Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновационная деятельность предприятия в условиях рыночной экономики




ТЕМА 7. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Факторы повышения производительности труда

Внутрипроизводственные факторы роста производительности труда подразделяются на следующие:

1. повышение технического уровня производства;

2. улучшение организации производства и труда;

3. структурные изменения в производстве;

4. снижение трудоемкости работ;

5. улучшение использования рабочего времени;

6. повышение квалификации работников;

7. экономия производственных ресурсов.

Рост производительности труда в результате улучшения использования рабочего времени рассчитывается:

∆Р = ПТпл. – ПТот.,

где ПТпл. – производительность в стоимостном выражении, плановая;

ПТот. - производительность в стоимостном выражении, отчетная.

 

Инновационная политика предприятий должна быть направлена на увеличение производства новых видов продукции и технологий, расширения сбыта отечественных товаров, это требует инновационного предпринимательства.

Различают две модели инновационного предпринимательства: классическую и инновационную.

Классическая модель – это традиционное (рутинное, репродуктивное) предпринимательство. Предприниматель в модели приводит в действие внутренние резервы предприятия для увеличения прибыли, повышения рентабельности. Успех предпринимательства увязывается с субсидированием, протекционизмом со стороны федерального правительства и региональных органов власти.

Инновационная модель представляется продуктивным предпринимательством. Предполагается поиск различных путей развития предприятия, в основу которых положены инновации или новшества, доведенные до стадии конечного использования.

Новизна продукта должна всегда приводить к росту экономического эффекта от его использования. Новизна бывает абсолютная, относительная и частичная. Новизна считается абсолютной в том случае, если отсутствуют аналоги конкретному новшеству. Относительная новизна – касается новшества, впервые внедряемого на данном предприятии, но уже применявшегося на других предприятиях. Частичная новизна – это обновление какого – либо элемента, узла изделия.

По степени новизны выделяют инновации базисные, улучшающие и псевдоинновации.

Базисные инновации реализуют крупные изобретения и являются основой для формирования новых поколений и направлений развития техники.

Улучшающие инновации связаны с внедрением мелких и средних изобретений и преобладают на стадиях распространения и стабильного развития научно-технического цикла.

Псевдоинновации направлены на частичное улучшение устаревших видов техники и технологии.

По роли в воспроизводственном процессе инновации классифицируются на потребительские и инвестиционные, по степени сложности – на сложные (синтетические) и простые.

По причинам возникновения инновации делятся на два вида: реактивные и стратегические.

Реактивные инновации направлены на выживание фирмы, они появляются как реакция на радикальные инновационные преобразования, осуществляемые конкурентами.

Стратегические инновации носят упреждающий характер и направлены на получение значительных конкурентных преимуществ в перспективе.

По характеру применения различают:

- продуктовые инновации, которые направлены на производство и использование новых продуктов и услуг;

- рыночные инновации, открывающие новые сферы применения продуктов и позволяющие реализовать потребности в продуктах, услугах на новых рынках;

- инновации-процессы, нацеленные на новые технологии, организацию процесса и управления;

- социальные инновации, ориентированные на построение и функционирование новых социальных структур;

- комплексные инновации, представляющие единство нескольких видов изменений.

Побудительными мотивами развития инноваций на предприятии являются стремления снизить издержки предпринимательской деятельности и увеличить массу прибыли в условиях рыночной конкуренции.

Чем быстрее осуществляется инновационный процесс, тем большая вероятность успешной деятельности. Обновление продукции, своевременное появление ее на рынке увеличивает вероятность получения добавочной прибыли, которую называют научно-технической рентой.

Используя инновации, предприятие снижает издержки, наращивает объемы производства, завоевывает рынки сбыта, увеличивает массу прибыли, способствует повышению эффективности предпринимательства и развитию национальной экономики.

Понятие «инновация» применятся к тем новшествам, затраты на создание и внедрение которых окупаются в нормативные сроки. Период времени от зарождения идеи до практического внедрения новшества называют жизненным циклом инноваций.

Жизненный цикл инноваций охватывает 4 этапа, последовательность которых представлена на рис.6.

 

Фундамен-тальные научные исследо- вания Прикладные и экспериме-нтальные разработки Опытное производ-ство Коммерциализация новшеств

 

Рис. 6. Фундаментальная последовательность инновационного процесса

 

На первом этапе осуществляются фундаментальные исследования в научных организациях, в результате которых формируются новые научные познания.

Для второго этапа характерны прикладные и экспериментальные исследования, имеющие практическую направленность. На данном этапе велика вероятность получения отрицательных результатов, поэтому разработки новшеств носят нередко рисковый характер.

На третьем этапе подготавливается конструкторско-технологическая документация, а промежуточные результаты инноваций представляются опытными образцами новых изделий, опытным использованием новых технологий.

Четвертый этап – коммерциализация новшества – продолжается от момента запуска его в производство до появления на рынке в качестве товара.

Жизненный цикл товара завершается исчезновением этого товара с рынков сбыта.

Для успешной деятельности предприятия при разработке бизнес-планов чрезвычайно важно учитывать, в какой стадии жизненного цикла находится производимая продукция, с тем, чтобы, упреждая действия конкурентов, осуществить инновации и обеспечить дальнейшее увеличение объема продаж более совершенных моделей или новых изделий.

На развитие инновационных процессов влияют различные группы факторов:

- экономические;

- технологические;

- политические;

- правовые;

- организационно-управленческие;

- социально-психологические;

- культурные.

Одни факторы способствуют инновационной деятельности, другие препятствуют.

Предприятие - инноватор разрабатывает инновационный проект в своих структурных подразделениях или на основе контракта привлекает организацию, специализирующуюся на инновационном предпринимательстве.

Схема организации выполнения инновационного заказа предприятия показана на рис. 7.

Обладатель научно- технического, производственного персонала, рабочей силы

Предприятие-инноватор Инновационный предприниматель (исполнитель заказа) Собственник Оборотных средств

Собственник основных средств

Рис. 7. Схема организации выполнения инновационного заказа предприятия

Предприятие – инноватор заключает с инновационным предпринимателем контракт (договор) на осуществление инновационных разработок. Контракт может предусматривать частичную оплату заказа в виде аванса.

Инновационный предприниматель для выполнения заказа за соответствующую плату приобретает необходимые материалы, арендует (или покупает) основные средства, привлекает научно-технические кадры. Завершенные разработки передаются заказчику для дальнейшего использования.

Финансирование инноваций осуществляется из тех же источников, что и финансирование любых инвестиций, т.е. самофинансирование, заемные средства, привлеченные средства, прочие смешанные или нетрадиционные источники, внебюджетные фонды, бюджеты различных уровней.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.