Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть 1 5 страница




Единый учет преступлений заключается в первичном учете и регистрации выявленных преступлений, лиц, их совершивших, и уголовных дел. Система учета основывается на регистрации пре­ступлений по моменту возбуждения уголовного дела и лиц, их совершивших, по моменту утверждения прокурором обвинитель­ного заключения, а также на дальнейшей корректировке этих данных в зависимости от результатов расследования и судебного рассмотрения дела. Упомянутая корректировка допускается лишь в пределах года, являющегося законченным отчетным периодом. Изменения, которые появились после годового отчета, в первич­ные документы учета преступлений и лиц не вносятся.

Правила единого учета распространяются на все правоохра­нительные органы, имеющие право на возбуждение и расследо­вание уголовных дел: органы прокуратуры, внутренних дел, на­логовой полиции, таможенной службы и др. за некоторыми ис­ключениями, связанными со специфической деятельностью. Это касается ФСБ, военной прокуратуры и суда.

6 Документы первичного учета и их значение в правовой статистике.
Виды документов первичного учета

В настоящее время все объекты уголовно-правовой статисти­ки (преступление, лицо, виновное в его совершении, и избран­ная мера наказания) учитываются в соответ­ствующих документах первичного учета по карточной или списочной форме. С вступ­­лением в действие нового уголовного законодательства статисти­ческими подразделениями правоохранительных органов и судов про­водится большая работа по приведению в соответствие с ним до­кументов первичного учета и статистической отчетности.

Совместным Указанием от 5—6 ноября 1996 г. Прокуратуры РФ и МВД России «О введении в действие документов первичного учета преступлений и лиц, их совершивших» утверждены и введены в дей­ствие с 1 января 1997 г. единые для органов прокуратуры, внутренних дел, Государственного таможенного комитета и Федеральной служ­бы налоговой полиции следующие документы первичного учета (статистические карточки):

– на выявленное преступление (форма № 1);

– о результатах расследования преступления (форма № 1.1);

– на преступление, по которому лицо, его совершившее, ус­тановлено (форма № 1.2);

– на лицо, совершившее преступление (форма № 2);

– о движении уголовного дела (форма № 3);

– о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности (форма № 4);

– о результатах рассмотрения дела в суде (форма № 6).

Реквизиты документов первичного учета (за исключением карточки формы № 6) могут быть дополнены с учетом местных условий с письменного согласия прокуроров субъектов Россий­ской Федерации.

Заполнение карточек (или внесение аналогичной информа­ции на магнитные носители) осуществляется по месту возбужде­ния уголовного дела, ведения следствия и дознания. Регистрация преступлений, лиц, их совершивших, и уголовных дел, а также ведение статистической отчетности по преступности в целом осу­ществляют только органы внутренних дел — районные, городс­кие, транспортные. Они в течение суток заносят данные карточек в журнал учета преступлений, уголовных дел и лиц, совершив­ших преступления. После этого зарегистрированные документы первичного учета немедленно пересылаются в информационные центры МВД, ГУВД, УВД республик, краев, областей, городов, автономной области и округов, где ведутся контрольные журна­лы (магнитные носители) учета преступлений, уголовных дел и лиц, совершивших преступления. На основе обработки карточек первичного учета в информационных центрах производится пер­вичное формирование всех форм статистической отчетности о преступности.

Преступление, лицо, его совершившее, и уголовное дело счита­ются учтенными, когда сведения о них внесены в карточки первич­ного учета (либо на магнитные носители), зарегистрированы в жур­нале учета преступлений и поставлены на централизованный учет в информационном центре.

Учет преступлений ведется путем заполнения прокурором, следователем или дознавателем карточки на выявленное преступ­ление (Ф.1). Она заполняется немедленно после возбуждения уго­ловного дела, направления в суд материалов с протоколом, сан­кционированным прокурором, или вынесения постановления об освобождении лица от уголовной ответственности с применени­ем к нему мер общественного воздействия, а также в случаях, когда необходимо зарегистрировать преступление, ранее не уч­тенное. Например, при поступлении уголовного дела из органов безопасности или военной прокуратуры, освобождении лица, совершившего преступление, от уголовной ответственности по амнистии, выделении уголовного дела о преступлении из друго­го уголовного дела и т. д.

