Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть 1 1 страница. Учебное пособие по курсу




Учебное пособие по курсу

Екатеринбург


УТВЕРЖДЕНО

Учебно-методическим советом
Уральского института экономики, управления и права

 

Правовая статистика: Учебн. пособие. Екатеринбург: Изд-во Уральского института экономики, управления и права, 2006. Ч. 1. - 91 с.

 

Учебное пособие предназначено для студентов специальности "Юриспруденция" всех форм обучения. В части 1 раскрываются предмет правовой статистики и ее основные понятия. Дается представление о статистическом наблюдении и организации его проведения, описываются официальные учет и отчетность. В части 2 раскрываются основные методы правовой статистики: сводка и группировка материалов статисти­ческого наблюдения, обобщающие показатели, выборочный метод стати­стического исследования, ряды динамики, методы изучения взаимосвязей. Дается представление о статистическом анализе и его основных функциях. Приведены примеры статистических расчетов.

В учебном пособии отражены изменения в отечественном законодательстве по состоянию на 15.10.2006.

Составитель доц., канд. техн. наук А. Г. Жигалин

Ó А. Г. Жигалин, составление, 2006

Ó Уральский институт экономики,
управления и права, 2006


Тема 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ОТРАСЛИ СТАТИСТИКИ

1 Общее представление о статистике

Слово «статистика» имеет латинское происхождение (от status — состояние). В средние века оно означало политическое состояние государства. В науку этот термин введен в XVIII в. немецким ученым Готфридом Ахенвалем. Собственно как наука статистика возникла только в XVII в., однако статистический учет существовал уже в глубокой древности. Так, известно, что еще за пять тыс. лет до н. э. неоднократно проводились переписи населения в Китае, осуществлялось сравнение военного потенциала разных стран, велся учет имущества граждан в Древнем Риме, затем — населения, домашнего имущества, земель в средние века.

У истоков статистической науки стояли две школы — немецкая описательная и английская школа политических арифметиков.

Представители описательной школы стремились:

а) систематизировать существующие способы описаний государств;

б) создать теорию таких описаний, разработать их подробную схему;

в) вести описание только в словесной форме, без цифр и вне динамики, т. е. без отражения особенностей развития государства в те или иные периоды, а только лишь на момент наблюдения.

Видными представителями описательной школы были Г. Конринг (1606 - 1661), Г. Ахенваль (1719 - 1772), А. Бюшинг (1724 - 1793) и др.

Со своей стороны, политические арифметики ставили целью изучать общественные явления с помощью числовых харак­теристик (меры веса и числа). Тем самым они увеличили арсенал статистических методов, способствовали возникновению статистики как теории статистического учета. Это был принципиально новый этап развития статистической науки по сравнению со школой государствоведения, так как от описания явлений и процессов статистика перешла к их измерению и исследованию, к выработке вероятных гипотез будущего развития. Политические арифметики видели основное назначение статистики в изучении массовых общественных явлений, осознавали необходимость учета в статистическом исследовании требований закона больших чисел, поскольку закономерность может проявиться лишь при достаточно большом объеме изучаемой совокупности.

Школа политических арифметиков имела два направления: демографическое — Д. Граунт (1620—1674), Э. Галлей (1656—1742) — и статистико-экономическое — глава школы В. Петти (1623—1687). История показала, что последнее слово в статистической науке осталось именно за школой политических арифметиков.

В XIX в. получило развитие учение бельгийского статистика А. Кетле (1796—1874), основоположника учения о средних величинах.

Прогрессу статистической методологии в этом столетии способствовали работы представителей английской мате­матической школы, в России — труды земских статистиков.

2 Предмет статистической на­уки

Развитие статистической науки, расширение сферы практической статистической работы привели к изменению содержания самого понятия «статистика». В настоящее время данный термин употребляется в трех значениях:

1) под статистикой понимают отрасль практической деятельности, которая имеет своей целью сбор, обработку, анализ и публикацию массовых данных о самых различных явлениях общественной жизни (в этом смысле «статистика» выступает как синоним словосочетания «статистический учет»);

2) статистикой называют цифровой материал, служащий для характеристики какой-либо области общественных явлений или территориального распределения какого-то показателя;

3) статистикой называется отрасль знания, особая научная дисциплина и соответственно учебный предмет в высших и средних специальных учебных заведениях.

Статистика имеет свой предмет изучения: количественная сторона массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной (содержанием) и количественное выражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях места и времени.

Выделяют три уровня статистической науки (рисунок 1). Первый уровень — общая теория статистики наука о наиболее общих принципах, правилах и законах цифрового освещения социально-экономиче­ских явлений.

Общая теория статистики разрабатывает наиболее общие по­нятия, категории статистической науки, которые имеют общестатистический смысл (например, «закономерность», «показатель», «признак», «статистическая совокупность» и т.д.) и методы изу­чения социально-экономических явлений. Она выясняет приро­ду этих категорий и разрабатывает научную методологию их по­строения (определения, вычисления), а также общие принципы, методы, стадии статистического исследования: наблюдения, свод­ки, группировки, анализа.

Категории, показатели и методы общей теории статистики яв­ляются методологической основой, ядром всех отраслей статис­тики. Именно поэтому изучение любой отраслевой статистики, в том числе и правовой, начинают с уяснения общетеоретических по­ложений статистики — принципов и методов статистического исследования.

На втором уровне выделены две большие обобщающие отрас­ли: экономическая и социальная статистика.

Экономическая статистика изучает явления и процессы в об­ласти экономики: структуру, пропорции и элементы обществен­ного воспроизводства; формирует систему показателей, отража­ющих состояние национальной экономики, взаимосвязи отраслей, особенности размещения производительных сил, наличие матери­альных, трудовых и финансовых ресурсов, уровень их использования.

Социальная статистика формирует систему показателей для характеристики образа жизни населения и различных аспектов со­циальных отношений.

На третьем уровне выделены отдельные отрасли экономиче­ской и социальной статистики.

 
 

Отрасли экономической статистики: статистика промыш­ленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, труда, природных ресурсов, охраны окружающей среды и т.д.

Рисунок 1 - Структура статистической науки

Социальная статистика, одной из отраслей которой и явля­ется правовая (юридическая) статистика, включает, кроме того, следующие от­расли: демографическую статистику, статистику политики, здра­воохранения, науки, просвещения и т.д.

3 Основные понятия (категории) статистики. Статистическая методология

Свой предмет статистика изучает при помощи определенных категорий, т. е. понятий, которые отражают наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов и явлений объективного мира. В статистике таких основных понятий пять.

1. Статистическая совокупность — это совокупность социально-экономических объектов или явлений общественной жизни, объединенных некоей качественной основой, общей связью, но отличающихся друг от друга отдельными признаками. Таковы, например, совокупность семей, совокупность предприятий, фирм, объединений и т. п. Совокупности могут быть однородными и разнородными.

Совокупность называется однородной, если один или несколько изучаемых существенных признаков ее объектов являются общими для всех единиц. Совокупность оказывается однородной именно с точки зрения этих признаков.

Совокупность, в которую входят явления разного типа, считается разнородной. Совокупность может быть однородна в одном отношении и разнородна в другом. В каждом отдельном случае однородность совокупности устанавливается путем проведения качественного анализа, выяснения содержания изучаемого общественного явления.

К примеру, в 2000 г. в Екатеринбурге совершено 2392 ДТП с пострадавшими, в которых погибло 247 и ранено 2594 человек. Эта совокупность является однородной с точки зрения определения состояния аварийности, но разнородная с позиций изучения распределения числа пострадавших в ДТП по категориям участников дорожного движения, распределения количества ДТП по местам их совершения и т.д.

2. Единица совокупности — это первичный элемент статистической совокупности, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации, и основой ведущегося при обсле­довании счета. В примере с ДТП каждое ДТП является единицей совокупности.

3. Признак — это качественная особенность единицы совокупности. По характеру отображения свойств единиц изучаемой совокупности признаки делятся на две основные группы:

признаки, имеющие непосредственное количественное выражение, например возраст, стаж работы, средний заработок и т. д. Они могут быть дискретными и непрерывными;

признаки, не имеющие непосредственного количественного выражения. В этом случае отдельные единицы совокупности различаются своим содержанием (например, профессии — характером труда: учитель, столяр, швея-мотористка и т. д.). Такие признаки обычно называют атрибутивными (в философии «атрибут» — неотъемлемое свойство предмета). В случае, когда имеются противоположные по значению варианты признака, говорят об альтернативном признаке. Например, продукция может быть годной или бракованной; для представителей отдельных возрастных групп существует вероятность дожить или не дожить до следующей возрастной группы; каждое лицо может состоять в браке или нет и т. д.

Особенностью статистического исследования является то, что в нем изучаются только варьирующие признаки, т. е. признаки, принимающие различные значения (для атрибутивных, альтернативных признаков) или имеющие различные коли­чественные уровни у отдельных единиц совокупности.

Вариация— это изменение («колеблемость») величины либо значения признака при переходе от одного объекта (или группы объектов) к другому; точнее говоря — от одной единицы совокупности к другой.

4. Статистический показатель —это понятие (категория), отображающее количественные характеристики (размеры) соотношения признаков общественных явлений. Статистические показатели могут быть учетно-оценочными (объемными) и аналитическими (расчетными). Учетно-оценочные показатели отражают объем или уровень изучаемого явления: численность населения, уровень преступности и т. п. Аналитические показатели характеризуют особенности развития явления, распространенности в пространстве, соотношения его частей, взаимосвязи с другими явлениями: средние величины, относительные показатели, показатели вариации признака и т.п. Статистические показатели могут быть плановыми, отчетными и прогностическими (т. е. выступать в качестве прогнозных оценок). Статистические показатели следует отличать от статистических данных. Статистические данные — это конкретные численные значения статистических показателей. Они всегда определены не только качественно, но и количественно и зависят от конкретных условий места и времени.

5. Система статистических показателей — это совокупность статистических показателей, отражающая взаимосвязи, которые объективно существуют между явлениями. Для каждой общественно-экономической формации характерна определенная система взаимосвязи общественных явлений. Поэтому образуют систему и статистические показатели.

Свой предмет статистика изучает при помощи своего, специфического метода. Метод статистики — это целая совокупность приемов, пользуясь которыми статистика исследует свой предмет. Она включает в себя три группы собственно методов: метод массовых наблюдений, метод группировок, метод обобщающих показателей.

Статистическое наблюдение заключается в сборе первич­ного статистического материала, в научно организованной регистрации всех существенных фактов, относящихся к рассмат­риваемому объекту. Это первый этап всякого статистического исследования.

Метод группировок дает возможность все собранные в результате массового статистического наблюдения факты подвергать систематизации и классификации. Это второй этап статистического исследования.

Метод обобщающих показателей позволяет харак­теризовать изучаемые явления и процессы при помощи статистических величин - абсолютных, относительных и средних. На этом этапе статистического исследования полученные данные обрабатываются с помощью каких-либо методов статистического количественного анализа и выявляются взаимосвязи и масштабы явлений, определяются законо­мерности их развития, даются прогнозные оценки.

4 Закон больших чисел и его значение в статистике

При изучении причин преступности, отдельных преступле­ний, административ­ных правонарушений и других нарушений действующего законодательства очевидно, что они, как прави­ло, обусловлены совокупностью взаимосвязанных явлений, и что связь между ними и изучаемыми нарушениями не однознач­на, а многозначна, не фа­тальна, а вероятностна. Она улавлива­ется лишь при изучении большого числа нару­шений и отражает­ся в форме статистических устойчивостей, тенденций или зако­но­мерностей, которые формируются и обнаруживаются в мас­совых явлениях и процес­сах, с чем имеет дело правовая ста­тистика.

Известно, например, что преступления совершают и мужчи­ны, и женщины. При­чем совершение преступления конкретным мужчиной или конкретной женщиной зави­сит от множества слу­чайных явлений. Однако если взять всех выявленных правонару­шителей в нашей стране, допустим, за 1965 г., то окажется, что преступность мужчин и женщин характеризовалась соотношени­ем 7:1, и эти пропорции практически из года в год сохранялись. Правда, процесс феминизации преступности в последнее деся­тиле­тие меняет это соотношение. В 2005 г. оно было 5:1. Измене­ния заметны, но не та­ковы, чтобы можно было сказать о разру­шении этой статистической закономерности. Аналогичные устойчивые соотношения наблюдаются и в других странах. Они становятся статистической закономерностью, ко­торая отражает социальную, демографичес­кую и даже биологическую сущность рас­сматриваемых субъектов преступлений. Указанные устойчивости обнаружива­ются лишь в большой массе преступлений.

В статистической массе преступлений взаимопогашаются вли­яния отдельных криминогенных или антикриминогенных фак­торов, которые делали случайным совершение преступлений конкретным мужчиной или женщиной. Остаются лишь сущностные коренные влияния. Свойство статистических закономернос­тей формироваться и отчетливо отражаться лишь в массовом про­цессе и при достаточно большом числе единиц совокупности полу­чило название закона больших чисел. Он имеет важное научно-практическое значение для статистических исследований в кри­минологии, уголовном праве, уголовном процессе, административном праве и других юридических науках, которые имеют дело с массовыми явлениями. Его применение позволяет выя­вить закономерности там, где на первый взгляд все кажется слу­чайным и не поддающимся изучению, ибо «где на поверхности происходит игра случая, там сама эта случайность всегда оказы­вается подчиненной внутренним, скрытым законам».[1]

Структура и динамика преступности, ее причины, мотивы преступного поведения, эффективность уголовно-правовых мер, результаты деятельности судов, прокуратуры, милиции и т. п. могут быть правильно установлены и поняты лишь на основе закона больших чисел. Он позволяет перейти от случайного и единичного к устойчивому и массовому и вы­ражает диалектическую связь между случайностью и необходи­мостью. Совокупность случайных причин порождает следствие, почти не зависящее от случая, в чем и обнаруживается законо­мерность, которая не может быть выявлена при малом числе наблюдений. На это обратил внимание еще К. Маркс. Он писал: «...внутренний закон, прокладывающий себе дорогу через эти случайности и регулирующий их, становится видимым лишь тогда, когда они охватываются в больших массах»[2].

Математической основой закона больших чисел служит те­ория вероятностей. Она представляет собой раздел математики, изучающий закономерности, возникающие при взаимодействии большого числа случайных явлений. Теория вероятностей, рас­сматривая закон больших чисел в чисто количественном аспек­те, выражает его целой цепью математических теорем. Последние показывают, при каких условиях и в какой именно мере можно рассчитывать на отсутствие случайности в охватывающих массу характеристиках, как это связано с численностью входящих в них индивидуальных явлений и т. д. При изучении массовых явле­ний статистика лишь опирается на разработанные математиками теоремы. Математика дает модель для описания случайных явле­ний в объективной действительности. Эта модель может быть ис­пользована не только в естественных, но и общественных на­уках, в том числе в правовой статистике, поскольку после­дняя также связана с реальными процессами, которые подвер­жены многочисленным случайным воздействиям.

Причинная связь между состоянием субъекта и конкретным видом преступного поведения проявляется в их удельных весах или частости (частоте проявления). Исходя из этой частости, можно прогнозировать преступления. Например, годовые отче­ты об автопроисшествиях в городе свидетельствуют о том, что 25-30% их совершается на перекрестках. Опираясь на многолет­ние наблюдения, мы не можем сказать, будут ли совершены ав­тотранспортные преступления на каком-то конкретном перекре­стке или нет, но с достаточной долей точности можем предполо­жить, что в текущем году на перекрестках будет совершено при­мерно такое-то количество автопроисшествий.

Вероятность (частость) может быть теоретической и эмпири­ческой. Теоретическая, или математическая, вероятность пред­ставляет собой отношение количества благоприятных исходов к количеству всех исходов. Ма­тематическая вероятность колеблется от 0 до 1, т. е. она заключена между двумя пределами — невозможностью и досто­верностью наступления изучаемого явления. Математическая вероятность — теоретическая величина. В ней заложена лишь мера объективной возможности, но последняя может по-разному реа­лизоваться в действительности. Например, при фактическом де­сятикратном бросании монеты герб и решка выпали не поров­ну (5 и 5), как предвиделось по математической вероятности, а 3 раза выпал герб и 7 раз — решка.

Отношение числа фактически наступивших событий к обще­му числу возможных называется частостью или опытной (эмпи­рической) вероятностью. В нашем примере эмпирическая веро­ятность выпадения герба равна 3:10 = 0,3, выпадения решки — 7:10 = 0,7. В данном случае фактические результаты существенно расходятся с теоретическими, расчетными. Такое большое рас­хождение обусловлено малым числом наблюдений, где действие постоянных причин, определяющих равную возможность выпа­дения обеих сторон монеты (симметричность, расположение центра тяжести в середине и т. п.), нейтрализовано случайными причинами (порывами ветра, разной силой бросания и т. п.). Французский естествоиспытатель XVIII в. Бюффон подбрасывал монету 4040 раз. Герб выпал 2048 раз, решка — 1992 раза. В дан­ном случае опытная вероятность (частость) выпадения герба была равна 0,5069 при математической вероятности 0,5000 (отклоне­ния незначительны).

При малом числе наблюдений фактические результаты (опыт­ная вероятность) могут существенно отклоняться от математи­ческой (теоретической) вероятности, а при большом числе наблю­дений они становятся близки к расчетным.

Из сказанного можно сделать вывод: чем больше преступле­ний, дорожно-транспортных происшествий, гражданских исков или других случайных явлений подвергнется изучению в процессе решения социально-правовых, криминоло­ги­чес­ких и других юридических задач, тем надежнее полученные данные, точнее выявленные закономерности. Данный вывод — краеугольный ка­мень всех статистико-правовых и статистико-криминологических изучений.

Практическое значение теории вероятностей и закона больших чисел для правовой статистики этим не исчерпыва­ется. Они лежат, например, в основе выборочного метода, позво­ляющего при неполном исследовании единиц совокупности и заведомо заданной ошибке представительности (репрезентатив­ности) выявить и измерить основные тенденции и закономерно­сти, свойственные всей генеральной совокупности. На теории ве­роятностей базируются статистические методы анализа, крими­нологи­чес­кого прогнозирования преступности и решения других задач.

5 Современная организация статистики в Российской Федерации

В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации руководство статистикой в стране осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат) как федеральный орган исполнительной власти.

Госкомстат, его органы в респуб­ликах, краях, областях, автономных областях и округах, в городах Москве и Санкт-Петербурге, других городах и районах, а также подведомственные им организации, учреждения и учебные заведения составляют единую систему государственной статистики страны.

Формы и методы сбора и обработки статистических данных, методология расчета статистических показателей, установленные Госкомстатом, являются статистическими стандартами Российской Федерации. В основе деятельности Госкомстата лежат федеральные статистические программы, которые финансируются из государственного бюджета. Все остальные исследования ведутся за счет средств заказчиков.

Положение о Государственном комитете Российской Федерации по статистике (Госкомстате России) было утверждено Постановлением № 834 правительства от 9 июля 1994 г.

В соответствии с положением основными задачами Государственного комитета Российской Федерации по статистике являются:

предоставление официальной статистической инфор­мации Президенту, правительству, федеральному собранию Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, общественности, международным организациям;

разработка научно обоснованной статистической методологии, соответствующей потребностям общества и международным стандартам;

координация статистической деятельности в государстве;

разработка экономико-статистической информации, ее анализ, составление национальных счетов, проведение необходимых балансовых расчетов;

гарантирование полноты и научной обоснованности официальной статистической информации, обеспечение равного доступа к ней всем пользователям.

Основные функции Госкомстата России состоят в том, что он:

организует проведение всех государственных статистических наблюдений по разработанным им или согласованным с ним программам, формам и методикам;

обеспечивает функционирование ЕГРПО (Единого государственного регистра предприятий и организаций);

обеспечивает сбор, обработку, хранение и защиту статистической информации, соблюдение государственной и коммерческой тайны, необ­ходимую конфиденциальность данных (конфиденциальный — секретный, доверительный);

сопоставляет основные социально-экономические показатели России с аналогичными показателями других стран, совместно с Центробанком составляет платежный баланс страны;

проводит единую техническую политику в области сбора, обработки и передачи статистической информации, в разработке и формировании федеральных программ по вопросам, порученным Госкомстату;

определяет в рамках выделенных средств перечень важнейших научно-исследовательских работ;

созывает в установленном порядке совещания по кругу проблем, входящих в компетенцию Госкомстата (т. е. в круг его полномочий и прав);

вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства в области статистики.

