КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сравнительные характеристики образцов поведения американской, японской и арабской деловых культур
Описательные определения интерпретируют культуру как сумму всех видов человеческой деятельности, обычаев, верований. Нормативные определения рассматривают культуру как совокупность норм и правил, организующих человеческое поведение. Культура - «совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм человеческого поведения и деятельности, обретённых знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира, системы знаний и норм для восприятия, представления, оценки и действия». Это система социально усвоенных моделей поведения, которая служит средством взаимодействия людей с окружающим миром. Она развивается во времени и постоянно эволюционирует. Культура с точки зрения психологии – это отражение в сознании человека представления о материальном и духовном, это – знания и искусство, мораль и традиции, идеи и ценности, обычаи и навыки, методы и приемы, характеризующие данную группу людей в данный период времени. Структурные определения представляют культуру в виде различного рода пространственно распределённых систем, моделей. Структуры организации с нормами иерархии, власти и подчинения, взаимодействия между отдельными структурными единицами суть порождения организационной культуры. Каждая организация представляет собой уникальное образование, имеющее особую профессионально-квалификационную, половозрастную, национальную структуру персонала, создаваемое для реализаций тех или иных целей, интересов отдельных людей, групп. Поэтому культура организации рассматривается те только как часть культуры общества, но как её продолжение, развитие в рамках данной организации в целях обеспечения её существования (деятельности) в короткой или длительной перспективе. Социально-культурный фактор позволяет организации осуществить: - внешнюю адаптацию – встроиться, вписаться во внешнюю среду, определить своё место и роль в обществе путём формулирования миссии, формирования имиджа, транспарентности, привлекательности, конкуренто-способности, устойчивости; - внутреннюю адаптацию – организовать эффективное использование имеющихся ресурсов путём формулирования целей, определения стратегий, политики, принципов, правил внутреннего поведения, оценивания эффективности функционирования. Культура организации или организационная культура – это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами данной организации и выражающихся в заявляемых положениях (их трактовках), задающих людям ориентиры их поведения и действий. Каждая организация имеет свое представление о культуре, зависящее от сферы деятельности, от многих внешних и внутренних факторов. Отдельные авторы делают различия между организационной и корпоративной культурой. На наш взгляд важнее раскрыть понятие культуры организации для практического применения в менеджменте. Структура организационной культуры. Носителями организационной культуры являются люди. Вся организация представляет собой совокупность различных профессиональных групп, которые структурированы в функциональные подразделения. Подсистема культуры всей организации определяется как субкультура (подкультура, культура в культуре), которая включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для данной группы людей. Творцом и носителем субкультуры является социальная группа, имеющая определенные культурные признаки, которые отличают её от других, рис.6.19. Например, виды субкультур организации: - культура управленцев - стили, методы руководства, делегирования полномочий, принятия решений, контроля, мотивации, типа лидерства и власти, уровня командности, культура разрешения конфликтов; - культура труда и отдыха: · это - экономическая культура, которая включает культуру производства (организации и условий труда, средств труда и т.д.), культуру распределения, потребления, обмена, отношения к прибыли; · это эстетическая культура; - гендерная культура - нормы отношений между полами: мужской и женской частями коллектива организации; - культура коммуникаций включает:
Рис.6.19. Виды субкультур организации
· культуру общения – систему отношений организации с внешним окружением, как относится организация, конкретные сотрудники к своим клиентам, партнёрам, контрагентам, какие методы выбирает для ведения конкурентной борьбы; как относится к качеству жизни, охране окружающей среды, сохранению глобальных ресурсов; · культуру поведения, этическую культуру - систему взаимоотношений между сотрудниками одного уровня, разными по возрасту, опыту, рангу, статусу, между руководителем и подчинёнными, нравственность, мораль. Из этики предпринимательства вытекает и этика управления; · ролевую культуру – это функциональное распределение ролей в организации по должностям; права и обязанности всех сотрудников четко определены и расписаны (т.н. рациональная бюрократия) и по социальному признаку - каждый сотрудник участвует в распределении ролей вследствие своих индивидуальных особенностей: творческих (генератор идей, эксперт, критик, эрудит, организатор, энтузиаст), коммуникативных (лидер, связной, координатор, делопроизводитель), поведенческих (оптимист, нигилист, конформист, общественник, борец за правду и др.); · культуру речи - используемые в разговоре профессиональные термины, сленг, жаргон, синтаксические и семантические модели, конструкции и «штампы», нормативная лексика. Кроме того, каждый сотрудник имеет свое собственное понимание и отношение к этому понятию. Организационная культура имеет вертикальное измерение. На внешнем, поверхностном уровне рассматриваются внешние проявления культуры: - символика, атрибутика, поведенческие ритуалы, выражаемые в проведении в организации определенных церемоний, в использовании определенных выражений, знаков и т.п.; - внешний и внутренний дизайн, стиль одежды работников, расположение и оформление помещения, в котором располагается организация; - история организации о важных событиях и лицах, игравших и играющих ключевую роль в жизни организации; мифология. На базовом уровне формируются культурные представления, восприятие которых носит сознательный характер: - система традиций, ценностей, убеждений, взглядов и норм, общих для всех работников, верования, мечты; - система норм общения, этические принципы деятельности, принципы взаимоотношений в организации между людьми, разделяемые сотрудниками организации; - моральный климат; философия организации, объединяющая сотрудников, создающая чувство причастности к организации. На глубинном уровне формируются предположения, трудно осознаваемые даже членами коллектива, скрытые, принимаемые на веру предположения, помогающие воспринять характеризующие культуру атрибуты: - декларируемые ценности организации и нормы поведения, выраженные в таких документах, как миссия, кодекс фирмы, правила внутреннего распорядка, регламенты, кодекс корпоративной этики и т. д.; - внутрифирменные идеологические установки; кредо организации. Понятие «ценность» является центральным в организационной культуре. Ценность — это то, что значимо для организации и человека, дорого и важно, на что они ориентируется в своей деятельности. Сотрудники не только рассчитывают на то, что будут удовлетворять материальные потребности, но также надеются на психологический комфорт в организации, культурные ценности которой соответствуют их личностным ценностным ориентациям. Формулирование общих ценностей ведет к соответствующему типу поведения и наоборот. Выделяются три формы существования ценностей: - общественные идеалы - выработанные общественным сознанием и обобщенные представления о совершенстве в различных сферах деятельности; - модели и факторы, стимулирующие к воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов; - материализованное воплощение этих идеалов. Этот процесс носит циклический характер в рамках и масштабах развития цивилизации. Таким образом, организационная культура является основой самоорганизации, внутренней консолидации организации на базе модели: ценности организации – организационное поведение – взаимовыгодное сотрудничество. Организационная культура – мощный инструмент в конкурентной борьбе, в рыночных условиях, во внешнеэкономической деятельности. Социально-культурный фактор в жизнедеятельности организации выполняет системообразующую роль в корпоративной идентичности, направленный на стандартизацию человеческого поведения внутри организации. Исследования подтверждают, что эффективность деятельности организации зависит от типа и силы организационной культуры. Поэтому в управлении эффективное использование человеческих ресурсов возможно в структуре культуры организации. При проведении анализа организационной культуры осуществляется оценка положения, насколько организационная культура способствует выживанию организации в конкурентной борьбе и усилению позиций или сдерживает её развитие. Оценивается степень соответствия организационной культуры текущим целям и программам предприятия.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |