КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
М. Н. Полякова, А. М. Вербенец 1 страница
А. Михайлова, E. Д. Носова, А. А. Столяр, Решение простейших ТРУР. Отбор корней. Нахождение значения ТРФ по заданному значению другой. Формулы двойного угла, формулы приведения. Формулы двойного угла Нахождение значения ТРФ из ТРУР, нахождение значения дробно-тригонометрического выражения. Математический конструктор. Тригонометрия. Ответы. 1.Таблица значений ТРФ, чётность (нечётность), периодичность. Аргументы – в радианах.
2.Таблица значений ТРФ, чётность (нечётность), периодичность. Аргументы – в градусах.
3. Чётность (нечётность), периодичность, формулы приведения. Преобразование буквенных выражений.
4. Формулы приведения. Нахождение значения ТРФ по заданному значению другой.
5. Формулы приведения, Аргументы – в градусах
ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ детей дошкольного возраста
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» • САНКТ-ПЕТЕРБУРГ.
ББК 74.102 М69 Авторы: 3. А. Михайлова, Е- А. Носова, А. А. Столяр. М. Н. Полякова, А М. Вербенец и др. Рецензенты: Р. Ф. Малых, канд. психологически* наук, доцент; Г. Н. Гришкова. кандидат педагогических наук.
Научные редакторы: М. И. Калинина, кандидат педагогических наук, доцент, О. А. Граничина, кандидат физико-математических наук, доцент. Допущено Учебно-методйческим объединением п0 направлениям педагогического образования в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 540600 (050700) ПедаГ°гика
Михайлова 3. А. и др. М69 Теории и технологии математического ^ви™яЛсдете.Ий,Д°~ школьного возраста.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПР£сс-»> 20U8-- J84 с-> ил л. ISBN 978-5-89814-441-8 В учебном пособии представлены теоретические основы и современные технологии развития у детей дошкольного возраста ло гико-математических представлений. Раскрыты предматематиче-ское и предлогическое содержание, педагогические технологии развития у детей представлений (о свойствах и отношениях предметов, пространственно-временных категориях, о числах, связях и зависимостях). Среди педагогических технологий особо выделена про блемно-игровая технология как наиболее эфФективная в Реализа" ции идей развивающего образования. Для студентов факультетов дошкольного образования педагогических университетов, институтов, преподавателеи педагогиче ских колледжей, магистров и аспирантов. ББК 74.102
©3. А. Михайлова и др., 2^)8r,r>c„r, ISBN 978-5-89814-441-8 ©Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008
Содержание
Предисловие...................................................................................................... 6 Глава 1. Исторический обзор и современное состояние теории и технологий развития математических представлений Михайлова 3. А. 1.1. Истоки методики развития математических представ- лений у детей дошкольного возраста и этапы ее 1.2. Теории и методика математического развития детей дошкольного возраста (20—50-е гг. XX в.) (второй 1.3. Научно обоснованная дидактическая система форми- рования элементарных математических представ- 1.4. Психолого-педагогические исследования 60—70-х гг. XX в. и передовой педагогический опыт в области 1.5. Современное состояние теории и технологии математического развития детей дошкольного Глава 2. Теоретические основы развития математических представлений у дошкольников........................................................ 50 Столяр А. А. 2.1. Множества.............................................................................................. 51 2.2Отношения............................................................................................................... 64 2.3 Числа 69 2.4Геометрические фигуры...................................................................................... 76
2.5Величины и их измерение 85 2.6 алгоритмы 93
2. Глава 3. Содержание и технологии развития математических представлений у детей дошкольного возраста........................... 102 Носова Е. А. 3.1. Общая характеристика содержания математических представлений у детей дошкольного возраста ………………………………102 3.2. Способы познания свойств и отношений в дошколь- ном возрасте............................................................................... Ill Михайлова 3. А. 3.3. Особенности и методика освоения детьми дошкольно- го возраста формы предметов и геометрических 3.4. Особенности и методика освоения детьми дошкольно- го возраста размеров предметов и величин...................... 147 3.5. Особенности и методика развития у детей дошкольно- го возраста представлений о массе предметов и 3.6. Развитие пространственных представлений в дошколь- ном возрасте............................................................................... 170 3.7. Развитие временных представлений у детей дошколь- ного возраста............................................................................. 181 3.8. Освоение количественных отношений, чисел и цифр детьми дошкольного возраста.............................................. 194 3.9. Освоение простейших зависимостей и закономерно- стей в дошкольном возрасте.................................................. 236 Полякова М. Н. 3.9.1. Развитие понимания сохранения количества и вели- Михайлова 3. А. 1,9*2. Особенности и методика освоения детьми 4—6 лет последовательности действий 250 ГлЛва 4. Организация процесса математического развития детей Михайлова 3. А., Полякова М. Н. 4.1. Современные технологии логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста....................................................................................... 259 Вербенец А. М. 4.2. Моделирование как средство логико-математического развития детей дошкольного возраста............................... 277 4.3. Реализация идеи интеграции в логико-математиче- ском развитии дошкольников................................................ 307 11оликова М. Н. 4.4. Развивающая среда как средство развития математи- ческих представлений дошкольников 322 Вербенец А. М. 4.5. Использование познавательных книг математического содержания и рабочих тетрадей в логико-матема- ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Михайлова 3. А., ХарькоТ. Г., Чеплашки- 11РИЛОЖЕНИЕ 2. Михайлова 3. А. Развивающие математиче- 11 РИЛОЖЕНИЕ 3. Словарик основных понятий............................. 372 ЛИТЕРАТУРА 376
Предисловие Преобразования, происшедшие за последние годы в сфере образования России, вызвали необходимость существенных изменений в содержании изучаемых студентами учебных дисциплин и технологиях преподавания их. В учебном пособии «Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста» для студентов факультетов дошкольного образования педагогических факультетов раскрыта система знаний о закономерностях математического развития детей, видах познавательной деятельности как средствах развития математических представлений у детей, представлены современные технологии. Система знаний, которыми овладевают студенты, включает: понятийный аппарат, теоретические положения (утверждения и разъяснения), различные взгляды на одну и ту же проблему, технологии и т. д. Учебное пособие разработано на основе воззрений современной гуманистической педагогики, психологии и педагогики развития. В нем учтены принципы создания целесообразной педагогической среды, стимулирующей развитие, закономерности накопления ребенком логико-математического опыта в ходе различных видов деятельности, свойственных детям дошкольного возраста. В основу конструирования данного учебного пособия и учебно-методических разработок для студентов положена структурно-логическая (поэтапная) технология обучения в ВУЗе. Принципиальные положения, на основе которых сконструировано содержание учебного пособия, представлены целостной интеграцией содержания учебной дисциплины и технологий с идеями гуманизации (индивидуально-личностной, культурологической). Содержание образовательного процесса излагается в учебном пособии по общепринятой при изучении педагогических дисциплин логике. В учебном пособии реализован внутридисциплинар-ный вариант интеграции, что обеспечивает интенсификацию обучения (Т. А. Стефановская, 2000 г.). Излагается теория вопроса и вслед за этим — содержание и методика реализации в практике современного дошкольного образовательного учреждения технологий логико-математического развития детей: традиционных, современных, авторских; их вариативность. Логика изложения содержания, принятая авторами учебного пособия, постепенно подключает студентов к рассматриваемым в учебнике проблемам. Первоначально изучаются вопросы истории становления теории и методики развития математических представлений у дошкольников, ее современное состояние, затем происходит переход к основной части учебной дисциплины, которая представляет собой теоретические основы содержания обучения и развития у детей математических представлений и технологии реализации математического развития в практике дошкольного воспитания. Завершается изучение учебной дисциплины освоением студентами вопросов организации процесса развития математических представлений в дошкольном возрасте, познавательного и личностного развития ребенка и изучением методических аспектов этой деятельности.
Логика изложения учебного содержания
Предложенная логика изучения учебного курса позволяет избежать дублирования изучаемого материала (от изучения вопросов истории — к изучению содержания и методов; затем — к организации обучения и вопросам личностного и познавательного развития детей в деятельности). В общем процессе развития и саморазвития студентов в ходе освоения данной учебной дисциплины значимым является постепенное становление у них педагогической рефлексии. Студенты не только осваивают технологии развития логико-математических представлений у детей, но и овладевают умением самостоятельно адаптировать их к имеющимся условиям, оценивать их результативность. Осмысление методологических основ, подходов к конструированию содержания и технологий в условиях дифференцированного и индивидуализированного обучения детей дает возможность студенту накапливать собственный педагогический опыт, оценивать результативность своей педагогической деятельности, анализировать изменения, происходящие в современном образовании. Круг читателей учебного пособия «Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста» весьма обширен. Это: • студенты факультетов дошкольного образования педагогических институтов и университетов; • преподаватели соответствующих учебных заведений (которые могут уточнить концепции развития математических представлений у детей дошкольного возраста; сопоставить и сравнить взгляды авторов разных учебных пособий; утвердиться в собственных позициях и т. д.); • магистры, аспиранты педагогических высших учебных заведений; • преподаватели педагогических колледжей; • воспитатели детских садов, старшие воспитатели (они будут читать книгу с целью освоения теоретических основ процесса развития логико-математических представлений у детей, подходов к реализации современных технологий обучения и воспитания; выбора необходимых для конкретной реализации содержания обучения и развития дидактических средств, методов и приемов и т. д.). Студентам, обучающимся по данному учебному пособию, рекомендуется пользоваться хрестоматией «Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста» (Сост.: 3. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая, М. Н. Полякова.— М.: Центр педагогического образования, 2008 г.).
Глава 1. Исторический обзор и современное состояние теории и технологии развития математических представлений у детей дошкольного возраста Первый закон истории — бояться какой бы то ни было лжи, а затем — не бояться какой бы то ни было правды. Марк Туллий Цицерон
При современном содержании образования, отражающем новые тенденции развития педагогической теории и практики, важно ориентироваться в вопросах истории становления методики развития у детей математических представлений. Ретроспективный взгляд на проблему (XIII—XIX вв.) поможет освоить истоки методики, ее развитие в разные периоды и аналитически оценить современное состояние.
1.1. Истоки методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста и этапы ее становления На длительном пути становления методики развития математических представлении у детей дошкольного возраста предосно-ву ее как научной дисциплины составляло устное народное творчество: разнообразные сказки, считалки, поговорки, пословицы, загадки, шутки и т. д. В ходе их освоения дети не только овладевали пересчетом предметов, но и умением воспринимать и осознавать изменения, происходящие в окружающей их действительности: природные, цветовые, пространственные и временные; количественные, изменения по форме, размеру, расположению, пропорциям. Это обеспечивало естественное развитие у детей некоторых представлений, смекалки и сообразительности. В 1574-м году первопечатник Иван Федоров в созданной им печатной учебной книге — «Букваре» предложил упражнения для обучения детей счету. В устном народном творчестве тех лет также отражены взгляды педагогов и родителей на математическое развитие ребенка Взгляды педагогов XIII—XIX вв. на содержание и методы развития у детей математических представлений (первый этап развития методики — эмпирический) В XIII—XIX вв. вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и развития представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским, Л. Н. Толстым и др. Педагоги той эпохи под влиянием требований развивающейся практики пришли к выводу о необходимости подготовки детей к усвоению математики в школе. Ими высказывались определенные предложения о содержании и методах обучения детей, в основном в условиях семьи. Надо сказать, что специальных пособий по подготовке детей к школе они не разрабатывали, а основные свои идеи включали в книги по воспитанию и обучению. Чешский мыслитель-гуманист и педагог Я. А. Коменский (1592—1670) в программу по воспитанию дошкольников «Материнская школа» (1632) включил арифметику: усвоение счета в пределах первых двух десятков (для 4—6-летних детей), определение большего и меньшего из них, сравнение предметов и геометрических фигур (по выбору), изучение общеупотребляемых мер (дюйм, пядь, шаг, фунт). И. Г. Песталоцци (1746—1827), швейцарский педагог-демократ, указывал на недостатки существующих в то время методов обучения, в основе которых лежит зубрежка, и рекомендовал учить детей счету конкретных предметов, пониманию действий над числами, умению определять время. Предложенные им методы обучения предпо переход от простых элементов к более сложным, широкое использование наглядности, облегчающей усвоение детьми чисел. Идеи И. Г. Песталоцци послужили в дальнейшем (середина XIX в.) основой реформы в области обучения математике в школе.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |