Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Школа «поведенческих наук».




Школа «человеческих отношений» с 50-х годов переросла в школы «поведенческих наук», или бихевюористскую. Если первая сосредоточивалась на методах налаживания межличностных отношений, то объектом исследования второй в основном была методология повышения эффективности труда отдельного работника. Исследователи теорий этого направления рассматривали вопросы социального взаимодействия, мотивации «власти и авторитета, лидерства, коммуникаций, организационных структур».

Принято считать, что развитие этих подходов привело к созданию в современных организациях особой функции «управления персоналом». Ее целью стало повышение благосостояния работника и максимилизация личного вклада в эффективное функционирование.

В соответствии с пониманием школы «поведенческих наук» важнейшими мотиваторами могут стать характер и содержание труда; оценка и признание достижений работника; предоставление ему творческой реализации и,наконец, возможность управлять своим трудом. Ф.Герцберг по этому поводу отмечал: «лучшим новатор является сам труд». В современных условиях это утверждение приобретает реальное содержание. Оно обусловлено двумя группами факторов. Первая связана с изменением качества человеческих ресурсов: рост уровня культуры, образования, квалификации, повышения потребностей и изменения ценностных ориентаций; вторая – с характером и содержанием труда в современных организациях, отличающихся автоматизацией, роботизацией, компьютеризацией, что обусловливает необходимость творческого начала и расширения границ самоуправления.

Широкую известность получил метод «обогащение труда», базирующийся на «теории двух факторов Ф.Герцберга». В 50-х гг. автор – американский психолог – провел эксперимент с целью выяснения условий работы, оказывающих влияние на отношение индивидуумов к производственной деятельности. В соответствии с первой группой факторов важными для работника являются: условия труда, адекватность заработной платы, стиль управления, содержательность труда. В случае их несоответствия нормальным требованиям возникает эффект отсутствия заинтересованности в работе, что сдерживает активизацию трудового потенциала работающего. Однако удовлетворение запросов работника поддерживающими факторами является необходимым, но недостаточным условиям творческого отношения к труду. Вторая группа факторов: признание, продвижение, обогащение труда, возможность профессионального роста, ответственность, чувство собственного достоинства, – активизирует творческий потенциал, способствует обеспечению максимально возможного участия персонала в делах фирмы, принятию самостоятельных и ответственных решений на своем рабочем месте, участию в инновационных программах фирмы. Герцберг предполагал наличие сильной корреляции между удовлетворением от работы и производительностью труда. Состав гигиенических факторов может зависеть от изменения уровня жизни, притязаний работников.

Важное значение для развития управления ЧР имела теория «Х – У» Мак-Грегора, подробно рассмотренная в курсе менеджмента. В соответствии с ней по теории «Х» человек имеет врожденную антипатию к труду, нуждается в принуждении к нему и санкциях в случае отклонения от него (не хочет нести ответственность, предпочитает, чтобы им руководили). В противоположность этому по теории «У» в процессе труда развиваются умения, повышается ответственность, ставятся цели и реализуются; человек не нуждается в постоянном контроле.

Эти противоположные теории, рассматривающие отношение человека к труду, формируют две модели управления ЧР. Одна из них, теория «Х», базируется на традиционном автократическом стиле руководства; вторая «У» – демократическом стиле. Было бы неверно полагать, что методы управления ЧП в рамках теории «Х» лишены своих преимуществ. К ним относятся: выполнение большого объема работ, достижение цели в короткие сроки, снижение издержек на функционирование, сокращение сроков на исполнение управленческих команд. Однако они могут сопровождаться ограниченным дружелюбием и сотрудничеством в рабочих группах; отсутствием группового мышления; проявляемой агрессивностью к руководителю и членам коллектива; подавляемой тревогой, зависимостью и покорностью. Управление по этой модели сопряжено с экстенсивными методами, имеет ограниченный потенциал, лишено инновационных преобразований, ориентировано на уменьшение рентабельности.

Важно заметить, что эволюция методов управления имеет характер поступательного развития и предполагает переход к концепции «теории У», мотивационный механизм которой ориентирован на побуждение персонала к самоактуализации, интеграции интересов с организацией, предполагает сопряжение применения сил и творческих способностей ради достижения целей организации; трансформацию внешнего контроля в самоконтроль и самодисциплину, формирующих единую концепцию культуры производства.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.