КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Логические операции и логические законы 1 страница
Логика, как и любая другая наукасовершает определенные действия в пределах своей предметной области для получения необходимых результатов. Все эти действия совершаются по определенным правилам, диктующим, что может быть сделано, а чего нельзя делать никогда. Логические действия подразделяются на логические операции и действия, устанавливающие отношения между мыслями. Логической операцией называется логическое действие по образованию новых мысленных предметов из уже имеющихся мысленных предметов. При этом данная мысль не характеризуется с точки зрения истины или лжи. Так, производя операцию объединения двух множеств "мужчины" и "женщины", мы получаем новое множество "люди" и соответственно представление о людях. Это представление о людях мы не можем характеризовать как истину или ложь, т.е. понятие о людях мы не можем считать истинным или ложным. Логическими операциями называются также операции, посредством которых из простых высказываний образуются сложные, из терминов - высказывания, из одних высказываний -другие и т.п. К логическим операциям, позволяющим из одних высказываний получить другие высказывания, относятся: конъюнкция ("и"), дизъюнкция ("или", "либо…, либо…"), импликация ("если…, то"), эквиваленция "если и только если"), отрицание "неверно, что"). Вид полученного в результате логической операции высказывания или сложного суждения зависит от того, с помощью какого союза они образованы, и от этого же союза зависят логические свойства того или иного сложного суждения.
ТАБЛИЦА ИСТИННОСТИ ВЫСКАЗЫВАНИЙ
Конъюнкция (от лат. conjunctio - союз, связь) - логическая операция, с помощью которой два и более высказывания объединяются в новое сложное высказывание. Например, "Играл оркестр и танцующие пары медленно кружились по залу" или "Ярем он барщины старинной оброком легким заменил, и раб судьбу благословил". Соединяя союзом "и" несколько предложений, можно показать одновременность нескольких событий, их последовательность, показать, что одно событие является результатом другого. Соединяя союзом "и" несколько суждений, обычно хотят показать, что описываемые в каждом из них факты имели место, т.е. что все исходные суждения являются истинными. Значение истинности сложного конъюнктивного высказывания зависит от истинности входящих в него простых высказываний. Это значение можно определить по приведенной таблице истинности высказываний. Конъюнктивное высказывание истинно только в одном случае, когда все входящие в его состав простые высказывания истинны. Например, высказывание "Киев стоит на Днепре и является столицей Украины" истинно, а высказывания "Киев стоит на Дону и является столицей Украины"; "Киев стоит на Днепре и является столицей Белоруссии"; "Киев стоит на Дону и является столицей Белоруссии" ложны. Даже если мы имеем конъюнкцию, состоящую из двадцати частей, в которых девятнадцать частей будут истинны и только одна ложна, то вся конъюнкция будет ложной. Это показывает ограниченность логического подхода к текстовым конструкциям, но с другой стороны, это показывает, что при работе с текстами нужно тщательно проверять достоверность каждого суждения, вводимого в конъюнктивную конструкцию. Даже одно ложное суждение придает всей конструкции значение "ложно". Об этом говорят польская пословица "Дырявая пола одежды делает всю одежду дырявой" и русская пословица "Одна ложка дегтя портит бочку меда". Следует также иметь в виду, что конъюнкция учитывает только истинные значения простых высказываний и не учитывает наличие и характер смысловых связей между ними. Поэтому конъюнкция может соединять между собой высказывания, между которыми нет никакой содержательной связи, вроде таких: "В огороде бузина, а в Киеве дядька". При истинности обоих входящих в него высказываний данное высказывание будет истинно. Но конъюнкция не всегда означает простое суммирование высказываний. В отличие от математики, где, как известно, от перемены мест слагаемых сумма не меняется, в логике в конъюнктивном суждении от перемены частей высказывания может пропасть итоговый смысл высказывания. Например, если мы поменяем местами части в конъюнктивном суждении "Подул ветер, и ветви деревьев закачались", то мы получим бессмысленное высказывание "Ветви деревьев закачались, и подул ветер". Все эти особенности конъюнкции следует учитывать при анализе текстов, содержащих конъюнктивные конструкции. Дизъюнкция (от лат. disjunctio - различение, разобщение) - логическая операция, с помощью которой из двух или более исходных суждений строится новое суждение. Различают строгую и нестрогую дизъюнкцию. Нестрогая дизъюнкция - аналог союза "или" в обыденном языке. Так, из суждений "Он способен" и "Он прилежен" с помощью дизъюнкции можно получить высказывание "Он способен или он прилежен". Суждения этого типа называются соединительно-разделительными. Нестрогая (или слабая) дизъюнкция будет ложной только тогда, когда будут ложными все суждения, ее составляющие. В приведенном примере итоговое суждение будет ложным только тогда, когда "он" и неспособен, и неприлежен. В тех других случаях, когда этот человек оказывается и способным, и прилежным, неспособным, но прилежным и прилежным, но неспособным, итоговое суждение будет истинным. Строгая дизъюнкция - аналог употребления союза "либо" в обыденном языке. Так, из суждений "Он совершил преступление" и "Он не совершил преступления" с помощью строгой дизъюнкции можно получить высказывание "Он совершил преступление, либо он не совершил преступления". Суждения этого типа называются исключающе-разделительными или строго разделительными. Это суждение будет истинным лишь тогда, когда одно из его составляющих будет истинным, а второе ложным (если высказывание состоит из двух элементов). Оно будет истинным лишь тогда, когда суждение "Он совершил преступление" будет истинным, а суждение "Он не совершил преступления" будет ложным, либо когда суждение "Он совершил преступление" будет ложным, а суждение "Он не совершил преступления" будет истинным. Строгая дизъюнкция не допускает, чтобы оба этих высказывания были одновременно истинными либо одновременно ложными. Таким образом, разница между двумя видами дизъюнкции заключается в том, что нестрогая дизъюнкция будет ложной только тогда, когда ложными будут оба составляющих ее суждения, а в строгой дизъюнкции к ложности итогового суждения приводит одновременная истинность или ложностьсоставляющих ее суждений. Например, суждение "Пушкин родился в Москве либо в Петербурге" будет ложным, если оба составляющих его суждения будут истинными, поскольку нельзя родиться в двух городах одновременно. Также это суждение будет ложным, если оба составляющих его суждения будут ложны, поскольку в суждении не допускается никакой другой альтернативы, кроме указанной. Подобно конъюнкции обе разновидности дизъюнкции могут соединять не только два, а любое количество суждений. Нетрудно убедиться, что условием многосоставной нестрогой дизъюнкции является истинность хотя бы одной составляющей (что не исключает истинности остальных составляющих). Строгая дизъюнкция будет истинной только тогда, когда истинно только одно из составляющих ее суждений, а все другие ложны. Импликация (от лат. implicatio - сплетение) - логическая операция, с помощью которой из двух простых высказываний образуется сложное высказывание. Импликация является аналогом грамматической конструкции "если, то…". Характерной чертой импликации является ее бинарность. Импликация образуется путем объединения только двух суждений, причем положение этих суждений относительно друг друга носит фиксированный характер. В случае перемены положения составных частей импликации она из истинной превращается в ложную. В пьесе Ростана петух Шантеклер утверждает, что солнце восходит потому, что поет петух, но он ошибается, поскольку на самом деле восход солнца является причиной пения петуха. В импликативном высказывании различают антецедент - основание, высказывание, идущее после слова "если" и являющееся обоснованием, и консеквент - следствие, высказывание, идущее после слова "то". Импликативное высказывание играет особую роль как в повседневных, так и в научных рассуждениях. Основной его функцией является обоснование утверждения путем ссылки на другое утверждение. С помощью импликации также оформляются временные, причинные, результативные и другие зависимости между явлениями. Импликация используется также для выражения логических связей в умозаключении. Заслуживает внимания следующее свойство импликации: истинность вывода в сочетании с истинностью антецедента является достаточным условием признания истинности консеквента. В свою очередь истинность консеквента является необходимым, но недостаточным условием признания истинности антецедента. Варианты истинности импликации могут быть проиллюстрированы следующим примером. Редактор журнала сказал автору: "Мы напечатаем вашу статью, если вы внесете в нее изменения, например, вы ее сократите". Возможны четыре варианта последующих событий: 1) автор сократил статью, и ее напечатали; 2) автор сократил статью, но статья не была напечатана, редактор не сдержал обещания, импликация оказалась ложной; 3) автор не сократил статью, но она была напечатана. Поскольку условие сокращения статьи не было единственным условием ее напечатания, постольку импликация истинна; 4) автор не сократил статью, и статья не была напечатана. Импликация истинна, поскольку обещание не было нарушено. Формальный подход к импликации не исключает возможности построения таких конструкций, в которых антецедент и консеквент никак не связаны друг с другом. Например, "Если 1 + 2 = 3, то снег белый" - истинное суждение, но возможность появления таких конструкций ничтожна. Эквиваленция (равнозначность) - сложное высказывание, с помощью которого из двух высказываний образуется новое, сложное высказывание, где вывод обосновывается из существования некоторого факта. Например, треугольник является равносторонним, если и только если он является равноугольным. Эквивалентность может быть разложена на две импликации: 1) Если А, то В; 2) Если В, то А. Попробуем прояснить специфику эквиваленции, сравнив ее с импликацией. Изменим предыдущий пример: "Редактор сказал журналисту, что статья будет напечатана только в том случае, если она будет сокращена". Обещание редактора будет нарушено уже не в одном, а в двух случаях: 1) Когда статья не была сокращена, но и не была напечатана; 2) Когда статья не была сокращена, но была напечатана. Эквиваленция истинна только тогда, когда входящие в ее состав элементы имеют одинаковое значение истинности (либо оба истинны, либо оба ложны). Поэтому в истинной эквиваленции отношение между ее членами носит характер необходимой и достаточной зависимости: истинность и ложность одного из исходных суждений позволяет утверждать, что таким же значением обладает и второе исходное суждение. Наряду с союзом "если и только если" в эквиваленции могут использоваться союзы "в том и только в том случае, когда", "тогда и только тогда, когда" и т.п. Отрицание - логическая операция, с помощью которой из данного высказывания получается новое высказывание, противоречащее первому. При этом если исходное высказывание было истинно, то его отрицание будет неистинным, т.е. ложным. Отрицательное высказывание состоит из исходного высказывания и помещаемого перед ним знака отрицания, читаемого как "не". Следует отметить, что двойное отрицание равнозначно исходному утверждению. Убедиться в этом можно, например при помощи таблицы; если рассматривать `х как исходное суждение и продолжить таблицу на один столбец вправо, зафиксировав значение ù`х. Можно убедиться в этом и на примере суждения "Неверно, что 4 + 4 = 8 неверно". Нужно, однако, подчеркнуть, что не всегда легко определить положение частицы "не" в суждении. Предположим, что суждение "Я завтра еду в Москву" ложно и что истинным является его отрицание. В этом случае мы будем иметь следующие варианты: "Не я завтра еду в Москву", "Яне завтра еду в Москву", "Я завтра не еду в Москву" и "Я завтра еду не в Москву". Другим видом логических действий является установление отношений между мыслями. Установление отношений между мыслями есть такое логическое действие, посредством которого мы получаем мысль, характеризуемую с точки зрения истины или лжи. Так, устанавливая отношения между множествами "птицы" и "живые существа", мы образуем суждение, и притом истинное суждение "Птицы - живые существа". Различия между операциями и действиями, направленными на установление логических отношений между мыслями, аналогичны различиям между одноименными действиями в математике. В математике выражения 2 + 2 или 2-2 означают операции сложения или вычитания чисел. В результате этих операций из одних чисел (предметов) мы получаем другие числа (предметы), в данном случае числа 4 и 0. Когда мы устанавливаем отношения между числами (предметами), например "<" или ">", мы образуем либо истинные, либо ложные суждения. Так, устанавливая отношение "<" между числами 2 и 3, мы получаем истинное суждение (2 < 3); устанавливая между этими же числами отношение ">", мы образуем ложное суждение (2 > 3). Очень часто логические действия, состоящие из логических операций и действий по установлению отношений между мыслями, объединяются в единое действие. Например, устанавливая, что множество "химические элементы" включает в себя подмножества "металлы" и "неметаллы", и обнаруживая, что множество "химические элементы" исчерпывается этими двумя подмножествами, мы одновременно использовали логическую операцию и установили отношения между множествами предметов. Первоначально мы разделили множество "химические элементы" на два подмножества ("металлы" и "неметаллы"), тем самым мы произвели операцию логического деления, образовав из исходного "химические элементы" два подмножества: "металлы" и "неметаллы". Затем мы установили отношения равенства между исходным множеством и суммой двух получившихся подмножеств. Тем самым мы образовали истинное суждение "Объем химических элементов равен сумме металлов и неметаллов" ("Химические элементы делятся на металлы и неметаллы"). Установление отношений приводит к приписыванию предмету или множеству предметов определенных свойств. Свойство представляет собой такую характеристику предмета, приписывание которой предмету приводит к образованию истинного или ложного суждения. В предыдущем примере мы приписали множеству "химические элементы" свойство "состоять из металлов и неметаллов" и образовали истинное суждение. Если же мы припишем множеству "химические элементы" свойство "состоять из металлов, неметаллов и радиоактивных веществ", то мы образуем ложное суждение. Теоретическую основу любой науки составляют принципы, в соответствии с которыми наука строит изучение своих объектов и осуществляет манипуляции с ними. Такие принципы получили название законов. Таковы, например, закон всемирного тяготения в физике, закон сохранения вещества в химии, генетические законы в биологии и т.п. Традиционно считалось, что в логике также имеются"вечные и неизменные законы", которые называются "законы мышления" или "законы правильного мышления". Этим термином обозначались требования к логически совершенному мышлению, имеющие формальный характер, т.е. независимые от содержания мышления. Из множества законов мышления выделялись основные, связанные, как считалось, с наиболее существенными сторонами мышления, такими как определенность, непротиворечивость, последовательность, обоснованность и др. Основные законы мышления рассматривались как наиболее очевидные утверждения логики, являющиеся чем-то вроде логических аксиом. Из этого выводились расплывчатые методологические рекомендации, например: обосновывать каждое выдвигаемое утверждение, доводить исследование любого вопроса до полной определенности, выделять изучаемые объекты по достаточно устойчивым признакам и т.п. В настоящее время термин "основные законы мышления" не употребляется, поскольку считается, что в нем смешиваются теория познания и ее логическая форма. Это не означает отказа от поисков наиболее общих логических принципов, соблюдение которых гарантировало бы получение истины; эти принципы могут называться законами или как-нибудь иначе, не имеет значения. Следует только уяснить отличия между понятиями "закон" в логике и в естественных науках. Существует два значения термина "закон": 1) необходимая, устойчивая связь явлений, обладающая достаточно высокой степенью общности; 2) закон как человеческое установление, результат негласного "общественного договора", принятый людьми за обязательную норму, регулирующую различные аспекты человеческой жизни (таковы, например, юридические законы). Эти два значения термина "закон" отличаются друг от друга. Законы природы вечны, они существуют независимо от воли людей. Законы общества существуют только в обществе и действуют до той поры, пока им подчиняются. Кроме того, эти законы действительны только в рамках определенных обществ, в других обществах они могут и не существовать. Законы логики относятся ко второй разновидности "законов". Приведенные различия используются некоторыми исследователями для обоснования невозможности отнесения законов логики к собственно законам. Они утверждают, что законы логики представляют собой "полезные фикции", поскольку являются результатом молчаливого соглашения людей принимать за аксиомы некоторые субъективные установления ради продуктивной интеллектуальной деятельности. Субъективными эти законы, по их мнению, являются потому, что их можно нарушить, тогда как объективные законы природы нарушить нельзя. Против подобных взглядов имеются достаточно обоснованные аргументы: познавательные процессы в отличие от стихийных природных процессов основаны на целевых установках субъекта, и потому они бывают результативными либо нерезультативными. Нужный результат (знание), сопровождаемый всеобщим признанием этого позитивного результата, зависит от ряда условий, в числе которых находится и логическая корректность познавательных операций. Если в ходе какого-либо действия совершается логическая ошибка, то этот результат признан не будет. Научное сообщество при принятии результата познания за истину ориентируется на внеличностные, не зависящие от познавательных ситуаций логические стандарты. Нарушение этих стандартов не означает, что они утратили силу, напротив, умение различать в мышлении правильное и неправильное, логическое и внелогическое опирается на стихийное или осознанное применение законов логики. Рассмотрим теперь возможность нарушения законов логики. Эти нарушения называются логическим ошибками; ошибки эти могут быть либо непроизвольными, либо результатом сознательного обмана. Подобные ситуации предполагают возможность свободного выбора между правильным и неправильным в мышлении. Но на самом деле термин "нарушения" не применим к законам логики, поскольку законы действуют только в области корректного логического мышления, стало быть, законы исключают возможность совершения ошибки. Ошибки же совершаются в некорректном мышлении, там, где законы логики не действуют. К тому же, строго говоря, нарушаются не законы логики как таковые, а директивы мышления, являющиеся следствием из этих законов и связывающие законы с результатами логических действий. Закон всемирного тяготения также нельзя нарушить, но можно нарушить какие-либо инструкции, связанные с его использованием, например инструкцию, запрещающую перегружать лифт. Поэтому законы логики не являются субъективными порождениями человеческого ума, хотя назвать их объективными (в том смысле, как мы употребляем этот термин по отношению к законам природы) также нельзя. При выявлении структуры логических операций оказывается, что при любой замене логических переменных на конкретные по