Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение в курс логики 1 страница




ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие современного общества предъявляет достаточно строгие требования к сфере коммуникаций, к качеству исследовательской деятельности. Выполнить эти требования невозможно без изучения логики, поскольку только она имеет своим предметом сферу культуры мышления и общения, культуру исследовательской деятельности. Логика - это прежде всего законы, приемы и операции правильной интеллектуальной деятельности, поэтому в теоретический материал данного курса включены основные разделы базовой или элементарной логики - разделы о понятиях, суждениях, умозаключениях, логических основах аргументации и т.п. Но усвоение теоретического материала не является самоцелью. Главное - научиться применять полученные знания на практике.

 

Глава 1

 

Изучение логики, как и изучение любой науки, необходимо начинать с ее общей характеристики, включающей в себя прежде всего определение предмета данной науки, основных методов, которые в ней применяются, ее основных проблем и понятий и, наконец, историю ее развития. Специфика логики как науки отражена в ее названии. Термин "логика" происходит от древнегреческого "logos", означавшего "слово", "разум", "закон", "определение", "договор" и т.п. Современное понимание логики включает в себя большую часть содержания древнегреческого термина. Она и наука о принципах разумного мышления, и способ корректного составления документов, и наука об определении понятий, и совокупность способов проверки высказываний и т.п. Традиционно со времен основателя логики Аристотеля под логикой подразумевалась наука о правильном умозаключении или даже о правильном мышлении. Определение это вызвало ядовитую фразу Гегеля что логика так же учит правильно мыслить, как физиология учит правильно переваривать пищу. В настоящее время под логикой подразумевается наука о законах и операциях правильного мышления (т.е. мышления, соответствующего логическим правилам и совершающегося в корректной логической форме). Логика также определяется как наука о правильном мышлении и изложении своих мыслей, наука о методах познания. В более узком смысле логикой называют метод анализа понятий.

Отличительная особенность правильного мышления состоит в том, что оно позволяет получать правильные выводы, т.е. из имеющихся истин получать новые истины независимо от конкретного содержания высказываний, без обращения к опыту, интуиции и т.п. Мышление же нелогичное, некорректное может и при истинных предпосылках получить как истинные, так и ложные выводы. Таким образом, логика - прежде всего наука о форме выводов. Логика занимается не только этим, но и многими другими проблемами: смыслом и значением выражений языка, различными отношениями между понятиями (терминами), логическими операциями с понятиями, например операциями определения или логического деления понятий, вероятностными и статистическими рассуждениями, парадоксами и логическими ошибками и т.п. Но главное в логике - анализ правильности рассуждений, формулировка законов и принципов, соблюдение которых является необходимым условием получения истинных заключений в процессе вывода. Логика не просто перечисляет эти правила или схемы правильных рассуждений, а выявляет различные типы этих схем, устанавливает общие критерии их правильности, исходные схемы, из которых по определенным правилам могут быть получены другие схемы данного типа и т.п.

Современная логика включает в себя большое число логических систем, описывающих отдельные типы содержательных рассуждений. Эти системы принято делить на классическую логику и неклассические логики. Классическая логика основывается на утверждении о том, что всякое высказывание является или истинным, или ложным; она традиционно ориентируется на анализ математических рассуждений, с этим связаны и ее достоинства, и ее недостатки. В конце XIX - начале ХХ в. критика классической логики привела к возникновению целого ряда неклассических логик. В 20-е гг. ХХ в. были построены многозначные логики, допускающие более двух истинностных значений. Тогда же были построены многозначные логики, рассматривающие понятия необходимости, возможности, случайности и т.п. В это же время развиваются логика оценок, деонтическая логика, исследующая логические связи нормативных высказываний. В 30-е гг. известным логиком Д. фон Нейманом была опубликована первая работа по логике квантовой механики. В 50-е гг. появилась логика времени, изучающая логические связи утверждений, в которых временной параметр включается в логическую форму. Экстенсивный рост логик не завершен и сегодня, в последнее время особенно успешно развиваются модальные логики и теория логического вывода. Между классическими и неклассическими логиками существуют сложные и многообразные связи, прежде всего потому, что в основе всех существующих логик лежит традиционная (формальная) логика, ее понятийный аппарат, ее подходы к анализу высказываний, теории вывода и т.п. Традиционная (формальная) логика разделяется на чистую, или теоретическую, логику, основу которой составляют учения об аксиомах, понятиях, суждении и умозаключении. Прикладная, или практическая, логика охватывает учения об определении, о доказательстве, о методах исследования. В формальной логике по традиции сначала рассматриваются логические законы, затем понятие, затем следует учение о суждении, об умозаключении и, наконец, о логических основах аргументации и исследовательской деятельности (огипотезе).

Специфической чертой логики как инструмента мышления является то, что применение ее правил и законов к какой-либо информации дает возможность извлечь из нее новую информацию. Даже если исходная информация была ложной, из нее может быть получена истинная информация. Для этого в логике имеются специальные методы. Логика при этом отвлекается от эмоциональной окраски мыслей, от различного к ним отношения. Она также отвлекается от тех различий в наших мыслях, которые обусловливаются особенностями их формирования и развития, от уровня наших знаний в той или иной момент времени. Логика превращает личностное знание в безличную информацию.

Логика имеет большое практическое значение. Она служит повышению формальной точности познания и объективности содержания информации. Логика необходимадля получения новой информации, для ее проверки, определения ее истинности или ложности, для отбора информации в соответствии с выбранными критериями, а также для установления этих критериев. Она также нужна для преобразования информации с целью сделать ее пригодной для последующего использования. Логика необходима для анализа текстов, прежде всего деловых и научных; для этих текстов правильная логическая форма не менее важна, чем содержание, которое хочет передать автор. Логические навыки важны в общении, в дискуссиях для аргументированного доказательства или опровержения и просто для изложения своих мыслей. Логика необходима для построения планов деятельности, особенно организационной и контрольной. Аппарат логики с самого начала является основой компьютерных программ, языков программирования, да и вся современная компьютерная культура имеет ярко выраженную логическую основу. Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить корректно, критически относиться к своим и чужим мыслям. Известный американский логик и математик С. Клини писал, что как бы мы ни относились к вопросу, возрастают ли наши способности находить верные выводы в результате изучения логики или нет, бесспорно, что в результате изучения логики увеличивается возможность проверять правильность рассуждений. Ведь логика дает методы анализа рассуждений. Даже если мы считаем, что сами не можем ошибаться в своих рассуждениях, то все же не сомневаемся, что есть немало склонных ошибаться, особенно среди несогласных с нами.

Известный физиолог академик Н. К. Анохин утверждал, что логика - это необходимый инструмент, освобождающий от лишних, ненужных запоминаний и позволяющий найти в массиве информации то ценное, что нужно человеку. Она нужна любому специалисту, будь он математик, медик, биолог. Мыслить логично - значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки. Эти качества мышления имеют значение в любой сфере деятельности, в том числе и в работе юриста, требующей точности мышления, обоснованности выводов. Лучшие русские юристы отличались не только глубоким знанием обстоятельств дела, но и строгой логичностью в изложении и анализе материала, неопровержимой аргументацией выводов, "неотразимой логикой", как когда-то говорили. Твердая логика придавала последовательность и убедительность их суждениям, помогала тщательно взвешивать и определять место любого доказательства по делу, убедительно обосновывать свои выводы. В то же самое время рассуждения, в которых отсутствует строгая логика, являющиеся непоследовательными и противоречивыми, затрудняют выяснение дела, а в некоторых случаях могут стать причиной судебной ошибки. Знание логики помогает юристу подготовить логически стройную, хорошо аргументированную речь, вскрыть противоречия в показаниях потерпевшего, свидетелей, обвиняемого, опровергнуть необоснованные доводы своих оппонентов, построить судебную версию, наметить логически выдержанный план осмотра места происшествия, непротиворечиво, последовательно и обоснованно составить официальный документ и т.п. Все это имеет важное значение в работе юриста.

Существуют несколько довольно распространенных заблуждений относительно логики. Например, считается, что логика необходима в повседневной жизни. Но каждый человек обладает естественным здравым смыслом и определенной дозой повседневного житейского опыта, которые позволяют мыслить и рассуждать более или менее правильно, если, конечно, речь не идет о сложных умозаключениях. Правда, за пределами житейской практики этот опыт, как и здравый смысл, бессилен и даже вреден. Здесь в дело вступают совсем другие знания и навыки. Другим заблуждением является убеждение в том, что мы можем выбирать, какой из существующих логик пользоваться. На самом деле, каждая из таких логик, в особенности если речь идет о неклассических логиках, имеет собственную ограниченную область применения, вне которой она почти бесполезна. Только традиционная формальная логика имеет почти безграничную область применения. Еще одно заблуждение- полагать, что современная логика может быть заменена одной из логик прошлого, например средневековой схоластикой. Современная формальная логика включает все наиболее ценное из прежних логик, к тому же ее содержание в отличие от содержания прошлых логик подверглось дополнительной проверке за последние столетия. Содержание это в современной логике дается чаще всего в более удачных по сравнению с прошлыми формулировках. И конечно, современная логика содержит в себе много нового. Заблуждением является также утверждение о существовании более "глубоких" по сравнению с традиционной логик, например трансцендентальной логики, диалектической логики или логики откровения. Все эти так называемые "логики" представляют собой философские взгляды тех или иных авторов, и, следовательно, подобные логики не имеют общезначимого характера. Зачастую подобные логики вообще не имели отношения к науке и существовали благодаря специфическим историческим обстоятельствам. Что же касается Откровения, то раз оно обращено к человеку и рассчитано на его восприятие, то оно должно быть сформулировано на понятном человеку языке, поскольку непонятное рискует быть непонятым. Следовательно, чтобы не терялся смысл Откровения, оно должно следовать правилам общепринятой логики.

Самое распространенное заблуждение относительно логики исходит из среды философских иррационалистов. Наиболее ярко подобный подход сформулировал Б. Паскаль, утверждавший, что у сердца есть доводы, неведомые разуму. При этом подходе человеку приписываются некие "высшие способности", не подчиняющиеся разуму, а следовательно, не подвластные логике. Но поскольку никто до сих пор не смог доказать наличие в человеке подобных "способностей", это утверждение остается голословным. За пределами логики лежит не другая логика, а абсурд. Все эти заблуждения происходят от неосознанного недовольства точностью, однозначностью и некоторой жесткостью логики, чего многие стремятся избежать.

Логика пользуется собственным искусственным, формализованным языком. Этот язык строится согласно набору заранее сформулированных правил, он не предназначен для повседневного общения; задача этого языка - выявление логической структуры нашей мыслительной деятельности. В отличие от обычного, естественного языка язык логики является четким как со стороны словаря, так и со стороны правил построения выражений и придания им значений. В языке логики существуют четкие критерии осмысленности слов и утверждений. Значение слов и выражений (понятий) зависит не только от них самих, но и от соглашения об употреблении слов (понятий) и построения высказываний. Данные соглашения или правила заранее сознательно формулируются. Кроме того, в логике каждый объект имеет только одно имя, имен, которым не соответствовали бы объекты, нет. Переводом структуры мысли на язык символов, изложением мыслей в четких понятиях и утверждениях можно отчетливей выразить и формальное сходство между суждениями внутри одной группы и различия между суждениями, отнесенными к разным группам. Поскольку логические формулы- только формы, пригодные для наполнения любым содержанием, постольку в логике операции (действия) - это прежде всего операции с формулами. Логика еще и по этой причине называется формальной. В логике происходит полное отвлечение от содержательного смысла исходных понятий и положений. При этом сознательно формулируются или перечисляются все правила логического вывода. Такая полная формализация включает в себя следующие моменты:

1) Обозначение всех исходных, неопределяемых терминов;

2) Перечисление принимаемых без доказательств формул, или аксиом;

3) Введение правил преобразований данных формул для получения из них новых выводов (теорем).

Проверка здесь не требует обращения к содержанию используемых понятий или суждений, она является последовательностью формул, каждая из которых либо является аксиомой, либо получается из аксиом посредством вывода. При этом работа с формулами и их совокупностями превращается в механическую операцию - цепочку алгоритмов и может быть доверена компьютеру. Многие проблемы без такой формализации не могут быть ни решены, ни даже сформулированы. Но такая формализация не может быть полной, поскольку согласно теореме Геделя достаточно богатая содержанием теория не может быть полностью формализована, в ней всегда будет содержаться неформализованный остаток.

Прежде чем достигнуть своего нынешнего состояния, логика прошла достаточно длительный путь развития. Первые теории, которые с некоторой долей условности могут быть отнесены к логике, появились в Древнем Китае, у конфуцианцев. Конфуцианцы уделяли значительное внимание соответствию слова и дела - "исправлению имен" и для этого занимались логическими вопросами классификации имен и выяснением отношений имен к обозначаемым ими объектам. Как в конфуцианстве, так и в других китайских философских школах разбирались методы обучения, доказательства, логических выводов и т.п. Но это обсуждение имело всегда вспомогательный характер и служило лишь средством "общетеоретической подготовки". Следует также отметить исключительно прикладной характер подобных занятий. Логика развивалась и в древней Индии, где она прошла несколько стадий. Появление первых логических теорий зафиксировано еще в древнеиндийском эпосе "Махабхарата", хотя тогда логические идеи были частью религиозно-метафизических воззрений. Довольно развитой логикой обладал буддизм, но индийская и китайская логики не вышли за пределы собственных культурных регионов. Подлинное рождение логики произошло в Древней Греции, прежде всего в трудах Аристотеля. Хотя отдельные логические идеи встречались и у более ранних греческих философов (например, у Зенона, парадоксы которого весьма способствовали развитию логических исследований), лишь Аристотель дал цельную логическую теорию не только как набор знаний, но и как логически стройную систему.

Аристотель впервые отделил логическую форму высказываний от их содержания. Он открыл атрибутивную форму высказывания- утверждения или отрицания чего-либо, описал структуру высказывания и его элементы (термины), охарактеризовал основные виды суждений и способы их правильного преобразования. Аристотель создал теорию логического вывода одних суждений из других, сформулировал основные логические законы и т.п. Но главное в логическом наследии Аристотеля- это учение о силлогизме. Категории по Аристотелю - не только фундаментальные смыслы бытия, но и наименьшие единицы высказываний; например в предложении "Человек бежит" есть элементы "человек" и "бежит". В высказываниях одна категория исполняет роль субъекта- того, о чем говорят, а другая - предиката - свойства того, о чем говорят. Так, в суждении "Сократ - человек" "Сократ" является субъектом, а "быть человеком" - его свойством. Ясно, что поскольку первая категория образует бытие, т.е. дает возможность быть чем-то всему, что с ней связано, постольку именно она будет субъектом, а другие категории будут ее предикатами, так как они соотносятся с ней как с субъектом. Изолированные и взятые сами по себе элементы высказываний по Аристотелю не истинны и не ложны; лишь суждения, выражающие их связь, могут быть истинными или ложными. Понятия, или категории, согласно Аристотелю, должны быть определены. Но что значит определить? Сам Аристотель полагал, что это означает выразить сущность вещей. Для этого необходимо найти "ближайший род" и "специфическое отличие". Если, например, мы хотим знать, что такое человек, то в процессе анализа мы выясняем, что это не просто живое существо (ведь растения - тоже живое), но животное чувствующее, специфическим же его отличием является наличие разума. Определение может быть правильным или ошибочным, ценным или малоценным, но оно не может быть истиной или ложью. Объединяя термины, мы получаем суждения. Суждение - это акт утверждения или отрицания, истина или ложь возникают вместе с утверждением или отрицанием. Истина возникает, если в суждении связано то, что разъединено в реальности, или разъединяется то, что в действительности связано. Ложны, по Аристотелю, суждения, соединяющие или объединяющие нечто вопреки реальности. Аристотель выделяет несколько видов суждений, например вероятностные и необходимые, утвердительные, отрицательные и т.п.

Когда мы нечто утверждаем или отрицаем, это не значит, что мы рассуждаем. Размышляем мы только тогда, когда идем от суждения к суждению, отслеживая необходимые связи между ними, т.е. находя одно как предшествующее, другое - как вытекающее из него. Если этой связи нет, нет органической потребности, нет и рассуждения. Идеальное рассуждение Аристотель называет силлогизмом. Силлогизм - это совершенное суждение, где заключение с необходимостью вытекает из посылок. В нем есть три предложения, два из которых - предпосылки, третье - заключение, нечто вроде застежки, скрепляющей два первых звена. Обе посылки при этом должны быть истинными, ясными, понятными, не нуждающимися в доводах. Здесь мы сталкиваемся с весьма уязвимым пунктом аристотелевской логики: как мы познаем эти посылки? Если мы делаем это с помощью других силлогизмов, то так можно продолжать до бесконечности. Других же способов Аристотель не предлагает. В силлогизме из универсальной истины извлекается частная истина- такой вывод называется дедуктивным, но как получить универсальные истины? У Аристотеля нет ответа на этот вопрос. В процессе познания сначала устанавливается сфера существования предмета- субъекта, вокруг которого вращаются все определения, каждая наука характеризует свой предмет через свои определения этого предмета. Затем определяется смысл терминов, принадлежащих данной науке. Но, чтобы сделать это, необходимо использовать определенные аксиомы, т.е. положения интуитивной очевидности, которые делают возможным доказательство, но сами принимаются без доказательства. Среди аксиом есть те, что являются общими для определенного числа наук, другие - для всех наук без исключения. В числе таких аксиом - принцип непротиворечивости: нельзя утверждать и отрицать об одном субъекте в одно и то же время в одном и том же отношении две противоположные характеристики. Другая аксиома того же типа - закон исключенного третьего, согласно которому невозможно, чтобы между двумя противоположными терминами был третий.

И. Кант утверждал, что логика Аристотеля родилась совершенной, но теория Аристотеля не была лишена существенных недостатков прежде всего по причине переоценки силлогизма по сравнению с другими формами доказательства, а также в силу переоценки дедукции как формы доказательства. Аристотель приводит, например, следующее рассуждение (силлогизм): "Все люди смертны, Сократ - человек, следовательно, Сократ смертен". Чтобы узнать истинно ли суждение "Сократ смертен", достаточно свидетельства об этом факте, оно восходит к свидетельствам тех, кто видел Сократа мертвым. Этого достаточно, чтобы уверить нас в смертности Сократа. Но когда утверждается, что "все люди смертны" дело меняется. Ведь нет ничего логически непротиворечивого в утверждении "Все люди бессмертны". Факт смертности всех людей мы выводим, например, из того, что вокруг нет людей, доживших до 300 лет. Но этот факт делает утверждение о всеобщей смертности более чем вероятным, но не достоверным. Он вообще не может быть достоверным, пока существуют живые люди. Эти ошибки возникают из-за того, что Аристотель не делает различия между субъектом "Сократ" и субъектом "все люди". Это впоследствии привело к утверждению о совершенно самостоятельном существовании общих понятий, таких как "люди", хотя это было сделано много позже Аристотеля. Античность знала и другие логические теории, например теорию стоиков - римских философов, но ничего принципиально нового по сравнению с логикой Аристотеля античность не дала. Продолжением и развитием античной логики была средневековая схоластика. Только в последние десятилетия ученые оценили ее по достоинству. До этого господствовало крайне упрощенное представление о ней как о пустом теоретизировании. Конечно, в схоластике было много такого, что способствовало подобной оценке: долгая возня с псевдопроблемами, пустые рассуждения, догматизм и т.п. Но это не отменяет главной заслуги схоластики: она стала школой европейской мысли, научила европейцев точному понятийному мышлению, построению сложных теоретических систем и т.п. Потребности средневековой логики диктовались прежде всего потребностями богословия в точном выражении оттенков мысли. Например, спор о двух природах Христа - божественной и человеческой- определил во многом стремление средневековых логиков к тонкому, даже ювелирному определению понятий. Именно в области определений средневековые логики работали с особой любовью и прилежанием, изощряясь в логико-грамматическом анализе и устанавливая общие правила. Но здесь же проявился основной недостаток средневековой логики - ее малая практическая пригодность, поскольку все эти замечательные результаты были слишком утонченными для практического использования и к тому же не имели соприкосновения с реальными проблемами.

В Новое время средневековая логика былаотброшена и забыта. Английский философ Ф. Бэкон предложил вместо нее индуктивный метод - выведение общего знания из частных посылок. Во Франции последователи Р. Декарта создали новый учебник по логике, основная идея которого в том, что логика - рабочий инструмент науки и практики, поскольку она принуждает ученого к строгим формулировкам мысли. Особый вклад в развитие логики внес Г. Лейбниц, выдвинувший идею математической логики. Лейбниц предложил создать универсальный искусственный язык, формализующий рассуждения подобно тому, как в алгебре формализованы вычисления. Лейбниц не осуществил своего замысла, этот замысел начал реализовываться только в конце XIX - начале ХХ в., начиная с работ Г. Фреге. Логика в это время разделяется на множество школ и направлений, о которых мы уже говорили. Начиная с 30-х гг. ХХ в., закладываются основы "машинной логики", самой известной разновидностью которой стала теория алгоритмов. Быстро выяснилась ограниченность данного способа мышления, проявляющаяся, например, в невыразимости всех содержательных истин в едином формальном языке, и тем самым неосуществимость лейбницевской мечты о создании универсального каталога, в котором содержались бы все возможные истины и их формальные доказательства. Несмотря на это, продолжает расти спрос на логику в математике, информатике, технических науках (например, в общей теории анализа и синтеза конечных автоматов), а также в гуманитарных науках: психологии, лингвистике, экономике. Роль логики в экономике особенно возросла после того, как начался процесс формализации экономической науки.

Основные ветви или разделы современной логики можно сгруппировать следующим образом.

1. Базисная логика, в которую входят: классическая логика, модальная логика, многозначная логика, неклассические теории логического следования.

2. Металогика, исследующая сами логические теории, их внутреннюю структуру и связи с описываемой ими реальностью.

3. Разделы математического направления, включающие теорию доказательства, теорию множеств, теорию функций, логику вероятностей, логическое обоснование математики.

4. Разделы логики, ориентированные на приложение в естественных и гуманитарных науках: индуктивная логика, логика, изучающая проблемные выводы, логические теории времени, причинности, логики норм, оценок, действия, решения, выбора и т.п.

5. Разделы, находящиеприменение при обсуждении философских проблем: логика бытия, логика изменения, логика части и целого, логические теории вопросов, знания, убеждения, воображения, стремления и т.п.

Следует при этом заметить, что границы между этими областями очень условны, одни и те же разделы логики могут использоваться и в философии, и в математике, и в металогике, и в естественных науках. Современная логика -прежде всего инструмент решения конкретных проблем.

В логике имеется ряд основных понятий, которые используются во всех разделах курса логики. Это прежде всего понятие предметной области. Каждая специальная наука имеет свой круг изучаемых проблем. Проблемы эти, как правило, не затрагиваются иными науками либо затрагиваются как вспомогательное средство решения собственных специальных задач. Астрономия, например, изучает движение небесных тел, история - события, совершающиеся в человеческой жизни, лингвистика - язык и т.п. Каждая наука поэтому имеет дело с определенным кругом предметов действительности, с определенными свойствами изучаемых ею предметов и отношений, которые и называются предметной областью. В результате развития науки в ее рамках возникают суждения о предметах ее области. Суждения эти могут выражать как те отношения, которые в принципе могут иметь место, так и отношения между предметами, которых не может быть или которые созданы искусственно. Так, например, один из героев Чехова, сравнивая "мужскую" и "женскую" логику, говорил, что у мужчины бывает 2 + 2 = 5, у женщины бывает 2 + 2 = стеариновая свечка. В первом случае мы имеем дело с ложным, но осмысленным утверждением, во втором случае мы имеем дело с бессмысленностью. Бессмысленное - это языковое выражение, не отвечающее требованиям, правилам языка. Бессмысленное не просто противоречит правилам, это выход за пределы языка, общения, за пределы логики. Бессмысленное не тождественно ложному, оно не истинно и не ложно. Осмысленные значения могут быть истинными или ложными, бессмысленные не могут быть ни теми, ни другими. Бессмысленное высказывание стоит как бы "по ту сторону действительности", оно не сопоставимо с действительностью, и поэтому оно не может быть ни истинным, ни ложным. Например, выражение "Если идет снег, то паровоз" нарушает правило, требующее соединять при помощи связки "если,...то" только высказывания. К тому же невозможно представить себе такую ситуацию, при которой данное событие имело бы место. Принципиальная непредставимость, немыслимость - еще одна характерная черта бессмысленности. Бессмысленными или осмысленными могут быть только суждения, понятия не могут быть бессмысленными, поскольку они не описывают положения дел и не сопоставляются с реальностью. Существуют различные виды бессмысленности. К самому простому виду относятся те высказывания, в которых нарушены правила синтаксиса. В языке логики, как и в естественных языках, эти правила сформулированы так, чтобы исключить бессмысленность. Но тем не менее высказывания типа "Подъезжая к станции, у меня с головы слетела шляпа" продолжают встречаться. Другой вид бессмысленности появляется благодаря сознательному действию автора по "сдвигу" смысла высказывания. Языковые правила часто бывают расплывчатыми и неопределенными, так что появляется возможность как бы "балансировать" на грани смысла и бессмысленности. Другой вид бессмысленности порождается литературным приемом, называемым "игрой со смыслом", этот прием характерен для Л. Кэрролла или Обэриутов. Более сложный вид бессмысленного представляют высказывания, логически корректные, но смешивающие разные выражения языка, например: "Цезарь - натуральное число" или "Теорема белая". Наконец, самый сложный вид бессмысленности является результатом смешения языка и метаязыка, т.е. языка, описывающего действительность, и языка, описывающего процесс описания действительности. В обыденной речи мы не обращаем на это внимание, и в результате имеет место знаменитый парадокс под названием "Лжец". Когда лжец говорит: "Я лгу", - лжет ли он при этом или говорит правду? Если он говорит правду, что он лжет, то он лжет, но поскольку он говорит, что он лжет, то он говорит правду. Но если он говорит правду, что он лжет, то значит он лжет. И так без конца. В предложении "Лжец лжет" - не нарушены никакие грамматические правила, но это предложение только на первый взгляд представляется осмысленным, оно бессмыслица, потому что представляет собой смешение предметного языка и языка, на котором говорят о предметном языке. В обычном языке нет границ, разделяющих осмысленные и бессмысленные высказывания, это можно расценивать как недостаток обыденного языка, но благодаря этому писателям в рамках словесного творчества удается передать то, что непередаваемо никакими иными средствами. Так, например, про одного незадачливого полководца XVIII в. современники говорили, что он "покрыл себя славой и мукой", намекая нато, что он во время сражения скрывался на мельнице. Подобные выражения активно применял Ф. М. Достоевский, который мог написать: "Он впадал в скорбь и шампанское" или: "Она ужасно умела слушать". Подобное возможно потому, что бессмысленное даже в своих крайних проявлениях остается связанным с языковой стихией; благодаря этой связи возможен даже перевод бессмысленности на другие языки (хотя этот перевод будет скорее интерпретацией).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.