Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общества педагогические и просветительские в России. 2 страница




Лит.: Занков Л. В., Наглядность и активизация уч-ся в обучении, М., 1960; Славин А. В., Наглядный образ в структуре познания, М., 1971; МингазовЭ. Г., Гносеологические основы принципа наглядности обучения, СП, 1975, № 9; Вопросы теории и практики создания и использования средств наглядности обучения уч-ся, М., 1980; Евдокимов В. И., К вопросу об использовании наглядности в школе, СП, 1982, № 3; Ф p и дем а и Л. М., Наглядность и моделирование в обучении, М., 1984. Л. М. Фридман.

НАДЕЖДА, философско-этическое понятие, выражающее фундаментальную потребность человека в личном и общественном благе. Вопрос, на что и как надеются люди, имеет специфич. культурно-ист, смысл. В одних культурах комплекс переживаний, попадающий под понятие Н., скрыт, в других — актуализирован и даже преобладает в сознании людей. В античной, греко-римской культурной традиции идея Н. практически отсутствует, ибо здесь главенствует идея судьбы, фатальной предопределённости человеческой жизни космич. законами мироздания. Античный человек должен был мужественно принимать удары судьбы. Отсюда одна из установок античности — стремление избавиться от страха и страданий. Идеал безмятежного, бесстрастного состояния, не ведающего страха, страданий, но и Н., у эпикурейцев получил назв. атараксии, у стоиков — апатии. В индо-буддийской культурной традиции будущее, включая жизнь в новом

воплощении и освобождение от цепи рождений, определяется усилиями собств. воли человека, поэтому идея Н. не играет здесь большой роли. В исламе, где довлеют идея предоопределения и нормативное регулирование жизни религ. общин, Н., хотя и имеет нек-рую значимость, лишена глубокой личностной окрашенности. В христ. вероучении Н. составляет наряду с верой и любовью триаду осн. человеческих добродетелей и неотделима от идеи свободной воли и ответственности человека за свои поступки. Обладая свободой выбора в действиях, человек либо не всегда уверен в правильности своего поведения, либо осознаёт его очевидную неправедность, что порождает чувства греховности, вины и как следствие — страха за свою судьбу. Идея Н. понимается как упование на спасение от вечной погибели, даруемое Божьей благодатью при наличии у человека веры и следовании христ. заповедям. Роль Н. в мировоззрении и структуре переживаний личности многократно увеличивается благодаря Иисусу Христу, Богочеловеку, ценой своей жизни искупившему грехи человеческие. Миф о Его воскресении — оплот веры христианина, вдохновляющий его чаяния о блаженстве в загробном мире. Н. означает ориентацию сознания верующего на вечность и абсолютные ценности. Эпоха Возрождения, Реформация и Просвещение привнесли в понимание Н. акцент на роль личных усилий в деле спасения, переориентировали устремления человека с вечности на предвидимое будущее, связывая Н. с идеей прогресса. В традиц. христ. представления о Н. внесли новое видение представители филос. рационализма нового времени. В частности, И. Кант основополагающий вопрос своего учения: «На что я могу надеяться?» решает посредством рационалистич. постулирования идеи Бога, к-рая наряду с идеями свободы и бессмертия души превращается в нек-рый регулятивный принцип этики.

Рационализм зап. философии вызвал отрицат. реакцию в рус. религ. философии. Вл. Соловьёв в учении о богочело-вечестве попытался доказать, что идеалы гуманизма и рационализма, основанные на вере в человека и безграничные возможности его разума, не только иллюзорны, но и опасны, ибо провоцируют человека принять на себя такие творч. функции, к-рые посильны только Богу и чреваты грядущими катастрофами человечества. Н. на ист. прогресс без веры и Бога лишена всяких перспектив. История только тогда может отвечать чаяниям человечества, когда она будет происходить как богочеловеческий процесс, т.е. как движение Бога и человека навстречу друг другу, а точка их встречи будет означать конец истории, выход в сферу метаистории и реализацию всех человеческих надежд.

Глобальный кризис, переживаемый человечеством в 20 в., актуализирует и

обостряет в сознании проблему Н., пробуждая чувства ответственности за свои идеи и практич. деятельность у учёных, политиков и граждан. Присутствие в самосознании личности комплекса переживаний, связанных с Н., — показатель не только глубины и богатства личности, но и драматичности её существования. Н. — чувство, питаемое неопределённостью жизненной ситуации личности, народа, человечества, оно противоречиво сочетает в себе эмоции радостного ожидания, предчувствия счастья и одновременно тревожности, возникающей из опасения упустить или потерять ожидаемое. Н. возникает, когда чаяния человека могут реализоваться лишь с определ. долей вероятности, поэтому она не тождественна полной уверенности, но в ней всегда присутствует элемент неуверенности в будущем, ощущение себя на границе между временным и вечным, бытием и небытием. Н. помогает человеку терпеливо преодолевать трудности и несчастья, служит источником его стремления к жизни и деятельности. С утратой Н. жизнь для личности обесценивается. Нравств. возрождение индивида невозможно без зарождения в нём искры Н. В. Ш. Сабиров.

НАДЬ (№agy) Ласло (27.6.1857 — 25.2.1931, Будапешт), венг. психолог и педагог. Окончил Будапештский ун-т. Преподавал педагогику в пед. уч-ще (Будапешт). Н. — организатор и участник 2-го Общего конгресса по вопросам нар. образования (1896), инициатор создания в Будапеште Комитета (1903) и Об-ва (1906) для изучения детей, ред. журн. «Ребёнок» («A Gyermek», 1907). Организатор междунар. науч. конгрессов по изучению ребёнка (Гамбург, 1908) и экспе-рим. психологии (Берлин, 1912). Впервые в стране Н. создал при пед. уч-ще психолого-пед. эксперим. лабораторию (1909). Организатор (1922) и до конца жизни руководитель Пед. семинара в Будапеште.

Н. оказал значительное влияние на распространение движения нового воспитания в Венгрии (1920—30), содействовал организации в Венгрии исследований по дефектологии. В период реформ образования после провозглашения Венгрии республикой разработал проект единой 8-летней общеобразовательной школы.

Центральным вопросом формирования личности Н. считал интерес, благодаря к-рому воспитываются характер и воля человека. Он различал естеств. и искусств, мотивы интереса, относя к последним воспитание и обучение. Отказавшись от следования «формальным ступеням» И. Гербарта, Н. рассматривал как оптимальные для образования человека свободное воздействие внешних влияний через направленный интерес. Обучение, по его мнению, должно строиться соответственно разным ступеням развития дет. интереса. Особенно большое значение Н. придавал практич. деятельности школьников, несколько переоценивал спонтанность в проявлении интереса ребёнка к обучению.

Соч.: Psychologie des kindlichen Interesses, Lpz., 1912; Enseignement de la pedologie pour les pedagogues, les medecins et le personel des tribu-naux pour l'enfance. Brux., 1912; A häboru es a gyermeki lelek, Bdpst, 1915; A magyar közok-tatäs reformtervezete, Bdpst, 1919; Didaktika gyermekfejlodestani alapon, Bdpst, 1921; A tehetseg tölektani problemäi, Bdpst, 1930.

Д. П. Мансфельд.