Во главе Госкомстата стоит председатель, несущий персональную ответственность за выполнение комитетом его задач и функций.

Председатель Госкомстата является одновременно председателем его коллегии, в состав которой входят также заместители председателя и другие руководящие работники Госкомстата. Коллегия рассматривает вопросы, связанные с выполнением Госкомстатом всех возложенных на него задач. Решения коллегии оформляются постановлениями и проводятся в жизнь приказами председателя Госкомстата.

В Госкомстате работают научно-методологический совет, экспертные советы, временные творческие коллективы и т. п. В их задачи входит совершенствование системы показателей, разработка программ обследований и учетов, методологий расчетов.

Госкомстат руководит работой территориальных органов государственной статистики, в ведении которых находится статистическая деятельность на соответствующих территориях. Они обеспечивают предоставление официальной статистической информации органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Госкомстат имеет право:

получать государственную отчетность, в том числе и составляющую коммерческую тайну, а также необходимые данные и материалы на любой стадии их разработки и пояснения к представляемой отчетности бесплатно в рамках установленных объемов и сроков от всех юридических и других хозяйствующих субъектов, от федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской федерации;

издавать обязательные для них постановления и инструкции по вопросам статистики;

осуществлять контроль над всеми юриди­ческими и другими хозяйствующими субъектами в части выполнения законов Российской Федерации, решений Президента и правительства по вопросам статистики и в случае нарушений в представлении статистической отчетности налагать соответствующие административные взыскания;

заключать договоры о сотрудничестве со статистическими ведомствами других государств, а также международными статистическими и иными органами по вопросам статистики;

формировать федеральные программы по статистике и статистическим исследованиям;

определять перечень важнейших научно-исследо­вательских работ по вопросам статистики.

Вопросы для самопроверки

1) Какие школы стояли у истоков статистической науки?

2) В каких значениях употребляется термин «статистика»?

3) Что изучает статистика?

4) Назовите уровни статистики как науки. К какому уровню относится правовая статистика?

5) Сформулируйте основные понятия (категории) статистики.

6) Какими методами статистика изучает свой предмет?

7) Какое свойство статистических закономерностей получило название закона больших чисел?

8) Какой федеральный орган исполнительной власти осуществляет руководство статистикой в нашей стране?

Тема 2. ПРАВОВАЯ СТАТИСТИКА — ОТРАСЛЬ СТАТИСТИКИ, ЕЕ ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

1 Понятие правовой статистики. Предмет правовой стати­стики

Термин «статистика» употребляется, по меньшей мере, в трех взаимосвязанных значениях: статистика как конкретные коли­чественные сведения, статистика как практическая деятельность по их сбору и обработке, статистика как наука и соответствую­щая ей учебная дисциплина.

Все эти значения распространяются и на понятие «правовая статистика». Правовая статистика как наука и учебная дисциплина изучает количественную сторону массовых правовых и других юридически значимых явлений и процессов в целях рас­крытия их качественного своеобразия, тенденций и закономерно­стей их развития в конкретных условиях места и времени.

В этом определении заложено несколько взаимосвязанных признаков, характеризующих правовую статистику как на­уку о (1) количественной стороне явлений, (2) явлениях массо­вых, (3) явлениях правовых, (4) раскрывающих их качествен­ное своеобразие, (5) тенденциях, (6) закономерностях их раз­вития, (7) в конкретных условиях места и времени.

Перечисленные признаки неоднородны, но в своей сово­купности определяют общее содержание предмета правовой статистики. Сугубо специфический ее признак — лишь пра­вовая и юридическая значимость изучаемых явлений и процес­сов. Все другие признаки имеют общестатистический характер и в основе своей свойственны любой отрасли статистической науки. Но их конкретное содержание в правовой статисти­ке своеобразно, поскольку определяется специфическим ха­рактером изучаемых явлений и процессов. Например, 100 пре­ступлений, 100 рождений, 100 пенсионных дел или 100 со­шедших с конвейера автомашин отражают одно и то же число явлений, но в каждом конкретном случае это число характери­зует количественную сторону качественно разных явлений, изучаемых в одном случае правовой, в другом — демогра­фической, в третьем — социальной и в четвертом — экономи­ческой статистикой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.