Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Доктрина «человеческих отношений»




«Классическая школа» располагала существенным дефектом упрощенного вывода о поведении человека в организации. Представлениям о том, что он «ленив», «близорук», «эгоистичен», «предрасположен к ошибкам», противопоставляется эпоха «новых начинаний». Это объясняется тем, что НТП включает человека в технологический процесс, повышает его роль и вовлекает в необходимость изучения «социологии производственных отношений», базирующихся на тейлоровских концепциях, гуманизирующих их, наполняя особым отношением к человеку. Они утверждают, что чувства рабочего, его настроение, убеждения становятся впредь специальным и важным предметом исследований.

Возникновение доктрины «человеческих отношений» связано с именем Мэри Паркер Фоллетт (1868-1933), единственной женщины, исследовавшей природу человека и мотивы его поведения, базирующиеся на положениях научной психологии, а не на рутинных представлениях о нем. М. Фоллетт выдвигает ряд следующих теоретических положений:

1. Отстаивает идею о «совместной власти», рассматриваемую как интегрирование деятельности всех звеньев организации, обеспечивающее максимальную эффективность и гармонизацию функционирования системы.

2. Вводит понятие «коммулятивной ответственности», проявляющейся во взаимодействии людей в подразделениях организации.

3. Пропагандирует целесообразность «участия рабочих в управлении», развивающего у них чувство индивидуальной и совместной ответственности, обеспечивающей максимальный вклад работающих в эффективность организации.

4. Рекомендует создавать на предприятии атмосферу «подлинной общности интересов», обеспечивающей эффективность организации посредством «интегрированного взаимодействия».

5. Выявляет психологическую реакцию людей на приказы, вызывающие в качестве ответной реакции сопротивление работников. Приказы можно заме-нить, замечает Фоллетт, пользуясь искусством убеждения, которое будет рассматриваться как завуалированная форма давления.

6. Уделяет в трудах значительное место «конструктивным конфликтам», доказывая, что их следует рассматривать как «нормальный процесс».

7. Обосновывает для решения определенной ситуации необходимость организации не только знаний и умений, но и эмоций человека, ибо человеческий потенциал неограничен, при условии, если «человек всей душой и телом отдается выполнению программы».

Элтон Мейо (1888-1949) известен широкомасштабными экспериментами, проводимыми в Хоторне, отличающимися тщательностью постановки и методической отработанностью.

Результаты исследований выявили ранее не использованные факторы роста ПТ: «просвещение служащих», «стимулирование групповых усилий и достигнутых результатов».

В процессе многочисленных исследований Мейо обнаружил на предприятии автономные группы, располагающие «нормами и целями», отличающиеся от общеорганизационных. Причиной их образования является разделение труда, порождающее их самостоятельность. Появление таких групп рассматривалось как дисфункция. Однако в дальнейшем «школа человеческих отношений» выдвинула аргументацию, согласно которой дисфункция не является негативным фактором организации, а представляет собой реакцию работающих на монотонный процесс труда в условиях конвейерной системы, вступающей в конфликт с потребностями «зрелой личности».

Признание «дисфункциональных последствий» привело к поиску новых средств «обогащения труда», «вовлечения рабочих в управление процессом производства». Однако, по признанию самих авторов, эти новации не давали ощутимых результатов. Противоречия не устранялись, а усугублялись. Доктрина «человеческих отношений» претерпевала последующие изменения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.