КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура организации
Организация — это социальная целостность, которая направлена на реализацию определенных целей. Создаётся как специально структурированная и координированная система, предназначенная для некоторой деятельности. Наличие системной структуры, определенных целей и связей с внешней средой являются общими характеристиками для любой организации. В любой организации можно выделить несколько видов структур - упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого, зафиксированное состояние упорядоченности, рис.6.20:
Рис.6.20. Подходы к выделению структур организации
Структура организации - это её внутреннее строение, характеризующее состав подразделений и систему связи, подчиненность и взаимодействие между ними. Организация как система, представляет собой механизм для решения проблем, возникающих в связи с необходимостью достижения определенных целей. Это значит, что её функции и внутренняя структура должны быть прямо и непосредственно увязаны со структурой целей. 1. Правовая структура: · организационно – правовая форма. В соответствии с Гражданским кодексом РФ все юридические участники предпринимательской деятельности независимо от отрасли производства имеют четко определенные организационно-правовые формы и могут осуществлять следующие виды деятельности: § производить продукцию; § выполнять работы; § оказывать услуги. · В соответствии с действующим законодательством текущее руководство деятельностью юридического лица может осуществлять исполнительный орган - коллегиальный (правление, совет, дирекция и т.п.) либо единоличный (директор, генеральный директор, исполнительный директор и т.п.), либо управляющая организация или управляющий (ГК РФ, ФЗ "Об акционерных обществах", ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"). · сведения о создании и регистрации (правоустанавливающие учредительные документы): 1. Устав организации; 2. Учредительный договор; 3. Лицензия на право ведения бизнеса; 4. Патенты (авторское право); 5. Сертификаты качества продукции, производства, системы качества; 6. Участие в международной, федеральной, региональной или местной программах; 7. Договора с контрагентами, в том числе аренды, купли, продажи; 8. Гарантийные письма. · структура и форма собственности (частный, общественный сектор), принадлежность капитала концернам, холдингам, финансово-промышленным группам; участие в предпринимательских союзах и хозяйственно-экономи-ческих объединениях; · размер уставного капитала, количество и виды акций, выпущенных в обращение, в т.ч. оплаченных; · структура уставного капитала, состав учредителей, акционеров, сведения о владельцах с наибольших долей уставного капитала, (персоналии держателей акций, мажоритарные, миноритарные акционеры); · стратегические цели инвесторов - стремление к росту стоимости капитала организации либо к росту прибыли на капитал; проводимая дивидендная политика; · наличие поддержки и льгот по бизнесу организации, проекта: 1. Поддержка со стороны государства отечественных производителей (ограничение импорта); 2. Экспортные льготы; 3. Льготные банковские кредиты; 4. Налоговые льготы и кредиты; 5. Возможности списания задолженности при решении определенных задач, выполнении заранее оговоренных условий; 6. Первоочередное выделение земли, помещений и др.; 7. Предоставление длительной аренды и др. · кредитная история организации, характеристика отношений с банком, с налоговыми органами, поставщиками и потребителями, др. контрагентами. 2. Функциональная структура – отражает совокупность видов деятельности, особенности видов ресурсов, способ специализации и разделения труда, которые организация осуществляет для реализации своих целей.Анализируется функциональный профиль организации, потребность функций для ведения или развития бизнеса, бизнес – процессов: · количество видов и состав функций, наличие необходимых функций для ведения бизнеса – стратегическое управление развитием, управление экономическим, техническим развитием, управление финансами и бухгалтерский учёт, управление производством, маркетингом, снабжением, строительством, качеством, кадрами, внешнеэкономической деятельностью и др.; · структура целевых и функциональных подсистем в организации, тип функциональной структуры, рис.6.21.
