Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Паразитические черви




Тема: Строение и разнообразие кишечнополостных

Цель: расширить и систематизировать знания о кишечнополостных животных.

Материалы и оборудование: микропрепараты гидры, влажные препараты обели, медуз, коллекции скелетов коралловых полипов, таблицы по теме «Кишечнополостные», диафильм «Губки и кишечнополостные», микроскопы, лупы.

 

Самостоятельная работа

Задание 1. Строение и разнообразие гидроидных кишечнополостных.

Рассмотрите микропрепараты, влажные препараты и иллюстрированные таблицы с гидрой и обелией. Зарисуйте внешнее и внутреннее (продольный разрез) строение гидры, обозначив щупальца, устье (отверстие), подошву, клетки эктодермы (эпителиально-мускульные, промежуточные, нервные, стрекательные) и энтодермы (пищеварительные мускульные, железистые), кишечную полость, мезоглею, а также фрагмент колонии обелии (продольный разрез) с несколькими полипами: гидрантом и гонангием, подпишите щупальца, ротовое отверстие, гидротеку, гонотеку, бластостиль, медузоидные почки. Укажите среду обитания гидры и обелии.

Сравните гидромедузу обелии со сцифоидными медузами (медуза корнерот, полярная медуза): найдите черты отличия (используйте таблицы, рисунки в литературе, влажные препараты).

Ответьте на вопросы: К каким животным по способу питания можно отнести гидроидных кишечнополостных и почему? Какое значение в жизни этих животных принадлежит клеткам экто- и энтодермы?

 

Задание 2. Строение и разнообразие коралловых полипов.

Рассмотрите таблицы и коллекции скелетов коралловых полипов, зарисуйте актинию (одиночный шестилучевой коралловый полип), подпишите щупальца, ротовое отверстие, подошву. Укажите среду обитания актинии и приведите примеры колониальных коралловых полипов. Мож­но использовать диафильм.

Ответьте на вопрос: Как образуются коралловые рифы и острова?

 

Литература

1. Блинников В.И. Зоология с основами экологии. – М.: Просвещение, 1990. – С.25-31.

2. Лабораторные занятия по зоологии с основами экологии животных / Е.Н. Степанян, В.М. Душенков, В.В. Титова, Е.М. Алексахина. – М.: Просвещение, 1986. – С.8-13.

3. Потапов И.В. Зоология с основами экологии животных. – М.: Издат. центр

«Академия», 2001. – С. 29-30.

4. Фролова Е.Н., Щербина Т.В., Михина Т.Н. Практикум по зоологии беспозвоноч-

ных. – М.: Просвещение, 1985. – С.52-74 (выборочно).

 

Лабораторное занятие № 3

по «Естествознанию» (раздел Зоология) для студентов I курса дневной формы обучения

 

Цель: расширить и систематизировать знания о паразитических червях, их жизненных циклах, заражении людей и мерах профилактики заражений.

Материалы и оборудование: микропрепараты печеночного сосальщика, влажные препараты печеночного сосальщика, ленточных червей и аскариды, таблицы по теме «Плоские и круглые черви», лупы, линейки.

 

Самостоятельная работа

 

Задание 1. Строение и жизненные циклы сосальщиков (на примере печеночного сосальщика).

Рассмотрите микропрепараты и влажные препараты печеночного сосальщика, зарисуйте форму тела, подпишите ротовую и брюшную присоски, кожно-мускульный мешок, укажите длину тела. Составьте схему жизненного цикла печеночного сосальщика, используя литературу, иллюстрированные таблицы и ключевые слова: окончательный хозяин (человек, корова, овца, заяц, лось, олень), промежуточный хозяин (брюхоногий моллюск малый прудовик), адолескарии (личинки в цисте), яйцо, церкарии (личинки с «хвостиком»), спороциста, редии, мирацидий (личинка с ресничками), неполовозрелая и половозрелая особь. Последовательно соедините стрелками стадии развития печеночного сосальщика, потом отметьте их хозяев. Укажите, в какой среде происходит развитие личинок.

Ответьте за вопросы: Как человек может заразиться печеночным сосальщиком? Что необходимо делать человеку, чтобы не заразиться этим червем? Какие системы внутренних органов имеются у сосальщиков?

 

Задание 2. Строение и жизненные циклы ленточных червей (на примере сви­но­го цепня).

Зарисуйте свиного цепня. Подпишите передний конец тела, головку, шейку, присоски, крючья, членики, укажите длину тела. Составьте схему жизненного цикла свиного цепня, используя литературу, иллюстрированные таблицы и ключевые слова: окончательный хозяин (человек), промежуточный хозяин (свинья, человек), яйцо, онкосфера (шестикрючная личинка), цистицерк (пузырь, заполненный жидкостью и с личинкой внутри), членики, неполовозрелая и половозрелая особь. Последовательно соедините стрелками стадии развития свиного цепня, потом отметьте их хозяев. Укажите, в какой среде происходит развитие личинок и стрелкой отметьте возможность внутрикишечного самозаражения человека.

Ответьте за вопросы: Как человек может заразиться свиным цепнем? Что необходимо делать человеку, чтобы не заразиться этим червем? Какие системы внутренних органов будут отсутствовать у ленточных червей, если сравнивать с сосальщиками?

 

Задание 3. Строение и жизненные циклы круглых червей (на примере аскариды человеческой).

Зарисуйте самца и самку аскариды человеческой. Подпишите передний и задний концы тела, губы (6), укажите длину тела. Составьте схему жизненного цикла аскариды человеческой, используя литературу, иллюстрированные таблицы и ключевые слова: окончательный хозяин (человек), яйцо, яйцо с личинкой, личинка, неполовозрелая и половозрелая особь. Последовательно соедините стрелками стадии развития аскариды человеческой, укажите последовательность миграции личинки в организме человека (кишечник, печень, сердце, легкие, бронхи, трахея, ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник) и среду, в которую должно попасть яйцо для продолжения жизненного цикла паразита.

Ответьте за вопросы: Как человек может заразиться аскаридой? Что необходимо делать человеку, чтобы не заразиться этим червем?

 

Домашнее задание:

1. Составьте схемы жизненных циклов:

сосальщика кошачья двуустка (ключевые слова: окончательный хозяин (человек, кошка, собака), первый промежуточный хозяин (брюхоногие моллюски битынииды), второй промежуточный хозяин (карповые рыбы), яйцо, мирацидий, спороциста, редии, церкарии, метацеркария (личинка в цис­те), неполовозрелая и половозрелая особь);

ленточного червя бычий цепень (окончательный хозяин (человек) и промежуточный хозяин (крупный рогатый скот, человек), членики, яйцо, онкосфера, цистицерк, неполовозрелая и половозрелая особь);

круглого червя острица (окончательный хозяин (человек), яйцо, личинка, яйцо с личинкой, неполовозрелая и половозрелая особь (самец, самка).

Во всех случаях последовательно соедините стрелками стадии развития паразитических червей, отметьте их хозяев, укажите, в какой среде происходит развитие яиц и личинок, место локализации личинок и половозрелых особей.

Подумайте: Как человек может заразиться этими червями? Что необходимо делать человеку, чтобы не заразиться?

 

2. Заполните таблицу:

 

«Строение, разнообразие и значение кольчатых червей»

 

Название животного Особенности внешнего и внутреннего строения Среда обитания Значение
в природе для человека
Дождевой червь        
Нереида        
Пескожил        
Пиявка медицинская        

 

Литература

 

1. Блинников В.И. Зоология с основами экологии. – М.: Просвещение, 1990. – С.31-49.

2. Генис Д.Е. Медицинская паразитология. – М.: Медицина, 1985.- С.71-125 (выборочно).

3. Лабораторные занятия по зоологии с основами экологии животных / Е.Н. Степанян, В.М. Душенков, В.В. Титова, Е.М. Алексахина. – М.: Просвещение, 1986. – С.13-29.

4. Потапов И.В. Зоология с основами экологии животных. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. – С. 31-37, 283-284.

5. Фролова Е.Н., Щербина Т.В., Михина Т.Н. Практикум по зоологии беспозвоночных. – М.: Просвещение, 1985. – С.77-127 (выборочно).

 

 

Лабораторное занятие № 4

по «Естествознанию» (раздел Зоология) для студентов I курса дневной формы обучения

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.