Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ф. Ницше: Философия будущего будет действием




Вопросы

1. Что такое, по мнению Р. Декарта, философия, каков её предмет и как она связана с другими науками?

2. По словам Декарта, «вся мудрость, какою обычно обладают, приобретена …четырьмя способами». Какие это способы?

3. Почему Декарт не включил в качестве пятого способа обретения мудрости божественное откровение?

4. Какую пользу (плоды), по словам Декарта, можно получить, изучив его «Начала философии»?

5. Почему, по словам Декарта, «для разыскания истины необходимо … поставить все под сомнение»?

6. Почему можно усомниться в истинности чувственных вещей?

7. В чем нельзя сомневаться в принципе, даже если этого очень захотеть?

8. Люди иногда задаются вопросом: «Вселенная бесконечна или нет?» Что бы на этот вопрос ответил Декарт и что бы сказали Вы?

9. По словам Декарта, вкусы и запахи не принадлежат самим вещам, т.е. не являются их истинными свойствам, хотя многие люди так думают. В чем, по словам Декарта, причина их ошибки?

10. В чем смысл высказывания «Cogito ergo sum» и почему его нельзя (или всё-таки можно?) заменить утверждением «Ем, следовательно, существую»?

 

Прочитайте следующий текст и ответьте на прилагаемые к нему вопросы.

В том, как Декарт определяет сущность и задачи философии всё-таки чувствуется дух математики. И это неудивительно – ведь Декарт сам был математиком, а не только философом. Действительно, то пренебрежение внешним, эмпирическим знанием как случайным, логически несвязанным, таким, в котором можно всегда усомниться и, наоборот, чрезвычайно высокая оценка внутренней очевидности целиком и полностью выдает в Декарте математика. Хотя в пункте 5. своих «Начал философии» он и говорит, что «можно сомневаться также и в математических доказательствах», ибо бог мог создать нас такими, чтобы «мы всегда ошибались даже в том, что нам кажется самым достоверным», а вот в отношении cogito никак усомниться нельзя, т.е. тут и бог, получается, бессилен, но все-таки возникает невольное ощущение, что само cogito как очевидная достоверность у Декарта в значительной степени обязана своим происхождением математической очевидности. Во всяком случае, Декартово обоснование очевидности не противоречит следующему рассуждению: «Я мыслю, допустим, безошибочно складываю и вычитаю, следовательно, я – калькулятор», т.е. вместо «Cogito ergo sum» – «Computo ergo computator» (Считаю, следовательно, я счетчик (калькулятор, компьютер). Конечно, всю философию Декарта нельзя сводить к этим утверждениям, ибо здесь есть и другой момент – и, наверное, более важный – а именно: кто и что я есть сам по себе независимо от внешнего мира, однако и предложенная нами несколько неожиданная интерпретаций следствий из философии Декарта имеет определенный смысл. В частности, немецкий философ и филолог ФРИДРИХ НИЦШЕ (1844 – 1900) обратил внимание именно на этот аспект. По его мнению, философия (именно философия, а не наука) не должна сводиться лишь к проблеме достоверности знания, не должна быть лишь теорией познания, ибо у нее есть и другая задача. О том, какая это задача, можно узнать, прочитав следующий отрывок из работы Ф. Ницше «По ту сторону добра и зла».

О философах и философии будущего

«Вся новейшая философия, этот остаток философии наших дней, возбуждает недоверие и уныние, если не насмешку и сострадание. Философия, сокращенная до «теории познания» …, философия, которая вовсе не переступает порога и с мучениями отказывает себе в праве на вход, – это философия при последнем издыхании, некий конец, некая агония, нечто возбуждающее сострадание. Как могла бы такая философия – господствовать?

Если что побуждает нас смотреть на всех философов отчасти недоверчиво, отчасти насмешливо, так это не то, что нам постоянно приходится убеждаться, насколько они невинны, как часто и как легко они промахиваются и заблуждаются, … не их ребячество и детское простодушие, а то обстоятельство, что дело у них ведется недостаточно честно: когда, все они дружно поднимают великий и добродетельный шум каждый раз, как только затрагивается проблема истинности, хотя бы только издалека.

Все они дружно притворяются людьми, якобы дошедшими до своих мнений и открывшими их путем саморазвития холодной, чистой божественно беззаботной диалектики, … между тем как в сущности они с помощью подтасованных оснований защищают какое-нибудь предвзятое положение, внезапную мысль, «внушение», большей частью абстрагированное и профильтрованное сердечное желание. Все они дружно адвокаты, не желающие называться этим именем, и даже в большинстве пронырливые ходатаи своих предрассудков, называемых ими истинами.

Нарождается новый род философов: я отваживаюсь окрестить их небезопасным именем. Насколько я разгадываю их, насколько они позволяют разгадать себя – ибо им свойственно желание кое в чем оставаться загадкой, – эти философы будущего хотели бы по праву, а может быть и без всякого права называться искусителями.

Новые ли это друзья «истины», эти нарождающиеся философы? Довольно вероятно, ибо все философы до сих пор любили свои истины. Но наверняка они не будут догматиками.

Их гордости и вкусу должно быть противно, чтобы истина становилась вместе с тем истиной для каждого, что было до сих пор тайным желанием и задней мыслью всех догматических стремлений. «Мое суждение есть мое суждение: далеко не всякий имеет на него право», – скажет может быть, такой философ будущего. Нужно отстать от дурного вкусажелать единомыслия со многими.

Наши высшие прозрения должны – и обязательно! – казаться безумствами, а смотря по обстоятельствам, и преступлениями, если они запретными путями достигают слуха тех людей, которые не созданы, не предназначены для этого. … Добродетели заурядного человека были бы, пожалуй, у философов равносильны порокам и слабостям. Независимость – удел немногих: это преимущество сильных.

И где только кто-нибудь без раздражения, а скорее добродушно говорит о человеке как о брюхе с двумя потребностями и о голове – с одной; всюду, где кто-нибудь видит, ищет и хочет видеть подлинные пружины людских поступков только в голоде, половом вожделении и тщеславии; словом, где о человеке говорят дурно, но совсем не злобно, – там любитель познания (философ – В.Ш.) должен чутко и старательно прислушаться. И вообще он должен слушать там, где говорят без негодования… Никто, не лжет так много, как негодующий.

Нужно ли мне добавлять еще после всего этого, что они будут свободными, очень свободными умами, эти философы будущего, – несомненно, кроме того, и то, что это будут не только свободные умы, а нечто большее, высшее и иное в основе, чего нельзя будет не узнать и смешать с другими… Во всех странах Европы, а также и в Америке есть ныне нечто злоупотребляющее этим именем («свободный ум» – В.Ш.), некий род очень узких, ограниченных, посаженых на цепь умов, которые хотят почти точь-в-точь противоположного тому, что лежит в наших намерениях и инстинктах, – не говоря уже о том, что по отношению к эти будущим новым философам они должны представлять собою только наглухо закрытые окна и запертые на засов двери. Одним словом, они принадлежат к числу нивелировщиков, эти ложно названные «свободные умы», как словоохотливые и борзопишущие рабы демократического вкуса и его «современных идей».

Я настаиваю на том, чтобы наконец перестали смешивать философских работников и вообще людей науки с философами, – чтобы именно здесь строго воздавалось «каждому свое» и чтобы на долю первых не приходилось слишком много, а на долю последних – слишком мало. Для воспитания истинного философа, быть может, необходимо, чтобы и сам он стоял некогда на всех тех ступенях, на которых остаются и должны оставаться его слуги, научные работники философии; быть может он и сам должен быть критиком и скептиком, и догматиком, и историком, и, сверх того, поэтом и собирателем, и путешественником, и отгадчиком загадок, и моралистом, и прорицателем, и «свободомыслящим», и почти всем, чтобы пройти весь круг человеческих ценностей и разного рода чувств ценности, чтобы иметь возможность смотреть различными глазами и с различной совестью с высоты во всякую даль, из глубины во всякую высь, из угла во всякий простор. Но все это только предусловия его задачи; сама же задача требует кое-чего другого – она требует, чтобы он создавал ценности … все равно, будет ли это в области логической, или политической (моральной), или художественной.

…Подлинные же философы суть повелители и законодатели; они говорят: «так должно быть»! они – то и определяют «куда» и «зачем»… они простирают творческую руку в будущее, и все, что есть и было, становится для них при этом средством, орудием, молотом. Их «познавание» есть созидание, их созидание есть законодательство, их воля к истине есть воля к власти. Есть ли нынче такие философы? Были ли уже такие философы? Не должны ли быть такие философы?

Мне все более и более кажется, что философ, как необходимый человек завтрашнего и послезавтрашнего дня, во все времена находится и должен был находиться в разладе со своим «сегодня»: его врагом был всегда сегодняшний идеал. До сих пор все эти выдающиеся споспешествователи человечества, которых называют философами и которые редко чувствовали себя любителями мудрости, а скорее неприятными безумцами и опасными вопросительными знаками, – находили свою задачу, свою суровую, непреднамеренную, неустранимую задачу, а в конце концов и величие ее в том, чтобы быть злой совестью своего времени. Приставляя, подобно вивисекторам, нож к груди современных им добродетелей, они выдавали то, что было их собственной тайной: желание узнать новое величие человека, новый еще неизведанный путь к его возвеличению.

Многие поколения должны предварительно работать для возникновения философа; каждая из его добродетелей должна приобретаться, культивироваться, переходить из рода в род и воплощаться в нем порознь, – и сюда относится не только смелое, легкое и плавное течение его мыслей, но прежде всего готовность к огромной ответственности, величие царственного взгляда, чувство своей оторванности от толпы, ее обязанностей и добродетелей. Благосклонное охранение и защита того, чего не понимают и на что клевещут, – будь это Бог, будь это дьявол, – склонность и привычка к великой справедливости, искусство повелевания, широта воли, спокойное око, которое редко удивляется, редко устремляет свой взор к небу. Редко любит…»

Ницше Ф. По ту сторону добра и зла //Сочинения в 2 т. Т. 2. М.,1990. С. 325-338

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.