Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ПОНЯТИЕ 2 страница




Между абстрактными и конкретными понятиями нет жестких различий. Свое мнение по этому вопросу имел булгаковский профессор Преображенский, который считал слово "разруха", относимое обычно к реальным понятиям, мифом, фикцией. Разруха, по его словам, - это не старуха с клюкой, не ведьма, которая выбила все стекла. В таком виде ее вовсе не существует! Профессор считал, что разруха сидит в головах, и, когда пролетарии выбьют у себя из головы Энгельса, угнетенных малайцев и прочий вздор и займутся своим прямым делом, разруха исчезнет сама собой. Если бы профессор употреблял логические термины, то он сказал бы, что понятие "разруха" - абстрактное, поскольку отражает не явление, существующее само по себе, а характеристику человеческого поведения. В свою очередь соседи профессора имели о разрухе иное мнение: если бы они умели употреблять логические термины, они сказали бы, что разруха - реально существующее явление и, следовательно, это конкретное понятие.

Положительным называется понятие, которое фиксирует наличие какого-либо предмета, свойства предмета или отношения между предметами, таковы понятия "красота", "человечность" или "преступление". Следует отметить, что термин "положительное" употребляется в логике в ином смысле, чем в обычной речи. В логике этот термин не содержит в себе никакой оценки отражаемого в понятии явления и фиксирует лишь факт наличия чего-то, поэтому понятия "преступление" или "катастрофа" в логике считаются положительными, тогда как понятия "бескорыстие" или "безопасность" - отрицательными. Отрицательным называются понятие, которое означает отсутствие некоторого качества, свойства или отношения, таковы понятия "некрасивый", "бесчеловечный". Отрицательные понятия всегда содержат в себе отрицательную частицу, такую как "не", "без", "контра", "анти" и т.п;наличие отрицательной частицы и делает понятие отрицательным. Отрицательное понятие, как правило, состоит из двух частей - положительного понятия и его отрицания, поэтому те понятия, которые не существуют без этой частицы, считаются положительными, например: ненависть, неряшливость, нелепость и т.п. Точно так же положительными считаются понятия, заимствованные из греческого языка и содержащие в себе отрицательную частицу "а", например, "атеист" или "агностик". Положительные и отрицательные понятия называются противоречащими.

Соотносительные понятия- понятия, в которых мыслятся предметы, существование которых неразрывно связано с существованием других предметов. Иными словами, такие понятия обязательно существуют с парным, зачастую противоположным понятием, которое в свою очередь также является соотносительным. Таковы понятия "сын" ("отец"), "племянник" ("дядя"), "начальник" ("подчиненный"), "север" ("юг") и т.п. Безотносительными называются понятия, в которых отражены предметы, существующие совершенно самостоятельно, "сами по себе", вне зависимости от иного понятия ("дом", "человек", "деревня") и т.п.

По характеру элементов объема понятия делятся на собирательные и разделительные (несобирательные). К собирательным понятиям относятся понятия (чаще всего единичные), объем которых состовляют единичные предметы, образующие единый агрегат, например, "созвездие Большой медведицы" или "коллектив завода". В собирательных понятиях группа однородных предметов мыслится как единое целое, например коллектив мыслится не как простая сумма личностей, а как нечто первичное по отношению к своим членам, как то, что их объединяет и в каждом из них присутствует. Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому из составляющих его объем элементов. Проще говоря, к высказыванию, содержащему собирательное понятие, нельзя подставить слова "каждый". Нельзя, например, сказать, что рабочий или директор - коллектив или что дерево-это лес. Разделительное понятие - то, содержание которого можно отнести к каждому из составляющих его объем элементов. Например, содержание понятия "футболист" можно отнести к каждому играющему в футбол. Для сравнения: "футбольная команда" - собирательное понятие, так что можно сказать, что А. - футболист, но нельзя сказать, что А. - футбольная команда. При отнесении содержания разделительного понятия к каждому из элементов данного класса получается осмысленное и к тому же верное высказывание. При отнесении содержания собирательного понятия к каждому из элементов данного класса получается бессмыслица. В суждениях или высказываниях понятия могут употребляться как в собирательном, так и в разделительном смысле. Например, в суждении "Граждане РФ имеют право на образование" понятие "граждане РФ" является разделительным понятием (каждый гражданин РФ имеет право на образование). В суждении "Граждане РФ участвовали в выборах" понятие "граждане РФ" является собирательным понятием (не каждый гражданин РФ участвовал в выборах), в последнем примере к тому же "граждане РФ" взяты как единое целое. Как итог изложения этого вопроса приведем примеры общей логической характеристики понятий. Понятие "коллектив" - общее, конкретное, безотносительное, положительное. "Недобросовестность" - общее, абстрактное, относительное, отрицательное.

Любой объект обладает множеством признаков, и это позволяет относить его к объему не одного, а сразу нескольких понятий. Например, понятие "учебник" может быть отнесено не только к понятию "книга", но и к понятию "печатное издание". В то же время оно не может быть отнесено к понятиям "роман" или "журнал". Каждое понятие, обладая более или менее зафиксированным содержанием и объемом, входит в систему аналогичных смысловых единиц и, следовательно, находится в определенном отношении к другому понятию. Выяснение таких отношений существенно для решения теоретических и практических задач. Например, можно показать стилистическую ущербность фразы из рассказа М. М. Зощенко: "Он был молодой и не старый". Ясно, что ошибка вскрывается через сопоставление понятий "молодой" и "не старый". Именно смысловая близость двух этих понятий делает их сочетание в одном контексте ошибочным. Разумеется, не всегда отношения между понятиями столь очевидны. Нелегко определить отношения между такими парами понятий, как "проступок - преступление", "разлад - ссора" и т.п.

Между понятиями существуют отношения сравнимости и несравнимости. Понятия, для которых характерен первый вид отношений, называются сравнимыми; те, для которых характерен второй вид отношения называются несравнимыми. Понятия называются сравнимыми, если их можно отнести к общему классу, если они имеют общий род. Несравнимыми называются понятия, которые не имеют общих признаков и которые, следовательно, различны по содержанию, как, например, понятия "апельсины" и "выключатели". Такие далекие друг от друга понятия имеют совершенно различные объемы, так что ни один предмет из объема одного понятия не может входить в объем другого понятия; между несравнимыми понятиями не может быть никаких отношений. Логические операции с использованием несравнимых понятий производить нельзя. Выглядят несравнимые понятия следующим образом: А - апельсины, В - выключатели. Сравнимые понятия - те, что имеют в своем содержании некоторые общие признаки, хотя объемы таких понятий могут не совпадать. Таковы понятия "апельсины" и "помидоры", они имеют различный объем, но тем не менее оба они входят в объем большего понятия "плоды". Сравнимые понятия могут находиться в отношениях совместимости или несовместимости. Отношение совместимости имеет место тогда, когда объемыпонятий совпадают полностью или частично. Отношение несовместимости имеет место тогда, когда объемы понятий не совпадают ни полностью, ни частично. Примером совместимости являются отношения между понятиями "помидоры" и "овощи, выращиваемые в Европе", примером несовместимости являются отношения между понятиями "помидоры" и "огурцы".

Существует три разновидности совместимости понятий: равнозначность или тождественность, перекрещивание и соподчинение (субординация). Отношение тождественности возникает там, где объемы двух или более понятий полностью совпадают (являются тождественными). Понятия считаются равнозначными в том случае, когда все без исключения признаки, составляющие содержание одного понятия, составляют содержание другого понятия и содержание этого понятия исчерпывается данными признаками. Так, являются равнозначными понятия "А. Дюма-отец" и "автор романа "Три мушкетера", поскольку признаки, составляющие содержание этих понятий, полностью идентичны и их объем состоит из одного и того же предмета. Также являются равнообъемными понятия "человек", "разумное существо" и "существо, владеющее членораздельной речью", поскольку любое разумное существо и любое существо, владеющее членораздельной речью, является человеком. Поскольку такие понятия соотносятся с одним множеством, очевидно, что различия между ними определяются исключительно содержанием (иначе не было бы смысла говорить о двух понятиях). Поэтому самым удачным наименованием такого отношения является "равноообъемность".

Возникает вопрос: целесообразно ли мыслить один и тот же объект через наборы различных признаков? Да, несомненно, поскольку способность сознания воспринимать объект с разных сторон и, следовательно, представлять его в разных понятиях имеет огромное познавательное значение. Это позволяет познавать объект с разных точек зрения, выделять те или иные интересующие нас в данный момент стороны объекта, описывать его с помощью различных смысловых единиц, обладающих несовпадающиминаборами смыслообразующих признаков. Установление равнобъемности между понятиями приводит к образованию суждения. Так, установив, что квадрат - это ромб, у которого все углы равны, мы получаем высказывание "Все ромбы, у которых углы равны, называются квадратами". Для того чтобы возникло отношение перекрещивания, необходимы следующие условия.

1. Необходимо, чтобы существовал хотя бы один объект, который бы входил в объем двух или более понятий;

2. Необходимо, чтобы в составе объемов каждого из перекрещивающихся понятий были объекты, не входящие в объемы других перекрещивающихся понятий.

В состоянии пересечения находятся понятия "городской житель", "рабочий" и "владелец дачного участка". Отношение это предполагает, что существуют рабочие, являющиеся городскими жителями и владеющие дачными участками. Но существуют и рабочие, не являющиеся городскими жителями и владеющие дачными участками, а также городские жители, владеющие дачными участками и не являющиеся рабочими. Таким образом, в отношении пересечения могут находиться понятия, имеющие в своих объемах хотя бы один общий объект. С помощью отношения пересечения могут быть охарактеризованы и другие виды отношений между понятиями. Так, область пересечения равнообъемных понятий равна каждому из них в отдельности, в случае же полного несовпадения объемов понятий область их пересечения является пустой. Установив наличие отношения перекрещивания между понятиями, можно образовать суждение, например: "Некоторые рабочие являются городскими жителями".

Отношение подчинения (подчиненности) имеет место тогда, когда объем одного понятия (В) полностью входит в объем другого понятия (А), но не исчерпывает его объема. Другими словами, отношение подчинения имеет место тогда, когда все элементы одного множества являются элементами второго множества, но не все элементы второго множества являются элементами первого множества. В этом случае говорят, что второе множество (или понятие) подчиняет первое, а первое является подчиненным по отношению ко второму. Таковы понятия "апельсины "и "цитрусовые". Понятие "апельсины" полностью входит в объем понятия "цитрусовые", но не наоборот. Другой пример: каждый помидор является овощем, входит в объем понятия "овощ", но не всякий овощ является помидором, объем понятия "овощи" только частично входит в объем понятия "помидор". Если и подчиненное, и подчиняющее понятия являются общими, то между ними возникает отношение рода и вида. В приведенном примере понятие "помидор" является видом, а понятие "овощ" родом. Следует отметить, что отношение "подчиняющее - подчиненное" не являетсянеизменным и имеет место только для определенной пары. Так, понятие "овощ" может стать подчиненным, видовым по отношению к понятию "продукт земледелия", а понятие "помидор" подчиняющим, родовым по отношению к понятию "зеленый помидор".

Существуют следующие типы отношений между несовместимыми понятиями: соподчинение, противоположность, противоречие. Соподчиненными называются понятия, в объемах которых не содержится общих предметов. Соподчиненные понятия исключают друг друга, но оба входят в состав одного класса (более общего понятия). Это понятие является родовым понятием по отношению к двум несовместимым понятиям, каждое из которых является видом более общего понятия.

В отношении противоположности находятся понятия, которые являются видами одного и того же рода и одно из них имеет в своем содержании признаки, исключающие признаки, содержащиеся в другом понятии. Другими словами, если имеются два понятия, одно из которых имеет признаки, противоположные признакам, составляющим содержание другого понятия, то говорят, что эти понятия противоположны. Отношение противоположности называется также отношением контрарности (от лат. contra - "против"). Контрарными являются понятия, содержащие предельно противоположные признаки, выделенные на более или менее определенной шкале оценок. В отношении противоположности находятся понятия "сладкий" и "горький", "молодость" и "старость", "радость" и "печаль". Посредством контрарных понятий фиксируются два класса, занимающие крайние позиции в некотором упорядоченном множестве (или более общем понятии). Контрарные понятия могут рассматриваться как крайние позиции в этом понятии. Например, понятия "молодость" и "старость" занимают крайние позиции в понятии "возраст". Но противоположные понятия не исчерпывают объема родового понятия, например, понятие "возраст" включает в себя не только понятия молодости и старости. Вместе с тем все остальные понятия лежат между противоположными понятиями.

Для контрадикторности характерна полярность позиций: с одной стороны одно противоположное понятие предполагает другое (т.е. если имеет место одно из них, то должно иметь место и другое). С другой - эти понятия исключают друг друга, т.е. ни один предмет не может обладать в один тот же момент признаками противоположных понятий (нельзя одновременно быть молодым и старым), если, конечно, эти признаки четко определены. В отношении противоречия находятся два понятия, которые являются видами одного и того же рода и одно из них утверждает наличие некоторых признаков, а другое эти же признаки отрицает, не заменяя их другими. Так, в отношении противоречия (контрадикторности) находятся понятия "старый человек" и "нестарый человек", "высокое дерево" и "невысокое дерево". Контрадикторными понятия называются тогда, когда в содержании одного из них подвергаются отрицанию признаки, мыслимые в содержании другого. Поскольку при этом не выделяются полярные классы объектов, контрадикторность может характеризоваться как ослабленная противоположность (ослабленная по сравнению с противоположностью). Сумма объемов контрарных понятий не исчерпывает объема более общего понятия, в состав которого они входят, поскольку имеется хотя бы одно понятие, занимающее позицию между ними, как, например, понятие "теплый" занимает место между понятиями "холодный" и "горячий". Для контрадикторных понятий это исключено. В самом деле, понятие "нестарый" может быть отнесено ко всем возрастам, кроме старости, любой возраст может быть охарактеризован либо как "старый", либо как "нестарый", ничего другого здесь быть не может. Разумеется, возможны и комбинированные отношения между понятиями, включающие и соподчинение, и пересечение, и равнообъемность. Таково, например, отношение между понятиями "томат", "помидор", "огурец", "овощ" и "книга". Конечно, при увеличении числа отношений изображение их становится все более сложным. Отношения между понятиями лежат в основе операций с понятиями.

Операции с понятиями - это такие логические действия, посредством которых образуются новые понятия. В результате операций с понятиями мы из множеств, соответствующих этим понятиям, образуем новое множество (понятие, мысленный предмет). Это новое понятие может быть получено не только из одного, но и из двух или более понятий. Посредством операций с понятиями мы преобразуем имеющиеся множества, например, мы можем преобразовать множества (классы) "спортсмены" и "студенты" во множество (класс), состоящее из спортсменов и студентов. Посредством иной логической операции мы также можем получить множество (класс) тех, кто одновременно будет и студентом, и спортсменом (спортсменов-студентов). Понятия, предшествовавшие операции, мы будем называть исходными понятиями. В нашем случае исходными будут понятия "студенты" и "спортсмены". Понятия, полученные в результате логической операции, мы будем называть итоговыми. В первом из приведенных случаев это будут "студенты и спортсмены", во втором - "студенты-спортсмены".

В текстах и в сфере общения встречаются понятия, логическая форма которых позволяет рассматривать их как производные, как результат логической операции с иными понятиями. В таких случаях возникает вопрос об исходных понятиях (иногда они очевидны, иногда только предполагаются) и характере проведенной над ними логической операции. Раскрывая логические механизмы образования подобных понятий, мы получаем возможность составить достаточно ясное представление об их содержании и объеме или, если это необходимо, уточнить это представление. Рассмотренное уже понятие "студент-спортсмен" недвусмысленно фиксирует область пересечения исходных классов. Таково же понятие "журналист-международник", которое выражает область пересечения понятий "журналист" и "специалист по международным делам". Однако такая ясная картина встречается далеко не всегда. Не столь просто охарактеризовать со стороны содержания или объема такие понятия, как "научно-техническая информация" или "научно-практическая конференция", хотя они вроде бы образованы по такому же принципу, что и первые два слова. Построение при помощи исходных понятий сложной смысловой конструкции не всегда осуществляется с должной степенью определенности, иногда это ведет к серьезным ошибкам. Изучение операций с понятиями позволяет обнаружить незаметные, на первый взгляд механизмы подобных ошибок, способствует более продуктивной работе с текстами и более оптимальному общению.

Существуют следующие операции с понятиями: сложение понятий, умножение понятий, отрицание понятий, ограничение и обобщение понятий. Термины "сложение" и "умножение" следует понимать не в прямом, арифметическом смысле, а как объединение двух множеств или отыскание их общих элементов. Операцией сложения понятий (множеств) называется операция объединения двух или нескольких множеств в одно множество. Так, объединяя понятия "врачи" и "писатели", мы получаем новое, единое множество "врачи и писатели". Если мы прибавим к полученному результату понятия "учителя", "инженеры" и т.п., мы получим новое множество "люди умственного труда", или "интеллигенция". Производя операцию сложения над понятиями "прокурор", "адвокат", "судья", "свидетели", "подсудимый" и др., мы получим новое множество "участники судебного заседания", которое будет итогом сложения всех вышеупомянутых понятий. Из приведенных примеров видно, что исходными понятиями могут быть многие понятия, но итогом будет лишь одно понятие (множество), такой итог также называется логической суммой. Производить операции можно с понятиями, находящимися в разных отношениях. Допустим, нужно объединить два внеположенных понятия: "животные" и "растения". Результатом будет класс "животные и растения", примерно соответствующий понятию "живые существа". Попробуем сложить понятия "прокурор" и "юрист", находящиеся в отношении подчинения (понятие "юрист" подчиняющее, а "прокурор" - подчиненное). Вновое множество "юристы и прокуроры" войдут не только юристы, являющиеся прокурорами, но и юристы, не являющиеся прокурорами. Операция сложения понятий часто обозначается союзом "или", который здесь имеет не разделительное, а соединительное значение, например: "Туризм противопоказан пожилым или больным людям". В число людей, которым противопоказан туризм, войдут пожилые, являющиеся больными, пожилые, не являющиеся больными, и больные, не являющиеся пожилыми. Поэтому говорят, что объем итогового понятия "А или В" будет представлять собой объединение множеств, соответствующих понятиям "А" и "В" независимо от того, в каких отношениях находятся эти понятия.

Операция умножения понятий заключается в отыскании элементов, общих для двух исходных множеств (понятий). Эти элементы должны присутствовать в обоих множествах, но объемы исходных множеств не должны исчерпываться этими элементами. Так, операция умножения понятий "врачи" и "писатели" заключается в отыскании таких писателей, которые были бы заодно и врачами, вроде А.П. Чехова или М.А. Булгакова. Результатом этой операции будет множество "врачи, являющиеся писателями", в объем которого входят люди, обладающие одновременно двумя признаками: "быть врачом" и "быть писателем". Можно производить операции умножения над понятиями, находящимися в самых различных отношениях. Произведем операцию умножения над понятиями, находящимися в отношении подчинения, - "врачи" и "хирурги". Результатом этой операции будетмножество тех, кто одновременно является и врачами, и хирургами (т.е. тех же хирургов). Произведем операцию умножения надвнеположенными понятиями "книга" и "дом". Поскольку данные множества не имеют общих элементов (ни одна книга не является домом, и наоборот), то множество предметов, являющихся одновременно книгой и домом, будет пустым (это будет класс с нулевым объемом).

Операция умножения понятий часто обозначается союзом "и". Объем итогового понятия "А и В" будет состоять из элементов, которые принадлежат одновременно и множеству "А", и множеству "В". Так, объем понятия "студенты и спортсмены" будет состоять только из тех студентов, которые одновременно являются спортсменами. Когда мы говорим о том, что в понятии отражаются отличительные и общие (но не отличительные) свойства предметов, то мы мыслим эти свойства связанными союзом "и". Этому сложному свойству соответствует класс предметов, представляющих собой общую часть объемов этих свойств, взятых в отдельности. Так, если мы в понятии "человек" мыслим свойство "быть разумным" и "иметь широкие ногти" (первое является отличительным свойством человека, а второе не является), то сложному свойству "быть разумным и иметь широкие ногти" соответствует класс разумных существ, имеющих широкие ногти. Именно поэтому каждому понятию соответствует единственный класс, хотя в его содержании может быть отражено множество свойств. Попробуем сравнить между собой операции сложения и умножения понятий: лишь в равнообъемных понятиях итоги сложения и умножения понятий совпадают. В других случаях эти итоги совершенно различны, потому что операция сложения объединяет исходные множества, а операция умножения образует класс, соответствующий области их пересечения. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что результат сложения родового и видового понятия равен родовому, а результат их умножения равен видовому понятию. Если исходные понятия являются внеположенными, то результатом их сложения является класс, полностью включающий оба исходных множества, результатом их умножения является класс с пустым объемом. Практический аспект двух данных операций имеет непосредственное отношение к выбору союзов и других средств организации текста, при помощи которых несколько смысловых единиц объединяются друг с другом в единое целое (в одно понятие). В обычной речи объединение понятий, в том числе при помощи союзов "и", "или" и т.д., не всегда дает достаточно ясную картину. Прежде всего это касается многозначного характера этих связей, а отсутствие в них логической четкости приводит к нежелательным ситуациям. Например, рассмотрим известное всем правило: "За неоплаченный проезд и провоз багажа налагается штраф". Представим себе два исходных множества (понятия) - "пассажиры, не оплатившие проезд" и "пассажиры, не оплатившие провоз багажа". В первое множество войдут те, кто не оплатил свой проезд, во второе - те, кто не оплатил провоз своего багажа. Если союз "и" рассматривать как показатель операции сложения понятий, то штраф может налагаться за любое из этих правонарушений, но если союз "и" рассматривать как показатель операции умножения понятий, то штраф может налагаться только на тех, кто допустил оба правонарушения (и не оплатил проезд, и одновременно не оплатил провоз багажа). Эта двусмысленность формулировки параграфа о штрафах может показаться мелочью, но в нормативных актах не должно быть ничего, что допускает неоднозначное толкование. Аналогичный характер носит следующая фраза из медицинской книги: "Атеросклероз чаще всего поражает жителей больших городов и работников умственного труда". Здесь исходные понятия- "житель большого города" и "работник умственного труда". Эти понятия находятся в отношении перекрещивания, и поэтому возможны два варианта, в зависимости от того, что перед нами - сложение или умножение понятий. В случае сложения понятий атеросклероз должен поражать всех вообще жителей больших городов (независимо от характера труда) и всех вообще работников умственного труда (независимо от места жительства). В случае умножения данных понятий мы должны утверждать, что атеросклероз поражает только работников умственного труда, живущих в большом городе; так что эта болезнь в этом случае не грозит ни сельскому интеллигенту, ни городскому рабочему. Еще один пример: "Вскоре после окончания военных действий в городе началось восстановление школ, больниц и учебных заведений". Перед нами логическое сложение родового и видового понятий ("школ" и "учебных заведений"). Поскольку сумма данных понятий равна родовому понятию "учебное заведение", понятие "школ" здесь совершенно излишне. Вообще, всякий раз, когда в тексте присутствует родовое понятие, видовое является излишним.

Операцией отрицания называется операция, состоящая в образовании нового понятия, отрицающего первоначальное. Так, если исходным понятием было понятие А, то результатом его отрицания будет понятие не-А. Если сложить исходное и полученное как результат понятие, то их сумма будет представлять собой более общий класс предметов. Допустим, что мы имеем дело с классом "позвоночные", результатом его отрицания будет понятие "беспозвоночные", а суммой двух данных понятий будет класс "животные". Другими словами, если понятия А и не-А отрицают друг друга, то множество А, сложенное с множеством не-А, даст нам некоторое целое множество предметов, в котором А и не-А будут взаимодополняющими подмножествами. Множество, соответствующее первоначальному понятию, будучи сложенным со своим отрицанием даст нам искомое множество предметов, в котором А и не-А являются подмножествами.

Рассуждая о каких-либо предметах, мы можем рассматривать их в составе различных множеств. Например, мы можем мыслить помидоры в составе овощей или растений вообще. В обоих случаях, отрицая понятие "помидоры", мы получаем понятие "не помидоры". Но в первом случае это понятие будет иметь иной объем, чем во втором. В первом случае в понятие "не помидоры" войдут только овощи разных видов. Во втором случае в это понятие войдут все вообще растения - от травы до деревьев. Это означает, что одним и тем же словом будут обозначены различные понятия.

Понятия, которые получаются друг из друга путем операции отрицания, находятся в отношении контрадикторности (противоречия). Попробуем сравнить отношение контрадикторности и отношение внеположенности. В отношении внеположенности находятся понятия "помидоры" и "огурцы". В отношении контрадикторности находятся понятия "помидоры" и "не помидоры". Обе пары понятий имеют общее: множества, соответствующие им, не имеют общих элементов. Отличие же этих пар понятий в том, что сумма контрадикторных понятий исчерпывает множество, подмножествами которого они являются;сумма внеположенных понятий не исчерпывает множество, подмножествами которого они являются. Поэтому если дано исходное понятие, то мы можем получить из него другое понятие, находящиеся с исходным в отношении контрадикторности. В отношении внеположенных понятий это невозможно. Отрицая понятие "помидоры", мы никогда не получим понятие "огурцы", поскольку помидоры и огурцы не исчерпывают множества овощей. Существует закономерная зависимость, называемая "законом двойного отрицания". Проделав дважды операцию отрицания исходного понятия, мы как бы возвращается к исходному понятию, поэтому двойное отрицание иногда называют мнимым, поскольку, дважды отрицая понятие, мы по существу его не отрицаем. Так, в свое время в одном из царских манифестов Пугачев был сгоряча назван "лжесамозванцем", что по существу означало крамольное признание бунтовщика царем Петром III.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 860; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.