КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часть 1 1 страница. Учебное пособие по курсу
Учебное пособие по курсу Екатеринбург УТВЕРЖДЕНО Учебно-методическим советом
Правовая статистика: Учебн. пособие. Екатеринбург: Изд-во Уральского института экономики, управления и права, 2006. Ч. 1. - 91 с.
Учебное пособие предназначено для студентов специальности "Юриспруденция" всех форм обучения. В части 1 раскрываются предмет правовой статистики и ее основные понятия. Дается представление о статистическом наблюдении и организации его проведения, описываются официальные учет и отчетность. В части 2 раскрываются основные методы правовой статистики: сводка и группировка материалов статистического наблюдения, обобщающие показатели, выборочный метод статистического исследования, ряды динамики, методы изучения взаимосвязей. Дается представление о статистическом анализе и его основных функциях. Приведены примеры статистических расчетов. В учебном пособии отражены изменения в отечественном законодательстве по состоянию на 15.10.2006. Составитель доц., канд. техн. наук А. Г. Жигалин Ó А. Г. Жигалин, составление, 2006 Ó Уральский институт экономики, Тема 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ОТРАСЛИ СТАТИСТИКИ 1 Общее представление о статистике Слово «статистика» имеет латинское происхождение (от status — состояние). В средние века оно означало политическое состояние государства. В науку этот термин введен в XVIII в. немецким ученым Готфридом Ахенвалем. Собственно как наука статистика возникла только в XVII в., однако статистический учет существовал уже в глубокой древности. Так, известно, что еще за пять тыс. лет до н. э. неоднократно проводились переписи населения в Китае, осуществлялось сравнение военного потенциала разных стран, велся учет имущества граждан в Древнем Риме, затем — населения, домашнего имущества, земель в средние века. У истоков статистической науки стояли две школы — немецкая описательная и английская школа политических арифметиков. Представители описательной школы стремились: а) систематизировать существующие способы описаний государств; б) создать теорию таких описаний, разработать их подробную схему; в) вести описание только в словесной форме, без цифр и вне динамики, т. е. без отражения особенностей развития государства в те или иные периоды, а только лишь на момент наблюдения. Видными представителями описательной школы были Г. Конринг (1606 - 1661), Г. Ахенваль (1719 - 1772), А. Бюшинг (1724 - 1793) и др. Со своей стороны, политические арифметики ставили целью изучать общественные явления с помощью числовых характеристик (меры веса и числа). Тем самым они увеличили арсенал статистических методов, способствовали возникновению статистики как теории статистического учета. Это был принципиально новый этап развития статистической науки по сравнению со школой государствоведения, так как от описания явлений и процессов статистика перешла к их измерению и исследованию, к выработке вероятных гипотез будущего развития. Политические арифметики видели основное назначение статистики в изучении массовых общественных явлений, осознавали необходимость учета в статистическом исследовании требований закона больших чисел, поскольку закономерность может проявиться лишь при достаточно большом объеме изучаемой совокупности. Школа политических арифметиков имела два направления: демографическое — Д. Граунт (1620—1674), Э. Галлей (1656—1742) — и статистико-экономическое — глава школы В. Петти (1623—1687). История показала, что последнее слово в статистической науке осталось именно за школой политических арифметиков. В XIX в. получило развитие учение бельгийского статистика А. Кетле (1796—1874), основоположника учения о средних величинах. Прогрессу статистической методологии в этом столетии способствовали работы представителей английской математической школы, в России — труды земских статистиков. 2 Предмет статистической науки Развитие статистической науки, расширение сферы практической статистической работы привели к изменению содержания самого понятия «статистика». В настоящее время данный термин употребляется в трех значениях: 1) под статистикой понимают отрасль практической деятельности, которая имеет своей целью сбор, обработку, анализ и публикацию массовых данных о самых различных явлениях общественной жизни (в этом смысле «статистика» выступает как синоним словосочетания «статистический учет»); 2) статистикой называют цифровой материал, служащий для характеристики какой-либо области общественных явлений или территориального распределения какого-то показателя; 3) статистикой называется отрасль знания, особая научная дисциплина и соответственно учебный предмет в высших и средних специальных учебных заведениях. Статистика имеет свой предмет изучения: количественная сторона массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной (содержанием) и количественное выражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях места и времени. Выделяют три уровня статистической науки (рисунок 1). Первый уровень — общая теория статистики — наука о наиболее общих принципах, правилах и законах цифрового освещения социально-экономических явлений. Общая теория статистики разрабатывает наиболее общие понятия, категории статистической науки, которые имеют общестатистический смысл (например, «закономерность», «показатель», «признак», «статистическая совокупность» и т.д.) и методы изучения социально-экономических явлений. Она выясняет природу этих категорий и разрабатывает научную методологию их построения (определения, вычисления), а также общие принципы, методы, стадии статистического исследования: наблюдения, сводки, группировки, анализа. Категории, показатели и методы общей теории статистики являются методологической основой, ядром всех отраслей статистики. Именно поэтому изучение любой отраслевой статистики, в том числе и правовой, начинают с уяснения общетеоретических положений статистики — принципов и методов статистического исследования. На втором уровне выделены две большие обобщающие отрасли: экономическая и социальная статистика. Экономическая статистика изучает явления и процессы в области экономики: структуру, пропорции и элементы общественного воспроизводства; формирует систему показателей, отражающих состояние национальной экономики, взаимосвязи отраслей, особенности размещения производительных сил, наличие материальных, трудовых и финансовых ресурсов, уровень их использования. Социальная статистика формирует систему показателей для характеристики образа жизни населения и различных аспектов социальных отношений. На третьем уровне выделены отдельные отрасли экономической и социальной статистики. Отрасли экономической статистики: статистика промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, труда, природных ресурсов, охраны окружающей среды и т.д. Рисунок 1 - Структура статистической науки Социальная статистика, одной из отраслей которой и является правовая (юридическая) статистика, включает, кроме того, следующие отрасли: демографическую статистику, статистику политики, здравоохранения, науки, просвещения и т.д. 3 Основные понятия (категории) статистики. Статистическая методология Свой предмет статистика изучает при помощи определенных категорий, т. е. понятий, которые отражают наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов и явлений объективного мира. В статистике таких основных понятий пять. 1. Статистическая совокупность — это совокупность социально-экономических объектов или явлений общественной жизни, объединенных некоей качественной основой, общей связью, но отличающихся друг от друга отдельными признаками. Таковы, например, совокупность семей, совокупность предприятий, фирм, объединений и т. п. Совокупности могут быть однородными и разнородными. Совокупность называется однородной, если один или несколько изучаемых существенных признаков ее объектов являются общими для всех единиц. Совокупность оказывается однородной именно с точки зрения этих признаков. Совокупность, в которую входят явления разного типа, считается разнородной. Совокупность может быть однородна в одном отношении и разнородна в другом. В каждом отдельном случае однородность совокупности устанавливается путем проведения качественного анализа, выяснения содержания изучаемого общественного явления. К примеру, в 2000 г. в Екатеринбурге совершено 2392 ДТП с пострадавшими, в которых погибло 247 и ранено 2594 человек. Эта совокупность является однородной с точки зрения определения состояния аварийности, но разнородная с позиций изучения распределения числа пострадавших в ДТП по категориям участников дорожного движения, распределения количества ДТП по местам их совершения и т.д. 2. Единица совокупности — это первичный элемент статистической совокупности, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации, и основой ведущегося при обследовании счета. В примере с ДТП каждое ДТП является единицей совокупности. 3. Признак — это качественная особенность единицы совокупности. По характеру отображения свойств единиц изучаемой совокупности признаки делятся на две основные группы: признаки, имеющие непосредственное количественное выражение, например возраст, стаж работы, средний заработок и т. д. Они могут быть дискретными и непрерывными; признаки, не имеющие непосредственного количественного выражения. В этом случае отдельные единицы совокупности различаются своим содержанием (например, профессии — характером труда: учитель, столяр, швея-мотористка и т. д.). Такие признаки обычно называют атрибутивными (в философии «атрибут» — неотъемлемое свойство предмета). В случае, когда имеются противоположные по значению варианты признака, говорят об альтернативном признаке. Например, продукция может быть годной или бракованной; для представителей отдельных возрастных групп существует вероятность дожить или не дожить до следующей возрастной группы; каждое лицо может состоять в браке или нет и т. д. Особенностью статистического исследования является то, что в нем изучаются только варьирующие признаки, т. е. признаки, принимающие различные значения (для атрибутивных, альтернативных признаков) или имеющие различные количественные уровни у отдельных единиц совокупности. Вариация— это изменение («колеблемость») величины либо значения признака при переходе от одного объекта (или группы объектов) к другому; точнее говоря — от одной единицы совокупности к другой. 4. Статистический показатель —это понятие (категория), отображающее количественные характеристики (размеры) соотношения признаков общественных явлений. Статистические показатели могут быть учетно-оценочными (объемными) и аналитическими (расчетными). Учетно-оценочные показатели отражают объем или уровень изучаемого явления: численность населения, уровень преступности и т. п. Аналитические показатели характеризуют особенности развития явления, распространенности в пространстве, соотношения его частей, взаимосвязи с другими явлениями: средние величины, относительные показатели, показатели вариации признака и т.п. Статистические показатели могут быть плановыми, отчетными и прогностическими (т. е. выступать в качестве прогнозных оценок). Статистические показатели следует отличать от статистических данных. Статистические данные — это конкретные численные значения статистических показателей. Они всегда определены не только качественно, но и количественно и зависят от конкретных условий места и времени. 5. Система статистических показателей — это совокупность статистических показателей, отражающая взаимосвязи, которые объективно существуют между явлениями. Для каждой общественно-экономической формации характерна определенная система взаимосвязи общественных явлений. Поэтому образуют систему и статистические показатели. Свой предмет статистика изучает при помощи своего, специфического метода. Метод статистики — это целая совокупность приемов, пользуясь которыми статистика исследует свой предмет. Она включает в себя три группы собственно методов: метод массовых наблюдений, метод группировок, метод обобщающих показателей. Статистическое наблюдение заключается в сборе первичного статистического материала, в научно организованной регистрации всех существенных фактов, относящихся к рассматриваемому объекту. Это первый этап всякого статистического исследования. Метод группировок дает возможность все собранные в результате массового статистического наблюдения факты подвергать систематизации и классификации. Это второй этап статистического исследования. Метод обобщающих показателей позволяет характеризовать изучаемые явления и процессы при помощи статистических величин - абсолютных, относительных и средних. На этом этапе статистического исследования полученные данные обрабатываются с помощью каких-либо методов статистического количественного анализа и выявляются взаимосвязи и масштабы явлений, определяются закономерности их развития, даются прогнозные оценки. 4 Закон больших чисел и его значение в статистике При изучении причин преступности, отдельных преступлений, административных правонарушений и других нарушений действующего законодательства очевидно, что они, как правило, обусловлены совокупностью взаимосвязанных явлений, и что связь между ними и изучаемыми нарушениями не однозначна, а многозначна, не фатальна, а вероятностна. Она улавливается лишь при изучении большого числа нарушений и отражается в форме статистических устойчивостей, тенденций или закономерностей, которые формируются и обнаруживаются в массовых явлениях и процессах, с чем имеет дело правовая статистика. Известно, например, что преступления совершают и мужчины, и женщины. Причем совершение преступления конкретным мужчиной или конкретной женщиной зависит от множества случайных явлений. Однако если взять всех выявленных правонарушителей в нашей стране, допустим, за 1965 г., то окажется, что преступность мужчин и женщин характеризовалась соотношением 7:1, и эти пропорции практически из года в год сохранялись. Правда, процесс феминизации преступности в последнее десятилетие меняет это соотношение. В 2005 г. оно было 5:1. Изменения заметны, но не таковы, чтобы можно было сказать о разрушении этой статистической закономерности. Аналогичные устойчивые соотношения наблюдаются и в других странах. Они становятся статистической закономерностью, которая отражает социальную, демографическую и даже биологическую сущность рассматриваемых субъектов преступлений. Указанные устойчивости обнаруживаются лишь в большой массе преступлений. В статистической массе преступлений взаимопогашаются влияния отдельных криминогенных или антикриминогенных факторов, которые делали случайным совершение преступлений конкретным мужчиной или женщиной. Остаются лишь сущностные коренные влияния. Свойство статистических закономерностей формироваться и отчетливо отражаться лишь в массовом процессе и при достаточно большом числе единиц совокупности получило название закона больших чисел. Он имеет важное научно-практическое значение для статистических исследований в криминологии, уголовном праве, уголовном процессе, административном праве и других юридических науках, которые имеют дело с массовыми явлениями. Его применение позволяет выявить закономерности там, где на первый взгляд все кажется случайным и не поддающимся изучению, ибо «где на поверхности происходит игра случая, там сама эта случайность всегда оказывается подчиненной внутренним, скрытым законам».[1] Структура и динамика преступности, ее причины, мотивы преступного поведения, эффективность уголовно-правовых мер, результаты деятельности судов, прокуратуры, милиции и т. п. могут быть правильно установлены и поняты лишь на основе закона больших чисел. Он позволяет перейти от случайного и единичного к устойчивому и массовому и выражает диалектическую связь между случайностью и необходимостью. Совокупность случайных причин порождает следствие, почти не зависящее от случая, в чем и обнаруживается закономерность, которая не может быть выявлена при малом числе наблюдений. На это обратил внимание еще К. Маркс. Он писал: «...внутренний закон, прокладывающий себе дорогу через эти случайности и регулирующий их, становится видимым лишь тогда, когда они охватываются в больших массах»[2]. Математической основой закона больших чисел служит теория вероятностей. Она представляет собой раздел математики, изучающий закономерности, возникающие при взаимодействии большого числа случайных явлений. Теория вероятностей, рассматривая закон больших чисел в чисто количественном аспекте, выражает его целой цепью математических теорем. Последние показывают, при каких условиях и в какой именно мере можно рассчитывать на отсутствие случайности в охватывающих массу характеристиках, как это связано с численностью входящих в них индивидуальных явлений и т. д. При изучении массовых явлений статистика лишь опирается на разработанные математиками теоремы. Математика дает модель для описания случайных явлений в объективной действительности. Эта модель может быть использована не только в естественных, но и общественных науках, в том числе в правовой статистике, поскольку последняя также связана с реальными процессами, которые подвержены многочисленным случайным воздействиям. Причинная связь между состоянием субъекта и конкретным видом преступного поведения проявляется в их удельных весах или частости (частоте проявления). Исходя из этой частости, можно прогнозировать преступления. Например, годовые отчеты об автопроисшествиях в городе свидетельствуют о том, что 25-30% их совершается на перекрестках. Опираясь на многолетние наблюдения, мы не можем сказать, будут ли совершены автотранспортные преступления на каком-то конкретном перекрестке или нет, но с достаточной долей точности можем предположить, что в текущем году на перекрестках будет совершено примерно такое-то количество автопроисшествий. Вероятность (частость) может быть теоретической и эмпирической. Теоретическая, или математическая, вероятность представляет собой отношение количества благоприятных исходов к количеству всех исходов. Математическая вероятность колеблется от 0 до 1, т. е. она заключена между двумя пределами — невозможностью и достоверностью наступления изучаемого явления. Математическая вероятность — теоретическая величина. В ней заложена лишь мера объективной возможности, но последняя может по-разному реализоваться в действительности. Например, при фактическом десятикратном бросании монеты герб и решка выпали не поровну (5 и 5), как предвиделось по математической вероятности, а 3 раза выпал герб и 7 раз — решка. Отношение числа фактически наступивших событий к общему числу возможных называется частостью или опытной (эмпирической) вероятностью. В нашем примере эмпирическая вероятность выпадения герба равна 3:10 = 0,3, выпадения решки — 7:10 = 0,7. В данном случае фактические результаты существенно расходятся с теоретическими, расчетными. Такое большое расхождение обусловлено малым числом наблюдений, где действие постоянных причин, определяющих равную возможность выпадения обеих сторон монеты (симметричность, расположение центра тяжести в середине и т. п.), нейтрализовано случайными причинами (порывами ветра, разной силой бросания и т. п.). Французский естествоиспытатель XVIII в. Бюффон подбрасывал монету 4040 раз. Герб выпал 2048 раз, решка — 1992 раза. В данном случае опытная вероятность (частость) выпадения герба была равна 0,5069 при математической вероятности 0,5000 (отклонения незначительны). При малом числе наблюдений фактические результаты (опытная вероятность) могут существенно отклоняться от математической (теоретической) вероятности, а при большом числе наблюдений они становятся близки к расчетным. Из сказанного можно сделать вывод: чем больше преступлений, дорожно-транспортных происшествий, гражданских исков или других случайных явлений подвергнется изучению в процессе решения социально-правовых, криминологических и других юридических задач, тем надежнее полученные данные, точнее выявленные закономерности. Данный вывод — краеугольный камень всех статистико-правовых и статистико-криминологических изучений. Практическое значение теории вероятностей и закона больших чисел для правовой статистики этим не исчерпывается. Они лежат, например, в основе выборочного метода, позволяющего при неполном исследовании единиц совокупности и заведомо заданной ошибке представительности (репрезентативности) выявить и измерить основные тенденции и закономерности, свойственные всей генеральной совокупности. На теории вероятностей базируются статистические методы анализа, криминологического прогнозирования преступности и решения других задач. 5 Современная организация статистики в Российской Федерации В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации руководство статистикой в стране осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат) как федеральный орган исполнительной власти. Госкомстат, его органы в республиках, краях, областях, автономных областях и округах, в городах Москве и Санкт-Петербурге, других городах и районах, а также подведомственные им организации, учреждения и учебные заведения составляют единую систему государственной статистики страны. Формы и методы сбора и обработки статистических данных, методология расчета статистических показателей, установленные Госкомстатом, являются статистическими стандартами Российской Федерации. В основе деятельности Госкомстата лежат федеральные статистические программы, которые финансируются из государственного бюджета. Все остальные исследования ведутся за счет средств заказчиков. Положение о Государственном комитете Российской Федерации по статистике (Госкомстате России) было утверждено Постановлением № 834 правительства от 9 июля 1994 г. В соответствии с положением основными задачами Государственного комитета Российской Федерации по статистике являются: предоставление официальной статистической информации Президенту, правительству, федеральному собранию Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, общественности, международным организациям; разработка научно обоснованной статистической методологии, соответствующей потребностям общества и международным стандартам; координация статистической деятельности в государстве; разработка экономико-статистической информации, ее анализ, составление национальных счетов, проведение необходимых балансовых расчетов; гарантирование полноты и научной обоснованности официальной статистической информации, обеспечение равного доступа к ней всем пользователям. Основные функции Госкомстата России состоят в том, что он: организует проведение всех государственных статистических наблюдений по разработанным им или согласованным с ним программам, формам и методикам; обеспечивает функционирование ЕГРПО (Единого государственного регистра предприятий и организаций); обеспечивает сбор, обработку, хранение и защиту статистической информации, соблюдение государственной и коммерческой тайны, необходимую конфиденциальность данных (конфиденциальный — секретный, доверительный); сопоставляет основные социально-экономические показатели России с аналогичными показателями других стран, совместно с Центробанком составляет платежный баланс страны; проводит единую техническую политику в области сбора, обработки и передачи статистической информации, в разработке и формировании федеральных программ по вопросам, порученным Госкомстату; определяет в рамках выделенных средств перечень важнейших научно-исследовательских работ; созывает в установленном порядке совещания по кругу проблем, входящих в компетенцию Госкомстата (т. е. в круг его полномочий и прав); вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства в области статистики. Во главе Госкомстата стоит председатель, несущий персональную ответственность за выполнение комитетом его задач и функций. Председатель Госкомстата является одновременно председателем его коллегии, в состав которой входят также заместители председателя и другие руководящие работники Госкомстата. Коллегия рассматривает вопросы, связанные с выполнением Госкомстатом всех возложенных на него задач. Решения коллегии оформляются постановлениями и проводятся в жизнь приказами председателя Госкомстата. В Госкомстате работают научно-методологический совет, экспертные советы, временные творческие коллективы и т. п. В их задачи входит совершенствование системы показателей, разработка программ обследований и учетов, методологий расчетов. Госкомстат руководит работой территориальных органов государственной статистики, в ведении которых находится статистическая деятельность на соответствующих территориях. Они обеспечивают предоставление официальной статистической информации органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Госкомстат имеет право: получать государственную отчетность, в том числе и составляющую коммерческую тайну, а также необходимые данные и материалы на любой стадии их разработки и пояснения к представляемой отчетности бесплатно в рамках установленных объемов и сроков от всех юридических и других хозяйствующих субъектов, от федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской федерации; издавать обязательные для них постановления и инструкции по вопросам статистики; осуществлять контроль над всеми юридическими и другими хозяйствующими субъектами в части выполнения законов Российской Федерации, решений Президента и правительства по вопросам статистики и в случае нарушений в представлении статистической отчетности налагать соответствующие административные взыскания; заключать договоры о сотрудничестве со статистическими ведомствами других государств, а также международными статистическими и иными органами по вопросам статистики; формировать федеральные программы по статистике и статистическим исследованиям; определять перечень важнейших научно-исследовательских работ по вопросам статистики. Вопросы для самопроверки 1) Какие школы стояли у истоков статистической науки? 2) В каких значениях употребляется термин «статистика»? 3) Что изучает статистика? 4) Назовите уровни статистики как науки. К какому уровню относится правовая статистика? 5) Сформулируйте основные понятия (категории) статистики. 6) Какими методами статистика изучает свой предмет? 7) Какое свойство статистических закономерностей получило название закона больших чисел? 8) Какой федеральный орган исполнительной власти осуществляет руководство статистикой в нашей стране? Тема 2. ПРАВОВАЯ СТАТИСТИКА — ОТРАСЛЬ СТАТИСТИКИ, ЕЕ ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 1 Понятие правовой статистики. Предмет правовой статистики Термин «статистика» употребляется, по меньшей мере, в трех взаимосвязанных значениях: статистика как конкретные количественные сведения, статистика как практическая деятельность по их сбору и обработке, статистика как наука и соответствующая ей учебная дисциплина. Все эти значения распространяются и на понятие «правовая статистика». Правовая статистика как наука и учебная дисциплина изучает количественную сторону массовых правовых и других юридически значимых явлений и процессов в целях раскрытия их качественного своеобразия, тенденций и закономерностей их развития в конкретных условиях места и времени. В этом определении заложено несколько взаимосвязанных признаков, характеризующих правовую статистику как науку о (1) количественной стороне явлений, (2) явлениях массовых, (3) явлениях правовых, (4) раскрывающих их качественное своеобразие, (5) тенденциях, (6) закономерностях их развития, (7) в конкретных условиях места и времени. Перечисленные признаки неоднородны, но в своей совокупности определяют общее содержание предмета правовой статистики. Сугубо специфический ее признак — лишь правовая и юридическая значимость изучаемых явлений и процессов. Все другие признаки имеют общестатистический характер и в основе своей свойственны любой отрасли статистической науки. Но их конкретное содержание в правовой статистике своеобразно, поскольку определяется специфическим характером изучаемых явлений и процессов. Например, 100 преступлений, 100 рождений, 100 пенсионных дел или 100 сошедших с конвейера автомашин отражают одно и то же число явлений, но в каждом конкретном случае это число характеризует количественную сторону качественно разных явлений, изучаемых в одном случае правовой, в другом — демографической, в третьем — социальной и в четвертом — экономической статистикой.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |