Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность маржинального анализа




Маржинальный анализ позволяет выявить влияние взаимосвязи цен, издержек, объема производства и реализации продукции на величину прибыли, что осуществляется на основе методики анализа безубыточности.

Анализ безубыточности позволяет определить:

1) границу окупаемости издержек — при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат (безубыточный объем продаж продукции);

2) критический уровень цены при заданном объеме продаж, уровне постоянных и переменных затрат;

3) критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;

4) необходимый объем продаж продукции для получения определенной величины прибыли;

5) зоны безубыточности (безопасности) предприятия для определенных заданных параметров его деятельности.

При проведении маржинального анализа необходимо соблюдать следующие условия:

1) совокупные издержки подразделяются на постоянные и переменные;

2) общие переменные издержки изменяются прямо пропорционально объему производства (реализации) продукции;

3) общие постоянные издержки сохраняются неизменными в пределах данной производственной мощности предприятия;

4) уровень цен на продукцию и производственные ресурсы не меняются, выручка пропорциональна объему реализованной продукции;

5) объем продаж равен объему производства, т.е. запасы готовой продукции остаются неизменными;

6) ассортимент продукции в рассматриваемом периоде остается неизменным.

Определение объема безубыточности и зоны безопасности — основополагающие показатели оценки деятельности предприятия, обосновании управленческих решений на основе взаимодействии показателей затрат, объема реализации продукции, прибыли.

Точка безубыточности (безубыточного объема продаж: синонимы — критический объем продаж, мертвая точка, точка равновесия, порог рентабельности) отражает объем реализации продукции, при котором прибыль равна нулю, то есть доход равен общим издержкам.

Когда объем продаж равен нулю, величина убытка равна величине постоянных затрат. Точка безубыточности (безубыточного объема продаж: синонимы - критический объем продаж, мертвая точка, точка равновесия, порог рентабельности) отражает объем реализации продукции, при котором прибыль равна нулю, то есть доход равен общим издержкам.

Разность между фактическим и безубыточным объемом продаж характеризует зону безопасности (запас финансовой прочности), которая показывает, на сколько процентов фактический уровень реализации выше критического (точки безубыточного объема продаж).

Коэффициент выручки (ставка маржинального дохода) х арактеризует долю маржинальной прибыли в выручке, выражается в процентах (выручка = маржинальная себестоимость + маржинальная прибыль).

Зона безопасности - разница между выручкой и точкой безопасности, выражается в процентах. Характеризует, на сколько процентов выручка выше по сравнению с точкой безопасности, и отражает финансовую устойчивость предприятия.

Зона устойчивой работы предприятия показывает возможное сокращение объема реализации до перехода к убыткам. При этом следует учитывать, что предприятие часть прибыли использует на покрытие первоочередных выплат (налог на прибыль, проценты за кредит, краткосрочные платежи и др.). Исходя из этого, зона устойчивой работы предприятия определяется не точкой безопасности, а на некотором расстоянии от нее. Принято считать, что зона (кромка) безопасности менее 30% - признак высокого риска.

 

3.5.2.3 Аналитический метод анализа безубыточности

Величина прибыли определяется следующим образом:

П = Ц · Об – ПрЗ · Об – ПЗ,

где П – прибыль, руб.;

Ц – цена реализации продукции, руб./ шт.;

Об – объем реализации продукции, шт.;

ПрЗ – удельные переменные затраты на продукцию, руб./ шт.;

ПЗ – постоянные затраты, руб.

 

В точке безубыточности прибыль равна нулю. Следовательно:

П = Ц · Тб – ПрЗ · Тб – ПЗ = О;

Тб · (Ц – ПрЗ) = ПЗ;

Тб = ПЗ: (Ц – ПрЗ) = ПЗ: Мд,

где Тб – объем реализации продукции в точке безубыточности, шт.;

Мд – удельный маржинальный доход, руб./шт.

 

Совокупный маржинальный доход (МД) — разность между выручкой и переменными затратами, рассчитывается по формуле:

МД = В – ПРЗ,

где В – выручка;

ПРЗ – совокупные переменные затраты.

 

Удельный маржинальный доход (Мд) — маржинальный доход в расчете на единицу продукции, определяется по формуле:

Мд = (В – ПРЗ): РП.

 

Ставка маржинального дохода (коэффициент выручки) — доля маржинального дохода в выручке, определяется по формуле:

Кв = МД: В · 100 %.

 

Если учесть, что определенная часть прибыли направляется на уплату налогов, проценты за кредиты, социальные отчисления, то, при расчете точки безопасности следует исходить из величины чистой прибыли. В этом случае для определения критической точки безопасности формулу следует модифицировать:

Тб = ПЗ: (Ц – ПрЗ – Потч),

где Потч – удельная величина отчисляемой прибыли (разница между балансовой и чистой прибылью на 1 шт. продукции), руб./шт.

 

На основе маркетинговых исследований можно определить необходимый объем реализации продукции (Об) для получения планируемой прибыли.

РП = (ПЗ + П): (Ц – ПрЗ).

Важно оценить зону устойчивой работы (зону безопасности) предприятия, представляющей собой фактическое превышение объема продаж (абсолютно и относительно) по сравнению с критическим объемом (точкой безопасности):

ЗБ = (РП – Тб): РП.

Пример. Объем реализации продукции составил 1000 шт.. Средняя цена реализации 500 руб. за штуку и соответственно выручка – 500 тыс. руб. Постоянные затраты, связанные с производством продукции, составляют 100 тыс. руб., переменные затраты на 1 штуку продукции (удельные затраты) – 300 руб., а на весь объем реализации – 300 тыс. руб.(1000 · 300). Прибыль от реализации продукции составила 100 тыс. руб. (500 – 100 – 300). Определить безубыточный объем продаж и зону безопасности.

Решение:

Безубыточный (критический) объем продаж (Тб) составляет:

ПЗ 100 000

Тб = ——— = ——— = 500 шт.

Ц – УПЗ 500 – 300

Для получения 100 тыс. руб. прибыли предприятию «Маяк» необходимо реализовать 1 000 шт. продукции:

РП = (ПЗ + П): (Ц -ПрЗ) = (100 000 + 100 000): (500 – 300) = 1 000 шт.

Зона устойчивой работы предприятия «Маяк» при реализации продукции в объеме 1 000 шт. составляет 50%:

ЗБ = (РП – Тб): РП = (1000 – 500): 1000 = 0,5 или 50%.

 

Зона устойчивой работы предприятия показывает возможное сокращение объема реализации до перехода к убыткам. При этом следует учитывать, что предприятие часть прибыли использует на покрытие первоочередных выплат (налог на прибыль, проценты за кредит, краткосрочные платежи и др.). Исходя из этого зона устойчивой работы предприятия определяется не точкой безопасности, а на некотором расстоянии от нее. Принято считать, что зона (кромка) безопасности менее 30% - признак высокого риска.

Если учесть, что определенная часть прибыли направляется на уплату налогов, проценты за кредиты, социальные отчисления, то, естественно, зона безопасности уменьшится (приблизительно на 25-30%) и будет находится в районе 20%. Поэтому при расчете зоны безопасности нужно исходить из величины чистой прибыли. В этом случае для определения критической точки безопасности формулу следует модифицировать:

БОб =ПЗ: (Ц- ПрЗ - Потч)

где Потч - удельная величина отчисляемой прибыли (разница между балансовой и чистой прибылью на 1 деталь), руб.

При росте цен, удельных переменных затрат, постоянных затрат необходимо меньше реализовать продукции для достижения точки безубыточности. Снижение цен и удельных переменных затрат, наоборот, ведет к необходимости увеличения реализации продукции для достижения точки безопасности, ведет к сокращению зоны безопасности. Это можно видеть сравнивая базовый вариант и вариант влияния совокупности факторов.

Если изменятся показатели объема реализации продукции, цена реализации, постоянные и удельные переменные затраты, то, естественно, изменятся критическая точка и зона безопасности. Это позволяет осуществлять планирование и прогнозирование результатов работы предприятия.

 

Пример. Допустим, маркетинговые исследования показали возможность увеличения реализации продукции до 1200 шт., цена реализации – 490 руб./шт., удельные переменные затраты – 330 руб./шт., постоянные затраты – 120 тыс. руб. Определить точку безубыточности и зону безопасности.

Решение:

Точка безубыточности составит:

Тб =120 000: (490 – 330) = 750 шт.

Зона безопасности будет равна:

ЗБ = (1200 – 750): 1200 = 37,5 %.

 

Используя метод цепной подстановки, можно осуществить факторный анализ точки и зоны безопасности.

 

Пример. На основании данных, приведенных в таблице, осуществить факторный анализ точки безубыточности и зоны безопасности..

Показатель Базисный вариант (0) Планируемый вариант (1)
Цена, руб./ шт. 500 490
Удельные переменные затраты, руб./шт. 300 330
Постоянные затраты, руб. 100 000 120 000

Решение (на основе метода цепных подстановок):

Тбо =100 000: (500 – 300) = 500 шт. (в базисном варианте);

Тбус1= 120 000: (500 – 300) = 600 шт.(при росте постоянных затрат);

Тбус2 = 120 000: (490 – 300) = 632 шт.(при росте постоянных затрат и снижении цены);

Тб1 = 120 000: (490 – 330) = 750 шт.(в планируемом варианте).

Рост постоянных затрат приведет к росту критической точки безубыточности на 100 шт. (600 – 500), снижению цены на 32 шт. (632 – 600), росту удельных переменных затрат - на 118 шт. продукции (750 – 632).

Общий рост точки безопасности на 250 шт. продукции (750 – 500) на 40% явится следствием роста постоянных затрат (100: 250), на 12,8% — следствием снижения роста цен (32: 250), на 47,2% — следствием роста удельных переменных затрат (118: 2 50).

В совокупности данные факто­ры приведут к сокращению зоны безопасности с 50,0% до 37,5%.

Факторный анализ зоны безо­пасности показал следующее:

ЗБ б = (1000 – 500): 1000 = 50,0%;

ЗБ ус1 = (1000 - 600): 1000 = 40,0%;

ЗБ ус2 = (1000 - 632): 1000 = 36,8%;

ЗБ от = (1200 - 750): 1200 = 37,5%.

В целом зона безопасности су­зится на 12,5 процентного пункта (37,5 – 50,0), в том числе за счет роста постоян­ных затрат — на 10,0 (40,0 – 50,0), за счет роста цен — на 2,5 (36,8 – 40,0), расширится за счет роста удель­ных переменных затрат — на 0,7.прооцентных пункта.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.