КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация управления профориентацией и адаптацией персонала
ІІІ. Требуемая отчетность. IV. Процедуры, правила, предписания: 1. правила техники безопасности; 2. поведение в случае аварий; 3. гигиенические стандарты; 4. правила, характерные только для данного вида работы или данного подразделения; 5. информирование о несчастных случаях и опасности; 6. охрана и проблемы, связанные с воровством; 7. отношения с работниками, не принадлежащими к данному подразделению (например, водителями); 8. еда, курение и т. п. на рабочем месте; 9. контроль за нарушениями; 10. вынос вещей из подразделения; 11. ведомости; 12. обед; 13. перекуры, перерывы; 14. использование оборудования; 15. телефонные переговоры личного характера в рабочее время; 16. контроль и оценка исполнения и т. д. V. Представление сотрудников подразделения. VI. Осмотр подразделения: 1. часы работы; 2. выходы и входы; 3. места оказания первой помощи; 4. места для курения; 5. помещения технического обслуживания; 6. кнопка пожарной тревоги и пожарной станции; 7. комнаты отдыха и душевые; 8. шкафчики (для переодевания); 9. вода для питья и умывальники; 10. отделения охраны и санитарное; 11. места расположения служб данного департамента. Управление профессиональной ориентацией и адаптацией строится через формирование и развитие системы органов управления различного уровня. Общую координацию в этой области осуществляют Министерство образования и науки РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ. На региональном и местном уровнях эту работу проводят учебные заведения, центры занятости, центры профориентации и адаптации. В реализации основных форм этой работы им помогают организации, являющиеся главными потребителями результатов профориентации и адаптации персонала. Изучение отечественного опыта показало, что, как правило, специальной службы, которая бы занималась вопросами профориентации и адаптации в организации, не существует. Формально функции по профориентации выполняет специалист по подготовке кадров, который работает с выпускниками подшефных школ. Вопросами адаптации занимаются отдельные работники из разных подразделений: менеджер по персоналу, линейные руководители или коллеги по работе. Их главная цель — сделать процесс адаптации приспособления молодых работников к предприятию как можно более коротким и безболезненным. Необходимо отметить, что процессы как первичной, так и вторичной адаптации значительно не отличаются, то есть все мероприятия похожи друг на друга и выглядят следующим образом. Процесс адаптации непосредственно начинается в отделе кадров при приеме и оформлении на работу. Инспектор отдела кадров проводит небольшую беседу, в которой в общих чертах знакомит с предприятием, отделом или цехом, где предстоит работать новичку. Затем он провожает нового работника на его рабочее место и представляет непосредственному руководителю. А тот, в свою очередь, знакомит с коллективом, коллегами по работе, с рабочим местом. По своему усмотрению руководитель может прикрепить к новичку наставника из числа более опытных и старших работников. Как правило, еще в течение месяца руководитель проводит периодические беседы с новым работником, интересуясь трудностями, которые у него возникают, его успехами, и систематически оценивает его работу. Контроль за ходом процесса адаптации со стороны отдела кадров не проводится. В некоторых организациях выдаются специальные брошюры с описанием того иного вида производства, рабочего места, профессии или должности. Подразделение по управлению профориентацией и адаптацией должно выполнять следующие функции: ü изучение и прогнозирование конъюнктуры рынка труда, проведение мероприятий по адаптации к нему, осуществление соответствующей переструктуризации кадрового потенциала; ü наем и отбор персонала с использованием профессиограмм и описаний работ, тестирования и интервьюирования работников с целью их лучшей профориентации; ü расстановка кадров по подразделениям, участкам, рабочим местам, закрепление ротаций и внутрипроизводственные перемещения кадров, формирование стабильного трудового коллектива; ü отбор лидеров из числа молодых работников, обладающих талантом организатора; ü организация взаимодействия с региональной системой управления профориентацией и адаптацией на взаимовыгодных условиях. В обязанности профконсультанта входят: 1. профессиональная консультация для работников предприятия; 2. сбор, накопление информации, изучение и прогнозирование конъюнктуры рынка, престижности профессии; 3. участие в найме и отборе персонала; 4. организация (совместно с администрацией школ) работы по профориентации школьников; 5. налаживание связей с ПТУ, колледжами; 6. организация оборудования кабинета профориентации на предприятии; 7. оказание помощи ПТУ и школам по оборудованию тематических стендов профориентации; 8. организация разработки профессиограмм; 9. организация тематических вечеров для школьников; 10. проведение в школах лекций, семинаров с приглашением рабочих, руководителей, специалистов управления предприятия; 11. организация в школах выставок литературы о выборе профессии; 12. проведение группового обследования профессиональной направленности школьников; 13. организация лектория для родителей школьников по вопросам профориентации; 14. проведение в организации дня открытых дверей. В обязанности менеджера по персоналу входят: 1. ознакомление с организацией, характеристика условий найма, оплаты труда; 2. представление руководителю, непосредственному начальнику, инструктору по обучению; 3. организация экскурсии по рабочим местам; 4. разъяснение условий работы, ознакомление с функциями (совместно с руководителем); 5. организация обучения (совместно с отделом обучения); 6. введение в коллектив, представление сотрудников (совместно с руководителем). Для новых работников организуется специальный курс обучения и воспитания, призванный наиболее быстро и рационально адаптировать их к стилю и методам работы в организации или в подразделении. Формами адаптации могут быть лекционные и семинарские занятия непосредственно в организации; выездные занятия на специальной учебной базе с приглашением специалистов и экспертов; выездной групповой тренинг. В работе по проведению адаптации новых работников менеджер по персоналу должен использовать специально разработанную программу. Программа адаптации делится на общую и специализированную. Общая программа адаптации касается в целом всей организации и затрагивает следующие вопросы: 1. общее представление об организации: приветственная речь; тенденции развития, цели, приоритеты, проблемы предприятия; традиции, нормы; продукция и ее потребители; виды деятельности; организация, структура, связи; информация о высшем руководстве, внутренние отношения; 2. оплата труда в организации; 3. дополнительные льготы: виды страхования; выходные пособия; пособия по болезни, болезням в семье, пособия по материнству; размер пенсии; возможности обучения на работе; 4. охрана труда и техника безопасности: меры предосторожности; правила противопожарной безопасности и контроля; правила поведения при несчастных случаях; здравоохранение и места оказания первой медицинской помощи; 5. отношения работников с профсоюзом; сроки и условия найма; назначения, перемещения, продвижения; права и обязанности работника; выполнение постановлений профсоюзов; дисциплина и взыскания; 6. служба быта: питание; комнаты отдыха; другие службы быта. После реализации общей программы адаптации проводится: 1. специализированная программа адаптации. Она охватывает вопросы, связанные конкретно с каким-либо подразделением или рабочим местом. Обычно эту программу проводят линейные руководители или наставники. Эта программа включает в себя следующие вопросы: 2. функции подразделения, цели и приоритеты; организация, структура и функции; взаимоотношения с другими подразделениями; 3. обязанности и ответственность; детальное описание текущей работы и ожидаемых результатов; разъяснение, почему эта конкретная работа важна, как она соотносится с другими видами работ в подразделении и на предприятии в целом; длительность рабочего дня и расписание; требования к качеству выполняемой работы; 4. правила-предписания: правила, характерные только для данного вида работы или данного подразделения; правила техники безопасности; отношения с работниками других подразделений; питание, курение на рабочем месте; телефонные переговоры личного характера в рабочее время; 5. осмотр подразделения: кнопка пожарной тревоги, входы и выходы; места для курения; места оказания первой помощи; 6. представление сотрудникам подразделения. Данную программу можно использовать как для первичной так и для вторичной адаптации. Так как адаптация молодых работников, которые еще не имеют профессионального опыта, отличается тем, что она заключается не только в усвоении информации об организации, но и в обучении самой работе, в программе адаптации обязательно должно входить обучение. Особые потребности в адаптации испытывают сотрудники старшего возрасти Они также нуждаются в обучении, их потребности в чем-то схожи с потребностями молодых работников, им зачастую труднее вписаться в коллектив. Свои особенности имеет адаптация женщин, возвратившихся на работу после отпуска по уходу за детьми; инвалидов; сотрудников, вернувшихся после прохождения учебных курсов. Все это нельзя оставлять без внимания и необходимо учитывать при составлении программ по адаптации.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 876; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |