Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управленческие решения на основе маржинального анализа




На основе маржинального анализа принимаются управленческие решения, основанные на взаимосвязи издержек, объема реализации продукции, цены и прибыли. Величина прибыли зависит от количества проданной продукции и доли постоянных расходов на единицу продукции - чем она меньше, тем больше прибыль.

Влияние изменения цены реали­зации продукции. В результате роста цены кри­тический объем реализации моло­ка уменьшится, величина прибы­ли возрастет.

Влияние изменения переменных затрат. Если удельные переменные затраты на продукции растут (возрастают цены на электроэнергию, топливо, тарифы на перевозки и т. д.), то снижается величина маржинальной прибыли и соответственно увеличивается величина критического объема продаж.

Влияние изменения постоянных затрат. Целесообразно уменьшение постоянных затрат, что ведет к снижению критического объема продаж, росту прибыли. Но их величина может обоснованно и расти: затраты на маркетинговые исследования, возрастание арендной платы, затраты на повышение квалификации работников, проценты по кредитам и т. д.

В действительности происходит одновременное изменение нескольких факторов. Как правило, в связи с ростом переменных затрат предприятия повышают цену. Реальность повышения цены определяется возможностью реализации продукции.

Рассмотрим влияние ряда фак­торов на экономические показа­тели по следующим данным (табл. 3.13).

Таблица 3.13 - Эффективность производства деталей

 

    Базовый вариант C учетом изменения
цены   переменных затрат     постоянных затрат   совокупности факторов  
1. Цена, руб./шт.          
2. Переменные затраты, руб./шт.          
3. Маржинальный доход, руб./шт. (1-2)          
4. Постоянные затраты, тыс. руб.          
5. Безубыточный объем реа­лизации, шт. (4:3)          
6. Плановая прибыль, тыс. руб.          
7. Объем продаж для получения плановой прибыли, шт. (4+6): 3          
8. Ставка маржинального дохода, % (3: 1) х100 40,0 38,8 34,0 40,0 32,7
             

 

Маржинальный анализ для мно­гопродуктовых предприятий

Предприятия обычно производят несколько видов продукции и в этом случае маржинальный анализ осуществляется на основе стоимостных показателей, увеличивая долю изделий, которые приносят больший маржинальный доход. Затраты и объем реализации по видам продукции разные, что оп­ределяет необходимость учета в процессе маржинального анали­за структуры реализации продук­ции.

Рассмотрим два варианта производства деталей двух видов на предприятии «Маяк» № 1 и № 2.

16. Эффективность производства деталей на предприятии «№аяк» (1-й вариант)

Показатель № 1 № 2 Всего
1. Объем реализации продукции, шт.     -
2. Выручка, тыс. руб.      
3. Переменные затраты, тыс. руб.      
4. Маржинальный доход, тыс. руб. (2-3)      
5. Постоянные затраты, тыс. руб. - -  
6. Прибыль, тыс. руб. (4-5) - -  
7. Ставка маржинального дохода, % (4:2) 40,0 25,0 35,7

 

Критический объем продаж в стоимостном выражении составит: Об = ПЗ: (МД: В) = 100: (300: 800) = 266,7 тыс. руб.,

где МД — маржинальный доход по совокупности продукции, тыс. руб.;

В — выручка по совокупнос­ти продукции, тыс. руб.

Если структура реализации про­дукции изменится, то изменятся и средняя ставка маржинального дохода и соответственно крити­ческий объем продаж. Например, реализуется деталей 1 вида 1100 шт., второго вида 600 шт. В этом случае получим следующие данные (табл. 3.14).

 

Таблица 3.14 - Эффективность производства деталей на предприятии «Маяк» (2-й вариант)

Показатель № 1 №2 Всего
1. Объем реализации продукции, ц     -
2. Выручка, тыс. руб.      
3. Переменные затраты, тыс. руб.      
4. Маржинальный доход, тыс. руб. (2-3)      
5. Постоянные затраты, тыс. руб. - -  
6. Прибыль, тыс. руб. (4-5) - -  
7.Ставка маржинального дохода, % (4:2) 40,0 25,0 36,5

Увеличение в структуре более эффективной продукции (детали № 1) позволило несколько повысить эффективность в целом.

Критический объем продаж в стоимостном выражении составит: Об = ПЗ: (МД: В) = 150: (285: 780) = 410 тыс. руб.

 

На основе маржинального анализа можно решить совокупность управленческих задач

Максимизация маржинального до­хода в условиях ограниченности ресур­сов. В ресурсном потенциале предпри­ятия, как правило, факторы произ­водства несбалансированны, некоторые из них более дефицитны, чем другие. В этом случае необходимо учесть дефицитность ресурсов на основе величины маржинального дохода на единицу ограниченного ресурса. Рассмотрим это на примере трудовых ресурсов, запасы которых составляют 13 тыс. чел-ч. (табл. 3.15).

 

Таблица 3.15 - Сравнительная эффективность производства деталей по трудоемкости

Покуазатель Деталь № 1 Деталь № 2
1. Цена реализации, руб./шт.    
2. Удельные переменные затраты, руб./шт.    
3. Удельный маржинальный доход, руб./шт.    
4. Ставка маржинального дохода, % (3:1) 50,0 25,0
5. Трудоемкость производства, чел-ч /шт. 7,8 5,3
6. Маржинальный доход на 1 чел-ч, руб. 25,6 18,9

 

Производство деталей № 1 более вы­годно, чем деталей № 2, предприятию целесообразно развивать данную отрасль (по этому виду продукции выше величина маржинального дохода на единицу ограниченно­го ресурса – трудовых ресурсов). Можно и больше, исходя из наличия трудовых ресурсов, произвести деталей № 1, но следует при этом учитывать потребности рынка. Рынок насыщен данным продуктом и больший объем реализовать будет сложно.

Определение критической цены реализации продукции для получения необходимой величи­ны прибыли и рентабельности.

В процессе реализации продукции возникает проблема определения цены, которая обеспечивает безубыточность производства. Данную задачу можно решить, вычислив критический уровень цены реализации для определенного объема продукции, уровня переменных и постоянных затрат на основе формулы

Ц = ПЗ: О,+ УПЗ.

Формула позволяет определить минимальную цену реализации продукции, при которой покрыва­ются постоянные затраты предпри­ятия. Если критический объем реа­лизации детали № 1 составляет 500 шт., постоянные затраты 100 тыс. руб., удельные переменные затраты 300 руб./шт., то минимальная цена детали № 1должна быть следующей:

Ц = 100 тыс.: 500 + 300 = 500 руб.шт.

Данная цена покрывает затра­ты, но в этом случае не будет при­были, а рентабельность будет рав­на нулю. Для определения цены, при которой возможно получение необходимой величины прибыли, следует использовать формулу: Ц = (ПЗ+П): О + УПЗ.

Если необходимо получить 200 тыс. руб. прибыли, то цена детали № 1 составит: Ц = (100 тыс. + 100 тыс.): 500 + 300 = 700 руб./шт.

Рентабельность определяют по формуле:

Р = П: (ПЗ + РП · УПрЗ)

Р = П: (ПЗ + Об х П 3) = 100 000: (100 000. + 500 х300) = 40 %.

Контрольные вопросы

1.В чем заключается сущность маржинального анализа?

2. Что отражает аналитический метод анализа безубыточности?

3. Какие управленческие задачи решаются на основе маржинального анализа?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.