Учет преступлений имеет много особенностей. Деяние учиты­вается как одно преступление, если совершено несколькими ли­цами в соучастии или организованной группой, если состоит из нескольких преступных действий, если состоит из одного действия, но вред причинен многим потерпевшим, если одним действием (идеальная совокупность) совершены два преступления, напри­мер, изнасилование с заражением венерической болезнью. В этом случае учитывается наиболее тяжкое преступление. Эти и другие особенности отражаются на уровне учтенной преступности. При убийстве нескольких лиц одним действием (взрыв, поджог и т. д.) и по УК РФ, и по правилам учета деяние квалифицируется и ре­гистрируется как одно умышленное убийство (ст. 105, п. «а» или «е»). Видимо, это не совсем правильно. В США, например, учет подобных деяний ведется не по действиям, а по жертвам. Если в результате умышленного поджога дома сгорело шесть человек, будут зарегистрированы один поджог и шесть умышленных убийств. При учете умышленных убийств по жертвам в нашей стране к числу учтенных умышленных убийств ежегодно следовало бы прибавлять до тысячи деяний, когда было убито два и более человека. К сожа­лению, в российской уголовной статистике учет жертв преступле­ний практически отсутствует.

Зарегистрированное преступление подлежит снятию с учета, если уголовное дело о нем прекращено по реабилитирующим ос­нованиям либо по нему вынесен оправдательный приговор. Кор­рекция сведений о выявленных преступлениях осуществляется по данным карточек о результатах расследования (Ф. 1.1), движения уголовного дела (Ф. 3) и рассмотрения дела в суде (Ф. 6).

Статистическая карточка на выявленное преступление (Ф. 1) и углубляющая ее карточка о результатах расследования преступ­ления (Ф. 1.1) содержат более 300 социальных, криминологи­ческих, уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, крими­налистических, организационных и иных юридически значимых признаков в текстуальном изложении, а также в кодах для использования на ЭВМ. Кроме этого, в карточках при­меняются методы сжатия информации, позволяющие умножить число отражаемых признаков. Скажем, в п. 19 (он же код) фор­мы 1 указывается один признак «место совершения преступле­ния» с добавлением (по справочнику № 2). В этом справочнике приводятся 105 признаков, уточняющих место совершения пре­ступления (акционерное общество, дача, касса, поезд и т. д.). При кодировании места совершения преступления, например, «об­менного пункта валюты» в карточке кроме кода «19», указывает­ся код «115».

В статистических карточках (Ф.1) и (Ф.1.1) используются де­сять справочников из имеющихся тринадцати: (№ 1) — классифи­катор отраслей хозяйства, имеющий 286 признаков; (№ 2) — ме­сто совершения преступления — 105 признаков; (№ 3) — предмет преступного посягательства или преступного оборота — 103 при­знака; (№ 4) — оружие, боеприпасы и взрывчатые материалы — 60 признаков; (№ 5) — национальность — 130 признаков; (№ 6) — страны (государства) — 208 признаков; (№ 7) — валюта — 50 при­знаков; (№ 8) — наркотические и сильнодействующие вещества — 96 признаков; (№ 9) — социальное положение — 22 признака; (№ 10) — должностное положение потерпевших и лиц, совершив­ших преступления — 48 признаков; (№ 11) — организационно-правовая форма хозяйствующего субъекта — 54 признака; (№ 12) — способ совершения преступления — 29 признаков; (№ 13) — ис­точник информации — 29 признаков.

Статистическая информация может быть расширена также пу­тем наложения кодов. Например, в справочнике № 3 (предмет преступного посягательства) «товары продовольственные» име­ют код 1000, товары «гуманитарного назначения» — 0300, «гру­зы» — 0090. Если надо закодировать продовольственные товары гуманитарного назначения, транспортировавшиеся в виде гру­зов, то кодом их будет цифра 1390. Подобные наложения кодов применимы по любому из справочников. Своеобразным спра­воч­ником является УК РФ. В форме 1 в п. 13 (он же — код) отмечает­ся квалификация преступления, которая кодируется по статьям Особенной части УК, а их 256 наименова­ний. Аналогичный ме­тод применен и в других статистических карточках.

Таким образом, общее число сведений о выявленном и рас­крытом преступлении, которые отражаются в статистических кар­точках форм 1 и 1.1, составляет около 1500 признаков, тексту­альных и закодированных для работы как вручную, так и на элек­тронно-вычислительных машинах. В этих карточках можно найти краткое описание преступления, его квалификацию и ка­тегорию, место, способ, орудия и средства совершения деяния, объект (отрасль, сфера) и предмет посягательства, характерис­тику лица (группы), совершившего деяние, мотивы преступле­ния, материальный ущерб, кем выявлено и расследовано дея­ние, движение дела и т. д. и т. п.

Учет лиц, совершивших преступления. Учету подлежат все лица, совершившие преступления, в отношении которых утверждено обвинительное заключение, либо санкционированы направ­ление протокола с материалами в суд или передача материалов для применения мер общественного воздействия без возбужде­ния уголовного дела. Учету подлежат также лица, уголовные дела по обвинению которых прекращены, либо в возбуждении уго­ловного дела отказано в связи с истечением сроков давности, вследствие акта амнистии или помилования, в отношении умер­шего обвиняемого, в связи с изменением обстановки и по дру­гим нереабилитирующим основаниям.

Статистическая карточка на лицо, совершившее преступле­ние (Ф. 2), заполняется следователем или дознавателем, произ­водившим расследование (досудебную подготовку) при направ­лении дела (материалов) прокурору или при прекращении дела, либо при санкционировании передачи материалов для примене­ния мер общественного воздействия. Карточка передается в го­родской, районный, транспортный или другой отдел внутренних дел для внесения сведений о лице в журнал учета и последующего направления в учетно-регис­тра­ционное подразделение органов внутренних дел.

Статистическая карточка на лицо, совершившее преступле­ние (Ф. 2), и статистические карточки на преступление, по кото­рому лицо, его совершившее, установлено (Ф. 1.2), отражают более 200 признаков личности, текстуальных и закодированных. А с учетом использования кодов справочников (сжатые сведения) и Особенной части УК — около 1500: фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол, образование, гражданство, страна прожи­вания, цель приезда, социальное и должностное положение, ме­сто работы (учебы), отрасль хозяйства, квалификация деяния, стадия совершения преступления, место совершения преступле­ния, сумма ущерба, способ совершения преступления, мотивы и цели, состояние субъекта во время совершения преступления, соучастие, характеристика преступной (организованной) груп­пы, судимость и другие сведения о лице.

Учет уголовных дел. Движение уголовных дел в процессе рас­следования учитывается на основании карточек на выявленное преступление (Ф. 1) и движение уголовного дела (Ф. 3). После­дняя заполняется прокурором, следователем или органом дозна­ния немедленно после принятия по делу одного из следующих решений: возбуждения уголовного дела, соединения уголовных дел, утверждения обвинительного заключения, передачи по под следственное, прекращении дела, возобновления производством ранее прекращенного дела, возвращения дела на дополнитель­ное расследование и других. Путь прохождения этой карточки та­кой же, как и других статкарт. Объем признаков, отражаемых в карточке Ф. 3, составляет около 60.

К рассмотренным документам первичного учета близко при­мыкает статистическая карточка о результатах возмещения мате­риального ущерба и изъятии предметов преступной деятельности (Ф. 4), где учитываются сумма и характер ущерба, его погаше­ние, изъятие имущества (денег, товаров, иностранной валюты, драгоценных металлов, камней и алмазов, оружия, боеприпа­сов, взрывчатых веществ и т. д.). Информационный объем этой формы составляет около 600 единиц.

В районных судах документы первичного учета карточной фор­мы ведутся на подсудимых, уголовные и гражданские дела, на ис­полнительные производства. Очень важным до­кументом первичного учета является карточка по учету сумм ущерба, причиненного преступлением имуществу различных форм собственности. При рассмотрении судебных дел в кассационной и надзорной инстанциях дела регистрируются также в учетно-статистических карточках (формы № 7, 10, 33, 34). По некоторым направлениям работы народных судов (рассмотрению материалов в порядке исполнения приговоров, дел об административных правонарушениях и др.) ведутся специальные журналы. Так, для учета материалов об административных правонарушениях в районных судах ведутся два журнала: один — для регистрации материалов о мелком хулиганстве, другой — для всех остальных материалов об административных правонарушениях. Регистраци­онные журналы, как и карточки, являются документами первич­ного учета. Учет административных правонарушений, рассмотре­ние которых отнесено к компетенции органовМВД, ведется как в журналах, так и в карточках.

В учреждениях, исполняющих уголовные наказания, документа­ми первичного учета являются: личное дело осужденною, учетная карточка на осужденного, ранее отбывавшего наказание в местах лишения свободы и вновь поступившего в данное учреждение, и др.

Сведения для заполнения документов первичного учета берут­ся в основном из материалов уголовных и гражданских дел, су­дебных приговоров и решений. Ведомственными нормативными актами (инструкциями) установлены строгие правила и порядок их заполнения, обязательные для исполнения соответствующими должностными лицами (следователем, лицом, производившим до­знание, районным судьей, судебным исполнителем и т.д.). Их со­блюдение очень важно, поскольку документы первичного учета яв­ляются исходным материалом для составления высококачествен­ной официальной статистической отчетности как первой и основ­ной формы статистического наблюдения, широко используемой в науке и практике борьбы с преступностью.

В систему органов юстиции, понимаемую в широком смыс­ле, входят такие правоприменительные организации, как нотари­ат и судебно-экспертные учреждения, органы записи актов граж­данского состояния и адвокатура. Эти организации также перио­дически представляют статистическую отчетность о своей деятель­ности на основе соответствующих документов первичного стати­стического учета.

Так, в нотариальных конторах (в том числе и частными нота­риусами) статистическое наблюдение осуществляется по спи­сочной форме, т.е. в одном реестре (списке) регистрируются све­дения обо всех нотариальных действиях (удостоверение сделок, доверенностей, завещаний, выдача свидетельств о праве собствен­ности на долю в общем имуществе супругов и т.д.).

Формы реестров регистрации нотариальных действий, как и все нотариальное делопроизводство, устанавливаются Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой.

В последние годы, особенно после принятия новых законов о соб­ственности, земле, приватизации, Гражданского кодекса (двух частей), значительно расширилась сфера деятельности нотариата, появились новые виды гражданско-правовых отношений, требую­щих нотариального оформления, резко возросло общее количест­во нотариальных действий. Теперь визит к нотариусу становится обя­зательным во многих житейских делах. 11 февраля 1993 г. приня­ты Основы законодательства Российской Федерации о нотариате. Новое законодательство возлагает на нотариусов удостоверение от­чуждения квартир, жилых домов, дорогостоящего имущества, ав­тотранспорта. В дальнейшем предстоит удостоверение сделок, свя­занных с приобретением права собственности на землю, землеполь­зованием и землевладением. Законодатель отводит нотариусу очень важную роль в преобразовании отношений собственности на сред­ства производства путем приватизации государственных и муни­ципальных предприятий, в деле обеспечения правовой защиты иму­щественных интересов граждан и юридических лиц в условиях формирования рыночных структур и отношений.

Естественно, надлежащая постановка первичного учета всех нотариальных действий — важная гарантия обеспечения защиты как конституционных нрав и интересов граждан и юридических лиц, с одной стороны, так и контроля над деятельностью нотари­альных контор, с другой стороны.

