КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Инновационная деятельность предприятия в условиях рыночной экономики
ТЕМА 7. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ Факторы повышения производительности труда Внутрипроизводственные факторы роста производительности труда подразделяются на следующие: 1. повышение технического уровня производства; 2. улучшение организации производства и труда; 3. структурные изменения в производстве; 4. снижение трудоемкости работ; 5. улучшение использования рабочего времени; 6. повышение квалификации работников; 7. экономия производственных ресурсов. Рост производительности труда в результате улучшения использования рабочего времени рассчитывается: ∆Р = ПТпл. – ПТот., где ПТпл. – производительность в стоимостном выражении, плановая; ПТот. - производительность в стоимостном выражении, отчетная.
Инновационная политика предприятий должна быть направлена на увеличение производства новых видов продукции и технологий, расширения сбыта отечественных товаров, это требует инновационного предпринимательства. Различают две модели инновационного предпринимательства: классическую и инновационную. Классическая модель – это традиционное (рутинное, репродуктивное) предпринимательство. Предприниматель в модели приводит в действие внутренние резервы предприятия для увеличения прибыли, повышения рентабельности. Успех предпринимательства увязывается с субсидированием, протекционизмом со стороны федерального правительства и региональных органов власти. Инновационная модель представляется продуктивным предпринимательством. Предполагается поиск различных путей развития предприятия, в основу которых положены инновации или новшества, доведенные до стадии конечного использования. Новизна продукта должна всегда приводить к росту экономического эффекта от его использования. Новизна бывает абсолютная, относительная и частичная. Новизна считается абсолютной в том случае, если отсутствуют аналоги конкретному новшеству. Относительная новизна – касается новшества, впервые внедряемого на данном предприятии, но уже применявшегося на других предприятиях. Частичная новизна – это обновление какого – либо элемента, узла изделия. По степени новизны выделяют инновации базисные, улучшающие и псевдоинновации. Базисные инновации реализуют крупные изобретения и являются основой для формирования новых поколений и направлений развития техники. Улучшающие инновации связаны с внедрением мелких и средних изобретений и преобладают на стадиях распространения и стабильного развития научно-технического цикла. Псевдоинновации направлены на частичное улучшение устаревших видов техники и технологии. По роли в воспроизводственном процессе инновации классифицируются на потребительские и инвестиционные, по степени сложности – на сложные (синтетические) и простые. По причинам возникновения инновации делятся на два вида: реактивные и стратегические. Реактивные инновации направлены на выживание фирмы, они появляются как реакция на радикальные инновационные преобразования, осуществляемые конкурентами. Стратегические инновации носят упреждающий характер и направлены на получение значительных конкурентных преимуществ в перспективе. По характеру применения различают: - продуктовые инновации, которые направлены на производство и использование новых продуктов и услуг; - рыночные инновации, открывающие новые сферы применения продуктов и позволяющие реализовать потребности в продуктах, услугах на новых рынках; - инновации-процессы, нацеленные на новые технологии, организацию процесса и управления; - социальные инновации, ориентированные на построение и функционирование новых социальных структур; - комплексные инновации, представляющие единство нескольких видов изменений. Побудительными мотивами развития инноваций на предприятии являются стремления снизить издержки предпринимательской деятельности и увеличить массу прибыли в условиях рыночной конкуренции. Чем быстрее осуществляется инновационный процесс, тем большая вероятность успешной деятельности. Обновление продукции, своевременное появление ее на рынке увеличивает вероятность получения добавочной прибыли, которую называют научно-технической рентой. Используя инновации, предприятие снижает издержки, наращивает объемы производства, завоевывает рынки сбыта, увеличивает массу прибыли, способствует повышению эффективности предпринимательства и развитию национальной экономики. Понятие «инновация» применятся к тем новшествам, затраты на создание и внедрение которых окупаются в нормативные сроки. Период времени от зарождения идеи до практического внедрения новшества называют жизненным циклом инноваций. Жизненный цикл инноваций охватывает 4 этапа, последовательность которых представлена на рис.6.
Рис. 6. Фундаментальная последовательность инновационного процесса
На первом этапе осуществляются фундаментальные исследования в научных организациях, в результате которых формируются новые научные познания. Для второго этапа характерны прикладные и экспериментальные исследования, имеющие практическую направленность. На данном этапе велика вероятность получения отрицательных результатов, поэтому разработки новшеств носят нередко рисковый характер. На третьем этапе подготавливается конструкторско-технологическая документация, а промежуточные результаты инноваций представляются опытными образцами новых изделий, опытным использованием новых технологий. Четвертый этап – коммерциализация новшества – продолжается от момента запуска его в производство до появления на рынке в качестве товара. Жизненный цикл товара завершается исчезновением этого товара с рынков сбыта. Для успешной деятельности предприятия при разработке бизнес-планов чрезвычайно важно учитывать, в какой стадии жизненного цикла находится производимая продукция, с тем, чтобы, упреждая действия конкурентов, осуществить инновации и обеспечить дальнейшее увеличение объема продаж более совершенных моделей или новых изделий. На развитие инновационных процессов влияют различные группы факторов: - экономические; - технологические; - политические; - правовые; - организационно-управленческие; - социально-психологические; - культурные. Одни факторы способствуют инновационной деятельности, другие препятствуют. Предприятие - инноватор разрабатывает инновационный проект в своих структурных подразделениях или на основе контракта привлекает организацию, специализирующуюся на инновационном предпринимательстве. Схема организации выполнения инновационного заказа предприятия показана на рис. 7.
Рис. 7. Схема организации выполнения инновационного заказа предприятия Предприятие – инноватор заключает с инновационным предпринимателем контракт (договор) на осуществление инновационных разработок. Контракт может предусматривать частичную оплату заказа в виде аванса. Инновационный предприниматель для выполнения заказа за соответствующую плату приобретает необходимые материалы, арендует (или покупает) основные средства, привлекает научно-технические кадры. Завершенные разработки передаются заказчику для дальнейшего использования. Финансирование инноваций осуществляется из тех же источников, что и финансирование любых инвестиций, т.е. самофинансирование, заемные средства, привлеченные средства, прочие смешанные или нетрадиционные источники, внебюджетные фонды, бюджеты различных уровней.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |