КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЧАСТЬ II 11 страница
Этнополитическая ситуация в Украине остается очень сложной и противоречивой. С одной стороны, происходит консолидация под национальной идеей, а с другой - нарастает противоречие между отдельными группами украинского народа. Имеют место разногласия на почве религиозных убеждений. В самой христианской среде образовалась Украинская православная церковь - Киевского Патриарха, Украинская православная церковь - Московского патриархата, Украинская автокефальная церковь, римско-католическая и греко-католическая. Нет единства и в других религиозных образованиях. Не достигнуто полного и окончательного взаимопонимания на почве лингвистических отношений между украино- и русскоязычным частями населения украинского народа. Повышенная активность этнических групп имеет крайнюю неоднородность как во внешнем мире, так и во внутреннем своем проявлении. Движение ряда национальностей преследует чисто политические цели. В частности, крымские татары ставят целью восстановление национальной государственности. Значительная часть русского населения добивается признания русского языка государственным языком, с ними солидарны русскоязычные украинцы. Большая часть этнических групп стремится возродить свой язык, литературу, культурные памятники. И хотя Украинское государство способствует возрождению этнической культуры, проблемы остаются. Несмотря на столь бурное развитие этнополитической ситуации, последняя остается без острых конфликтов, которые сопровождались бы насилием. Заслуга в этом принадлежит гибкой политике государственного руководства Украины. Важную роль в этом вопросе играет Закон Украины «О национальных меньшинствах в Украине». Ряд этнополитических проблем возникает в результате особенностей этнополитического пространства Украины и базируется на этнорегиональных различиях. Наиболее острой среди них является проблема Крыма. Суть проблемы заключается в стремлении получить большую экономическую и культурную самостоятельность региона, что приводит к нарушениям баланса взаимоотношений с центром, например, в распоряжении бюджетом, в компетенции местного управления, в кадровой политике, что иногда приводит к обострению между различными национальностями. Из разных источников следует, что на территорию Крыма вернулось свыше 250 тысяч крымских татар и еще почти 250 тысяч остается за пределами автономии. Украина в настоящее время является единственным государством в СНГ, которое финансирует программу возвращения крымских татар в Крым. Обращение Украины к России, Узбекистану и Таджикистану взять участие в финансировании программы переселения из их территории татарского населения остается безответным. Решая самостоятельно проблему переселенцев, Украина систематически планово выделяет миллиарды рублей, хотя аналогичная проблема в Югославии решается мировым сообществом. В свою очередь, крымские татары стремятся достигнуть себя как самостоятельную политическую силу, которая определяла бы жизнь в Крыму. Этнополитических и геостратегических проблем, связанных с судьбой Крыма, достаточно много. Однако во всем цивилизованном мире проблемы национальных меньшинств и коренных народов решаются не путем этнической государственности а на основе их внутреннего самоуправления, на базе защиты ппав человека, какой бы национальности он ни был. Периодически предпринимаются попытки провокаций проблемы «Донецко-Криворожской республики», «Новоросов», Закарпатской Руси. Определенную роль в этих провокациях играют внешние силы, о чем свидетельствует активное участие в различных сепаратистских движениях представителей России, Словакии. Активность внешних и- внутренних реакционных сил существенно тормозит становление украинской нации и требует особого внимания для освещения истинного положения дел через средства массовой информации, которые обязаны формировать государственную идею, объединяя страну для ее скорейшего достижения. Это особенно важно для мобилизации усилий всего народа по возрождению экономики, созданию в стране обстановки взаимопонимания и согласия. Повышение значимости идеологической работы всегда являлось средством борьбы за национальное единство и государственное устройство любой державы. В этом вопросе этнопсихология является важным средством в целенаправленном формировании общественного мнения, общенациональной идеи и Украинского государства в целом. Вопросы для самоконтроля 1.Дата провозглашения государственной независимости Украины. 2.Дата принятия Верховным Советом Украины Конституции Украины. 3.Этнонациональный образ и его основные характеристики. 4.Использование этноцентристских стремлений в политической борьбе. 5. Исторические основы государственной политики Украины в области межэтнических отношений. 6.Подходы в разрешении этнонационалъных вопросов в Украине. 7.«Национальные меньшинства» как глобальная международная проблема. 8. Разрешимость вопроса «национальных меньшинств» как динамической проблемы. 9. Возможность однозначного определения «национальные меньшинства». 10.Международные организации в решении вопроса о «национальных меньшинствах». 11.Стратегические задачи государства в решении этнонациональной проблемы. 12.Внутренние и внешние условия, влияющие на решение национальных интересов Украины. 13.Смысл понятия «национоним» и его развитие в Украине.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Этнопсихология как наука, изучающая психические особенности поведения отдельных народов, этнических образований или наций, возникла еще в глубокой древности. Однако сформировалась она в отдельную область знаний только в XVIII в., выполняя социальный заказ своего времени. Задачи этнопсихологии этого периода сводились к обоснованию таких понятий, как «единство культуры народов», «духовно-психологическая общность народов». Наиболее характерное отражение методологии этнопсихологических воззрений этого периода наблюдается в работах Ш. Монтескье. Этот этап развития этнопсихологии связан с периодом буржуазно-экономических и соответствующих им общественно-политических отношений, которые породили массовое производство товаров и их обмен, что существенно определяло национальную культуру отношений, быта, традиций. Выполняя поставленные задачи своего времени, этнопсихология предпринимает попытки теоретического обоснования таких понятий, как «единство культуры народов», духовно-психическая общность народов, ввела понятия «дух народа», «характер народа», предприняла попытки выделить особые черты поведения для каждого народа. Во второй половине XIX в. можно отметить новую волну интереса к этнопсихологическим проблемам. Направленность этих интересов наиболее ярко выражена в работах Г. Штейнталя, М. Лазаруса, Г. Лебона. Идеализация в их работах такого понятия, как «народный дух», независимость его от социальных условий выводит этнопсихологические свойства народов на внеисторическое образование. Такой подход также явился выражением социального заказа того времени, который был связан с необходимостью оправдания колониальных устремлений европейской буржуазии и подавления развивающегося массового рабочего движения. Сущность идеи излагаемых теорий сводилась к классификации народов на первобытные, низшие, средние и высшие. Для развития высших рас вполне допускалось освоение жизненного пространства низших рас. Особой направленностью в развитии этнопсихологии отмечается вклад, сделанный русскими революционерами-демократами В.Г. Белинским, Н.А. Добролюбовым, Н.Г. Чернышевским. В основу их теоретических обоснований положена общесоциологическая теория развития народов. Ими впервые четко сформулирована определяющая значимость социальных отношений в формировании национальных качеств характера народа. Они резко выступали против ходячих представлений о национальных стереотипах поведения, которые и в настоящее время существенно мешают общению и взаимопониманию народов, вызывая подозрение и недоверие друг к другу. В их работах с высокой убедительностью показано, что сословные и классовые чувства патриотизма менее похожи внутри одной нации своего народа, чем у соответствующих сословий и классов других народов. Не внеисторические национальные и этнические особенности характера народа, а социальные определяют психологию поведения масс, и только социальное равенство способно устранить эти противоречия. Такое заключение является основным в работах русских революционеров-демократов. Начиная с 60-х гг. XX в., этнопсихология полностью сформировалась в самостоятельную науку, основываясь на большом материале этнографии и социальной психологии. Однако проблемы, которые должна решать этнопсихология, остаются прежними. Новый интерес к этим проблемам в настоящее время определился появлением в постсоветском пространстве многонациональных государств, повышением этнической активности, которая ведет к разобщению подлинно интернациональных ранее интересов. С одной стороны, со все большей силой развиваются межгосударственные отношения, происходит интернационализация научных, культурных, технических достижений, а с другой, все с большей остротой вспыхивают межэтнические столкновения, порождающие локальные войны. Лидеры этих выступлений опираются на необоснованные факты, произвольно устанавливая начало истории своего этноса. Важность правильного понимания природы возникновения и существования этнических и национальных особенностей характера народа во многом позволяет найти компромиссные решения, упреждая насилие и террор в решении спорных вопросов, возникающих в разных точках планеты. Несмотря на большие достижения в социально-историческом подходе понимания природы возникновения и развития различных этносов и наций, по-прежнему пропагандируется исконность их существования и неизменность особых чёрт характера и темперамента у того или иного народа. Преднамеренно поднимаются те факты истории, где было совершено насилие над тем или иным народом. Фактически в понятиях «этнос», «нация» определяющим компонентом является совместная взаимообусловленная производственная деятельность, которая и определяет общность культуры, языка, территории. Интеграция производственно-экономических, научно-культурных отношений приводит к интернализации народов. Нация и этнос, будучи социально-историческим явлением, подлежат закону изменения и не могут рассматриваться как незыблемые образования. Являясь отображением существующих на текущий момент производственно-экономических отношений, данные социокультурные образования непрерывно опосредуют результаты складьшающихся взаимообусловленных отношений, которые и выступают системообразующими факторами в динамике развития этноса и нации. Язык, культура, общая территория являются составными компонентами, которые необходимы для организации совместных производственно-экономических отношений. Именно они и определяют особенности психологии отношений людей, взаимообусловленных организацией совместной деятельности и способом распределения конечного продукта этой деятельности. Родственные структуры организации таких производственных отношений порождают общность культуры, характерную этим отношениям. Различием может быть только язык, который выступает показателем территориальной разобщенности, но сложность языка в равной степени остается одинаковой для одинаковых уровней экономического развития народов. Государство начинается с экономических отношений, а не с языка, язык является следствием необходимости общения в экономических и соответствующих им культурных отношениях. Усложняющаяся производственная деятельность в соответствии с объективными закономерностями определяет оптимальную численность людей, охваченных совместными отношениями. На этом пути интернализации общества более сильная сторона поглощает слабую, и в зависимости от соотношения сил и их направленности происходит ассимиляция культур и языков или их полное подчинение и исчезновение. Примером этого процесса может быть формирование славянского этноса или любого другого. О многих из них в истории народов не осталось даже следов. Так, к III в. до н.э. территория этруссков перешла к римлянам. Этим начался период усиления влияния римской культуры или романизация. В итоге, в 90 г. до н.э., когда все народы Италии получили римское гражданство, этрусский народ совершенно утратил свое лицо. Рим полностью поглотил их мир. Этрусская цивилизация ушла в небытие, оставив после себя тайну ее возникновения. Эти процессы происходили не только в древней истории, они интенсивно протекают и в настоящее время, и за всем этим прежде всего стоят экономические интересы более сильных государств или их коалиций. В подавляющем большинстве случаев эти процессы осуществляются насильственным путем со всеми последствиями, вытекающими из способа их решения. Наиболее проявляющиеся формы осуществления такого поведения и составляют характер народа, а способ выражения его представляется как темперамент. Следовательно, используемые понятия общей психологии по своей природе сохраняют прежнее смысловое содержание, но в данном случае в них вкладывается социальная накопленность, а не биологическая, и отдельный человек выступает как элементарный носитель характеристики социокультурного сообщества. На данном пути развития вновь строящихся государств их значимость в мировом сообществе определяется не восстановлением прошлых элементов культуры и традиций, не возрождением национальных ремесел и привитием единого государственного языка, а развитием экономики и науки и их интеграцией с общемировыми достижениями. Попытка говорить об особой национальной ментальносте, об исторической предрешенности пути развития является полной утопией. Какой путь развития будет избран Украинским государством в настоящий период, зависит не только от этнопсихических национальных особенностей ее народа, а прежде всего от эффективности исторически сложившихся экономических связей с бывшими союзными республиками и странами Европы. Задачи этнопсихологических исследований в этом направлении заключаются в объективном представлении роли межэтнических взаимоотношений, причин возникновения конфликтов или консолидации национальных меньшинств, истинной природы психологии этих явлений. На данном этапе развития этнопсихологии и решение поставленных ею проблем должно быть направлено на объединение и анализ богатого опыта этнографии, социальной психологии, математической психологии. Как этнос, так и нация состоят из конкретных индивидуумов, поведение которых успешно изучает психология. Взаимообусловленные производственные отношения существенно расширяют среду общения и сложность адаптивного стереотипного поведения, однако это не нарушает основы психологии индивидуального поведения. Подчиняясь правилам конвергенции и дивергенции, формируются обобщенные стереотипы поведения социальных групп и слоев, отражая при этом особенности средового приспособления. Естественно, что такое поведение отражается наиболее характерной среднестатистической оценкой, в которой сосредоточено наиболее типичное средовое поведение. Это дает полное основание говорить о типичных чертах характера и темпераменте определенного социокультурного образования: будьто социальная группа, слой, класс или нация в целом. Чем шире обобщение, тем более однозначным и узким становится психическая обобщенность. Именно в этом и заключается существенное различие в психологии поведения индивидуума и группы либо общности. В индивидуальном проявлении психического поведения наиболее вариативное и осознанное оно проявляется в нормальном состоянии с минимумом эмоциональной окрашенности. По мере возбуждения вариативность выбора резко сужается, достигая при этом однозначности инстинктивного видового поведения. В поведении общности самые характерные формы проявляются в наиболее узкой вариативности обобщенных выражений поведения из всего многообразия индивидуальных показателей. В спокойном состоянии некой общности проявляется многонаправленность в поведении каждого индивида. По мере роста напряженности состояния общности затрагивается наиболее важный показатель, который объединяет интересы общности и объединяет ее в достижении конечной цели. Фактически все принципы организации поведения сообщества в удовлетворении потребностей остаются абсолютно аналогичны таковым в организации индивидуального поведения для удовлетворения биологических потребностей с той разницей, что в одном случае речь идет о физической среде, а в другом - о социальной, но регуляция деятельности и в том и другом случае определяется удовлетворенностью достижения цели. Сегодня все эти процессы могут быть с достаточно высокой степенью эффективности представлены в виде математических описаний, что обеспечивает глубокий их анализ. Идея социально-этнического разделения труда, обязанностей и прав так долго владела обществом, что даже и сейчас этнопсихологи пытаются всерьез делать выводы об этнических и национальных' неизменяемых качествах характера, социальных болезнях, формах поведения. Анализ исторического опыта человечества со всей очевидностью показывает, что отличия в поведении, характере, образе жизни различных этносов являются не биологической данностью, а результатом культурно-исторического развития. С годами человечество свято уверовало в различные догмы, которые на самом деле являются не более чем мифами. Так, из поколения в поколение передается глупость о национальных чертах характера. В действительности существующие этносы, нации и даже расы в биологической основе психики поведения не имеют различий, и только социальная среда накладывает неизгладимый отпечаток своих условий организации и построения отношений. В анализе этнопсихических особенностей поведения в условиях построения многонациональных государств следует всегда выделять внутренние факторы социокультурного сообщества, которые влияют на совместные взаимообусловленные отношения, и внешние или межгосударственные, в которых могут самым широким планом использоваться или преднамеренно усиливаться, а в ряде случаев целенаправленно провоцироваться межэтнические распри. Во всех случаях проявляется одна цель - ослабление потенциальных возможностей конкурента для последующего его подчинения. Следовательно, укрепление государственной целостности должно исходить из организации экономической стабильности, в достижении которой не имеет значения этническая принадлежность производителя, его цвет кожи и язык общения. Чрезмерное внимание в развитии исторического прошлого в виде традиций, обычаев, которые отражают этническую принадлежность и трактуются как восстановление национальной духовности, только тормозит процесс интернализации в мировое сообщество. Этот процесс неизбежно ведет к формированию единого социокультурного сообщества людей без расовых и национальных предрассудков.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Украины. 2. Агеев B.C. Перспективы развития этнопсихологических исследований // Психол. журнал. 1988. Т. 9. № 3. 3.Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980.. 4.Анисимов Е.В. Россия в середине 18 века М., 1986. 5.Анисимов Е.В. Страницы политической истории 18 века М., 1988. 6. Бастов Б. Природа национальных и интернациональных чувств и формы их проявления: Автореф. дис... канд. филос. наук. М, 1981. 7.Бороноев А.О. Основы этнической психологии. СПб., 1991. 8.Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. 9. Гумилев Л.Н. О термине «этнос» //Доклады отделений и комиссий Географического общества СССР. Вып. 3. Л., 1967. 10.Гнатенко П.И. Национальный характер: мифы и реальность. К., 1984. 11.Горячова А.И., Макаров М.Г. Общественная психология. Л., 1979. 12.Душков Б.А. Актуальные проблемы этнической психологии // Психол. журнал. 1981. Т. 2. № 5. 13.Душков Б.А. Некоторые проблемы интернационального коллектива // Сб.: Психологические и педагогические основы обучения студентов. М., 1977. 14.Ерасов Б.С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М., 1962. 15.Иванов В.Д. Откуда есть пошла Русская земля. Т.1,2,3. М., 1986. 16.Каган М.С. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений. M., 1988. 17.Петрова А.С. Феномен общения с точки зрения этнопсихологии: к постановке проблемы //Советская этнография. 1987. № 3. 18.Колесницкий Н.Ф. История средних веков. М., 1980. 19.Королев СИ. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. М., 1970. 20.Коростовцева M.A., Кацнельсон И.С., Кузищин В.И. Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1980. 21.Кузищин В.И. История Древнего Рима. М., 1981. 22.Курбатов Г.Л. История Византии. М., 1984. 23.Кцоева Г.У. Опыт эмпирического исследования этнических стереотипов // Психол. журнал. 1986. Т. 7. № 2. 24.Лебон Г. Психология народов и масс»СПб., 1995. 25.Монтескье Ш. Избранные произведения. M., 1955. 26.Неронова В.Д., Свенцицкая И.С. История Древнего Мира (упадок древних обществ). M., 1983. 27.Основы этнографии /Под ред. С.А. Токарева. М., 1968. 28.Павленко В.Н., Таглий С.А. Введение в этническую психобиологию. X., 1992. 29.Редер Д.Г., Черкасова Е.А. История Древнего Мира. M., 1985. 30.Свенцицкая И.С. Раннее христианство - страницы истории. М., 1983. 31.Семенов В.Ф. История средних веков. М., 1975. 32.Советов Н. Век просвещения. М., 1986. 33.Старовойтова Г.В. О предметной области этнопсихологии // Советская этнография. 1983. №2. 34.Тихомиров М.Н. Древняя Русь. М., 1975. 35.Этнические стереотипы поведения /Под ред. Байбурина А.К. Л., 1986.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение________________________________ 3 ЧАСТЬ I История развития этнопсихологии _____________ 5 Актуальные проблемы этнической психологии____ 15 Перспективы и пути развития этнопсихологии как науки 22 Базовые понятия этнопсихологии ______ _________ 28 Определяющие факторы психологии этноса_______ 37 Природа формирования этноса__________________ 41 Основные характеристики этнических особенностей взаимодействия людей 54 Психологические особенности этнического сообщества как социокультурного образования 60 Внутренние факторы, определяющие структуру этноса 72 Внешние факторы, которые оказывают влияние на организацию этноса 92 ЧАСТЬ II Истоки возникновения славян на территории Европы 102 Роль миграции и великого переселения в формировании славянского этноса 115 Вехи возникновения Древнекиевского государства 137 Возникновение Киевской Руси_________________ 152 Возникновение украинской народности и формирование украинского государства 173 Миграция как фактор изменения этнической структуры общества____________________________________ 177 Процессы украинского этногенеза и национальной государственности 190 Этнопсихологические особенности украинского народа 209 Современные социально-политические и этнические условия развития Украины 215 Заключение_________________________________ 226 Список рекомендуемой литературы_____________ 231 Приложения_________________________________ 232
Навчальне видання Бандурка Олександр Маркович, Друзь Валерій Анатолійович ЕТНОПСИХОЛОГІЯ
Редактор Н.Є. Нестеренко Комп'ютерна верстка К.М. Кашиної, А.О. Коржова
Підп. до друку 12.04.2000. Формат 60x90/16. Папір газетний. Друк офсетний. Ум. друк. арк. 11,5. Уч.-изд.л. 12,2. Тираж 300 прим. Зам. № 0-358. Університет внутрішніх справ. 61080, Харків, пр. 50-річчя СРСР, 27. Напечатано в издательстве «Харків», Московский просп., 247.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |