Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Совокупный спрос: понятие и факторы. Эффект храповика. 1 страница




Персональная продажа

Работа с общественностью

Цель - установление долгосрочных отношений доверия и взаимопониманием между предприятием и различными слоями населения.

Адресаты: Потребители, акционеры, персонал, кредиторы, другие слои общественности

Инструменты:

1. Распространение положительной информации о фирме через СМИ

2. Прямые контакты работников предприятия с общественностью

3. Благотворительность и спонсорство.

Цель: Согласование условий и совершение сделки в ходе личного контакта продавца и покупателя.

Направления принятия решений:

- организация (определение численности аппарата, организационной структуры, систем вербовки и обучения, оплаты труда, планирования, отчетности и контроля);

- проведение переговоров (информационное обеспечение и подготовка, контакт с покупателем, аргументация и снятие возражений, заключение сделки, послепродажное обслуживание).

 

Совокупный спрос представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уровнем цен в экономике.

При отсутствии ограничений со стороны производства, а также при отсутствии сильной инфляции, рост совокупного спроса стимулирует увеличение объема выпуска и занятости, оказывая незначительное влияние на уровень цен. Такое воздействие на экономику в период кризиса 30-х годов оказала государственная политика стимулирования совокупного спроса в США.

Если экономика близка к состоянию полной занятости, то рост совокупного спроса вызовет не столько увеличение объема выпуска (так как практически все мощности уже задействованы), сколько рост цен.

В структуре совокупного спроса можно выделить:

1) спрос на потребительские товары и услуги;

2) спрос на инвестиционные товары;

3) спрос на товары и услуги со стороны государства;

4) спрос на наш экспорт со стороны иностранцев.

Одни компоненты совокупного спроса относительно стабильны, изменяются медленно, например, потребительские расходы. Другие - более динамичны, например, инвестиционные расходы, их изменения вызывают колебания экономической активности.

Кривая совокупного спроса AD показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии.

Движение вдоль кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен. Наиболее простое выражение этой зависимости можно получить из уравнения количественной теории денег: MV = PY, отсюда P = MV/Y или Y = MV/P, где P – уровень цен в экономике (индекс цен), Y – реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос, М – количество денег в экономике, V – скорость обращения денег.

Отрицательный наклон кривой AD объясняется следующим образом: чем выше уровень цен Р, тем меньше реальные запасы денежных средств, — (кривая AD строится при условии фиксированного предложения денег М и скорости их обращения V), а следовательно, меньше и количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос Y.

Обратная зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем цен объясняется также эффектом процентной ставки, эффектом богатства, эффектом импортных закупок. Например, рост цен увеличивает спрос на деньги. При неизменном предложении денег рост спроса на них увеличивает процентную ставку, что сокращает расходы экономических агентов, связанные с получением кредита, а, значит, снижает объем совокупного спроса. Рост цен снижает также реальную покупательную способность накопленных финансовых активов с фиксированной стоимостью (облигации, срочные счета), что делает их владельцев беднее и побуждает к сокращению расходов. Рост цен внутри страны при стабильных ценах на импорт перекладывает часть спроса с внутренних товаров на импортные и сокращает экспорт, что также снижает совокупный спрос в экономике.

К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все, что воздействует на потребительские расходы домашних хозяйств, инвестиционные расходы фирм, государственные расходы, чистый экспорт: благосостояние потребителей, их ожидания, налоги, процентные ставки, субсидии и льготные кредиты инвесторам, колебания валютных курсов, условия на внешних рынках и т.д. Уравнение количественной теории денег также дает два неценовых фактора совокупного спроса: предложение денег М и скорость их обращения V. Изменение неценовых факторов отражается на графике сдвигом кривой AD. Например, увеличение предложения денег (или скорости их обращения) и соответствующий рост платежеспособного спроса в экономике отразится на графике сдвигом кривой AD вправо (рис. 4.1.), а снижение спроса на нефть на мировом рынке и соответствующее сокращение экспорта отразится графически сдвигом AD влево (рис. 4.2.).

Часто непосредственное воздействие какого-либо неценового фактора на совокупный спрос оказывается не единственным, и для оценки итогового эффекта требуется дополнительный анализ. Так, увеличение государственных расходов непосредственно ведет к росту совокупного спроса. Но финансируя эти расходы через продажу облигаций, государство забирает часть ресурсов с денежного рынка, что при неизменном общем предложении денег в экономике и спросе на них со стороны частного сектора увеличивает ставку процента. Это, в свою очередь, затрудняет инвестиционную деятельность частного сектора, покупку дорогостоящих товаров потребителями и т.д., то есть сокращает компоненты совокупного спроса.

Эффект храповика:

При первоначальном совокупном спросе AD0 точке равновесия Е0 соответствует объем производства Y* и уровень цен Р0. При уменьшении совокупного спроса до уровня AD1 равновесие должно было бы переместиться в точку Е1 которой соответствует объем производств Y1 и уровень цен Р1., Но этого в реальной экономике не происходит, так как уровень цен, как правило, не снижается. Равновесная ситуация устанавливается в точке Е2. Цена остается на прежнем уровне, а объем производства падает до уровня Y2 т. е. больше, чем если бы равновесие устанавливалось традиционным путем. Линия совокупного предложения поднимается вверх и устанавливается на уровне P0E2Y2..

Такое "поведение" цен и кривой совокупного предложения объясняется ценовой инертностью затрат на производство продукции. Предприниматель заключает договора на поставку сырья, аренду помещений и оборудования, оплату рабочей силы по определенным ценам, которые он не может изменить произвольно в сторону уменьшения. Поэтому даже при снизившемся совокупном спросе он вынужден предлагать свою продукцию по тем ценам, которые установились первоначально, и, чтобы не оказаться в убытке, резко снижает объем производства.

 

4. Совокупное предложение: классическая и кейнсианская модели. Особенности взаимодействия AD и AS.

Совокупное предложение - это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике (в стоимостном выражении). Это понятие часто используется как синоним валового национального (или внутреннего) продукта.

Кривая совокупного предложения AS показывает, какой объем совокупного выпуска может быть предложен на рынок производителями при разных значениях общего уровня цен в экономике.

Неценовыми факторами совокупного предложения являются изменения в технологии, ценах ресурсов, налогообложении фирм и т.д., что графически отражается сдвигом кривой AS. Например, резкое повышение цен на нефть и нефтепродукты приводит к росту издержек и снижению объема предложения при каждом данном уровне цен в экономике, что графически интерпретируется сдвигом кривой AS влево. Высокий урожай, вызванный неожиданно благоприятными погодными условиями, увеличит объем совокупного предложения и отразится на графике сдвигом кривой AS вправо.

Форма кривой AS интерпретируется по-разному в классической и кейнсианской школах. Изменения величины совокупного предложения под влиянием одного и того же фактора, скажем, совокупного спроса могут оказаться разными.

Классическая модель описывает поведение экономики в долгосрочном периоде. Анализ совокупного предложения в классической теории строится исходя из следующих условий:

- объем выпуска зависит только от количества факторов производства (труда и капитала) и технологии и не зависит от уровня цен;

- изменения в факторах производства и технологии происходят медленно;

- экономика функционирует в условиях полной занятости факторов производства, следовательно, объем выпуска равен потенциальному;

- цены и номинальная заработная плата - гибкие, их изменения поддерживают равновесие на рынках.

Кривая AS в этих условиях вертикальна на уровне выпуска при полной занятости факторов.

Объяснение формы кривой AS в классической модели связано с анализом рынка труда, поскольку труд считается главным фактором, изменения которого могут влиять на уровень выпуска в краткосрочном периоде.

Рост общего уровня цен снижает реальную заработную плату, следовательно, спрос на труд превысит предложение на рынке труда (рабочие и предприниматели реагируют на изменение реальной, а не номинальной заработной платы). Это вызовет рост номинальной заработной платы, в результате реальная повысится до исходного уровня, что восстановит равновесие на рынке труда, прежний уровень занятости, а, следовательно, объем выпуска практически не изменится (возможны лишь незначительные краткосрочные колебания). Корректировки номинальной заработной платы происходят быстро, поэтому при любом изменении уровня цен совокупное предложение (объем выпуска) остается неизменным на уровне потенциала (Y*).

