Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЧАСТЬ II 7 страница




3.Связь Руси с Византией.

4.Русь до XI в.

5.Представление о славянах и русах арабских авторов.

6.Появление варягов-русов в Киеве.

7.Отношения полян-руси к варягам-русам.

8.ІХ-ХІІ вв. - период мировой известности Киевской Руси.

9.Границы Киевской Руси до порабощения монголо-татарами.

10. Особенности формирования государственного правления в Киевской Руси.

 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ УКРАИНСКОЙ НАРОДНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЕ УКРАИНСКОГО ГОСУДАРСТВА

К XV в. в основном сложилась украинская народность. В XVI в. образовалась Запорожская Сечь - центр украинского казачества.

Название Запорожская Сечь происходит от наименования главного укрепления Сечи. До 1656 г. структура казацкой Сечи бы­ла представлена «республикой». Ее верховным органом была сече-вая рада, которая возглавлялась кошевым атаманом. Вся Сечь де­лилась на курени - войсковые подразделения, всего их было до 38 с принадлежащими им жилыми помещениями.

Запорожская Сечь играла определяющую роль в борьбе с крымскими, турецкими, польско-украинскими феодалами. В 1709 г. Старая Сечь была ликвидирована, а в 1734 г. правительством соз­дается новая Сечь. Через 21 год она ликвидируется царизмом, что было связано с подавлением Крестьянской войны под руково­дством Е.И. Пугачева.

В конце XVI в. прокатились крестьянско-казацкие войны 1591-1593 гг., 1594-1596 гг. В XVII в. под руководством Богдана Хмель­ницкого войной украинского народа завершилась борьба против польско-литовской шляхты и турецкой агрессии 1648-1654 гг. В 1654 г. произошло воссоединение Украины с Россией.

В 1660 г. Юрий Богданович Хмельницкий, Гетман Украины (1659— 1663), разорвал союз с Россией и подписал с Польшей Слободищенский трактат. В последующем Украинское казацкое войско участвовало в Полтавском сражении (1709 г.).

В последующем к отделению Левобережной Украины от Рос­сии стремился Иван Степанович Мазепа. Во время Северной вой­ны (1700-1721) он перешел на сторону вторгшихся на Украину шве­дов. После Полтавской битвы в 1709 г. бежал в турецкую крепость Бендеры.

Во второй половине XVIII в. южноукраинские земли освобожда­ются от турецкого ига, в конце XVIII в. Правобережная Украина вос­соединилась с Россией. Отмена крепостного права 1861 г. ускорила развитие капитализма в Украине.

Трудящиеся Украины участвовали в революции 1905-1907 гг., Февральской и Октябрьской революциях 1917 г. Советская власть установлена в ноябре 1917 - январе 1918 г.

Украинская Советская Социалистическая Республика образова­на 25 декабря 1917 г.

В период становления власти в Украине идет жестокая борьба. Органом государственной власти в Украине с марта по декабрь 1917 г. являлась Центральная Рада, которая находилась в Киеве, а с января по апрель 1918 г. - в городах Житомире и Сарны. Председа­телем являлся М.С.Грушевский. Исполнительным органом был Генеральный секретариат. После Октябрьской революции провоз­гласили Украинскую Народную Республику, которая стала одним из общероссийских центров борьбы против Советской власти.

В гражданской войне 1918-1920 гг. были разгромлены Цен­тральная рада, Директория, войска белой гвардии, австро-германс­ких и англо-французских интервентов. В результате советско-польс­кой войны в 1920 г. Западная Украина отошла к Польше. В ноябре 1939 г. Западная Украина воссоединилась с УССР. В июне 1945 г. Закарпатская Украина воссоединилась с УССР, а в 1954 г. в состав УССР вошла Крымская область. С 1922 по 1991 гг. УССР находи­лась в составе СССР. Такова сжатая история украинского этноса и образования украинского государства.

Формирование украинского этноса неотделимо от истории раз­вития древней руси. Стремление выделить особые черты, которые присущие только украинскому и не свойственные белорусскому или русскому этносу, всегда имело беспочвенную основу. На протяже­нии тысячелетий своего развития эти братские народы всегда объ­единяла внешняя опасность, вне зависимости от того, приходила она с запада или с востока.

В мирные периоды своего существования на протяжении тыся­челетий во всех социокультурных образованиях междоусобные рас­при, внутриэтнические, социальные конфликты систематически потрясали жизнь общества. Стремление выделить особые психоло­гические черты славянского этноса, и украинского в том числе, не­пременно приводит к анализу условий жизни народа в конкретных социально-исторических условиях. Полученные результаты, естест­венно, носят характерные особенности, но они не могут трансфор­мироваться как неизменные и присущие всегда только данному этнокультурному образованию.

Занимая благоприятное географическое положение и находясь в центре евроазиатского континента, территория Украины всегда являлась привлекательной зоной как для хозяйственно-торговых отношений, так и для грабительских военных нападений. Откры­тые со всех сторон государственные образования на этой террито­рии могли выжить, применяя как тактику военного противостоя­ния, так и мирной ассимиляции с соседними государствами. Имен­но общность социально-средовых условий тысячелетних формиро­ваний жизнедеятельности многих славянских народов породила специфичность этнического образования, объединенного экономи­ческими условиями жизни, соответствующими культурой общения, политическим укладом, языком общения. Как и на протяжении все­го предшествующего периода развития, сегодня продолжается формирование этнокультурного образования, которое объединяет­ся под названием «украинцы». Данный процесс не может зависеть от желания или усилий отдельных личностей и искусственного на­вязывания пути развития нации.

Как и на протяжении всей истории развития общества, процесс его самоорганизации определяется внешними геополитическими соотношениями сил и внутренними социально-экономическими противоречиями государственного устройства общества. В целом, в мире все в большей мере идут интеграционные процессы, интер­национализация отношений, и стремление разделить людей на эт­нические образования, замыкание их в узких границах этнического самосознания не имеет будущего. На данном этапе эти стремления имеют целенаправленное действие именно в том плане, чтобы ос­лабить конкурентоспособность и военным или экономическим пу­тем присоединить новые жизненные пространства к сильнейшему в данный период времени. Процесс самоорганизации общества не­изменно подчиняется объективным законам развития мира, и глу­бокое понимание их позволяет с меньшей остротой конфликтных противоречий решать как внутригосударственные, так и межгосу­дарственные отношения. Именно этим определяется значимость этнопсихологии как социально-политической науки. У каждого на­рода имеются свои герои, которые являются предметом гордости и достоинства, есть предатели, которых презирают, враги, которых необходимо ненавидеть, друзья, на которых полагаются и которым доверяют.

Абсолютизация тех или иных из них относительно какого-либо этноса носит чисто воспитательный характер и преследует психо­логическое воздействие формирования нужного стереотипа пове­дения. Но сложившиеся столетиями формы отношений в виде тра­диций, представлений, ритуалов не могут быть сразу разрушены, так как они продолжают поддерживаться конкретными социально-средовыми условиями. Изменение последних делает эти традиции пережитками прошлого, которые безболезненно уходят в историю. Сохранение стабильных условий взаимообусловленных отношений делает столь же стабильными особенности социально-средового наполнения поведения этноса или народности со всеми специфиче­скими чертами, которые определяются средой жизнедеятельности. Этот факт и дает основания говорить об особенностях психологии поведения, характерной для данного социокультурного образования.

Вопросы для самоконтроля

1.Период окончательного формирования украинской народности.

2.Организация украинского казачества.

3.Союз Украины и России и его политическое значение.

4.Период создания Украинской Народной Республики.

5.Формирование Украины в составе СССР.

