Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Строение и разнообразие рыб




Цель: расширить и систематизировать знания о рыбах.

Материалы и оборудование: влажные препараты, чучела и скелеты рыб, таблицы по теме «Рыбы», диафильм «Костные рыбы. Строение. Размножение. Развитие».

 

Самостоятельная работа

 

Задание 1. Внешнее строение рыб.

Рассмотрите чучела и влажные препараты костных рыб (окунь, щука и др.), зарисуйте любую костную рыбу, подпишите голову, туловище, хвост, плавники (грудные, брюшные, спинной, хвостовой, анальный), рот, глаза, ноздри, жаберную крышку, чешую, боковую линию.

Приведите примеры пресноводных (обитающих в водотоках и водоемах Беларуси) и морских рыб. Можно использовать диафильм.

Сравните внешнее строение костных (окунь) и хрящевых (акула, скат) рыб, найдите черты отличия и запишите их в альбоме.

Ответьте на вопрос: Какие приспособления во внешнем строении имеются у рыб, позволяющие им плавать и ориентироваться в водной среде?

 

Задание 2. Внутреннее строение рыб.

Рассмотрите иллюстрированные таблицы и влажные препараты вскрытых костных рыб, топографию внутренних органов, найдите и запишите в альбоме особенности внутреннего строения этих рыб с указанием систем внутренних органов. Найдите и покажите их на иллюстрированной таблице.

Ответьте на вопрос: Какие органы во внутреннем строении рыб позволяют им дышать, подниматься и опускаться в толще воды?

 

Задание 3. Строение скелета костных рыб.

Рассмотрите скелет костной рыбы и опишите его, указав череп, позвоночник и его отделы, кости скелета поясов конечностей (плечевой и тазовый пояса), парные и непарные плавники.

Сравните позвонки туловищного и хвостового отделов, скелеты грудного и брюшного плавников, запишите, чем они отличаются.

 

Задание 4. Рыбы Красной книги РБ.

Пользуясь Красной книгой РБ, рассмотрите рыб, запишите их видовое название, категорию охраны, в бассейнах каких рек они встречаются, укажите причины исчезновения.

 

Домашнее задание:

Составьте схему жизненного цикла хрящевых и костных рыб, используя ключевые слова: икра, малек (личинка), неполовозрелая и половозрелая особь.

 

Литература

1. Блинников В.И. Зоология с основами экологии. – М.: Просвещение, 1990. – С.108-122.

2. Красная книга Республики Беларусь: Животные – Минск: БелЭН, 2006.

3. Потапов И.В. Зоология с основами экологии животных. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. – С. 48-51.

4. Руководство к лабораторным занятиям по зоологии позвоночных / Т.А. Адольф, В.Т. Бутьев, А.В. Михеев, В.И. Орлов. – М.: Просвещение, 1977. – С.25-60 (выборочно).

 

Лабораторное занятие № 8

по «Естествознанию» (раздел Зоология) для студентов I курса дневной формы обучения

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.