во взводах, ротах, батальонах, полках, дивизиях или корпусах, армиях, округах и, в конце концов, все они подчинены своему Министру и Верховному Главнокомандующему (Президенту РФ). Для каждой категории подчиненных определены их начальники по выполнению служебных обязанностей и начальники по воинскому званию. Определены права начальников и обязанности подчиненных. Определен порядок отдачи и выполнения приказаний. Так, например, начальник может отдавать приказание подчиненному (управленческое воздействие). Формирование вектора целей и принятие управленческих решений осуществляется на различных уровнях иерархии системы управления. Поэтому исполнитель, как правило, знает только свою частную задачу из всего вектора целей управления и функционально подготовлен только к ее выполнению. Т.е. он информирован не полностью, а только в рамках объема, необходимого для выполнения приказания.

Если данный элемент объекта управления предполагается использовать для функционально иной задачи, то этому предшествует его дополнительная личная подготовка.

Примеры. «На пра–во! Ша­гом марш!» – ко­ман­ду­ет ко­ман­дир ро­ты. И подчинен­ные ему во­ен­но­слу­жа­щие одновременно вы­пол­няют ко­ман­ду. Сот­ня лю­дей по­во­рачива­ет­ся на­пра­во и мар­ши­ру­ет в ука­зан­ном на­пра­в­ле­нии. Объ­ект уп­ра­в­ле­ния – это три взво­да военнослужащих, составляющих стру­к­ту­ру ро­ты. Субъ­ект уп­ра­в­ле­ния – ко­ман­дир ро­ты. Он получает задачу от вышестоящего командира (более высокой иерархии управления) или самостоятельно формирует цели управления, осу­ще­ст­в­ля­ет уп­ра­в­ле­ние, т.е. ко­ман­ду­ет людь­ми. Уп­ра­в­ля­ю­щее воз­дей­ст­вие – это его ко­ман­да, при­каз, т.е. ин­фор­ма­ция, цир­ку­ли­рующая стру­к­ту­ре и уп­ра­в­ля­ющая ее эле­мен­том – сол­да­том. Если же элементами структуры будут неподготовленные к выполнению данного управленческого решения люди, например, студенты учебной группы, то команды будут выполняться с ошибками или несвоевременно (не одновременно), иначе говоря, с низким качеством.

2. Ко­ман­дир пол­ка (рис. 7.3) со­брал пе­ред бо­ем ко­ман­ди­ров ба­таль­о­нов, по­ста­вил ка­ж­до­му ба­таль­о­ну за­дачу: ука­зал це­ли, по ко­то­рым на­до ве­с­ти огонь, ру­бе­жи, на ко­то­рые им над­ле­жит вый­ти, вре­мя начала бо­е­вых дей­ст­вий, по­ря­док вза­и­мо­дей­ст­вия, и т.д. Ком­андиры батальонов, в свою очередь, до­ве­дут эту информацию, но уже применительно к конкретным условиям местности до сво­их подчинен­ных. Распределят функциональные обязанности между функциональными элементами: гранатометчиками, пулеметчиками, мотострелками.

3. Генеральный директор научно–производственной фирмы со­брал своих функциональных заместителей: по производству, по экономике, сбыту, кадрам, рекламе и т.д., а также руководителей структурных подразделений – началь­ни­ков це­хов. Об­ри­со­вал по­ло­же­ние дел на фирме (вектор состояния), ска­зал о не­до­с­тат­ках, о просчетах в ра­бо­те. По­ста­вил за­дачи ка­ж­до­му началь­ни­ку це­ха, ска­зал, ка­кие ме­ро­при­я­тия на­до вы­пол­нить, что­бы улучшить качес­т­во про­дук­ции, по­вы­сить про­из­во­ди­тель­ность и сроки исполнения. Началь­ни­ки це­хов в свою очередь со­би­ра­ют бри­га­ди­ров, ма­с­те­ров сво­его це­ха, до­во­дят тре­бо­ва­ния ди­ре­к­то­ра, ста­вят кон­крет­ные за­дачи и т.д. То есть уп­ра­в­ление в научно–производственной фирме осуществляется стру­к­тур­ным спо­со­бом.

4. Для технических систем примером структурного способа управления является управление самолетом при помощи автопилота, представляющего собой структуру разнородных систем, подсистем и элементов.

5. Организация биологической системы человека также представляет собой структурный способ управления. Мозг – центр обработки информации и принятия решений. Через нервную систему осуществляется управление другими системами: кровеносной, дыхательной... В свою очередь каждая система состоит из органов, выполняющих определенные функции. А, например, система кровообращения состоит из сердца, печени, селезенки, артерий, вен и т.д. Все органы состоят из тканей, ткани из клеток. Замыкание обратных связей в управлении всей системы осуществляется через нервную систему на головной мозг.

В системе производственно–хозяйственной деятельности (экономике) структурный способ управления присутствует всегда на уровне административного состава любого завода, института и т.п. Структурный способ управления может также преобладать и на государственном уровне, например, в системе какого–нибудь министерства: министерства путей сообщения, министерства атомной промышленности.

Экономику СССР часто показывают, как единственный и самый неудачный способ управления. На самом же деле не в СССР родилась административно–командная экономика (структурный способ управления), после того как большевики захватили власть. «Свободную экономику» (рыночную) в России ликвидировали Петр I, приписав крепостных крестьян к промышленным предприятиям и Николай I, организовав тотальное зачисление на государственную службу дворянства и представителей буржуазии, т.е. прикрепив буржуазию к госструктурам.

Для осуществления структурного способа управления, необходимо иметь определенный класс управленцев и определенный класс исполнителей каждого звена. С одной стороны, это люди, профессионально занимающиеся только управленческим или только трудом производительным, а с другой стороны – их личная подготовка должна соответствовать классу решаемых задач. Иначе говоря, структурный способ управления представляет собой определенную пирамиду, выстроенную из элементов в соответствии с их функциональным назначением.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1035; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.