Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эпоха научного менеджмента




Предпосылкой для эпохи «научного менеджмента» явилось бурное развитие промышленного производства, вовлекшего сотни тысяч рабочих, не располагающих специальной профессиональной подготовкой. Автором широкомасштабной системы рационализации труда был признан У.Ф. Тейлор (1856- 1915). Творческую жизнь он начал рабочим. Осуществляя постоянный титанический, неустанный творческий поиск, он быстро достиг деловой карьеры, заняв в 1884 г. пост главного инженера. Проводимые эксперименты на крупных фирмах Америки позволяли повысить в них производительность труда (ПТ) в 1,5–2 раза. В 1900 году он начал широкую просветительскую, консультационную деятельность. Выступал с лекциями в университетах, колледжах, научных обществах крупных городов. Накопившийся опыт инноватики изложил в книгах по научной организации труда и производства, предложив стройную систему знаний о рациональной организации труда, сменивших расплывчатые принципы предшественников.

Умы ученых волновал феномен «труд», «работа», преобразования в области которых позволили достичь грандиозных успехов в экономике различных стран мира.

К полученным результатам он шел через долгий путь бесконечных экспериментов, проб, ошибок. Не все удавалось сходу, отдельные результаты исследований выбраковал, находил более совершенные. Так, эксперименты по резанию металлов проводил 26 лет, испробовав десятки тысяч приемов, подбирая славы, конструкции резцов.

Тейлору принадлежит ряд научных положений, заслуживающих наиболее полного рассмотрения в данной работе. Так, комплекс мер под названием «изучение работы» Тейлор разрабатывает в совокупности оптимальных методов, анализируя используемые рабочими движения, разбивая их на составные части, совершенствуя, совмещая, исключая ошибочные медленные, лишние, бесполезные, добиваясь с помощью хронометража идеальных методов работы, создавая модели трудовой деятельности, реально не используемые ни одним рабочим.

Тейлор напоминал, что рабочий ленив и рост ПТ может быть достигнут лишь путем принуждения, посредством настоятельной стандартизации орудий, условий, методов труда. Эту функцию должна выполнить только администрация, максимально стандартизируя деятельность.

Выдвигая задачу широкомасштабной рационализации труда, Тейлор рекомендует исследователям обратиться к квалифицированным рабочим, располагающим «самой ценной собственностью» - детальным знанием трудовых процессов.

Тщательные исследования были посвящены феномену, названному «рестрикционизм» (ограничение). С намеренным уменьшением производительности труда Тейлор столкнулся в самом начале трудовой карьеры. «Мы, рабочие мастерской, были в сговоре относительно количественной нормы всех видов изделий. Мы ограничивали эту норму одной третьей того, что мы свободно могли бы производить». Он называл это явление «soldiering» - солдатчина, увиливание от работы и предложил различать «естественную», основанную на природном, и «систематическую», постоянно присутствующую в человеческом сознании.2

Пользуясь хронометражем, Тейлор проанализировал поведение рабочего в организации и вне ее. Посредствам проведенных исследований он выявил, что рабочий движется намеренно медленно на предприятии и значительно быстрее в домашних условиях.

Исследовано было чувство «подчиняемой несправедливости», проявляющееся в том, что администрация не желает в полной мере и ответственно выполнять свои обязанности по отбору, обучению, совершенствованию условий, сопровождающих процессы труда. Пробные «уроки» безответственности парализуют волю и желание подчиненных трудиться, вызывают у них чувство раздражения и воспринимаются ими как несправедливость.

Ряд положений было высказано по поводу дифференцированной оплаты труда. Наблюдения, исследования позволили сформулировать, что удовлетворенность зарплатой определяется не ее размером, а справедливостью начисления. Опыты доказали: «назначение двух разных ставок за одну и ту же работу – одна для тех, кто делает ее обычно, а другая, повышенная – для квалифициро-ванных, всегда вызывает чувство несправедливости и величайшее недовольство среди первых».

Тейлор выявил, что рабочие на такое отношение отвечают широко распространенными саботажами, которые проявляются в том, что рабочие значительную часть времени тратят на выучку, тренинг медленного способа работы, поддерживая при этом в хозяине убеждение, что сохраняют нормативный темп.

Генри Ганнт (1861-1919) – на его взгляды существенное влияние оказал Тейлор. Ганнту присущи уникальные идеи и теории. Одна из них посвящена разработке системы премий, которые рабочие получали к своей регулярной оплате труда, в том случае, если они следовали инструкциям и выполняли задания в рамках установленного времени. Кроме того, предусматривались вознаграждения за предложения, ведущие к росту ПТ. В этой системе проявлялась большая забота о рабочих.

Фрэнк и Лилиан Гилбрет внесли солидный вклад в рационализацию человеческой деятельности. В 20-х годах они упорно искали оптимальный способ выполнения любой работы, тщательно исследуя не только движения труда, но и их элементы. Супруги впервые применили кинокамеру, фотоаппарат для исследования движений рабочих, разработали карты цикла выполнения микродвижений. Явились авторами системы кодирования движений, обеспечивающей поиск нерациональных, малопроизводительных элементов труда и их устранение.

Генри Форд (1863–1947) – основатель американского автомобилестроения. Содержание своих научных положений к организации производства изложил в ряде книг. К ним относятся: высокая оплата труда каждого рабочего; ограничение продолжительности рабочей недели; культивирование порядка, чистоты, т.е. самоуважение. Форд отмечал, что в Америке много талантливых людей и менеджерам необходимо создать условия, обеспечивающие в полную мощь использование их таланта на благо ее экономического развития.

Разработки Форда и воплощения их в практику отличались гуманным отношением к персоналу. Он не только установил 8-часовой рабочий день, но и увеличил заработную плату в 2 раза; создал социальную лабораторию для изучения условий труда, быта, досуга. Прислушивался к запросам потребителей, создавал стратегию безупречного качества автомобилей, регулярно снижал цену, оперативно внедрял научно-технические новшества, соблюдал нормативные параметры производственной среды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.