Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работа на занятии




ЗАНЯТИЕ № 16

 

ТЕМА «Подкласс Астериды, семейство сложноцветные»

Целевые задачи:

Знать:

- основные морфологические признаки растений семействасложноцветные;

- русские и латинские названия изучаемых растений.

Уметь:

- работать с определителями растений;

- определять по морфологическим признакам принадлежность растений к изучаемому семейству;

- определять по гербарным образцам представителей изучаемого семейства, проводить их морфологическое описание.

Задания для подготовки к занятию

Задание № 1. Изучить основные признаки семейства, используя рекомендуемую литературу.

Задание № 2. Повторить из раздела «Морфология растений» вопросы:

· Какие выделяются типы простых листьев по расчленению листовой пластинки? Как он определяется?

· К каким типам соцветий относится корзинка? Привести ее характеристику.

· Какие соцветия называются агрегатными (составными)?

· К каким типам плодов относится семянка?

Задание № 3. Выписать в рабочую тетрадь и выучить латинские названия растений: череда трехраздельная (Bidens tripartita), пижма обыкновенная (Tanacetum vulgare), тысячелистник обыкновенный (Achillea millefolium), ромашка зеленая (Chamomilla suaveolens), ромашка аптечная (Chamomilla recutita), одуванчик лекарственный (Taraxacum officinale), календула лекарственная (Calendula officinalis), мать-и-мачеха (Tussilago farfara), василек синий (Centaurea cyanus).

 

Литература

- Яковлев, Г.П., Челомбитько, В.А., Дорофеев, В.И. Ботаника: учебник для вузов/ Под ред. Р.В. Камелина. - 3-е изд., испр. и доп. - СПб.: СпецЛит, 2008. – С. 514-519.

- Барабанов, Е.И., Зайчиков С.Г. Ботаника: учебник для студ. высш. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2007.- С. 61-66, 73-85.

- Описательная морфология растений: уч. пособие / сост.: Д.Ю. Цыренова, Е.В. Чуева; ДВГМУ. – Хабаровск: ГБОУ ВПО ДВГМУ, 2014. – 80с.

- Лекционный материал

 

ЗАДАНИЕ № 1. Изучить по гербарным образцам одуванчик лекарственный (Taraxacum officinale). Заполнить рабочую тетрадь. В протокол внести жизненную форму растения, тип побега, листорасположение, форму листьев и их степень расчленения, характеристику цветка, тип соцветия и плода. При описании цветка отразить его тип, симметрию, количество лепестков, тип гинецея, количество плодолистиков. Записать формулу цветка. У плода отметить приспособление для распространения.

ЗАДАНИЕ № 2. Изучить по гербарным образцам мать-и-мачеху (Tussilago farfara). Заполнить рабочую тетрадь. В протокол внести жизненную форму растения; описание листьев; характеристику цветкам; тип соцветия и плода. При описании цветков отразить их тип, количество сросшихся лепестков краевых и срединных цветков, тип гинецея, количество плодолистиков. Записать формулу цветков. Зарисовать лист.

ЗАДАНИЕ № 3. Изучить по гербарным образцам (Chamomilla recutita) и р. зеленую (C. suaveolens). В протокол внести жизненную форму растений, форму листьев и степень их расчленения, характеристику цветкам, тип соцветия и плода. При описании цветков ромашки аптечной отразить их тип, количество сросшихся лепестков краевых и срединных цветков, тип гинецея, количество плодолистиков. Зарисовать соцветия растений в продольном разрезе.

ЗАДАНИЕ № 4. Изучить по гербарным образцам василек синий (Centaurea cyanus).. Заполнить рабочую тетрадь. В протокол внести жизненную форму растения, тип корневой системы, форму листьев, тип соцветия, типы входящих в него цветков и плода. Записать формулы цветков.

ЗАДАНИЕ № 5. Изучить по гербарным образцам череду трехраздельную (Bidens tripartita). Заполнить рабочую тетрадь. В протокол внести жизненную форму растения; типы корневой системы, стебля по расположения в пространстве, листорасположения; степень расчленения листьев; типы цветков, соцветия и плода. Зарисовать листья, плод череды.

ЗАДАНИЕ № 6. Изучить по гербарным образцам пижму обыкновенную (Tanacetum vulgare). Заполнить рабочую тетрадь. В протокол внести жизненную форму растения; типы стебля по расположения в пространстве, листорасположения; степень расчленения листьев; типы цветков, соцветий и плода.

ЗАДАНИЕ № 7. Изучить по гербарным образцам тысячелистник обыкновенный (Achillea millefolium) Заполнить рабочую тетрадь. В протокол внести жизненную форму растения, тип стебля по расположению в пространстве, листорасположение, форму листьев и их степень расчленения, тип соцветия, типы цветков и плода. Обратить внимание на количество краевых цветков. Зарисовать схему агрегатного соцветия, отдельную корзинку, лист.

 

ЗАДАНИЕ № 8. Изучить по гербарным образцам календулу лекарственную (Calendula officinalis). Заполнить рабочую тетрадь. В протокол внести жизненную форму растения, тип стебля по расположению в пространстве, листорасположение, описание нижних и верхних листьев, тип соцветия, типы цветков и плода.

Задание № 9. Сдать преподавателю морфологическое описание, на­звание изученных видов и их семейственную принадлежность.

Задания для проверки усвоения материала

Задание 1. Ответить на вопросы:

· Какие морфологические особенности характерны для представителей семейства?

· Чем отличаются язычковые цветки от ложноязычковых?

· Для какого растения характерно наличие млечников?

· Какую функцию выполняют краевые цветки в соцветии?

· Какие из изученных растений имеют агрегатные соцветия?

· Какие из изученных растений имеют только трубчатые цветки?

· Какие из изученных растений имеют только язычковые цветки?

· Какой плод характерен для астровых?

· Какие существуют способы распространения семян астровых?

· Все ли астровые содержат млечный сок?

Задание 2. Ответить на тестовые задания в сборнике «Ботаника в тестовых заданиях».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.