Сдвиги AS возможны лишь при изменении величины факторов производства или технологии. Если такие изменения отсутствуют, то кривая AS в долгосрочном периоде (LRAS) фиксирована на уровне потенциального выпуска, и любые колебания совокупного спроса отражаются лишь на уровне цен (см. рис. 4.3.).

Кейнсианская модель рассматривает функционирование экономики на сравнительно коротких отрезках времени. Анализ совокупного предложения базируется на следующих предпосылках:

- экономика функционирует в условиях неполной занятости факторов производства;

- цены, номинальная заработная плата и другие номинальные величины относительно жесткие, медленно реагируют на рыночные колебания;

- реальные величины (объем выпуска, занятость, реальная заработная плата и др. У более подвижны, быстрее реагируют на рыночные колебания..

Кривая AS в кейнсианской модели горизонтальна (в крайнем случае, при жестких ценах и номинальной заработной плате) или имеет положительный наклон (при жесткой номинальной заработной плате и относительно подвижных ценах).

Причинами относительной жесткости номинальных величин в краткосрочном периоде служат: длительность трудовых договоров, государственное регулирование минимальной заработной платы, ступенчатый характер изменения цен и заработной платы (когда фирмы меняют цены и заработную плату постепенно, "порциями", с оглядкой на конкурентов), сроки действия контрактов на поставки сырья и готовой продукции, деятельность профсоюзов, эффект "меню" и т.д.

Например, если издержки переиздания каталогов с ценами на выпускаемую продукцию достаточно велики и сам процесс переиздания требует определенного времени (эффект "меню"), то при увеличении спроса фирмы в течение некоторого времени будут стремиться нанять дополнительное количество рабочих, нарастить выпуск и удовлетворить спрос покупателей при прежнем уровне цен. В таком экстремальном случае абсолютно жестких цен краткосрочная кривая AS будет горизонтальной.

Если номинальная заработная плата достаточно жесткая, а цены относительно гибкие, то их рост, вызванный увеличением совокупного спроса, приведет к падению реальной заработной платы, труд станет дешевле, что будет способствовать росту спроса на труд со стороны фирм. Использование большего количества труда приведет к увеличению выпуска. Таким образом, в период, когда номинальная заработная плата не меняется, появляется положительная зависимость между уровнем цен и объемом выпуска. Кривая AS в этих условиях имеет положительный наклон.

Разумность и реальность предположений об относительной жесткости цен на коротких временных интервалах подтверждается типичным поведением бизнеса. В обычных условиях у большинства фирм имеются избыточные мощности, запаса готовой продукции на складах, а также возможность использовать сверхурочную работу или нанять дополнительных работников (особенно в условиях неполной занятости). Потому в краткосрочном периоде расширение спроса всегда может быть встречено увеличением объема продаж без какого-либо существенного изменения цен.

Следует обратить внимание на то, что в кейнсианской модели кривая AS ограничена справа уровнем потенциального выпуска, после чего она приобретает вид вертикальной прямой, т.е. фактически совпадает с долгосрочной кривой AS.

Таким образом, объем совокупного предложения в краткосрочном периоде зависит главным образом от величины совокупного спроса. В условиях неполной занятости факторов производства и жесткости цен колебания совокупного спроса вызывают прежде всего изменения объема выпуска (предложения) и лишь впоследствии могут отразиться на уровне цен (SRAS). Эмпирические данные подтверждают это положение.

Если правительство хочет увеличить объем выпуска в экономике, то, согласно кейнсианскому подходу, оно должно стимулировать совокупный спрос при помощи фискальной и денежной политики, например, увеличить государственные расходы, снизить налоги, расширить предложение денег и т.п. (см. рис. 4.4.).

Пересечение кривых AD и AS определяет равновесный объем выпуска и уровень цен в экономике. При нарушении равновесия в экономике, близкой к полной занятости, например, в результате изменения совокупного спроса, вслед за непосредственной реакцией и установлением краткосрочного равновесия продолжается движение к состоянию устойчивого равновесия. Этот переход осуществляется через корректировку цен (рис. 4.5.).

Например, в результате роста денежной массы произошло увеличение совокупного спроса (AD1 > AD2), и краткосрочное равновесие установилось в точке В, где Y>Y*, а уровень цен остался неизменным. Под влиянием высокого уровня спроса увеличивается объем производства, но некоторое время продукция реализуется по старым ценам. Однако, постепенно начинают расти издержки: при отсутствии достаточного количества свободных ресурсов и роста спроса на них увеличивается их цена, например, растет заработная плата. Это ведет к росту цен на готовую продукцию. Величина спроса в результате начинает снижаться (движение вдоль кривой AD? от точки В к точке С) и экономика возвращается к прежнему уровню выпуска, но при более высоком уровне цен. Долгосрочное равновесие устанавливается в точке С. Корректировка цен в ответ на колебания AD происходит постепенно, тогда как приспособление объема выпуска и занятости к новым условиям осуществляется гораздо быстрее. Эмпирические факты подтверждают, что, независимо от причин, вызвавших изменения совокупного спроса и отклонение от исходного равновесия, в долгосрочном периоде экономика путем саморегуляции возвращается к уровню потенциала, заданного имеющимся количеством факторов производства и технологией.

В условиях неполной занятости факторов рост совокупного спроса может длительное время стимулировать увеличение совокупного предложения, вплоть до достижения потенциального уровня выпуска. Дальнейшее увеличение совокупного спроса приведет к последствиям, описанным выше (см. рис. 4.5.).

Заметим, что в случае сокращения совокупного спроса (уменьшение предложения денег, падение государственных расходов, увеличение налогов и т.д.), кривая AD сдвигается влево, показывая снижение выпуска в краткосрочном периоде при относительной устойчивости цен. В дальнейшем корректировка цен в сторону понижения (при Y<Y*, увеличении безработицы, снижении заработной платы и других издержек) постепенно вернет экономику к исходному уровню выпуска. На графике это отразится движением вниз вдоль новой кривой AD до уровня Y*. Но, в реальной экономике цены не всегда также легко снижаются, как растут, поэтому вполне возможно, что величина выпуска восстановится на исходном уровне Y* при более высоком уровне цен, чем это предполагалось теоретически.

5. Понятие шока. Шок спроса и шок предложения. Стабилизационная политика.

Резкие изменения совокупного спроса и предложения - шоки - приводят к отклонению объема выпуска и занятости от потенциального уровня. Шоки со стороны спроса могут возникать, например, вследствие резкого изменения предложения денег или скорости их обращения, резких колебаний инвестиционного спроса и т.д. Шоки предложения могут быть связаны с резкими скачками цен на ресурсы (ценовые шоки, например, нефтяной шок), со стихийными бедствиями, приводящими к утрате части ресурсов экономики и возможному уменьшению потенциала, усилением активности профсоюзов, изменением в законодательстве и, например, связанным с этим, значительным ростом затрат на охрану окружающей среды и т.д.

С помощью модели AD-AS можно оценить воздействие шоков на экономику, а также последствия стабилизационной политики государства, направленной на смягчение колебаний, вызванных шоками, и восстановление равновесного объема производства и занятости на прежнем уровне.

Например, негативный шок предложения (рост цен на нефть) вызывает рост общего уровня цен (краткосрочна кривая AS сдвигается вверх от SRAS до SRAS1) и падение объема выпуска (точка В) (рис. 4.6.).

Если правительство и Центральный банк не предпринимают никаких шагов, то экономика будет приспосабливаться к новой ситуации. При уровне производства и занятости ниже потенциального (точка В) цены начнут постепенно снижаться, а уровень занятости и выпуска вернется к прежнему состоянию. Это отразится на графике обратным движением вдоль прежней кривой ADj из точки В в точку А. Однако, такой процесс приспособления может оказаться очень длительным, а затяжной спад в экономике чреват социальными конфликтами.

Центральный банк может нейтрализовать спад, увеличив предложение денег (сдвиг вправо кривой AD от AD1 до AD2), но последствием этого станет фиксация цен на более высоком уровне, установившемся в результате шока (точка С). Аналогичный результат достигается увеличением государственных расходов. Таким образом, экономическая политика государства сталкивается с известной дилеммой: длительный спад и безработица или рост цен при сохранении уровня занятости и выпуска.

В литературе встречаются и другие представления модели AD-AS. Если необходимо акцентировать внимание не на временном аспекте анализа, а на близости экономики к потенциалу, используют изогнутую форму кривой AS, где совмещаются ее кейнсианский и классический отрезки. Иногда используется "усредненный" вариант, когда кривая AS имеет положительный наклон, что удобно, например, для иллюстрации "инфляционной спирали" и разграничения в ней инфляции спроса и инфляции предложения (рис. 4.8.).

Например, в экономике, близкой к полной занятости, рост совокупного спроса, вызванный увеличением предложения денег (AD1 - AD2), не только увеличит на некоторое время объем выпуска, но при определенных обстоятельствах может привести к инфляции спроса, уровень цен поднимется до Р2. На этом фоне в условиях почти полного использования имеющихся ресурсов цены на них начнут расти, что увеличит издержки и вызовет снижение совокупного предложения (сдвиг кривой AS от AS1 до AS2). Движение вдоль кривой AD2 от точки В к точке С отражает инфляцию издержек, уровень цен растет до РЗ, а уровень выпуска возвращается к исходному состоянию (движение вдоль AD2 означает также падение величины совокупного спроса на фоне роста цен). Повторение попыток монетарного воздействия на совокупный спрос приведет к аналогичному результату и еще больше поднимет уровень цен. Долгосрочное устойчивое равновесие установится на уровне потенциала Y*.

Таким образом, модель AD - AS может быть использована как для иллюстрации, так и для оценки перспектив событий в переходных экономиках во всех случаях, когда совокупный спрос и предложение начинают работать в соответствии с законодателями возникающего рыночного механизма.

 

6. Потребление и сбережения: понятие, мотивы, факторы, функции.

Классическая экономическая теория исходит из двух основных положений.

Во-первых, утверждается, что вряд ли возможна ситуация, в которой уровень совокупных расходов Y = C+I+G+Xn будет недостаточен для закупки продукции, произведенной при полной занятости ресурсов (то есть вряд ли возможна ситуация, когда AD≠AS).

Во-вторых, даже если эта ситуация возникнет, то немедленно изменятся заработная плата, цены и рыночная ставка процента, и вслед за спадом совокупного спроса произойдет быстрый и крайне незначительный спад производства, что стабилизирует ситуацию. Важно, что денежный рынок всегда гарантирует равенство инвестиций и сбережений и, следовательно, полную занятость ресурсов. Возможна лишь "добровольная" безработица в пределах ее естественного уровня. Это означает, что в точке равновесия AD и AS объем производства Y всегда равен потенциальному Y*.

Кейнсианская экономическая теория оспаривает существование такого механизма саморегулирования. На основе эмпирических данных, полученных в период Великой Депрессии, Д. Кейнсу удалось доказать, что полная занятость в нерегулируемой экономике может возникнуть только случайно. Равновесие спроса и предложения (см. рис.5.1.), как правило, не совпадает с полной занятостью ресурсов: в точке А устанавливается равенство AD = AS, однако равновесный объем производства Y0 < У.

Одной из причин такого несовпадения является несоответствие планов инвестиций и сбережений, которые осуществляются разными экономическими агентами по различным мотивам и определяются различными факторами.

Мотивы сбережений домашних хозяйств:

1) покупки дорогостоящих товаров;

2) обеспечение в старости;

3) страхование от непредвиденных обстоятельств (болезнь, несчастный случай и т.д.);

4) обеспечение детей в будущем.

Мотивы инвестиций фирм:

1) максимизация нормы чистой прибыли;

2) реальная ставка процента - плата за приобретение денежного капитала для инвестирования – учитывается при составлении планов инвестиций.

Согласно классической экономической теории, основным фактором, определяющим динамику сбережений и инвестиций, является ставка процента: если она возрастает, то домашние хозяйства начинают относительно больше сберегать и меньше потреблять из каждой дополнительной единицы дохода. Рост сбережений домашних хозяйств со временем приводит к снижению цены кредита, что обеспечивает рост инвестиций.

Согласно кейнсианской экономической теории не ставка процента, а величина располагаемого дохода домашних хозяйств является основным фактором, определяющим динамику потребления и сбережений. При этом сберегается та часть дохода, которая остается после осуществления всех потребительских расходов. Влияние ставки процента вторично и играет относительно небольшую роль по отношению к воздействию дохода на потребление и сбережения. В то же время, динамика инвестиций определяется прежде всего динамикой процентных ставок, что находит отражение в соответствующих функциях потребления, сбережений и инвестиций.

Простейшая функция потребления имеет вид: C = a+b(Y- Т), где С - потребительские расходы; а - автономное потребление, величина которого не зависит от размеров текущего располагаемого дохода; b - предельная склонность к потреблению; Y- доход; Т- налоговые отчисления; (Y-Т)-располагаемый доход (доход после внесения налоговых отчислений). В макроэкономических моделях этот показатель часто обозначается как Yd или DI.

Предельная склонность к потреблению - доля прироста расходов на потребительские товары и услуги в любом изменении располагаемого дохода.

MPC = ΔC/ΔYd, где MPC – предельная склонность к потреблению, ΔC – прирост потребительских расходов, ΔYd – прирост располагаемого дохода.

Средняя склонность к потреблению - доля располагаемого дохода, которую домашние хозяйства расходуют на потребительские товары и услуги.

АРС = С / Yd, где АРС – средняя склонность к потреблению, С – величина потребительских расходов, ΔYd – величина располагаемого дохода.

Простейшая функция сбережений имеет вид: S = -a + (1-b)(Y-T), где S – величина сбережений в частном секторе, а – автономное потребление, (1-b) – предельная склонность к сбережению, Y – доход, T – налоговые отчисления.

Предельная склонность к сбережению – доля прироста сбережений в любом изменении располагаемого дохода.

MRS = ΔS/ ΔYd, где MPS – предельная склонность к сбережению, ΔS – прирост сбережений, ΔYd – прирост располагаемого дохода.

Средняя склонность к сбережению – доля располагаемого дохода, которую домашние хозяйства сберегают.

APS = S/Yd, где APS – средняя склонность к сбережению, S – величина сбережений, Yd – величина располагаемого дохода.

В краткосрочной перспективе по мере роста текущего располагаемого дохода АРС убывает, a APS возрастает, то есть с ростом дохода семьи относительно сокращается доля затрат на потребление и относительно возрастает доля сбережений. Однако, в долгосрочной перспективе средняя склонность к потреблению стабилизируется, так как на величину потребительских расходов оказывает влияние не только размер текущего располагаемого дохода семьи, но и размер общего жизненного достатка, а также величины ожидаемого и постоянного дохода.

Факторы, определяющие динамику потребления и сбережений:

1) доход домашних хозяйств;

2) богатство, накопленное в домашнем хозяйстве;

3) уровень цен;

4) экономические ожидания;

5) величина потребительской задолженности;

6) уровень налогообложения.

Величины потребления и сбережений относительно стабильны при условии, что государство не предпринимает специальных действий по их изменению, в том числе через систему налогообложения. Стабильность этих величин связана с тем, что на решения домашних хозяйств "потреблять" или "сберегать" влияют соответствующие традиции. К тому же факторы, не связанные с доходом, многообразны и изменения в них нередко взаимоуравновешиваются.

7. Инвестиции: понятие, мотивы, факторы, функции.

Если потребительские расходы, как первый компонент совокупного спроса, относительно стабильны, то второй компонент - инвестиции, наоборот, изменчивы.

Основные типы инвестиций:

1) производственные инвестиции;

2) инвестиции в товарно-материальные запасы (ТМЗ);

3) инвестиции в жилищное строительство.

Простейшая функция автономных инвестиций имеет вид: I = e – dR, где I – автономные инвестиционные расходы, е – автономные инвестиции, определяемые внешними экономическими факторами, R – реальная савка процента, d – эмпирический коэффициент чувствительности инвестиций к динамике ставки процента.

Факторы, определяющие динамику инвестиций:

1) ожидаемая норма чистой прибыли;

2) реальная ставка процента;

3) уровень налогообложения;

4) изменения в технологии производства;

5) наличный основной капитал;

6) экономические ожидания;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.