Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Временная ориентация идей планирования




Типы планирования различаются также в зависимости от того, ориентированы ли основные идеи планирования в прошлое, на­стоящее или будущее. В этом смысле выделяют четыре типа плани­рования: реактивное (нацеленное только в прошлое), инактивное (приспосабливающееся только к настоящему), преактивное (предп­очитающее смотреть только в будущее) и интерактивное (ориенти­рованное на взаимодействие всех лучших идей планирования).

1. Реактивное планирование (возврат к прошлому). Представи­тели реактивного планирования свои идеалы и способ существова­ния находят в прошлом. Они отрицают все достижения сегодняш­него дня и с этой точки зрения негативно относятся к технике и со­временному технологическому обществу. В западном обществе пред­ставителем реактивного планирования мог бы стать Ж.Ж. Руссо ("назад к природе"), в современных российских условиях - защит­ники патриархального крестьянского хозяйства.

Экономическая организация воспринимается сторонниками реактивного планирования как устойчивый, стабильный, хорошо налаженный механизм. Все происходящее в организации заранее известно. Управляться она должна сверху вниз при помощи лично­го авторитета высшего руководителя и его "отцовского" (патернали­стского) отношения к подчиненным.

Реактивное планирование опирается на предшествующий опыт и осуществляется снизу вверх. Первоначально выясняются нужды ниж­них подразделений, которые оформляются в планы этих подразде­лений. Собранные материалы передаются руководству следующего уровня, которое корректирует и редактирует их и передает на следу­ющий уровень и т.д. - до окончательного выбора и подготовки свод­ного проекта. Вторично общий план более низкими подразделениями не корректируется.

Недостатки реактивного планирования заключаются в следу­ющем.

· Оно рассматривается не как система, а как простая едини­ца, совокупность элементов. Вследствие этого оказывается поте­рянным положительный эффект взаимодействия отдельных частей целого (например, отдела маркетинга и отдела производства), назы­ваемый синэргизмом.

· Планирование проводится без достаточного учета объек­тивных обстоятельств сегодняшнего дня и будущих изменений. Оно уступает по своим технологическим качествам, не соблюдается принцип гибкости.

· Реактивное планирование - это функция в основном толь­ко высшего руководства (не соблюдается принцип участия). Для участия в планировании приглашаются, как правило, люди, "обла­дающие опытом", то есть старшее поколение, в определенной мере игнорируются возможности молодых сотрудников.

· Поскольку запросы нижних уровней организации учиты­ваются только однажды, а затем корректируются в сторону сниже­ния, руководители нижестоящих подразделений стремятся завысить уровень своих запросов и тем самым увеличивают непроизводи­тельные затраты дефицитных экономических ресурсов, способ­ствуют их неэффективному накоплению. Реактивное планирование снижает общую эффективность хозяйственной деятельности эконо­мической организации.

Нужно отметить, что у реактивного планирования есть также и положительные черты. К его достоинствам относятся:

· постоянное обращение к истории, к прошлому опыту, из ко­торого можно многое почерпнуть;

· сильное ощущение преемственности, охраняющее от резких и необдуманных изменений;

· сохранение традиций, создающее чувство безопасности у работников предприятия.

2. Инактивное планирование (инертность). Этот тип планирования воспринимает существующие условия как достаточно хорошие, по крайней мере, как приемлемые. Удов­летворение настоящим - отличительная черта инактивизма. Харак­терным для него является также представление о том, что равнове­сие в положении экономической организации достигается естест­венным путем, автоматически. А значит, главным принципом пла­нирования должно быть правило. "Планировать минимум необхо­димого, чтобы не изменить естественного хода вещей". Руководители-инактивисты, таким образом, не стремятся к каким-либо серьезным изменениям в деятельности своей организации и работают не "прикладая" рук.

Предотвращение изменений и сохранение своего "стиля" ста­новятся основной целью организаций, использующих инактивное планирование. При принятии решений господствуют бюрократизм и волокита. Принятие решений осуществляется в рамках различ­ных, бесконечно заседающих комиссий. Считается основным злом и строго карается нелояльность к организации и ее целям. Предыс­тория проблемы плановиков не интересует.

В инактивном планировании большую часть времени занима­ют собирание фактов и их первичная обработка. Аналитические от­делы бывают чрезвычайно раздуты - нужно постоянно "держать руку на пульсе". Наиболее ценными работниками признаются не те, кто обладает наибольшим опытом, а те, кто умеет схватить суть происходящего, имеет многочисленные связи, то есть так называе­мые "знающие люди".

Недостатками инактивного планирования являются следу­ющие.

· Неспособность приспосабливаться к изменениям. Хорошо идет работа только в стабильных, благоприятных условиях. При этом выживают только те из предприятий, чьи доходы не зависят от рынка, а формируются из бюджетных средств. Но и бюджетные ор­ганизации выживают только в том случае, если материальное со­стояние общества велико и оно может обеспечить бюджет необхо­димыми финансовыми ресурсами. В российской экономике бюд­жетные организации, применяющие инактивное планирование, об­речены на "вымирание".

· Слабое использование творческого потенциала сотрудни­ков фирмы, ограничение их служебной самостоятельности.

Положительной стороной инактивного планирования явля­ется осторожность в планировании хозяйственной деятельности. Постепенные и осмотрительные действия обычно не приводят к ка­тастрофическим последствиям, по крайней мере "смерть" орга­низаций в данном случае никогда не бывает внезапной.

3. Преактивное планирование(упреждение). Преактивное планирование ориентировано в основном на будущие изменения.

В противовес инактивистам преакгивисты стремятся ускорить изменения, побыстрее приблизить будущее. Особенно важной у преактивистов считается возможность угадать вероятные направ­ления изменений и оседлать их "первую волну", для того чтобы достичь своих целей; причем эти цели обычно связывают не только и не столько с увеличением прибыльности, сколько с выживанием и ростом организации.

Преактивное планирование ориентируется не на минимиза­цию усилий, а на поиск оптимальных решений. Из нескольких ва­риантов развития преактивисты выбирают тот, который представ­ляется оптимальным с экономической точки зрения.

Преактивисты положительно относятся к технике и к научным, в том числе экономико-математическим, методам планирования.

Планирование осуществляется сверху вниз: на высших уров­нях прогнозируются внешние условия, формулируются цели и стра­тегии, затем определяются цели низших уровней и программы их действий.

Недостатки преактивного планирования:

· слабое использование накопленного опыта;

· недостаточное внимание к повседневным нуждам органи­зации;

· чрезмерное увлечение футурологией и новыми методами исследований, когда к каждому методу относятся как к па­нацее.

Основным достоинством преактивного метода являются адек­ватная оценка преактивистами внешней среды и стремление учесть факторы внешней среды в процессе планирования.

4. Интерактивное планирование. Интерактивное планирование обладает двумя основными чертами:

· основано на принципе участия и максимально мобилизует творческие способности участников организации;

· предполагает, что будущее подвластно контролю и в значи­тельной мере является продуктом созидательных действий участников организации. Цель интерактивного планирова­ния - проектирование будущего.

Р. Акофф, являясь сторонником интерактивного планирования, проводит следующую аналогию:

· инактивисты стремятся удержаться в бурном потоке;

· реактивисты пытаются плыть против него;

· преактивисты стараются оседлать его первую волну;

· интерактивисты намерены поменять течение реки.

С интерактивным планированием связаны две основные про­блемы.

1. Интерактивное планирование - это скорее идеальное по­строение, чем практическая модель менеджмента. Даже в странах с длительным опытом рыночного хозяйствования, в соответствии с исследованиями известного английского специалиста по корпора­тивному планированию Дж. К. Хиггинса, большинство менеджеров, людей практических, до последних десятилетий придерживались философии удовлетворения: предпочитали формулировать цели не слишком преувеличенные, распределять ресурсы и осуществлять контроль способами, наиболее приемлемыми в сегодняшних усло­виях. То есть наиболее распространенной формой планирования вплоть до последних двух десятилетий был инактивизм, который в нынешних условиях медленно уступает место планированию, ори­ентированному на будущие изменения и их учет.

2. Даже с теоретической точки зрения экономическая органи­зация, взятая отдельно, не может полностью контролировать свое будущее. Самое большое, на что она способна, - эффективно приспособиться к нему. Следовательно, способом отношения фирмы к своему будущему является не проектирование его, а адаптация, приспособление. Но даже этот тип, как было отмечено, медленно находит свое признание в среде бизнеса, хотя его применение под­стегивается многочисленными внешними факторами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.