инсорсинговая аутсорсинговая сетевая
пустотелая (системный интегратор) виртуальная
Рис.6.21. Тип функциональной структуры организации
· распределение функций по уровням управления и по функциональным подразделениям; · уровень автономности осуществления функций, специализации, концентрации, централизации и кооперирования функций; · соотношение численности линейного и функционального персонала; · уровень регламентации, дублирования, затраты и продолжительность, эффективность и качество осуществления функций; · множество состояний выходов системы, т.е. все то, что система делает, может или должна делать; то, что и с какими параметрами (эффективностью, затратами, риском) должна сделать организация для достижения поставленных целей. 3. Организационная (административная) структура (управления) - существующее организационное устройство - совокупность подразделений (отделов, цехов, участков, бюро, групп и т.п.), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой (способ их соединения в определённое единство, целостность) для достижения целей и задач организации. Определяет отношение между людьми. Организационная структура регулирует: - распределение задач по подразделениям (субструктурам) как форма разделения труда по управлению «производством». Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ; - объёмы полномочий и ответственности в решении определенных проблем. Для выполнения функций подразделения, должностные лица наделяются определенными правами на распоряжение ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за ним функций; - общее управление в системе. Таким образом, организационная структура следует за правовой и функциональной. · структурированность по типу отношений (подчинения, управления), рис.6.22:
▪ линейная ▪ бригада ▪ функциональная ▪ команда ▪ матричная ▪ неформальные группы ▪ дивизиональная ▪ многомерная Рис.6.22. Типы организационных структур
Как известно, концепция бюрократии, сформулированная в начале XX века немецким социологом Максом Вебером, содержит следующие характеристики рациональной структуры: - четкое разделение труда; - иерархичность уровней управления, при которой каждый нижеследующий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему; - наличие взаимосвязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающих однородность выполнения сотрудниками их обязанностей и скоординированность различных задач; - формальная обезличенность выполнения официальными лицами должностных обязанностей; - осуществление найма на работу в строгом соответствии с квалификационными требованиями. Защищенность служащих от произвольных увольнений. Эти характеристики не потеряли актуальности и сегодня. В линейной структуре управления каждый руководитель осуществляет руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинство — простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток — высокие требования к квалификации руководителей.Функциональная организационная структура — сетевая связь административного и функционального управления. Нарушен принцип единоначалия и затруднена координация деятельности, теряются приоритеты концентрации усилий. Линейно-функциональная (линейно-штабная) структура - линейные руководители являются единоначальниками, административно не подчинены функциональным руководителям; последние объединены в т.н. штаб, оказывают им помощь и техническую поддержку. Дивизиональная – это филиальная структура. Элементы структуры выделяются по области деятельности, географически, по продуктовому принципу и могут иметь многомерные (тензорные) структуры по типу: продукт-сегмент рынка-регион-функция. Матричная (проектная) структура характерна тем, что у исполнителя существует руководитель проекта (программы) и руководитель функционального подразделения. Применяется в организациях, ведущих работу по нескольким направлениям. Множественная (смешанная) структура объединяет различные структуры на разных ступенях управления. · структурированность по функциональному, географическому, финансовому, производственному, продуктовому либо проектному принципу; · количество уровней иерархии и количество структурных звеньев на каждом уровне управления, масштабы управляемости, схемы управления организацией – департаменты, управления, отделы, сектора, филиалы, подразделения, секции и т.д.; · сложность (дифференциация и интеграция) деятельности; формализация деятельности - степень стандартизации работ внутри подразделений; централизация - степень контроля информации одним лицом, которое держит в своих руках нити всего процесса принятия решений; · структура исполнительного органа управления; · используемые в организации модели поведения и управления: - европейская, - американская, - японская, - российская. · используемые в организации методы управления производственной деятельностью (нормативный, балансовый, контроллинг, управление качеством МВQ (TQM), коммерческой деятельностью (маркетинг), стратегическим развитием (программно-целевой, МВО - управление по целям, задачам, по отклонениям, проектам, результатам), экономикой организации (управление затратами: стандарт-кост, директ-костинг, ABC, амортизацией), финансовой деятельностью (управление стоимостью компании:EVA, MVA, SVA, CVA и CFROI, управление капиталом, активами и др.), персоналом (организационно-административные, экономические и социально-психологические, методы мотивации); · используемые в организации ресурсы: - материально - технический, - энергетический, - финансовый, - информационный, - кадровый, - административный, - интеллектуальный (знания, патенты, ноу-хау), - время. · виды, количество взаимосвязей по вертикали и горизонтали. Вертикальное деление организации определяется числом уровней управления и подчиненностью, горизонтальное - осуществляется по отраслевому, технологическому или коммерческому признаку. Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними. Рассматриваются следующие виды связей: - линейные - между подразделениями разных уровней управления, когда один руководитель административно подчинен другому, например, директор - начальных цеха - мастер; - функциональные - характеризуют взаимодействие руководителей, выполняющих определенные функции на разных уровнях управления, между которыми не установлено административное подчинение, например, начальник отдела кадров – начальник производства; - межфункциональные - между подразделениями одного уровня управления, например, начальник транспортного цеха – руководитель отдела маркетинга. · Виды коммуникаций: - между организацией и внешней средой; - между подразделениями; - внутри подразделений между работниками по уровням управления и производства; - межличностные; - неформальные. 4. Информационная структура – совокупность сил, средств, способов обработки и использования информации в организации. Анализируется: · наличие и качество функционирования информационной структуры. Информация, информационное обеспечение деятельности организации - совокупность сведений и данных, необходимых для выработки, принятия и выполнения решений по достижению целей и задач организации; · качество предоставляемой информации, наличие требований к предоставляемой информации (жесткие или произвольные формы), зависимость этого от уровня управления; действующая в организации нормативная документация, регулирующая функционирование информационной структуры; · основные информационные источники, процедуры сбора, обработки, контроля, передачи и хранения информации; способы обеспечения целостности данных и защиты информации, интеллектуальной собственности; · виды циркулирующей информации: документопоток, электронные издания, базы данных и знаний, архивные материалы, интеллектуальные информационные системы поддержки принятия решений; · коммуникативные процессы в организации, режимы обработки и обмена информацией: в режиме реального времени, по табелю срочных донесений, по мере поступления, интерактивный режим, режим телеконференций, электронной почты, телекоммуникационный доступ к мировым информационным ресурсам; обеспечение доступа различных категорий сотрудников к необходимой информации, предоставление им разнообразных информационных ресурсов; · коммуникативные процессы с внешней средой, виды и порядок взаимосвязей; · цели, стратегия развития информационной структуры организации. 5. Производственная структура организации – совокупность сил, средств, способов производственной деятельности, рис.6.23.
Рис.6.23. Производственная структура организации
6. Финансовая структура организации, рис.6.24.
Задачи центров прибыли — решение коммерческих вопросов по продажам, центров затрат - обеспечение конкурентоспособности продукции, центров инвестиций – стратегическое размещение средств и развитие организации.
центры прибыли центры затрат центры инвестиций (профит-центры) (кост-центры) (венчур – центры)
Рис. 6.24. Финансовая структура организации
Оценивается: - степень соответствия сложившихся всех видов структур корпоративным целям и задачам, стратегиям и программам организации на современном этапе, в планируемой перспективе, с фазой жизненного цикла организации; - гибкость структур; возможность проведения организационных (структурных) изменений; - определение внешних и внутренних факторов, влияющих на формирование структур организации. Наилучшей структурой организации следует считать такую, которая позволяет оптимально (например, экономически выгодно) взаимодействовать с внешней средой, удовлетворять потребности внутренней среды - организации и наиболее эффективно достигать поставленных целей. Интегральные характеристики организации: · рыночная стоимость (капитализация), её динамика; · гудвилл, good will; · деловая репутация, имидж организации, · стратегический потенциал организации как совокупность имеющихся ресурсов и возможностей (способностей) для разработки и реализации целей, задач, стратегий организации. Потенциал организации – это источник формирования конкурентного преимущества, является стратегическим ресурсом организации, который обеспечивает ей устойчивость в неадекватных условиях макросреды, позволяет нейтрализовать негативное влияние внешних факторов; · темповые характеристики показателей прибыли, реализации продукции и капитала организации. Это определяет характер экономического роста. В частности, оптимальным считается следующее их соотношение:
Тп > Тр > Так > 100%,
где Тп, Тр, Так - соответственно темп изменения прибыли, реализации продукции, авансированного капитала. Эта зависимость означает что: а) экономический потенциал организации Так возрастает во времени; б) объем реализации продукции Тр возрастает более высокими темпами по сравнению с увеличением экономического потенциала Так, т.е. ресурсы организации используются более эффективно; в) прибыль возрастает опережающими темпами Тп над темпами роста ресурсов или затрат Тр, что свидетельствует, как правило, об относительном снижении издержек производства и обращения, о наличии интенсивности в экономическом росте организации. Приведенное соотношение можно условно назвать "золотым правилом экономики" организации (по аналогии с "золотым правилом механики"). Однако возможны и отклонения от этой идеальной зависимости, причем не всегда их следует рассматривать как негативные. Такими причинами могут быть: - освоение новых перспективных направлений приложения капитала, - реконструкция и модернизация действующих производств и т.п. Эта деятельность всегда сопряжена со значительными вложениями финансовых ресурсов, которые по большей части не дают быстрой выгоды, но в перспективе могут полностью окупиться. При проведении такого сопоставления необходимо учитывать искажающее влияние инфляции. · анализ и оценка предпринимательских рисков организации, методов управления ими. Выводы и рекомендации по результатам анализа внутренней среды. Сила влияния каждого фактора может оцениваться: а) по шкале семантического дифференциала [-1, +1]: «+ 1» - сила, «- 1» - слабость, хуже – лучше. Это – метод SWOT-анализа с оценкой сильных и слабых сторон деятельности организации. Такой подход значительно упрощает процедуру, но не позволяет произвести более точную оценку – насколько выражена сила или слабость; б) по шкале «+ 1» - сила, «0» – среднее значение, «- 1» - слабость метода SNW – анализа; в) по 5-балльной шкале: «пять» — выдающийся, «четыре» — выше среднего, «три» — средний, «два» — ниже среднего, «единица» — незначимый фактор; г) по 10-балльной шкале и т.д. Оценка слабостей дается с отрицательным знаком, оценка сильных сторон - с положительным. По каждому направлению анализа деятельности (политике) организации можно рассчитать количество баллов и построить корпоративный профиль, отражающий положение организации в целом:
Анализ может проводиться по объектам: - по организации в целом, - по отдельным бизнес-направлениям, стратегическим зонам хозяйствования (СЗХ), - по отдельным рынкам, товарно-рыночным комбинациям (ТРК), - для каждой самостоятельной единицы бизнеса (СЕБ). Анализ может проводиться по горизонту перспективы (исследуемому периоду): - текущий период - исследуются существующие силы и слабости организации, текущая рыночная ситуация – ситуационный подход, - краткосрочная перспектива (традиционно, в пределах 1-2 лет, определяется степенью турбулентности среды), - среднесрочная перспектива (традиционно, в пределах 3-5 лет), - долгосрочная перспектива (прогноз более чем на 5 лет)- стратегический подход. Пример анализа внутренней среды организации методом SWOT, табл.6.5. Таблица 6.5
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 23211; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |