Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ПОНЯТИЕ 3 страница




Ограничение понятия- логическая операция, позволяющая совершить переход от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом. Этот переход совершается путем изменений, вносимых в содержание, добавления к признакам исходного понятия новых признаков, относящихся лишь к части предметов, входящих в объем исходного понятия. Например, известно, что некий человек был русским императором; требуется уточнить и конкретизировать наше знание о нем. В процессе уточнения мы можем узнать, что этот человек занимал трон во второй половине XVIII в., затем, что это была женщина, и наконец, что это была урожденная немецкая принцесса. Этот процесс мысли и представляет собой операцию ограничения понятия. При ограничении совершается переход от одного понятия к другому - от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом (русский император - русский император XVIII в. - императрица второй половины XVIII в. - императрица второй половины XVIII в., урожденная немецкая принцесса). Переходя от одного понятия к другому, мы совершали переход от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом. В процессе рассуждения мы выделили из понятия "российские императоры" тех, что правили в XVIII в., затем из понятия "российские императоры XVIII в." мы выделили понятие "женщина - российский император второй половины XVIII в." и, наконец, понятие "женщина - российский император второй половины XVIII в., урожденная немецкая принцесса". Далее ограничивать это понятие уже нельзя, поскольку перед нами единичное понятие, т.е. понятие, объем которого включает в себя только одного человека - Екатерину II. Таким образом, пределом ограничения является единичное понятие.

Обобщение понятия - логическая операция, позволяющая совершить переход от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом. Обобщение понятия представляет собой процесс, обратный по отношению к ограничению понятия. Здесь наша мысль движется от понятий с меньшим объемом к понятиям с большим объемом. Обобщая понятие "треугольник", мы получаем понятие "многоугольник", а обобщая понятие "многоугольник", мы получаем понятие "геометрическая фигура". В процессе мышления мы постоянно прибегаем к этой операции. Например, зная, что этот человек писатель, мы говорим про него, что он "человек умственного труда". Если нам известно, что Х. был предводителем крестьянского бунта, то мы можем про него сказать, что он "бунтовщик". Из этих примеров видно, что в процессе обобщения понятия мы переходим от понятий меньшего объема к понятиям большего объема. Переход от понятий меньшего объема к понятиям большего объема совершается за счет отбрасывания признаков, принадлежащих только тем предметам, которые входят в объем рассматриваемого понятия. Например, в понятии "писатель" мыслятся следующие общие и существенные признаки: "быть человеком", "быть автором литературных сочинений" и "писать художественные произведения". Отбрасывая признаки, принадлежащие только писателям ("писать художественные произведения"), и не затрагивая остальные признаки, мы получаем обобщенное понятие "литератор". Отбрасывая признаки, принадлежащие только литераторам ("быть автором литературных сочинений"), и не затрагивая остальные признаки, мы получаем обобщенное понятие "человек". Пределом обобщения как правило, являются предельно общие, абстрактные философские понятия (категории), не поддающиеся дальнейшему обобщению (например категории "субъект", "бытие", "время", "количество" и т.п.). Каждое из понятий меньшего объема относится к понятию большего объема как вид к роду, но в то же время одно и то же понятие может быть видовым по отношению к одному понятию и родовым по отношению к другому. Так, понятие "русская императрица XVIII в." является родовым по отношению к понятию "Екатерина II" и видовым по отношению к понятию "русский император". В то же время такие понятия, как "император" и "супруга императора", не находятся между собой в отношениях рода и вида, так же, как и понятия "воздух" и "кислород", потому что ни один из существенных признаков понятия "воздух" не принадлежит понятию "кислород". И действительно, такой важнейший признак понятия "воздух", как "быть смесью газов", не принадлежит понятию "кислород".

Логическим делением называется прием, посредством которого из некоторого множества объектов выделяются все входящие в него классы (подмножества) так, чтобы каждый принадлежащий исходному множеству объект попал в один, и только один класс. Другими словами, деление объемов понятий - это логическая операция, посредством которой предмет распределяется на подмножества (классы) с точки зрения наличия у него некоторого признака. Посредством операции деления множество "преступления" разделяется на "хозяйственные преступления", "преступления против государства", "преступления против правосудия" и т.п. С логическим делением мы сталкиваемся довольно часто: достаточно заглянуть в библиотеку, и можно увидеть, что в библиотечном каталоге множество книг разделяется на подмножества (классы) в соответствии, например, с тематическим принципом (на научную, художественную, справочную и другую литературу). Это же множество может быть разделено иначе, в соответствии с иным принципом, например, на литературу на русском языке и на литературу на иностранных языках (по языковому принципу). Принципов деления множества книг существует довольно много; и очень часто это деление влечет за собой физическое перемещение объектов и нахождение их (например, книг) в разных помещениях или даже в разных зданиях. Однако это физическое перемещение объектов есть лишь следствие их логического деления, которое всегда является интеллектуальной операцией. Иногда для краткости говорят не о делении объемов понятий, а просто о делениипонятий. Деление понятий предполагает существование делимого понятия, результата деления и признака, на основании которого оно осуществляется. Делимое понятие - это понятие, подлежащее делению. Признак, на основании которого производится деление понятия, называется также основанием деления, а понятия, получившиеся в результате операции деления, называются членами деления. Допустим, производится деление понятия "дерево". Понятие "дерево" будет делимым понятием; понятия "хвойное дерево" и "лиственное дерево" будут членами деления, а основанием деления будет строение листьев. Таким образом, все существующие деревья можно подразделить на хвойные и лиственные, и сумма полученных понятий будет исчерпывать объем исходного понятия. Получившиеся в результате деления множества могут в свою очередь делиться на подмножества. Так, например, числа могут быть разделены на действительные и мнимые. В свою очередь мнимые числа можно разделить на рациональные и иррациональные. Рациональные числа можно разделить на целые и дробные и т.п. Такой вид деления называется последовательным делением.

При выполнении операции деления должны соблюдаться следующие правила.

1. Деление должно быть соразмерным. Это означает, что объем делимого понятия должен быть равен сумме объемов членов деления. Это правило нарушается, если объем делимого понятия больше или меньшесуммы объемов членов деления. Было бы ошибкой утверждать, что леса делятся на хвойные и лиственные, поскольку суммарный объем понятий "хвойные леса" и "лиственные леса" меньше объема исходного понятия "леса" (пропущен член деления - "смешанные леса"). Это правило также будет нарушено, если разделить понятие "вещества" на понятия "металлы", "неметаллы" и "сплавы", поскольку объем исходного понятия меньше суммарного объема членов деления (понятие "сплавы" здесь является излишним). Понятия "металлы" и "неметаллы" исчерпывают объем понятия "вещества".

2. Деление должно производится только по одному основанию. Будет ошибкой деление договоров на устные, письменные и справедливые, поскольку здесь деление произведено сразу по двум основаниям: форме совершения и соответствию этическим нормам.

3. Члены деления должны исключать друг друга. Например, при делении сделок на односторонние, многосторонние и незаконные мы получили члены деления, не исключающие друг друга, поскольку незаконными могут быть и односторонние, и многосторонние сделки.

4. Деление должно быть непрерывным. Это правило нарушается в следующем примере: транспорт делится на водный, наземный и самолеты. В этом делении имеется так называемый "скачок", когда от деления понятия "транспорт" мы перескочили к делению понятия "воздушный транспорт". Скачков в делении быть не должно. Нужно сначала разделить транспорт на водный, наземный, воздушный и т.д., а затем понятие "воздушный транспорт" можно разделить на понятия "самолеты" и т.п.

Особым видом деления является дихотомическое деление. Дихотомическое деление заключается в том, что объем понятия делится на два взаимоисключающих подмножества и притом таким образом, что каждому из предметов множества присущ определенный признак, который отсутствует у каждого предмета другого множества. Например, множество "животные" можно разделить на подмножества - "позвоночные" и "беспозвоночные", при этом каждому из существ, входящих в объем понятия "позвоночные", будет присущ признак ("иметь позвоночник"), который будет отсутствовать у всех без исключения существ, входящих в объем понятия "беспозвоночные". Позвоночные в свою очередь могут быть разделены на сухопутных и морских животных. Сухопутные животные могут быть разделенына травоядных и плотоядных и т. д. Мы можем продолжать операцию деления понятий довольно долго, отыскивая для каждого случая основание деления до тех пор, пока данное множество не окажется исчерпанным. Подобного рода делением часто пользуются тогда, когда требуется выяснить, принадлежат данные свойства всем представителям данного класса или только части представителей данного класса.

Операцию деления понятий не следует путать с мысленным расчленением (разделением на части) какого-либо предмета. Примерами операции расчленения могут быть деление года на 12 месяцев или деление книги на главы. Отличие операций деления и расчленения состоит в следующем: при правильном делении признак, присущий делимому понятию, обязательно присущ всем членам деления. Иными словами, члены деления обладают теми же основными признаками, что и делимое понятие, только эти признаки получают большие или меньшие особенности. Так, и понятие "хвойное дерево", и понятие "лиственное дерево" обладают признаками, присущими понятию "дерево"; понятие "рыбы" и понятие "птицы" обладают признаками, присущими понятию "позвоночные". В то же время ни один месяц не имеет признака года (например признака "состоять из 365 дней") и ни одна глава книги не имеет признака книги. При преобразовании правильно проведенного деления мы получаем истинное суждение; осуществляя аналогичную операцию с частями целого, мы не получаем истинного суждения. Например, можно сказать, что "сосна - дерево" или "любая кража - преступление", но будет ошибкой сказать "каждый месяц - год" или "среда - неделя". Это будет нелепость, лишь все месяцы в своей совокупности составляют год, а дни недели неделю. Это следует запомнить, чтобы не попасть впросак как незадачливый "укротитель" в фильме "Полосатый рейс", "деливший" тигра нагрудинку, огузок, вымя и т.п.

Поскольку в результате деления некоторое множество объектов распределяется по классам, эту логическую операцию также называют классификацией. Однако в понятие классификации вкладывают еще и дополнительный смысл: классификацию рассматривают как специфический вид деления, заключающийся в распределении предметов по классам, согласно сходству и различию между ними, произведенный с таким расчетом, чтобы каждый класс относительно других классов занимал определенное, точно фиксируемое место. Классификация - это систематизация нашего знания о каких-либо предметах. Классификация закрепляется в таблицах, схемах, списках, каталогах, которыми пользуются в различных видах деятельности. Поэтому к классификации предъявляются особые требования, а не только те, которые предъявляются к делению понятий. Признаки, по которым производится классификация, должны быть наиболее полезными при отыскании нужного предмета, при этом важность самого этого признака может и не приниматься во внимание. Классификация должна представлять собой устойчивую, общепризнанную систему распределения предметов по группам, применяемую на протяжении многих лет. Относительная сложность классификации проявляется в том, что она представляет собой деление на нескольких уровнях с достаточно большим количеством элементов на каждом уровне. Принято различать естественную и искусственную (вспомогательную) классификацию. Вспомогательная классификация создается с целью наиболее легкого отыскания того или иного индивидуального предмета среди других классифицируемых предметов. Примерами такой классификации могут служить распределение в алфавитном порядке учеников в классном журнале или распределение файлов в каталоге. При вспомогательной классификации знание того, где расположен предмет, ничего не дает для познания самого предмета. Тот факт, что в классном журнале А. стоит раньше П., ничего не говорит о том, кто из них достиг наибольших успехов в учебе.

Естественной классификацией называется разделение предметов на группы, основанием для которого служат их существенные свойства. Самым известным примером естественной классификации является таблица Менделеева, в которой элементы классифицированы по их атомному весу, а он, как известно, определяет характеристики элементов. Наилучшей естественной классификацией считается та, что дает возможность сделать максимальное число выводов о предмете классификации на основе принадлежности предмета той или иной группе. Впрочем, при любойклассификации не исключен некоторый элемент субъективности, хотя бы потому, что одни и те же предметы могут классифицироваться по разным признакам. Так, языки можно классифицировать по разным основаниям: по происхождению, по типу грамматики и т.п. Кроме того, большинство классификаций всегда приблизительно, поскольку в природе существует множество переходных форм, которые стоят на грани между различными группами классифицируемых предметов, поскольку предмет по одним признакам можно включить в одну группу, а по другим - в другую. Иногда предметы, совмещающие в себе признаки предметов, входящих в разные члены деления, выделяются в особый класс, являющийся самостоятельным членом деления. Например, в медицине раны по способу нанесения делят на колотые, резаные и колото-резаные. Колото-резаные раны составляют самостоятельный член деления, в него входят раны, совмещающие в себе признаки колотых и резаных ран.

В заключение разберем любопытный случай, "казус", получивший название "Еватл", показывающий нам, к чему может привести незнание принципов классификации. У древнегреческого софиста, "учителя мудрости" Протагора был ученик по имени Еватл. По заключенному между ними договору Еватл должен был заплатить Протагору деньги за обучение только после того, как выиграет в суде свое первое дело. Но Еватл и дел не вел, и денег не платил. Тогда Протагор пообещал своему бывшему ученику, что подаст на него в суд, и если он, Протагор, выиграет дело, то Еватл должен будет уплатить деньги по суду, но если Протагор проиграет дело, то ученик должен будет уплатить по договору. На это Еватл ответил, что если он проиграет это дело в суде (которое будет у него первым), то он не должен будет платить по договору. Если же он выиграет это дело, то он не заплатит в соответствии с решением суда. Этот спор представляется парадоксом, поскольку при любом исходе судебного процесса Протагори Еватл имеют равные логические основания требовать удовлетворения своих взаимоисключающих намерений. Причина парадокса в том, что классификация результатов судебного процесса произведена сразу по двум основаниям: "платить по договору" и "платить по суду". Поэтому полученные члены деления (возможные итоги тяжбы) не являются взаимоисключающими (не исключают друг друга), могут быть одновременно истинными. Именно такой результат демонстрируют аргументы обоих участников спора. Для устранения парадокса необходимо провести два деления в соответствии с двумя указанными основаниями. Таким образом, спор Протагора с Еватлом в зависимости от решения суда имеет два возможных исхода. Если Еватл проигрывает процесс, то он платит Протагору по суду и не платит по договору. Если Еватл выигрывает процесс, то он не платит Протагору по суду, но платит по договору. Другими словами, если Еватл выигрывает процесс, то он платит лишь по договору, а если он проигрывает процесс, то он платит лишь по решению суда. Протагор в первом случае проигрывает процесс, но выигрывает спор, а во втором выигрывает процесс, но проигрывает спор. Оба возможных исхода исключают друг друга и не могут одновременно быть членами одного и того же деления, т.е. не могут иметь места в одной и той же ситуации. В результате проведенной по правилам логики классификации парадокс исчез, и спор можно считать разрешенным. Некоторое недоумение может вызвать обратная связь между результатами судебного процесса и исходом спора, но эту связь легко сделать прямой, если начать классификацию с условия "платить по договору", а не с условия "платить по решению суда".

Особым случаем логической операции с понятием является определение понятия. Определение понятия есть логический процесс, позволяющий отличать интересующее нас понятие от других понятий, формировать значение вновь вводимого термина или уточнять значение уже имеющегося термина. В науке термин "определение" употребляется в несколько ином значении: этим термином обозначается способ построения предложений, являющихся определениями, а также результат этого процесса. Иногда под определением понимаются лишь строго научные определения, а то, что не соответствует строгим научным критериям, считается простым описанием предмета или явления. Но гораздо чаще эти описания принимаются как полноправные определения. Большая роль определений в научной деятельности объясняется тем, что в них часто фиксируются результаты изучения объектов, а также значений соответствующих им терминов. Кроме того, определение можно рассматривать как формулирование в сжатой форме основного содержания того или иного научного понятия. Тем самым определения составляют важнейшую часть научных теорий, их фрагментов, более или менее законченных рассуждений. Определение включает в себя определяемое и определяющее. Определяемым называется понятие, подлежащее определению, онотакже именуется дифиниендумом (сокращенно Dfd). Определяющее - это то, посредством чего раскрывается значение определяемого понятия, определяющее также именуется дефиниенсом (сокращенно Dfn). В процессе познания используются различные виды определений. Определения подразделяются на номинальные и реальные. Определение именуется реальным, если оно определяет предмет или явление. Реальным определением пользуются, чтобы отличить данный предмет от иных, сходных с ним через описание его отличительных, специфических свойств. Примеры реальных определений: "Человек есть разумное животное", "Квадрат - это геометрическая фигура, у которого все стороны и все углы равны".

Номинальным (от греч. номен - имя) называется определение слова, термина. Этим определением пользуются при введении нового термина, номинальное определение представляет собой средство его сокращенного описания. Деление определений на номинальные и реальные является в значительной степени условным, во всяком случае это деление не зависит от структурных характеристик того или иного определения и информации, которая в них содержится. Сравним два определения: номинальное - "Халатностью называется недобросовестное выполнение должностным лицом своих обязанностей, причинившее существенный вред государственным или личным интересам"; реальное: "Халатность - это недобросовестное выполнение должностным лицом своих обязанностей, причинившее существенный вред государственным или личным интересам". Как видно, разница только в одном: в номинальном определении имеется слово "называется", которое представляет собой "визитную карточку" этого определения, а в реальном определении стоит слово "это" (может стоять слово "является"). Первое слово обозначает, что определению подлежит слово, обозначающее предмет, второе, что определяется сам предмет. В первом случае мы получаем ответ на вопрос, что значит тот или иной термин, во втором - что такое этот предмет. Номинальное и реальное определение- две стороны одного и того же познавательного действия, в процессе которого мы раскрываем существенные черты того или иного объекта и одновременно выясняем содержание понятия, обозначающего этот предмет. В результате мы получаем знание о данном предмете, воплощенное в понятии, обозначающем этот предмет. В повседневной жизни мы также пользуемся определениями, но у них лишь одна задача - отделить нужный объект от других. Типичным случаем такого рода является указание на приметы человека, на то, что один из двоих был прыщавым, а второй ушастым. В некоторых случаях приходится перечислять несколько черт, которые лишь в совокупности оказываются достаточными для того, чтобы выделить интересующий нас объект из ряда других. Такие определения используются и в науке как вспомогательный прием для первоначальной классификации новых объектов. Но после выявления существенных черт, присущих этому объекту, наступает время дать объекту настоящее определение, отвечающее принятым правилам.

Существует несколько видов определений. Самым распространенным является определение через указание ближайшего рода и видового отличия, характерных для данного предмета. Это определение также именуется "классическим определением". Примерами подобных определений являются следующие: "Остров - часть суши, со всех сторон окруженная водой"; "Барометр - это метеорологический измерительный прибор, служащий для измерения атмосферного давления". Родом называется общее понятие, содержащее в себе указания на основные характеристики предмета как части более обширного класса. Родовое понятие включает в себя менее общие, видовые понятия. Видовые понятия содержат в себе признаки, характерные только для данного предмета (эти признаки называются специфическими). Так, понятие "часть суши" - родовое, оно обозначает различные места на Земле, не покрытые водой материки, полуострова, острова и т.п. У понятия "остров" имеется и специфический признак, т.е. признак, присущий только ему: "быть со всех сторон окруженным водой". В определениях в качестве видообразующих могут выступать не один, а несколько признаков. Это бывает тогда, когда невозможно указать единственный признак, который отличал бы данный предмет от других предметов и раскрывал бы его содержание. Так, жидкость определяется как "тело, характеризующееся наличием определенного объема и отсутствием определенной формы".

Существуют и иные виды определений, среди них выделяются следующие.

Генетическое (от греч. генезис - происхождение). В этом определении указывается происхождение или способ образования, которые являются специфическими лишь для данного предмета и не характерны для других предметов, например: "Окружность - это прямая линия, замкнутая на плоскости, образуемая движением точки В отрезка АВ вокруг неподвижной точки А".

Операциональное определение - это определение физических величин (массы, силы и т.п.) через описание совокупности специфицирующих их экспериментально-измерительных операций, например: "Сила есть физическая величина, пропорциональная растяжению пружины на пружинных весах" или "Температура есть то, что измеряется термометром".

Семантическое определение - это номинальное определение, в котором термин определяется через описание обозначаемого им реального или абстрактного предмета, например: "Шестиугольником называется плоский многоугольник с шестью гранями".

Синтаксическое определение - определение, в котором дефиниендум определяется через правила его употребления, через описание его функционирования в различных ситуациях. Таковы определения шахматных фигур или карт: "Слон - фигура, которая ходит только по диагонали" или "Джокер- карта, заменяющая в игре любую другую карту". В приведенных примерах предметы описываются через их роли в игре, через допустимые правила оперирования с ними в процессе игры. Таким же образом можно определить и понятие "председатель собрания".

Определение через абстракцию - определение, с помощью которого выделяются некоторые свойства предмета и на основе их образуются множества через установление между изучаемыми объектами области равенства. Именно так определяется стоимость в экономических науках - через установление области равенства между различными обмениваемыми товарами.

Остенсивное определение - это определение значений слов и словосочетаний путем непосредственного показа, ознакомления обучаемого с предметами, действиями и ситуациями, которые обозначаются подлежащими определению понятиями. Например, родители показывают ребенку животное и говорят, что это кошка или собака.

При определении через род и видовое отличие встречаются типичные ошибки, которых можно избежать, если следовать установленным правила. Эти правила таковы.

1. Объем определяемого понятия (дефиниендума) должен быть равен объему определяющего (дефиниенса), или Dfd = Dfn. При нарушении этого правила возникают следующие ошибки: объем определяемого понятия уже, чем объем определяющего, например: "Вычитание - арифметическое действие". Такую ошибку называют "слишком широкое определение". Другая ошибка - объем определяемого понятия шире, чем объем определяющего, например: "Кража - это тайное похищение личного имущества". Бывают определения, которые одновременно являются и слишком широкими и слишком узкими, например: "Линза - это оптический прибор, изготовленный из стекла и ограниченный двумя выпуклыми поверхностями". Поскольку линзы изготавливаются не только из стекла и бывают не только выпуклыми, но и вогнутыми, при помощи приведенных признаков нельзя выделить всю совокупность линз, а можно выделить лишь часть из них (тех, что изготовлены из стекла и ограничены двумя выпуклыми поверхностями).

3. Определяющее понятие не должно зависеть от определяемого. При нарушении этого правила возникают две ошибки. Первая называется кругом в определении,или порочным кругом. Здесь дефиниендум определяется при помощи дефиниенса, который в свою очередь делается понятным только через дефиниенс. Например: "Логика - это наука о правильном мышлении". Что такое "правильное мышление" сразу не ясно, оно определяется как "мышление, совершающееся в соответствии с правилами логики". Понятие "логика" определяется здесь через понятие "правильное мышление", а оно в свою очередь через понятие "логика". Круг замкнулся. Вторая ошибка: определяемое и определяющее по существу тождественны, но выражены в разных словах. Например: "Комическое - это смешное". Поскольку по-гречески "комическое" и есть "смешное", то перед нами тавтология - называние одного и того же разными словами.

4. Определение должно быть ясным и четким. Это правило нарушается, когда вместо определений используются метафоры, образные сравнения и т.п. Так, высказывания "Дети - цветы жизни" или "Кукуруза - царица полей" не могут считаться определениями.

5. Определение по возможности не должно быть отрицательным. Так, ошибкой было бы определять растение как организм, не способный к самостоятельному передвижению, а математику как науку, отвлекающуюся от качественной характеристики объектов. Отрицательное определение говорит лишь о том, чем не является данный предмет, определение же должно давать представление о том, чем он является. Правда, в математике и в философии подобные определения иногда допустимы, когда надо дать определение предельно общим понятиям. Например: "Параллельные прямые - это прямые, которые никогда не пересекаются", или "Дух - это нематериальная субстанция".

В сжатом виде все это выглядит так: определение должно быть соразмерным, т.е. объем определяемого должен быть равен объему определяющего; определяемое не может быть заменено в данном контексте определяющим, которое не должно быть длинным описанием определяемого и не должно быть ему тождественно; в определении не должно быть порочного круга. Определение должно быть ясным и четким, свободным от двусмысленностей. В качестве определяющего понятия должны использоваться не метафоры и образные сравнения, а общепринятые понятия с понятным содержанием. Наконец, определение по возможности не должно быть отрицательным.

Все эти определения называются явными, поскольку в них в качестве дефиниендума выступает предмет или термин, а в качестве дефиниенса его характеристики (свойства). Но в науке, как и в повседневной жизни, очень часто пользуются так называемыми "неявными определениями". В неявных определениях значение термина определяет контекст его употребления. Таковыми являются, например, определение значений слов в толковых словарях или определение предметов в энциклопедиях. То же самое можно сказать об определении значений иностранных слов, конечно, в том случае, если переводчик не прибегает к помощи словаря. Наиболее простым видом неявных определений являются контекстуальные, когда смысл неизвестного выражения раскрывается на протяжении какого-то контекста и тем самым выявляется содержание обозначаемого этим выражение понятия. Контекст, из которого становится ясным смысл неизвестного выражения (понятия), фактически становится определением. Если контекст однозначным образом определяет значение неизвестного слова, то он может быть устранен (элиминирован) по заранее установленным правилам и определение может быть сформулировано в явной форме. Впрочем, это не всегда возможно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.