Органы записи актов гражданского состояния (загс), осуще­ствляя статистическое наблюдение за демографическими процес­сами в стране, используют также списочные формуляры — кни­ги регистрации актов гражданского состояния. Органы загса производят регистрацию семи видов актов: о рождении, смер­ти, заключении брака, расторжении брака, об установлении отцовства, усыновлении (удочерении), о перемене фамилии, имени, отчества.

Книги регистрации актов гражданского состояния содержат в се­бе сведения, относящиеся к личности родившихся, умерших, вступивших в брак, расторгших брак. На основе информации, со­держащейся в этих книгах, составляются статистические отчеты.

Показатели статистических отчетов загсов имеют значительный познавательный интерес, на их основе проводится большая иссле­довательская работа демографами, социологами, юристами, эко­номистами и другими специалистами для подготовки предложе­ний по разработке социальных программ.

Документами первичного учета в судебно-экспертных учрежде­ниях являются учетные карточки по экспертному производству, ре­гистрационные журналы и книги учета работы судебно-эксперт­ных учреждений. Объем фиксируемой в них информации обеспе­чивает составление отчета о работе этих учреждений.

За полноту и правильность данных, вносимых в учетную до­кументацию, несет ответственность эксперт.

Для учета многогранной деятельности адвокатуры по оказанию юридической помощи физическим и юридическим лицам, в от­правлении правосудия, в соблюдении конституционной законно­сти во всех коллегиях адвокатов введены регистрационные карточ­ки на совет, заявление, соглашение о ведении уголовных и граж­данских дел.

Эти документы, являясь основной формой финансовой отчет­ности адвокатов, служат одновременно и документами первично­го статистического учета в юридических консультациях.

Порядок заполнения документов первичного учета в указан­ных органах регулируется ведомственными инструкциями, со­гласно которым контроль над их ведением возлагается на руково­дителя соответствующего органа.

В связи с все большим внедрением механизации и компью­теризации в статистическую практику правоохранительных орга­нов многие из документов первичного учета сконструированы с та­ким расчетом, чтобы они могли быть подвергнуты автоматизиро­ванной обработке на ЭВМ.

В итоге нашей правоохранительной системой собирается ог­ромное количество первичных сведений о совершенном преступ­лении, правонарушителе, движении уголовного дела и деятель­ности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Общий объем информации составляет около 3500 единиц. В США более или менее полные сведения собираются только о восьми индексных преступлениях, отслеживаемых на федеральном уровне. Сведе­ния о других деяниях, личности преступников, движении уго­ловных дел и причиненном ущербе, судя по Руководству по со­ставлению единой формы отчетности о преступлениях, являются крайне скудными. Более де­тальная криминальная статистика в Германии, Японии и неко­торых других странах.

Сведения, собираемые на основе первичных документов и дру­гих материалов, обобщаются почти в 70 формах государственной и ведомственной статистической отчетности. Они имеют важное криминологическое, уголовно-правовое, уголовно-процессуальное, криминалистическое, пенитенциарное, организационно-управленческое значение. Эта фактическая база обеспечивает при­нятие решений многих научно-практических задач. К сожалению, она чаще всего используется практическими органами уголовной юстиции неполно, выборочно и, главным обра­зом, для доказательства вышестоящим властям своей «способно­сти» контролировать преступность. Эта статистическая база в пол­ной мере не используется и научными юридическими учрежде­ниями. Из научных работников, занимающихся проблемами борь­бы с преступностью, более активно статистические материалы используют криминологи, социологи и некоторые другие специ­алисты. Представители уголовного права, уголовного процесса, криминалистики, прокурорского надзора и исполнительного права статистические данные используют крайне редко и бессистемно. Статистическая информация криминального ха­рактера пока остается ограниченно востребованной, что в пер­вую очередь связано с недостаточным владением научными ста­тистическими методами.

7 Официальная статистическая отчетность правоохранительных органов

Первичные документы учета (статистические карточки, жур­налы учета и другие материалы) лежат в основе значительной части официальной отчетности (месячной, полугодовой, годо­вой) органов внутренних дел, прокуратуры, налоговой полиции, таможенной службы, а также службы безопасности и военной прокуратуры.

Не имея возможности рассмотреть около сотни всех форм го­сударственной и ведомственной отчетности, которые формиру­ются в различных правоохранительных органах, сосредоточим ос­новное внимание на государственной и наиболее важной ведом­ственной статистической отчетности органов внутренних дел и прокуратуры.

В органах внутренних дел непосредственно учитывается, во-первых, более 80% зарегистрированных уголовных деяний; во-вторых, сведения о преступлениях, первоначально учтенных в органах прокуратуры, налоговой полиции и таможенной служ­бы, формируются в официальную статистическую отчетность в информационных центрах МВД; в-третьих, именно органы внут­ренних дел осуществляют счет и выдачу четырех форм государ­ственной статистической отчетности, а также около 20 форм ве­домственной отчетности, раскрывающих относительно полную картину состояния учтенной преступности и результа­тов деятельности различных служб органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в стране, раскрытию преступлений, розыску преступников.

Помимо форм государственной и ведомственной отчетности, базирующихся на документах первичного учета криминальных явлений, в МВД РФ обрабатывается еще почти 50 форм, освеща­ющих различные стороны оперативной и служебной деятельнос­ти. Головная организация МВД РФ в вопросах разработки и со­вершенствования ведомственной статистической отчетности — это Главный информационный центр (ГИЦ) МВД РФ. Порядок пре­доставления статистической информации в органах внутренних дел определяется Единой инструкцией по подготовке статисти­ческих отчетов для передачи в ГИЦ из органов, подразделений и учреждений внутренних дел.

На Генерального прокурора РФ согласно Закону о прокурату­ре (1995 г.) возложена координация деятельности по борьбе с преступностью органов внутренних дел, службы безопасности, налоговой полиции, таможенной службы и других правоохрани­тельных органов (ст. 8). Генеральная прокуратура РФ совместно с заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами разрабатывают систему и методику единого учета и статистичес­кой отчетности о состоянии преступности, раскрываемости пре­ступлений, следственной работе и прокурорском надзоре, а так­же устанавливает единый порядок представления отчетности в органах прокуратуры (ст. 51).

На принципах единого учета преступлений государственная статистическая отчетность разрабатывается МВД и другими пра­воохранительными органами (в рамках своей компетенции), со­гласовывается с Генеральной прокуратурой и утверждается по­становлением Госкомстата РФ. Государственная статистическая отчетность базируется на учете криминальных явлений органами внутренних дел, прокуратуры, налоговой полиции и таможен­ной службы, которые охватывают более 95% учтенных преступ­лений, и обобщается в ГИЦ МВД РФ. По Положению о МВД, утвержденному указом Президента РФ в 1996 г., оно формирует, ведет и использует федеральные учеты, банки данных оператив­но-справочной, розыскной, криминалистической, статистичес­кой и иной информации, осуществляет справочно-информационное обслуживание органов внутренних дел и других государственных органов, организует государственную и ведомственную статистику (разд. 28, ст. 8).

В обобщенную государственную статистическую отчетность не попадают сведения о преступлениях, регистрируемых органами безопасности и военной прокуратуры. В соответствии с Федераль­ным законом о государственной тайне (1993 г.) и Перечнем све­дений, ее составляющих, не подлежат засекречиванию сведения о преступности, фактах нарушения прав и свобод человека и граж­данина, фактах нарушения законности органами государствен­ной власти и должностными лицами. Исключение составляет опе­ративная информация. Тем не менее, упомянутые сведения явля­ются конфиденциальными и не включаются в общие сведения государственной статистической отчетности. Попытка Госкомстата РФ создать единую для всех правоохранительных органов госу­дарственную отчетность о состоянии преступности остается не реализованной. Нет сомнения в том, что государственная статис­тическая отчетность о состоянии преступности должна быть це­лостной. Однако и в других странах сведения о некоторых видах преступности, особенно о преступности военнослужащих, как правило, закрыты и не включаются в официальную статистичес­кую отчетность.

Государственная статистическая отчетность правоохранитель­ных органов состоит из пяти форм.

Отчет о зарегистрированных, раскрытых и нераскрытых преступлениях (Ф. № 1, полугодовая, представляемая в МВД и Госкомстат РФ), в котором, кроме сведений о зарегистрирован­ных, раскрытых и нераскрытых в отчетном периоде преступле­ниях (по главам, наиболее распространенным статьям УК и кате­гориям тяжести), приводятся данные о расследованных преступ­лениях, совершенных отдельными категориями лиц, о нераскрытых преступлениях прошлых лет и др.

Единый отчет о преступности (Ф. № 1-Г, годовая, пред­ставляемая в МВД и Госкомстат РФ), в котором приводятся све­дения по перечню всех видов преступлений, предусмотренных в Особенной части УК РФ (ст. 105-360) в соотношении с характе­ристиками преступлений и выявленных лиц.

Отчет о лицах, совершивших преступления (Ф. № 2, полу­годовая, представляемая в МВД и Госкомстат РФ), в котором эти лица распределяются по полу, возрасту, образованию, месту жительства, социальному и должностному положению, катего­рии тяжести совершенного деяния, состоянию (алкогольное, наркотическое опьянение), характеристике групповых преступ­лений (организованных групп) и другим уголовно-правовым, социально-демографическим признакам, соотнесенным с различ­ными группами и видами преступлений.

Отчет о следственной работе (Ф. 1-Е, полугодовая, пред­ставляемая в Генеральную прокуратуру и Госкомстат РФ), в котором отражаются общие сведения по оконченным делам и по наиболее опасным и распространенным видам преступле­ний, по делам и протокольным производствам, оконченным следователями и органами дознания прокуратуры, внутренних дел, налоговой полиции, срокам расследования, по делам о преступлениях несовершеннолетних, дополнительным рассле­дованиям, задержаниям подозреваемых, прекращенным делам, об обеспечении возмещения причиненного ущерба и другим признакам.

Отчет о работе прокурора (Ф. П, полугодовая, представ­ляемая в Генеральную прокуратуру и Госкомстат РФ), содержа­ние которого выходит за пределы сведений о состоянии пре­ступности и борьбе с ней к более общим сведениям о правопо­рядке в стране. В нем находят отражение результаты надзора за исполнением законов и за законностью правовых актов, изда­ваемых на различных уровнях власти и в различных министер­ствах (ведомствах), за законностью предварительного следствия и дознания, за исполнением законов в местах лишения свободы и предварительного заключения, а также сведения об участии прокурора в рассмотрении уголовных, гражданских и арбитраж­ных дел и др.

В дополнение государственной статистической отчетности в органах внутренних дел имеются еще более 60 форм ведомствен­ной статотчетности, в том числе более десяти форм о различных аспектах состояния преступности и борьбы с ней. Ниже перечислены некоторые из них.

Отчет о состоянии преступности и результатах расследова­ния преступлений (Ф. 1-А, ежемесячная, с нарастающим ито­гом). В нем в разрезе всех 89 субъектов Федерации отражаются общие сведения о состоянии преступности, сведения о преступ­лениях, предварительное следствие по которым обязательно (кри­минальная милиция) и необязательно (милиция общественной безопасности), преступлениях экономической направленности, преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, преступлениях, совершенных в общественных местах и на ули­цах, преступлениях, по которым установлены лица, их совер­шившие, об участии различных правоохранительных органов и служб в установлении виновных и раскрытии преступлений, пре­ступлениях, совершенных отдельными категориями лиц, преступ­лениях, совершенных иностранцами и в отношении иностран­ных граждан, о лицах, совершивших преступления, и др. Это наи­более полный отчет оперативного характера, на основе данных которого ежемесячно выдается экспресс-информация и другие оперативные материалы, в том числе и ежемесячно публикуе­мые.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.