 

МИГРАЦИЯ КАК ФАКТОР ИЗМЕНЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВА

В культуре, быте, языке любого государства, даже этнически чистого, всегда присутствуют элементы заимствования не только у близких, но и у весьма отдаленных соседей. Эта отдаленность мо­жет быть как во времени, так и территориальной и иметь различ­ную силу проявления. В одних ситуациях присутствие таких эле­ментов связи и их проявление составляют предмет гордости и чес­ти. В других случаях их стараются скрыть, отмежеваться от какой-либо общности, утверждая чистоту этноса. Одна и та же состав­ляющая истории этноса в разных условиях и в разное время можетиметь разное значение. Этот фактор играет исключительно важ­ную роль в психологии массового воздействия, в формировании идеологической работы, в ведении пропагандистской деятельности.

Причины постоянного процесса перемешивания этнических ли­ний на протяжении всего существования общества людей остаются одинаковыми и носят абсолютный характер, что говорит о наличии объективных закономерностей этого процесса. На каждом истори­ческом этапе этот процесс имеет свое социально-средовое отобра­жение и форму разрешения. Во всех случаях перемешивание этни­ческих составляющих населения связано с процессом его миграции, причина которой может быть как привлечение одной стороны дру­гой, так и гонение, что говорит о двух видах побуждающих условиях -положительных и отрицательных. В различных ситуациях долевая значимость этих составляющих может быть разной.

Для понимания причин, побуждающих потребность в миграции населения, необходимо представить существующую классифика­цию этого процесса и определить социальную и биологическую его составляющие.

Перемещение населения из одной страны в другую носит на­звание эмиграции (выселение), что означает добровольный или вынужденный уход людей из страны, гражданами которой они яв­ляются, и их расселение в какой-либо другой стране, либо имми-грацы (вселение), когда граждане одного государства поселяются постоянно или на длительный промежуток времени на территории другого государства.

Как вселение, так и выселение являются составной частью об­щего, объединяющего их понятия «миграция», поэтому для харак­теристики каждого из них и введения классификации достаточно рассмотреть природу миграционного процесса в общем.

Миграция (migratio от migro - переселяюсь) - перемещение людей, связанное со сменой места жительства. Подразделяется на безвозвратную, временную, сезонную. Миграция может подразде­ляться на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя миграция связана с перемещением сельского населения в город и городского в село. В связи с индустриализацией жизни как тенденцией развития на со­временном этапе миграция сельского населения в город представ­ляет серьезную проблему во всем мире. Внутреннюю миграцию можно рассматривать в целом как смену района жительства.

Выделяются так называемые маятниковые миграции - регу­лярные поездки к месту работы, учебы, лечения за пределы своего места проживания. Этот вид миграции может быть как внешним, так и внутренним.

Во всех случаях процесс миграции приводит к перемешиванию в результате общения элементов культуры, обычаев, ознакомле­нию с образом жизни других народов или ближайших соседей.

В основе миграционных процессов всегда лежат побуждающие причины, которые определяют мотивацию такого рода поведения, как смена места жительства. Потребность в этом может быть про­диктована как принуждающими, так и привлекающими факторами. То есть в диапазоне различных жизненных ситуаций можно выде­лить крайние границы как принуждающие (-1), так и привлекающие (+1), которые побуждают к смене места жительства. В свою оче­редь все многообразие жизненных ситуаций охватывается социаль­ными и биологическими условиями жизнедеятельности, что и со­ставляет поле системообразующих условий, диктующих миграци­онные процессы. В стабильных условиях жизни в пределах этого поля наблюдается нормальное распределение граждан по оседло­сти и побуждающим причинам перемещений (рис.8).

Биологические условия оседлости или необходимого переселе­ния были в полной мере объяснены исследованиями по изучению индивидуальной нормы функциональной жизнедеятельности орга­низма. В работах ученых Сибирского отделения Академии Наук СССР были показаны существенные различия в константах меди­цинских норм здоровья жителей европейской части страны и або­ригенов азиатского севера. Аналогичные исследования проводи­лись в 60-70-е гг. XX в. во всех странах. Была также установлена отдаленность перемещения одного народа по территории плане­ты, а также допустимая скорость такого перемещения, когда не наблюдаются неблагоприятные изменения в состоянии здоровья.

Истинная причина этого явления стала понятна только в последнее десятилетие благодаря развитию математической биологии.

Человек, находясь в конкретной среде существования и будучи тесно связан адаптивными адекватными формами поведения, представляет как бы сжатое внутреннее отображение окружающей его внешней среды жизнедеятельности. Именно климатогеографи-ческие условия, микроэлементы в продуктах питания влияют на структуру обменных процессов. Последние при всей допустимой их вариации проявляются в конституции телосложения, темперамен­те характера поведения и являются внешним своим проявлением. Именно этим и объясняется многообразие конституциональных типов телосложения для конкретных регионов на нашей планете, что определяет расовые и этнические типы. Однако это ни в коем случае не определяет уровень интеллектуальных различий такого вида типизации людей и однозначно указывает на невозможность существования высшей расы, способной расселиться по всей плане­те без ее трансформации под влиянием физических условий окру­жающей среды.

Подробно эти вопросы изучаются в курсе антропологии. В дан­ном случае необходимо лишь понимать наличие диапазона биоло­гических факторов среды, которые могут быть причиной миграци­онного процесса для одних лиц и строгой оседлости для других. Пренебрежение этими сведениями или их незнание может приво­дить к тяжелым нарушениям здоровья с летальным исходом, что констатируется большим объемом практических наблюдений из истории вынужденного переселения большого контингента людей.

Наряду с биологическими факторами, но вне зависимости от них существуют социальные условия организации жизнедеятельно­сти людей, которые могут создавать условия, побуждающие к уходу из данной среды жизнедеятельности. Эти условия всегда связаны со стремлением улучшить свою.жизнедеятельность либо стабили­зировать ее до уровня нормальных условий. Во всех случаях этот процесс можно рассмотреть как результат действия сил принужде­ния к переселению и противостояния им. В зависимости от их со­отношения и определяются формы миграционного процесса как в его внутренних, так и внешних проявлениях.

Из всего многообразия факторов среды существования, кото­рые могут явиться причиной миграционных процессов, можно вы­делить базовые. Использование последних позволяет системати­зировать пространство событий, приводящее к условиям миграции или оседлости населения. К числу базовых характеристик можно отнести физические условия жизни, экономические и морально-нравственные. Последующее определение стабильности или осед­лости зависит от соотношения этих базовых характеристик. Как и в предшествующем случае, каждая из этих характеристик имеет не­который диапазон своего проявления, который заключается от -1 до +1. Таким образом, полное упорядоченное пространство собы­тий, отражающих миграционные процессы, можно представить как трехмерное декартовое, где одна ось - физические условия жизне­деятельности, вторая - экономические (э) и третья - морально-нравственные (м-н), что видно на рис.9.

В данном трехмерном пространстве событий диагональ АС, соединяющая вершины всех трех положительных и всех трех отри­цательных значений базовых характеристик, может быть названа диагональю миграционных проекций.

Вершина отрицательных значений характеризуется принуди­тельным изгнанием из среды по всем трем параметрам.

Вершина положительных значений характеризуется доброволь­ным стремлениям покинуть среду и переместиться в более благо­приятные условия. Если провести перпендикулярные плоскости к диагонали миграционных процессов, то можно определить либо классифицировать степень миграционных побуждений и числен­ность лиц, которые проявляют эти стремления. Если миграцион­ные процессы невозможны, то в таком случае формируются спосо­бы стабилизации среды и в зависимости от соотношения противо­действующих сил проявляется одна из девяти ранее описанных форм отношений в действии сил, приводящих к миграции и проти­востоящим им (рис. 10).

Наибольшую площадь сечения из проведенных перпендикуляр­ных плоскостей имеет та, которая проходит через пересечение осей координат и соответствует точке уравновешенных отношений или оседлости населения. По мере удаления в обе стороны активность к перемещениям нарастает. Пространство между плоскостями 2 и 3 соответствует готовности покинуть свой край, здесь находится зона функционального оптимума организации жизненных условий оседлости, она охватывает 68% населения. В данном пространстве можно установить предельные границы сочетания различных со­ставляющих условий жизнедеятельности, при которых формируют­ся стабильные условия организации сообщества.

Между плоскостями 3 и 5, 2 и 4 находится пространство актив­ных миграционных побуждений и стремления покинуть свою среду пребывания. Область 3-5 - по мотивам неблагоприятных условий (принуждение). Область 2-4 - по мотивам привлекательного улуч­шения жизни (привлечение). Объем этого пространства составляет 28% (по 14% в каждой области).

Между плоскостью 4 и вершиной, а также плоскостью 5 и соот­ветствующей вершиной заключаются условия, которые приводят к миграции как единственному и безвыходному решению возникшей ситуации. Общий объем лиц, побужденных этими стремлениями, составляет 4%: по два в каждой области.

Изложенные положения представляют полезный материал для целенаправленного формирования процесса миграции при созда­нии условий или представлений о них по всем трем координатам, что и используется в средствах психологического воздействия через средства массовой информации в целях формирования и управле­ния общественным мнением.

Условия миграции естественным образом ведут к этническим перемещениям, внедрению элементов иной культуры, быта, иных традиций, обычаев. В зависимости от их различия происходит ас­симиляция либо конфронтация, что приводит в одном случае к возникновению новых оттенков культуры, а в другом - к созданию обособленных землячеств, автономий, либо скрытых организаций, тайных обществ, сект, а при крайней нетерпимости - к уходу из этой среды либо гибели. Возможный исход таких отношений зави­сит от степени отличия социальных условий среды существования. Именно в обобщенном упорядоченном пространстве условий со­вместной жизнедеятельности представляется возможность дать теоретическое обоснование тех критериев межэтнического взаи­модействия, когда наблюдается взаимное слияние интересов и ас­симиляция культур либо полное безболезненное поглощение одной этнической общности другой.

В силу того, что взаимопонимание и преемственность воспри­ятия утрачиваются прямо пропорционально отдаленности пред­ставлений и убеждений о чем-либо, в системе «представление-сила убежденности в правильности двоих представлений - степень от­даленности взгляда на наблюдаемый процесс» будет отмечаться экспоненциальная зависимость (рис. 11).

При полном совпадении этнических культур говорить о разли­чиях не приходится. Единственным фактором неприятия «чужого» является полное насыщение среды и невозможность принятия до­полнительной численности без ущемления своих интересов благо­получия. Если же еще до насыщения плотности мигрирующие на­рушают местные традиции, правила общения, то возникает непре­емственность инородного присутствия, и чем это возмущение больше, тем острее развивается конфликт, разрешение которого может приобрести неблагожелательный характер, что описывается уравнениями конкурентных отношений.

Взаимообмен и объем новизны в представлениях друг о друге зависит от полноты понимания и отдаленности взглядов. Следова­тельно, объем обмена и взаимного дополнения в отношении двух сторон может быть представлен как площадь прямоугольника, вписанного под кривой падения взаимопонимания. Задача нахож­дения оптимальных условий взаимодополнения и наиболее быст­рой интеграции отношений, проявляющихся во взаимной ассими­ляции этносов, сводится к определению максимальной площади вписанного прямоугольника. Ее решение дает значение ординаты, равное 1/е, где е - число Непера, равное 2,72, что с соответствую­щей степенью точности можно принять за 0,37, или 37%. Таким образом, допустимая степень несовместимости интересов не мо­жет превысить границы 37%. Следовательно, интенсивность взаи­мопонимания и взаимопроникновения за пределами этой границы начинают быстро падать. Общая картина этого процесса может быть представлена на рис. 12.

Взаимное общение представителей различных социокультур­ных этнических образований не может нести полного объема пред­ставлений о всей общности, тем более, что она не представляет однородную структуру. Тем не менее, в силу психологических осо­бенностей формирования стереотипных представлений о событиях или явлениях, связанных с обобщающим характером создаваемых заключений, поведение отдельного представителя этноса или группы переносится в нашем представлении на всех его представи­телей. Через средства массовой информации либо прямое меж­личностное общение характерные черты более ярко концентриру­ются и представляются как типичное поведение любого предста­вителя этноса или нации.

Именно эта психологическая особенность формирования обоб­щенных представлений лежит в основе пропаганды, и в зависимо­сти от конкретно поставленных целей усиливаются одни характер­ные черты поведения и ослабляются другие. При этом формирует­ся образ врага или друга.

В многонациональных государствах этнический вопрос всегда составляет актуальную проблему и является ядром национальной политики. Его решение во многом зависит от конкретных социаль­но-экономических условий и на каждом этапе может решаться по-разному, от стремления достичь межнационального единства, до разжигания межнациональной розни. Так как ни одно государство не является изолированным образованием, то в межгосударствен­ных отношениях при решении конкретных задач также широко ис­пользуются стереотипы обобщенного этнического образа. Во всех случаях для правильного понимания развиваемых представлений как результата уже сформированной цели следует видеть причины, породившие подобного рода пропаганду и формирование общест­венного представления. При возникновении неблагоприятных ус­ловий всегда осуществляется поиск причин, породивших эти усло­вия, то есть виновных в создавшейся ситуации. Начинается разгра­ничение на коренных жителей и мигрантов, которые усложняют ситуацию. Срабатывают условия верхней границы допустимой чис­ленности, которая определяет минимально допустимое удовле­творение. За ее пределами возникают лишние люди. Нарастающая неудовлетворенность, подобно эмоциональному состоянию в ин­дивидуальном поведении, резко сужает объективность суждений.

В поле зрения попадают причины, наиболее характерные сте­реотипному образу или формируемому целенаправленно. Все от­рицательное, что характерно и «своему», приписывается «чужаку» как основной причине создавшейся ситуации.

В период роста и становления, если успешному развитию спо­собствует «чужой», происходит обратный процесс. Все хорошее приписывается «чужому», потому что там лучше, и обобщение дос­тояния «соседей» переносится на отдельного их представителя. Этот процесс имеет полный аналог формирования индивидуально­го мнения при первом общении о ком-либо. Вне зависимости от достоинств или недостатков определенной личности создание о ней первого представления из предшествующих каналов формиру­ется на основе предшествующего опыта и воображаемого резуль­тата. На основе порожденного представления происходит первое знакомство, когда уже целенаправленно ожидается предполагае­мая форма поведения. Такое отношение существенно нарушает долевую значимость ожидаемого поведения в общей структуре личности. Подтвержденное ожидание даже незначительным его проявлением утверждается с коэффициентом характерного вооб­ражения.

Этот эффект создания воображаемого представления и пере­носа частного на общее и общего на частное как результат обоб­щающего свойства в организации стереотипного образа в психике отдельной личности полностью наблюдается в психологии масс. Будучи неоднородными по своей структуре, массы тем не менее имеют структуру своего распределения, и основное ядро индиви­дуумов составляет то среднее представление из предшествующего опыта, которое сохраняется в культуре, традициях и порождает во­ображение о предполагаемом поведении «чужих». Именно знание культуры и традиций этноса и позволяет при правильной организа­ции работы идеологических структур и пропагандистской деятель­ности целенаправленно манипулировать мнением масс.

Основным требованием в успешности этой деятельности явля­ется установление структуры распределения этнического пред­ставления о внешнем или инородном для ее культуры, быта, тра­диций. В любой культуре этноса имеются отрицательные и поло­жительные составляющие в построении структуры взаимного об­щения с внешним или инородным. Установление диапазона вариа­ции от предельно отрицательного до предельно благожелательно­го представляет структуру социальной составляющей этого этноса. Установление этого диапазона может осуществляться не только через непосредственное общение, но и посредством изучения ли­тературы, традиций, обычаев, периодической информации, всех тех сведений, которые накопила этнография. Установление наиболее характерного ядра культуры в распределении ее проявления в диа­пазоне от наиболее отрицательного до предельно благоприятного и будет соответствовать математическому ожиданию в структуре распределения. Наличие асимметрии или эксцессов в таком рас­пределении свидетельствует о динамике какого-либо процесса преобразования данного общества или конкретного этноса. Нор­мальное распределение будет указывать на стабильность положе­ния. В любом случае, зная социокультурное средовое накопление отрицательного и положительного представления о чужом и ино­родном, можно целенаправленно влиять на изменение этих пред­ставлений, даже если они не будут опираться на объективные факты.

В силу инертности перестройки стереотипов мышления - при переходе от отрицательного к положительному на определенном промежутке времени можно сформировать мнение о чем-либо, основываясь на воображаемом представлении без реального под­крепления.

При формировании такого мнения масс требуется учитывать соотношения в представлениях о хорошем и плохом у чужого или инородного, т.е. уравновешенность в их представлениях и вообра­жении.

Не менее важной особенностью в психологии целенаправлен­ного формирования массового мнения является необходимость учета границ его распространяемости или локализации. Эта черта в психологии этноса или масс аналогична процессам иррадиации и концентрации в отражении индивидуальной психики. В психологии масс это свойство определяется коммуникативностью среды, ее средствами массовой информации, степенью значимости или важ­ности в передаче информации для жизнедеятельности.

Таким образом, ранее рассматриваемый темперамент нации имеет практически реальные структурные основы своего проявле­ния в любой нации или этносе и в своей основе соответствует структурной организации темперамента личности.

Что же касается характера народа или личности, то это не что иное, как наиболее типичное проявление конкретных форм пове­дения в отношении «свой-чужой» заполненное данным социально-средовым содержанием, которое и позволяет установить принад­лежность индивида к той или иной общности с точностью обоб­щенного переноса частного на общее и общего на частное.

При условиях миграции, если она осуществляется целенаправ­ленно, необходимо учитывать все эти факторы и планомерно ими пользоваться. В условиях непредвиденного миграционного процес­са неизбежно будут возникать конфликтные ситуации и их пути разрешения будут определяться отношением силы сталкивающих­ся интересов и их направленности, что было подробно рассмотрено ранее. В данном случае действуют объективные законы разреше­ния ситуации, но они остаются неуправляемыми со стороны от­дельной нейтральной позиции, если нет подробных сведений об истинных причинах или потребностях, которые привели к такой активной миграции.

К числу причин или потребностей как внешней, так и внутрен­ней миграции, в соответствии с отмеченной ранее классификацией можно отнести следующее. Положительные потребности в обмене знаний и культур влекут к приглашению ученых и специалистов на постоянную или временную работу, посылке студентов и специали­стов на учебу, обмену театральными выступлениями, выставками культурных и научных достижений, торговле промышленными и бытовыми товарами, туризму, проведению международных науч­ных исследований, созданию политических и общественных орга­низаций, проведению их съездов и симпозиумов, организации спортивных встреч и соревнований.

Естественно, перечисленные*положительные факторы, опреде­ляющие миграцию людей самых различных национальностей, со­ставляют незначительный процент, но средства массовой инфор­мации организуют всячески пропаганду к увеличению численности этой части мигрирующего населения. Во всех случаях всегда можно определить степень проявления трех составляющих компонентов миграционного перемещения - экономического (материального), морально-нравственного, или духовного, и физического. В каждом конкретном случае долевая значимость той или иной причины мо­жет быть ведущей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.