содержанию мысли всегда получаются истинные суждения. Законом логики и называются мысли такой структуры, выраженные в виде формул, которые при любой замене логических переменных на конкретные по содержанию мысли всегда приводят к образованию истинных суждений. Это означает, что формула, выражающая структуру логически истинного суждения, представляет собой закон логики. Таких законов в формальной логике довольно много, но по традиции выделяют четыре: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего и закон достаточного основания. Эти законы считаются основными, потому что играют особо важную роль в логике. Они являются наиболее общими законами и лежат в основе различных логических операций, выводов и доказательств. Основные законы формальной логики так же, как и все логические правила, имеют силу по отношению к готовым, сформировавшимся мыслям; эти законы используются лишь там, где при изучении той или иной предметной области не учитывается ее движение, становление, развитие. Поэтому данные законы лежат в основе так называемого логического подхода к изучению объектов. Логический подход представляет собой изучение объектов с точки зрения их структуры, изучение их как статичной системы. Дополнением к такому подходу является исторический подход, предполагающий рассмотрение объектов с точки зрения их динамики. Исторический подход также учитывает логические законы, хотя бы потому, что, при нарушении законов логики мысль утрачивает свою определенность и доказательность, становится сбивчивой и противоречивой. Связь формально-логических законов с познавательной деятельностью субъекта получает выражение в определенных правилах, инструкциях, рекомендациях, которым должно следовать логически корректное мышление. В своей совокупности эти элементы интеллектуального поведения человека могут быть названы операциональными директивами мышления. Именно от соответствия или несоответствия операциональным директивам зависит позитивная или негативная оценка конкретных эпизодов мышления. Формально-логические законы можно рассматривать как теоретическую основу подобных директив, а директивы по отношению к законам как практические действия, нацеленные на получение нужных познавательных результатов. Связывая результативность интеллектуальных операций с их логической правильностью, нельзя забывать, что условия, в которых эти операции протекают, не всегда способствуют идеально строгому мышлению. Человек мыслит большей частью "неправильно" и только путем проб и ошибок приближается к истине. Лишь в некоторых случаях человек обладает достаточными основаниями для выводов, принятия решений и т.п. Гораздо чаще ему приходится действовать на основании неполных, противоречивых и даже ложных данных. Этим объясняется, почему некоторые операциональные директивы мышления принимают форму рекомендаций, следование которым с логической точки зрения весьма желательно, но не всегда полностью осуществимо. Понятие закона логики непосредственно связано с понятием логического следования: заключение логически следует из принятых посылок, если оно связано с ними логическими законами. Например, из посылок "Если А, то В" и "Если В, то С" логически следует заключение "Если А, то С", поскольку этот вывод представляет собой один из законов логики, называемый "законом транзитивности". Если даны посылки "Если наступает зима, то становится холодно" и "Если становится холодно, то идет снег", следует вывод "Если наступает зима, то идет снег". Закон тождества - логический закон, согласно которому всякое высказывание влечет само себя. Внешне это самый простой из логических законов, его формула - АºА; его можно передать и так: если высказывание истинно, то оно истинно, например: "Если трава зеленая, то она зеленая". Следует отметить, что в этом примере не учитывается одно существенное обстоятельство, на которое ориентирован закон тождества- повторяемость мысли в пределах одного и того же контекста или интеллектуального действия. С учетом этого обстоятельства закон тождества может быть сформулирован следующим образом: "Если какая-либо смысловая единица (понятие или суждение) n - кратно при n ³ 2 воспроизводится в данном, более или менее длительном интеллектуально-речевом контексте (процессе), рассматриваемом как единое целое, то эта единица должна использоваться как одна и та же, как тождественная сама себе". Предмет рассуждения должен оставаться самим собой при всем многообразии приписываемых ему свойств. Так, в суждении "Достоевский был русский писатель, публицист, он жил в XIX в., был сторонником национальной самобытности России" слово "Достоевский" должно сохранять одно и то же значение при каждом из своих сказуемых и при любом другом сказуемом. Отличительной чертой логического мышления считается определенность; мысль характеризуется как определенная, если она имеет ясное содержание и с достаточной степенью точности описывает некоторый объект. При этом сообщение об этом объекте должно одинаково пониматься как тем, кто его передает, так и тем, кто его воспринимает. Напротив, неопределенная, туманная мысль - это мысль, неясная по содержанию, допускающая возможность различного истолкования. В принципе, желательно оперировать ясными по содержанию и определенными суждениями, недвусмысленно описывающими объект. Существенный аспект определенности мышления связан с соблюдением следующей установки: любая мысль в пределах одного контекста или интеллектуального действия (рассуждения, описания и т.п.) должна использоваться как неизменная, независимо от того, сколько раз она использовалась в пределах этого контекста или интеллектуального действия. В таких случаях говорят, что мысль должна быть тождественной самой себе (как бы банально это не звучало). Нельзя, например, дважды использовать в каком-либо рассуждении слово "ключ" сначала как обозначение водного источника, а затем как обозначение предмета, открывающего замки. Разумеется, подобный случай маловероятен, но в практике часто возникают ситуации, когда какая-либо смысловая единица - понятие или суждение - сознательно или бессознательно подменяется другой, иногда близкой по смыслу, но отличной от первоначальной. Принцип логики, запрещающий такую подмену, и называется законом тождества. В современной логике приходится иметь дело не только с тождеством мыслей (высказываний, понятий), но и с тождеством предметов определенных предметных областей, которые могут быть значениями тех или иных переменных. При этом всегда полагается, что мы подвергли их известной логической обработке, выделили в них то, что остается неизменным при всех изменениях, выявили в них устойчивую определенность, отвлеклись от всех остальных изменений этих предметов. Поэтому эти мысленные предметы, а также высказывания об этих идеальных предметах подчиняются закону тождества. Это обеспечивает определенность, точность, недвусмысленность наших рассуждений (если, конечно, это содержательное рассуждение, имеющее смысл). Это дает нам возможность различать и отождествлять предметы в формальных системах по знакам, их выражающим. При этом нам не угрожает опасность, что обозначаемый тем или иным знаком предмет будет все время становится другим, так как мы заранее отвлеклись от его изменений, выделили в нем относительно неизменную сущность, абсолютизировали его и тем самым идеализировали. Предмет, претерпевший такую логическую обработку, становится настоящей платоновской идеей - вечной, абсолютной, неизменной, тождественной самой себе. Именно к такого рода идеям применим закон Лейбница, гласящий, что "х = у, если х и только х обладает каждым свойством, которым обладает у, а у обладает каждым свойством, которым обладает х". Если предметы обозначены разными именами (например, х и у), то мы все же можем утверждать, что они тождественны, являются одним и тем же предметом, если, конечно, их свойства совпадают. Чтобы не происходило нарушение закона тождества в процессе рассуждения, чтобы мы могли правильно отождествить мысли, выраженные различным образом, необходимо точно фиксировать их содержание, точно их определять, не допуская двусмысленности в понятиях. Нарушение этого правила приводит к двусмысленной, неопределенной ситуации, что можно видеть на примерах следующих высказываний: "Ноздрев был в некотором отношении исторический человек, ни в одном собрании, где он был, не обходилось без истории"; "Стремись уплатить свой долг, и ты достигнешь двоякой цели, ибо тем самым его исполнишь". В обоих случаях перед нами всего лишь невинные литературные упражнения, но нарушение принципа тождества может привести и к более серьезным последствиям. Из-занарушения принципа тождества возникают ситуации, когда передающий и воспринимающий сообщение понимают его по-разному; часто люди не могут понять друг друга только из-за того, что они употребляют различные выражения для передачи одной и той же мысли. Отсюда совет древнекитайского мудреца Конфуция: "Договоритесь о словах, а все остальное придет само собой". Аристотель считал, что те, кто намерен участвовать друг с другом в разговоре, должны сколько-нибудь понимать друг друга, поэтому каждое из имен должно быть понятно и говорить о чем-нибудь и при этом не о нескольких вещах, но только об одной; если же у слова имеется несколько значений, то надо разъяснить, какое имеется в виду. Не всегда нарушение принципа тождества проистекает из игнорирования множественности значений слов. Гораздо чаще нарушения связаны с нечеткостью мышления. Особого внимания заслуживает случай, когда автор отвлекается от выбранной темы. Начальный и конечный пункт подобного рассуждения настолько различны, что текст или выступление становятся набором высказываний, хотя должны представлять собой совокупность высказываний, объединенных одной темой(и в этом смысле тождественных элементов). В этом случае лучше всего руководствоваться двумя заранее поставленными вопросами.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |