Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ГИПОТЕЗА 1 страница




 

Получению достоверного знания в различных областях деятельности почти всегда предшествует осмысление и оценка имеющегося фактического материала. Эта мыслительная деятельность сопровождается выдвижением различных догадок и предположений. Затем в ходе дальнейших исследований эти догадки и предположения проверяются, в них вносятся поправки, многие из предположений отбрасываются, с тем чтобы в конце получить истинные результаты. Решающим звеном в этой познавательной, цепочке, обеспечивающей становление нового знания, является гипотеза. Гипотеза - это форма развития знаний, представляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью получения нового истинного знания.

Гипотеза - положение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения некоторого явления или группы явлений. Гипотеза может касаться существования объекта, причин его возникновения, его свойств и связей, его прошлого и будущего. Выдвигаемая на основе определенного знания об изучаемом круге явлений, гипотеза играет роль руководящего принципа, направляющего и корректирующего дальнейшие наблюдения и эксперименты. Гипотеза выдвигается в науке для решения некоторой конкретной проблемы: объяснения новых фактических данных, устранения противоречия теории с результатами эксперимента и т.п. Поэтому гипотеза - это необходимый компонент любого познавательного процесса. Там, где есть поиск новых фактов или идей, закономерных связей или причинных зависимостей, там всегда присутствует гипотеза. Гипотеза выступает связующим звеном между ранее достигнутым знанием и новыми истинами, одновременно она выступает познавательным средством, регулирующим логический переход от прежнего, неполного и неточного знания к новому, более полному, более точному.

Термин "гипотеза" происходит от греческих слов "hipo" - "под" и "thesis" - "утверждение". Этимологически слово "гипотеза" может быть истолковано как "предтезис", т.е. то, что имеет возможность превратиться в тезис, стать проверенным утверждением. Понятие "гипотеза" в обычном языке означает любое предположение, но в науке гипотеза так или иначе связана с проблемной ситуацией, т.е. с вопросом или группой взаимообусловленных вопросов, возникающих в ходе какой-либо деятельности. Не на всякие вопросы могут быть сразу даны однозначные ответы в виде категорических суждений, иной раз ответы принимают форму предположений, догадок, допущений и т.п. В психологическом плане предположению соответствуют субъективные состояния, включающие в себя известное сомнение, неуверенность в том, что дело обстоит именно таким образом. Поэтому выраженное в гипотетическом предположении суждение всегда имеет ослабленную эпистемическую модальность и является проблематичным суждением.

Такие предположения нуждаются в проверке. Иногда они легко и быстро проверяются какими-то несложными действиями. Скажем, чтобы проверить возникшую догадку, что голос в соседней комнате принадлежит знакомому человеку, достаточно открыть дверь в эту комнату. Также просто проверяются предположения (которые можно назвать гипотезами) об источнике шума за окном, о том, что причиной болевых ощущений в ноге является гвоздь в подошве, что экран телевизора погас из-за прекращения подачи электрического тока и т.п. Другие предположения (гипотезы) проверить сложнее. Таково, например, предположение, что все слова русского языка, содержащие букву "ф", заимствованы из других языков; таково возникшее подозрение, что студент П. имеет тенденцию несамостоятельно выполнять контрольные работы; такова догадка о закономерной зависимости между ростом потребления наркотиков в данном регионе и уровнем преступности в этом регионе и т.п. Проверка подобных предположений требует определенных, достаточно длительных и, по существу, исследовательских действий (включающих наблюдение, отбор материала и др.), направленных на то, чтобы исключить случайный результат.

Есть ситуации, когда предположения становятся исходным пунктом ряда весьма сложных интеллектуальных операций, осуществляемых в соответствии с определенной методикой. Чтобы уяснить смысл этой методики, рассмотрим несколько примеров. Собрав некоторые фактические данные о преступлении, следователь выдвигает предположение (версию), что преступником является некий Х. Далее он может рассуждать приблизительно так: "Если преступление совершил Х., то: а) по всей вероятности, он руководствовался определенными мотивами; б) у Х. не может быть алиби; в) след правого ботинка, оставленный на месте преступления, должен совпадать со следом какого-то экземпляра обуви Х." и т.п. Эти вытекающие из предположения следствия и становятся далее объектом проверки. Второй пример: наблюдаемые врачом симптомы болезни (жажда, похудение, утомляемость, сухость кожи) могут вызываться сахарным диабетом. Для проверки этой гипотезы производится анализ на содержание сахара в крови, который либо подтверждает диагноз, либо заставляет заменить его новым предположением (те же симптомы могут вызываться некоторыми другим заболеваниями).

Действия следователя и врача в этих примерах в некотором отношении однотипны, они основаны на следующих процедурах: 1) для объяснения или описания некоторого факта (события, процесса, объекта или группы объектов) выдвигается предположение в виде суждения р; 2) поскольку истинностное значение р не может быть установлено непосредственно, суждение рассматривается как логическое основание для выведения некоторого множества следствий q, г, s и т.д.; 3) установление истинностного значения полученных таким способом следствий (путем их сопоставления с фрагментами имевшегося или приобретаемого в ходе исследования знания) позволяет надлежащим образом оценить выдвинутое предположение.

Поэтому гипотеза - это возникающее в ходе интеллектуальной практики предположение, основу проверки которого составляют выводные операции с последующей истинностной оценкой получаемых следствий. В процессе разработки гипотеза может стать объектом доказательственных процедур, позволяющих сопоставить аргументы, подтверждающие или опровергающие выдвинутое предположение. Резких границ между предположением как таковым и гипотезой в специальном значении слова нет и не может быть; главное различие состоит в относительной сложности исследовательских процедур, направленных на проверку некоторого положения.

Иногда к этому добавляют и особое познавательное значение гипотезы в отличие от обычных предположений, сопровождающих повседневную практику. В этом смысле гипотеза с полным основанием может быть названа универсальной формой развития науки, предвестником великих открытий, необходимым этапом становления глобальных научных концепций. Гипотезой некогда была идея дискретного (атомного, корпускулярного) строения материи; как гипотеза возникла теория эволюции органического мира; руководствуясь гипотезой, европейцы открыли американский континент; благодаря гипотезе, была обнаружена планета Нептун и т.д. Любая сфера научного познания, в какой бы момент мы ее ни захватили, содержит множество гипотез, относящихся к единичным фактам или к некоторым закономерным связям. Даже в утвердившихся, общепризнанных научных теориях имеется множество гипотетических элементов, выраженных в форме проблематичных суждений. С этой точки зрения, гипотеза может быть охарактеризована как показатель динамики научного познания, становления нового, связи известного с неизвестным.

Существует несколько видов гипотез, различающихся с точки зрения их познавательных функций и объекта исследования. По функциям в познавательном процессе различают описательные и объяснительные гипотезы. Описательная гипотеза - это предположение о присущих исследуемому объекту свойствах. Оно обычно отвечает на вопрос: "Что представляет собой данный предмет?" Описательные гипотезы могут выдвигаться с целью выявления состава или структуры объекта, раскрытия механизма его деятельности, определения его функциональных характеристик. Так, например, возникшая в теории физики гипотеза о волновом распространении света была гипотезой о механизме светового движения. Предположение химика о компонентах и атомных цепочках нового полимера относится к гипотезам о составе и структуре. Гипотеза обществоведа, предсказывающая ближайший или отдаленный социальный эффект нового закона, относится к функциональным предположениям. Особое место среди описательных гипотез занимают гипотезы о существовании какого-либо объекта, эти гипотезы называют экзистенциальными. Примером такой гипотезы может служить предположение о существовании некогда на Земле двух материков - Западного и Восточного или предположение о существовании Атлантиды.

Объяснительные гипотезы - это предположения о причинах возникновения объекта исследования. Такие гипотезы обычно выясняют причины и условия, сделавшие возможным то или иное событие. Примеры таких предположений: гипотеза о Тунгусском метеорите, гипотеза о причинах ледниковых периодов на Земле, предположения о причинах вымирания животных в различные геологические эпохи, гипотезы о побудительных причинах и мотивах совершения обвиняемым конкретного преступления. История науки показывает, что в процессе развития знаний вначале возникают экзистенциальные гипотезы, объясняющие факт существования конкретных объектов. Затем возникают описательные гипотезы, выясняющие свойства этих объектов. Последняя ступень - построение объяснительных гипотез, раскрывающих механизм и причины возникновения исследуемых объектов.

В зависимости от объекта исследования различают общие и частные гипотезы. Общей гипотезой называют предположение о наличии каких-либо закономерных связей в изучаемых объектах. Примерами общих гипотез могут служить: гипотеза М.В. Ломоносова об атомистическом строении вещества; гипотезы о происхождении небесных тел; гипотезы об органическом и неорганическом происхождении нефти и др. Общие гипотезы выполняют роль строительных лесов в развитии научных знаний. Будучи доказанными, они становятся научными теориями и являются ценным вкладом в развитие научных знаний.

Частная гипотеза - это обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и явлений. Если единичное обстоятельство послужило причиной возникновения других фактов и если оно недоступно непосредственному восприятию, то познание его принимает форму гипотезы о существовании или о свойствах этого обстоятельства. Частные гипотезы выдвигаются как в естествознании, так и в гуманитарных науках. Археолог, например, выдвигает гипотезу о времени происхождения и принадлежности к той или иной культуре найденных предметов, историк строит предположения о роли тех или иных людей в известных событиях и т.п. Частными являются и гипотезы, выдвигаемые в судебно-следственной практике, поскольку здесь объектом предположений являются единичные события, факты, поступки отдельных людей и т.п.

Наряду с терминами "общая гипотеза" и "частная гипотеза" широко применяется термин "рабочая гипотеза". Рабочая гипотеза - это выдвигаемое в начале исследовательской работы предположение, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать имеющиеся факты и дать им первоначальное объяснение. Специфика рабочей гипотезы состоит в ее временном и условном характере. Для исследователя крайне важно с первых шагов своей работы систематизировать имеющиеся у него данные, с тем чтобы наметить пути дальнейшего исследования. В дальнейшем рабочая гипотеза либо превращается в обычную гипотезу, либо заменяется другими гипотезами, если будет установлена ее совместимость с новыми фактами.

В судебно-следственной практике, а также в историческом, социологическом и других исследованиях при объяснении отдельных фактов или совокупности обстоятельств часто выдвигают ряд гипотез, по-разному объясняющих эти факты. Такие гипотезы называют версиями (от лат. versio - оборот). Версия в судопроизводстве - одна из возможных гипотез, объясняющих происхождение или свойства отдельных юридически значимых обстоятельств преступления или преступление в целом. При расследовании уголовных преступлений и судебном разбирательстве строят различные по содержанию и охвату обстоятельств версии. Среди них различают общие версии и частные версии.

Общая версия - это предположение, объясняющее все преступление в целом как единую систему конкретных обстоятельств. Общая версия отвечает на множество взаимосвязанных вопросов, выясняя всю совокупность юридически значимых обстоятельств дела. Важнейшими среди этих вопросов будут следующие: какое преступление совершено? Кто его совершил? Где, когда, при каких обстоятельствах и каким способом оно совершено? Каковы мотивы преступления? Какова степень вины каждого из участников преступления? Общая версия, освещая все подлежащие выяснению в ходе расследования вопросы, носит черты общего суммирующего предположения, объясняющего все преступление в целом.

Частная версия - это предположение, объясняющее отдельные обстоятельства рассматриваемого преступления. Будучи неизвестным или малоизвестным, каждое из обстоятельств может быть предметом самостоятельного исследования, по поводу каждого из них также создаются версии, объясняющие особенности и происхождение этих обстоятельств. Примерами частных версий могут быть следующие предположения: о местонахождении преступника или похищенных вещей, о соучастниках деяния, о способе проникновения преступника к месту совершения деяния, о мотивах совершения преступления и многие другие.

Частные и общие версии тесно взаимосвязаны друг с другом в процессе расследования. Знания, полученные с помощью частных версий, служат основой для построения, конкретизации и уточнения общей версии, объясняющей преступное деяние в целом. В свою очередь, общая версия дает возможность наметить основные направления для выдвижения частных версий по поводу еще не выявленных обстоятельств дела.

Построение версии, как и любой гипотезы, складывается из трех последовательных этапов: 1) анализ отдельных фактов и поиск связей между ними; 2) обобщение фактов; 3) выдвижение версии.

- Анализ фактов. В процессе построении версии, чтобы уяснить характер преступного деяния и лиц, виновных в его совершении, необходимо аналитически исследовать имеющийся фактический материал. Анализ - это мыслительное расчленение сложного явления на составляющие и последовательное их изучение. Цель анализа - выделить среди множества фактических обстоятельств такие, которые прямо или косвенно, явно или неявно, близко или отдаленно связаны с преступным событием. Исходный фактический материал обнаруживают в процессе производства осмотров и обысков, при ознакомлении с документами, при допросах свидетелей и обвиняемых. Например, при осмотре места происшествия фиксируют следы ног, отпечатки пальцев, следы повреждений, возможные орудия преступления, забытые вещи и т.п. Не оставляют без внимания и предметы, первоначально кажущиеся не связанными с исследуемым событием, вроде кусочков бумаги, окурков и т.п., которые впоследствии помогут восполнить картину преступления. В процессе анализа важно выявить у различных фактических обстоятельств нечто общее, а именно наличие у них связи с преступлением. При этом учитывают, что общий признак для многих фактов - связь каждого из них с конкретным событием - проявляется каждый раз в специфической форме в зависимости от особенностей каждого конкретного дела.

Связь отдельных фактов с событием преступления устанавливается логическим путем. Задача эта не является простой. Успешное решение ее помимо знания техники, тактики и методики оперативной и следственной работы предполагает также владение искусством логического анализа.

Умозаключения, с помощью которых анализируют факты, зависят как от особенностей самих фактов, так и от характера уже имеющихся у исследователя знаний. Если исследователь прибегает к использованию каких-либо общих знаний, его вывод протекает в форме дедуктивных умозаключений (например, в форме силлогизма). В качестве исходных посылок силлогизмов выступают либо проверенные наукой суждения, либо полученные в судебно-следственной практике эмпирические обобщения. В процессе анализа используют также информацию о единичных случаях и фактах, которые встречались при расследовании других дел. В этом случае строят умозаключение по аналогии, уподобляя одно единичное явление другому. Анализ фактов может протекать и в форме индукции. Например, по сходным особенностям почерков в ряде анонимных клеветнических письменных заявлений следователь сделал предположительный обобщающий вывод о том, что все они написаны одним и тем же лицом. И в дедуктивных, и в индуктивных умозаключениях и в умозаключениях по аналогии имеет место решение одной и той же задачи - отобрать из множества исследованных фактов лишь такие, которые дают основание для предположения об их связи с преступлением.

- Синтез фактов представляет собой новый шаг в их логической обработке. Синтез есть мысленное объединение аналитически выделенных признаков в некое единство, при этом случайные признаки отбрасываются. Исследовательская деятельность требует умения правильно связывать между собой события и обнаруживать зависимость между ними. Обнаружение этой зависимости позволяет восстановить всю цепь причинной связи, установить факты, лежащие в начале этой цепи, которые обусловили появление всех других обстоятельств.

- Выдвижение версии. Логический механизм выдвижения версии сводится к следующему: исходный материал анализируют, исходя из имеющихся принципов исследовательской деятельности, отделяют существенное от несущественного и синтезируют относящиеся к делу факты в некое непротиворечивое множество. Оно выполняет роль эмпирического базиса, который вместе с предшествующими обобщениями составляет версию.

Основными принципами, в соответствии с которыми производится выдвижение предположения, являются: объективность, рациональность, всесторонность и конкретность.

Принцип объективности исследования означает, что исследователь в своей деятельности должен руководствоваться интересами установления истины, а не своими субъективными склонностями, предпочтениями и желаниями. Плохо, когда гипотезу или версию отстаивают потому, что она своя, а не потому, что она наиболее правдоподобна или вероятна. В психологическом плане объективность означает отсутствие предвзятости к фактам, участникам событий и т.п.

Принцип рациональности означает выдвижение лишь тех объяснений, которые могут быть подтверждены с помощью доступного (прежде всего эмпирического) материала. Разного рода фантастические предположения (например, об участии в событии потусторонних сил) не должны даже рассматриваться. Здесь действует принцип, получивший название "бритвы Оккама", который гласит: "Не следует умножать сущностей без необходимости".

Принцип всесторонности исследования предполагает учет всех обстоятельств дела, всего исходного эмпирического материала. Версия, или гипотеза, должна дать рациональное объяснение всем собранным фактам, не допуская никаких исключений. Если версия строится с учетом лишь части фактов, тех, что согласуются с выдвинутым предположением, и игнорирует те факты, которые ей противоречат, то она не может считаться надежной. Будучи односторонней, а значит, и необъективной, такая гипотеза обычно уводит следствие в сторону от истины. Всесторонность также требует построения всех возможных в конкретных условиях версий. Поскольку первичный материал в любом эмпирическом исследовании, как правило, бывает неполным, он тем самым дает представление лишь об отдельных фактах или зависимостях между явлениями. Этого недостаточно, чтобы выявить всю цепь взаимосвязей, необходимо предложить все возможные объяснения, построить ряд версий, по-разному объясняющих неизвестные обстоятельства. Часто у исследователя возникает искушение заниматься лишь одной, наиболее правдоподобной версией, игнорируя другие. Это может задержать расследование или привести к судебной ошибке.

Принцип конкретности означает, что при построении версии должны приниматься во внимание не любые факты, а лишь те, что относятся к данному делу. Кроме того, характер данной версии должен соответствовать логическим средствам, применяемым для ее построения. Так, версия, построенная с помощью индукции, будет, как правило, менее общей, чем та, что получена при помощи дедукции.

В исследовательской деятельности выбор способа доказательства зависит от особенностей области исследования. В юридической практике основными являются непосредственное обнаружение предметов, существование которых предполагается в гипотезе, и логическое доказательство гипотезы.

Версии в судебном исследовании, как и многие научные гипотезы, нередко ставят своей задачей выяснение факта существования в определенное время и в определенном месте конкретных предметов и явлений либо отвечают на вопрос о свойствах и качествах таких предметов. Наиболее убедительным способом превращения такого предположения в достоверное знание является непосредственное обнаружение в предположенное время или в предположенном месте искомых предметов либо непосредственное восприятие предположенных свойств. Например, при расследовании уголовных дел важной задачей является обнаружение полученных преступным путем вещей, ценностей и денежных сумм, а также орудий преступления. Версии, доказываемые непосредственным обнаружением предположенной причины, всегда являются частными версиями. С их помощью, как правило, устанавливаются отдельные фактические обстоятельства дела, отдельные стороны события.

Логическое доказывание версий протекает опосредованным путем, поскольку познаются события, имевшие место в прошлом, или явления, существующие и в настоящее время, которые являются недоступными непосредственному восприятию. Так доказываются, например, версии о способе совершения преступления, о виновности, мотивах совершения преступления, обстоятельствах совершения преступлений и т.п. Доказательство гипотезы может совершаться в форме прямого и косвенного доказательства.

Познавательные процессы, ведущие к возникновению гипотез, различны. Гипотезы могут быть итогом более или менее сложных интеллектуальных операций (умозаключений, в которых используются вероятные посылки или (и) вероятностные выводные схемы). Иногда гипотезы связаны с попыткой объяснить непосредственно воспринимаемые факты, например, резкое отклонение магнитной стрелки компаса может вызвать предположение о близком расположении большого железорудного месторождения. Многие гипотезы основаны на необходимости проверять сообщения, не обладающие достаточной степенью достоверности (например, о существовании "снежного челов." или "Лох-Несского чудовища"). Нельзя исключать и возможность связи возникновения гипотез и имеющихся форм хранения и передачи информации.

Поскольку гипотеза является формой приобретения нового знания, изначально заложена идея развития. Гипотеза не может быть самоценной. Она задумана всего лишь как предположение, предназначена для того, чтобы, сыграв преходящую роль в становлении некоего фрагмента знания, сойти со сцены. Можно сказать, что всякая, особенно плодотворная, гипотеза уже в момент своего возникновения как бы содержит идею самоотрицания: гипотеза должна либо превратиться в достоверное знание (перестать быть гипотезой), либо, обнаружив свою несостоятельность, уступить место иным гипотезам. Конечно, на практике гипотезы существуют длительное время (и притом именно как гипотезы), а представления об их вероятности могут многократно и резко меняться. Так, гипотеза о существовании атомов была выдвинута в V в. до н.э., а первые неоспоримые подтверждения ее правоты были получены лишь в ХIХ в., а гипотеза о шарообразности земли была подтверждена через пятнадцать веков после того, как она была высказана.

Однако в идеале любая гипотеза ориентирована на прохождение некоего цикла, складывающегося из следующих этапов: 1) зарождение (выдвижение); 2) развитие гипотезы (выведение следствий из гипотезы); 3) ее проверка (доказательство, обоснование, опровержение).

Начальным этапом разработки гипотезы является ее выдвижение. Построение гипотезы всегда сопровождается выдвижением предположений о природе исследуемых явлений, которое является логической сердцевиной гипотезы и формулируется в виде отдельного суждения или системы взаимосвязанных суждений. Гипотеза, как правило, рождается в результате анализа фактического материала, главным образом, на базе обобщения многочисленных наблюдений. Важную роль в возникновении плодотворной гипотезы играют интуиция, творческие способности и фантазия исследователя. Однако гипотеза, и особенно научная гипотеза, представляет собой не просто интуитивную догадку, фантазию или допущение, а предположение, опирающееся на конкретные материалы и рационально обоснованное.

Учеными-методологами неоднократно предпринимались попытки сформулировать жесткие методологические требования, которым должна удовлетворять гипотеза в стадии ее выдвижения. Иногда эти попытки принимали форму перечня критериев, якобы позволяющих отличить гипотезу от простого предположения. Среди подобных критериев назывались: соответствие фактическому материалу, принципиальная проверяемость, приложимость к достаточно широкому кругу явлений и др. Вряд ли эти попытки можно признать вполне удавшимися. Различия между предположением и гипотезой в узком смысле слова весьма неопределенны, элемент неизбежной терминологической условности не позволяет указать ту жесткую границу, за которой гипотеза переходит в простое предположение (или наоборот); в психологическом плане акт зарождения гипотезы часто бывает интуитивен; трудно назвать и исчерпывающе точный набор логико-методологических требований, регламентирующих становление гипотезы, поскольку многие из указанных требований сами по себе недостаточно ясны. Скажем, руководствуясь принципом проверяемости, запрещающим рассматривать гипотезы, которые не могут быть проверены, следовало бы в свое время отказаться от исследований Марса, поскольку до начала космической эры он был недоступен для человека. В настоящее время нельзя предложить никаких способов проверки гипотезы о существовании у животных "предэстетического импульса", которая объясняет и многие другие непонятные факты из жизни животных и птиц, например пристрастие многих из них к блестящим предметам. Мы не можем сейчас указать на способы проверки этой гипотезы, но и не можем на этом основании лишить ее права на существование.

Так же представляется сомнительным требование об обязательном соответствии гипотезы фактам. От гипотезы не нужно требовать пассивного приспособления к тому, что момент ее выдвижения считается фактом. Факты - не только исходный момент конструирования гипотезы, но и руководство к возможной корректировке как выдвигаемого предположения, так и самих фактов. В определенных условиях правомерна даже гипотеза, противоречащая хорошо установленным фактам. Вырывая факты из привычного теоретического контекста, она заставляет посмотреть на них с новой точки зрения и повышает вероятность обнаружить в них то, что ранее проходило незамеченным.

Столь же сомнительно включение в перечень обязательных признаков гипотезы принципа общности. Если понимать под ним охват достаточно широкого круга явлений, то использование данного принципа лишает статуса гипотезы любые предположения о единичных фактах, даже если они обладают исключительным научным значением (это в особенности касается исторических исследований). Поэтому требования, предъявляемые к гипотезе при выдвижении, не могут существенно отличаться от тех характеристик, которым должны удовлетворять многие другие проблематичные суждения.

Одна из специфических особенностей гипотезы связана с идеей ее рационального включения в некий фрагмент знания. Суждения (группы суждений), в которых выражаются гипотезы, должны быть способны сыграть роль логических оснований для более или менее сложных выводных конструкций. Внешним показателем этого является возможность построения истинных импликаций, где суждения, выражающие гипотезу, выступают в позиции антецедента, например: "Если Земля шарообразна, то практически осуществимо кругосветное путешествие"; "Если Земля шарообразна, то линия горизонта, наблюдаемая при широком обзоре, имеет форму дуги"; "Если писатель М. проездом посетил город Р., то этот факт получил отражение в местной печати" и т.п. Оперативно проверяемой и в этом смысле перспективной гипотезой можно считать такую, для которой истинностное значение консеквента в подобных импликациях устанавливается достаточно быстро. Однако оценка гипотезы под этим углом зрения весьма относительна. История науки знает множество теорий, которые на стадии своего гипотетического существования считались неперспективными (такова была, например, гипотеза о шарообразности Земли).

Из сказанного ясно, что гипотеза должна быть представлена таким суждением или группой суждений, содержание которых определенным образом связано с неким фрагментом развивающегося знания. Возможность построения выводных конструкций, включающих в себя гипотезу, есть лишь один из аспектов этой связи. Вторым, не менее важным условием выдвижения рациональной гипотезы является ее согласованность с уже имеющимся знанием. Понятие согласованности является довольно объемным, но минимально необходимым требованием, предъявляемым к гипотезе, является ее непротиворечивость (гипотеза не может противоречить фактам, для истолкования которых она была выдвинута). Гипотеза р не может быть рационально согласована с множеством суждений, если в этом множестве имеется суждение `р. Гипотеза обнаружит свою несостоятельность, как только из упомянутого множества суждений будет выведено суждение `р.

В поэме Гоголя "Мертвые души" городские чиновники собираются, чтобы обсудить известие о странных действиях Чичикова. Они начинают строить догадки (выдвигать гипотезы) о том, кто такой Чичиков. Почтмейстер предположил, что Чичиков - разбойник капитан Копейкин. Рассказ о Копейкине был выслушан чиновниками с интересом, и лишь в конце рассказа слушатели обратили внимание почтмейстера на несоответствие его гипотезы фактам. Дело состояло в том, что капитан Копейки потерял в сражении руку и ногу, тогда как у Чичикова руки и ноги были целы. Противоречивость между предположением и исходными данными привела к тому, что гипотеза почтмейстера отпала.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1023; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.