НАЗАРЯН, Назарянц, Степан [15(27).5.1812, Тбилиси, — 27.4(9.5).1879, Москва], просветитель, педагог, публицист. Учился в в Нерсесянском уч-ще в Тифлисе. Окончил Дерптский ун-т (1840), преподавал в Казанском ун-те (адъюнкт-проф. с 1842), Лазаревском ин-те в Москве (проф. с 1849). Возглавил в 50-е гг. арм. просветит, движение. Основатель и редактор журн. «Юсисапайл» («Северное сияние», 1858—64, Москва), в к-ром выступал со статьями о просвещении народа, к-рое считал единств, формой борьбы со всяким злом. Высоко оценивал образоват. возможности разговорного арм. языка ашхарабар в просвещении народа. Наравне с нар. языком условием единства и нац. независимости армян считал религию. Многие либеральные надежды связывал с Россией. Свои просветит, идеи хотел претворить в жизнь через школу. Он призывал обучать арм. детей только на родном языке в школе нового типа, откуда, как он писал, нужно начинать возрождение арм. народа. Н. — автор науч. соч. («Слово об эксперим. психологии», 1846, и др.), статей по проблемам жизни школы, обучения и воспитания. Шк. учебники Н. — «Первая и духовная пища для арм. детей» (1853), «Вестник нового арм. языка» (ч. 1—2, 1857), «Теоретич. и практич. руководства по рус. яз. для арм. детей» (1871) сыграли существ, роль в совершенствовании преподавания в арм. школе. Перевёл на арм. яз. и опубликовал в журн. «Юсисапайл» мн. статьи видных рус. и нем. педагогов.

Лит.: Нанумян Р. П., Степанос Назарян. Жизнь и деятельность, Ер., 1978 (на арм. яз.). А. Г. Даниелян.

НАЛБАНДЯН Микаэл [2(14). И.1829, Новая Нахичевань, ныне р-н Ростова-на-Дону, — 31.3(12.4).1866, Камышин, похоронен в Новой Нахичевани], писатель, просветитель. Учился в частной арм. школе (1837—45) и в Моск. ун-те (1855- 58). Преподавал (1853—54) арм. яз. в гимназич. классах Лазаревского ин-та вост. языков. С 1858 занимался лит. деятельностью; до 1860 сотрудничал в журн. «Юсисапайл», издававшимся С. Назарянам. Выезжал в 1859—62 за границу, в частности для получения ден. средств, завещанных богатыми инд. армянами новонахичеванской общине для распространения арм. школ. В Лондоне сблизился с А. И. Герценом и др. деятелями рос. демокр. движения. По возвращении в Россию арестован. В 1865 выслан в Камышин.

В своих публицистич. произв. Н. часто обращался к проблемам нар. образования и воспитания.. По убеждению Н., арм. школа, традиционно конфессиональная, способна давать своим питомцам не только религ., но и широкое светское образование, готовить высококультурных граждан. Высказывался за передачу шк. управления непосредственно педагогам. В этой перспективе рассматривал вопросы содержания шк. образования, разносторонней подготовки учителей и воспитателей. Нравств. воспитание Н. считал важнейшей целью семьи. Задачу школы видел прежде всего в обучении наукам о природе и обществе. Он продолжил борьбу за утверждение в арм. школе разговорного языка ашхарабар, начатую X. Абовяном. Вместе с тем Н. считал важным изучение в армянской школе русского и др. языков, а также истории и культуры др. народов. Автор тр. «Грамматика армянского языка» (не окончена).

Соч. в рус. пер.: Соч., т. 1—2, Ер., 1968—70.

Лит.: Саркисян Х. С., М. Налбандян и вопросы языка, Ер., 1955; Карамян Г. Г., Пед. взгляды М. Налбандяна, СП, 1955, №2; Симонян Ш. С., Тутунджян О. М., М. Налбандян и психология, ВП, 1972, № 5. А. Г. Даниелян.

НАЛИВКИН Владимир Петрович [25.2(8.3), по др. данным, 15(27).7.1852, Калуга, — 15.2.1918, Ташкент], востоковед, педагог, обществ, деятель. Окончил Павловское воен. уч-ще в Петербурге (1873). Офицером участвовал в походах в Коканд и Хиву (1873- 75). Закончив воен. службу (1878), поселился близ Намангана; изучал араб, и перс, языки, быт и язык сартов (гор. население Ферганской, Сырдарьинской и Самаркандской областей — этнич. группа в формировавшейся узб. нации). С дек. 1884 учитель в первой рус.-туземной школе в Ташкенте. Составил первый рус.-сартовский и сартовско-рус. словарь с кратким очерком грамматики сартов-ского яз. (совм. с женой — М. В. Налив-киной; изд. в Казани в 1884), «Азбуку для

рус.-мусульм. школ...» (18862), «Сартов-ско-перс. хрестоматию...» (1887). Эти книги Н. были тесно связаны с бытовыми реалиями и местным фольклором. Они положили начало шк. лит-ре для изучения русскими узб. языка и узбеками русского. Преподавал (до 1890) в Туркестанской учительской семинарии; для неё написал «Руководство к практическому изучению сартовского языка» (изд. в 1898, 19112), сартовскую хрестоматию (1896). Автор «Краткой истории Коканд-ского ханства» (Казань, 1886). В 1890—95 инспектор мусульм. школ Ферганской, Сырдарьинской и Самаркандской областей. Был помощником губернатора Ферганской обл. Пед. деятельность и публикации по вопросам нар. образования в местных газетах принесли Н. известность в Туркестане. В 1907 избран депутатом 2-й Гос. думы. В марте 1917 выступил от её социал-демокр. фракции с требованием отмены полевых судов. В июле 1917 стал пред. Туркестанского комитета Врем, пр-ва. Добивался признания власти Врем, пр-ва всеми полит, силами Туркестана, представленными в адм. центре — Ташкенте. После перехода власти в Ташкенте к Советам (нояб. 1917) находился на нелегальном положении. Покончил жизнь самоубийством.

Соч.: Очерк быта женщин оседлого туземного населения Ферганы, Каз., 1886 (совм. с М. В. Наливкиной).

Лит.: Лунин Б. В., Историография обществ, наук в Узбекистане. Библиографич. очерки, кн. 1—2, Таш., 1974; Лунин Б. В., Миллер В. И., Наливкин, в кн.: Полит. деятели России. 1917. Биографич. словарь, М., 1993. И. Б. Марцинковский.

НАРИМАНОВ Нариман Кербалай Над-жаф оглы [2(14).4.1870, Тбилиси, — 19.3.1925, Москва], гос. и парт, деятель, азерб. писатель. В 1890 окончил Закавказскую учительскую семинарию в Гори. В 1902—08 учился в Новороссийском унте в Одессе. Был учителем в нач. школе в с. Кизил-Аджали (Борчалинский у. Тифлисской губ.), в 1891—1902 пом. классного наставника и преподавателем азерб. яз. в частной прогимназии и в муж. гимназии в Баку. В 1894 открыл первую в Азербайджане общедоступную б-ку-читальню с лит-рой на родном языке, превратившуюся в просветит, центр для мусульм. населения всего Кавказа. Составил учебную «Краткую грамматику тэт.-азерб. языка», самоучители рус. языка для азербайджанцев и азерб. языка для русских (все в 1899). Активный участник обществ, движения учителей; был одним из организаторов 1-го съезда учителей-мусульман Кавказа (Баку, 1906). В 1905—07 в газ. «Иршад» («Путь») и «Ха-ят» («Жизнь») вёл постоянные рубрики, посвящённые проблемам нар. просвещения. За рев. пропаганду среди бакинских рабочих сослан в 1910 в Астрахань. В ссылке стал пред, астраханского Нар. ун-та (с 1910), организатором просветит, об-ва «Шура-и-ислам». В начале своей деятельности считал, что улучшение шк. дела, распространение грамотности, приобщение к европ. культуре сами по себе

помогут социальному прогрессу азерб. народа. В 1905—07 перешёл на позиции рев. социал-демократии. Мотивы просветительства характерны для мн. худож. произведений Н.: драмы «Невежество» (1894), «Надир-шах» (1899), ром. «Бахадур и Сона» (1896—1900).

В 1918 чл. СНК Бакинской коммуны, в 1919 комиссар по нар. образованию в Астраханской губ. С 1920 пред. Азревко-ма, затем пред. СНК Азерб. ССР. С 1922 пред. Союзного Совета ЗСФСР. Возглавил культурные преобразования в Азербайджане (реформа Бакинского ун-та, создание жен. пед. ин-та в Баку и др.). Один из инициаторов алфавитной реформы для тюркских языков народов СССР. Значит, внимание уделял подготовке учительских кадров. Пропагандировал теоретич. наследие Я. А. Комен-ского, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского.

С о ч. в рус. пер.: Собр. соч., т. 1—2, М. — Л., 1926; Статьи и письма, [М., 1925].

Лит.: Ахмедов Г. М., Просветительная и пед. деятельность Н. Нариманова, СП, 1961, № 5; с г. о же, Видный деятель нар. образования Азербайджана, НО, 1971, № 4; Н. Нариманов (1870—1970). Библиографич. указатель, Баку, 1972 (на азерб. яз.).

Г. Ахмедов.

НАРКОМАНИЯ (от греч. närke — оцепенение и mania — безумие, неистовство), психоневрологич. расстройство, при к-ром жизнедеятельность организма поддерживается на удовлетворит, уровне при условии постоянного приёма нарко-тич. вещества. Ведёт к глубокому истощению физич. и психич. функций, деградации личности. Резкое прекращение длительного приёма относительно больших доз наркотика может приводить к нарушению мн. функций организма (аб-стиненции). Н. характеризуется влечением к употреблению того или иного вещества, вызывающего у наркомана привычное приятное ощущение (эйфорию). В случае длительного приёма наркотиков способность к эйфорич. ощущениям падает, и влечение определяется лишь потребностью в наркотике как необходимом условии относительно удовлетворительного физич. и психич. состояния. Пристрастие к к.-л. одному наркотич. веществу — мононаркомания — часто перерастает в полинаркоманию: по мере ослабления приятных ощущений наркоман в поисках эйфории начинает добавлять к привычному новые наркотич. средства.

К наркотикам относятся вещества разл. природы (растит, и синтетич.

происхождения) — продукты опийного мака (гл. обр. морфий), коки (кокаин), конопли (гашиш, анаша, марихуана и др.), лекарств, препараты (стимуляторы, снотворные и др.), галлюциногены. Самый распространённый вид Н. — болезненное пристрастие к приёму спир-тосодержащих веществ (алкоголизм). Весьма распространённый вид Н. — ток-сикомания, болезненное пристрастие к употреблению веществ, имеющих отравляющее действие. К последним относятся горючие, клеящие, лакокрасочные и др. материалы. Специфика токси-комании заключается в том, что приём названных веществ почти не вызывает физич. зависимости организма, тогда как психич. зависимость может оказаться очень сильной. Нек-рые специалисты относят к Н. также случаи пристрастия к приёму веществ, содержащихся в чае, кофе, табаке. Длительное регулярное употребление больших доз чая и кофе, а также курение табака формируют зависимость организма от содержащихся в них веществ (преодолеть эту зависимость во мн. случаях оказывается нелегко). Однако зависимость такого рода не оказывает катастрофич. влияния на психику и поведение. Поэтому признавая, напр., вред курения, относить это пристрастие к Н. не всегда оправданно.

Одно из осн. условий развития Н. — непонимание человеком опасности приёма наркотиков. У подростков и юношей Н. может возникать как результат неразумного любопытства и «экспериментирования». Н. характерна для молодого возраста. Опасность Н. возрастает при эмоциональной неустойчивости, у людей, психически незрелых, не принимающих социальные нормы. Н. может возникнуть как реакция протеста против власти взрослых, к-рую некоторые подростки и юноши склонны преувеличивать и воспринимать обострённо. Распространению Н. способствуют дурной пример и давление нездоровой микросоциальной среды, отсутствие положительных интеллектуальных и социальных установок.

Лечение Н. складывается из двух этапов. На первом необходимо провести дезинтоксикацию организма, освободить его от биохим. последствий приёма наркотиков; на втором — выработать отвращение к наркотикам, ликвидировать патологич. зависимость от них. Успеха можно достичь только в случае сознательного стремления больного к излечению. Для ликвидации Н. важны общая атмосфера в обществе, отсутствие возможности добывать наркотики, замещение искажённых потребностей социально-положительными интересами, ликвидация психол. предпосылок возникновения Н., строжайшее отношение к распространению наркотиков. Это может быть достигнуто только в единстве действий семьи, медиков, педагогов. Просветительная работа предусматривает откровенное освещение проблем Н. и её последствий.

Лит Габиани А А, Наркотизм вчера и сегодня, Тб, 1988, Буянов M И, Размышления о наркомании, M, 1990, G a 11-zio M, Maisto S A Determmants of substance abuse, № V — L, 1985

M И Буянов.

НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА, совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в этнокультурных традициях, нар поэтич и худож творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми Заключая в себе многовековую бытовую культуру воспитания, H n сохраняет общие черты, имеющиеся в воспитат традициях разных народов

Источниками изучения H n являются фольклор, этнографич и антропологич материалы, археологич находки, мемуарная лит-ра и др Нормативные требования H n преим извлекаются из устного нар творчества (т и фольклорная педагогика) Представленная в фольклорных текстах и обрядности, H n в совокупности составляет целостную воспитат систему

Одним из определяющих компонентов воспитания в H n выступает передача нек-рых традиций в процессе взаимодействия поколений С древнейших времен сохранились традиции ухода за малолетними детьми, воспитания подростков и юношества, подготовки к семейной жизни, а также соответствующие устойчивые дидактич принципы Особенно плодотворны идеи и опыт H n в дошк воспитании, как общественном, так и семейном

В нар сознании четко выражены идеи необходимости, природосообразности и непрерывности воспитания Необходимость воспитания человека основана на наблюдениях за живой природой, в фольклорных текстах разл народов имеется много метафор, передающих конкретные пед представления «цветок», «отросток», «побег», «поросль», «семя» и т д Положения о возможности воспитания и непрерывности пед традиции реализовались гл обр через устное нар творчество Произведения фольклора, часто описывающие ист события, являлись не только носителями пед идей, но и своего рода дидактич материалом

В H n прослеживается логич стройность и системность Пед понятия народов четко определены питание, вскармливание, уход, пестование, наставление и др Традиц представления о ребенке как субъект воспитания реализовались в H n в особом внимании и заботливом отношении к детям, в т ч к сироте, приемышу, падчерице, пасынку, в попытках разумно регулировать взаимоотношения детей и взрослых, старших и младших Достаточно полно представлены факторы воспитания природа, слово (мысль), труд (действие, дело, деятельность), быт, обычай, традиция, иск-во, религия, общение, игра, пример Важнейшая роль отводилась приобщению ребенка к языковой культуре Словесному воздействию придавался особый

(иногда магический) смысл (поверье, просьба, совет, намек, пожелание, благословение, заклинание, зарок, клятва, упрек, укор, уговор, запрет, брань, угроза, проклятие и др) В традиц педагогике всех народов последовательно проводится идея полного пед цикла (человек рождается внуком, умирает дедом) Конкретные цели воспитания воплощаются в образе идеального человека (напр, «добрый молодец», «умница-красавица» у русских, «настоящий джигит» у горцев, «честно живущий человек» у чукчей) и в виде добродетелей (напр, «три добра — доброе слово, доброе намерение, доброе дело» у таджиков, «семь добродетелей» — согласие, ум, трудолюбие, покладистость, бережливость, честность, верность у чувашей) В этих идеалах просматривается традиц нар понимание пед функций развитие ума, воспитание честности, порядочности, благородства, человечности, трудолюбия и др Идеалы совершенной личности у разных народов очень близки друг другу Они включают ум, красоту, нравств достоинства, физич силу (здоровье), выносливость В H n учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей Т и материнская педагогика, содержащая многообразные средства воспитания детей мл возраста, предусматривает сочетание словесного и эмоционального воздействия (потешки, пестушки, считалки, скороговорки, прибаутки и т п) с физич упражнениями В нар традициях имеют место и своеобразные формы организации жизни и самодеятельности детей и молодежи трудовые объединения, вечерки, праздники с многочисл состязаниями, театрализов представлениями, маскарадом

В истории H n можно выделить особые этапы, связанные с формированием этнокультурных общностей, а также с изменениями в распределении воспитат функций Первым и главным лицом в традиц воспитании первоначально была мать На протяжении длительного времени старшие братья и сестры имели важнейшее значение в воспитании, роль отца как воспитателя утвердилась только после возникновения института семьи Взаимодействие воспитуемых и воспитателей достаточно сложно и в каждом конкретном обществе имеет свои особенности В рамках рода и племени семья являлась средоточием нар педагогики — идей, традиций, опыта В процессе формирования обществ образоват институтов H n прочно сохраняла свои позиции Введение массового обучения в гос образоват учреждениях несколько ограничило ее влияние, но в то же время, обусловливая взаимодействие H n с пед наукой, шк практикой, дало толчок к обогащению нар опыта воспитания новыми сведениями Однако переход воспитат функций в ведение гос-ва оказывал одновременно разрушительное воздействие на H n утрачивались нац -пед традиции, самобытные формы воспитания

H n представляет собой лишь часть целостного фольклорного сознания Задача педагогики состоит в выделении и систематизации элементов пед системы без изменения оригинального характера H n Развитие пед науки во многом определялось содержанием Н п, т к науч педагогика основывалась на сложившихся воспитат традициях, в пед практике отражался опыт нар воспитания В классич педагогике проблемы взаимодействия теории воспитания и нар пед традиций, пути проникновения идей Н и в культурное сознание рассмотрел Я А Коменский в трудах «Мудрость старых чехов», «Материнская школа», «Великая дидактика» На традиции семейного воспитания опирался И Г Песта-лоцци («Лингард и Гертруда», «Как Гертруда воспитывает своих детей») Непосредственным развитием положений Н и являются принцип культуросо-образности воспитания, разработанный Ф А В Дистервегом, и идея народности воспитания, определяющая пед систему К Д Ушинского Своеобразное преломление опыт традиц воспитания получил в ведущих пед направлениях 20 в, в т ч в педагогической антропологии

В рос пед теории термин «Н и» впервые употребил (1864) Ушинский в метод руководстве для учащих по его книге «Родное слово» Подчеркивая воспитат значение рус сказок, педагог назвал их «первыми и блестящими попытками русской народной педагогики» Идеи и традиции Н и нашли отражение в пед трудах Н Ф Бунакова, II Ф Каптерева, Д Д Семенова и др Удачный опыт соединения традиц воспитания с пед теорией продемонстрировали Яснополянская школа Л Н Толстого и Симбирская чуваш учит школа И Я Яковлева

Во 2-й пол 20 в тенденции демократизации системы образования во всем мире способствуют возрождению мн традиц форм воспитания Н и находит отражение не только в устной традиции, но и в худож творчестве, науч -просветительской деятельности, публицистике, что способствует обогащению общечеловеческой пед культуры Одним из наиб плодотворных направлений в истории педагогики становится изучение эволюции Н п, зависимости ее от конкретных условий жизни народа, расшифровки забытых подтекстов, точного воспроизведения утерянного смысла пед культуры народа

Лит Ханбиков Я И, К изучению нар педагогики, «Доклады АПН РСФСР», 1961, №3, Егоров Д E Нар пед традиции в наследии Я А Коменского (на чуваш яз), в кн Ян Амос Коменский и современность, Чебоксары, 1970, ХадиковХ X, К вопросу о специфике нар воспитания, в кн Единство национального и интернационального в коммунистич воспитании, Орджоникидзе, 1971, Волков Г Н, Идея совершенного человека в народном воспитании, СП, 1971, № 10, Краевский В В, Соотношение педагогической науки и педагогической практики, M, 1977, Сухомлинский В А, Родительская педагогика, M 1978 Сусло

парова Л Д, Семейные традиции, M, 1979, ВасильцоваЗ П, Мудрые заповеди народной педагогики, M, 1983, С т с л —маховичМ И, Народная педагогика, К, 1985 (на укр яз); S t о] a n S, А 1 с х-s a n d г. u P, Pedagoie §1 Folclor Gmdirea pedagogicä a poporului, reflectata su deosebire in proverbe §1 zicäton, Buc, 1978 Г Н Волков

НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, см. Система образования

НАРОДНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ, общедоступные просветительные учреждения, способствующие повышению культуры и проф. мастерства, независимо от образо-ват уровня и возраста. Часто включаются в систему образования взрослых. Первый Н. у. — «Высшая нар. школа» («Folke hoj skolen»), осн. в 1844 в Дании обществ, деятелем и педагогом Н. Ф. Грундтвигом. В 40—70-х гг. 19 в. такие уч. заведения под раз л. названиями возникли в скандинавских странах, Германии и Финляндии. Формальных прав выпускникам они не давали, уч. планы и программы официально органами образования не утверждались. Обучение осуществлялось в виде популярных лекций по общеобразоват. предметам в сочетании с практич. занятиями по агрономии, ветеринарии, кулинарии (для женщин) и т. п.

Другой тип Н. у. получил развитие в Англии, где в 1870 при Кембриджском ун-те был создан т. н. Открытый ун-т («University Extension»), в к-ром читали лекции и проводили занятия университетские профессора. В 1890 в США по инициативе Амер. об-ва для распространения университетского образования открылись Н. у. в Чикаго, Балтиморе и др. городах.

В России предшественниками Н. у стали созданные в 80—90-х гг. 19 в. разл. курсы для взрослых. Наиб, известность приобрели Пречистенские курсы в Москве (открыты в 1897 Моск. отделением Русского технического общества) — бесплатные вечерние общеобразоват. курсы для рабочих, на к-рых преподавали профессора Моск. ун-та И. М. Сеченов, А. Н. Реформатский, Н. В. Чехов, М. А Чехова, M H. Шатерников и др. Первоначально в составе курсов действовали 2 отделения — общее (для неграмотных и малограмотных) и специальное (для окончивших школу или получивших подготовку в ее объеме). С 1908 курсы делились на 3 школы: низшая (общее нач. образование), средняя (предметы общеобразоват. школы в неполном объеме) и высшая (по типу Н. у.). Были и нелегальные кружки, где изучались история рабочего движения и проблемы деятельности РСДРП. В 1917 курсы преобразованы в Пречистенские рабочие социалистич. курсы, ав 1922 — врабочий факультет.

В нач. 20. в. в Москве, Петербурге и др. городах России возникли обществ, орг-ции («Об-ва нар. ун-тов» и «Нар. унты»), к-рые создавали Н. у., носившие просветительский характер. Ун-ты были неоднородны по целям обучения, структуре, содержанию изучаемых дисциплин, формам и методам преподавания. В 1908 состоялся 1-й Всерос. съезд деятелей об— в Н. у. (ок. 500 участников).

Особым типом Н. у. в России стал Гор. нар. ун-т А. Л. Шанявского в Москве, учрежденный в 1908 по инициативе либер. интеллигенции на средства обществ, деятеля Шанявского. Диплом о ср. образовании в ун-те не требовался. Имелось 2 отделения: науч.-популярное (4-годичное, в объеме гимназии) и акаде-мич. (3-годичное, в объеме программы ун-та по 2 циклам наук — естеств.-ист. и обществ.-филос.). Никаких формальных прав окончившие ун-т не получали. От преподавателей не требовалось ученой степени магистра или дера наук, но они должны были иметь науч. труды и опыт пед. деятельности. В ун-те лекции читали ученые В. И. Вернадский, Н. Д. Зелинский, И. А. Каблуков, А. П. Павлов, Реформатский, К. А. Тимирязев, А. Е. Ферсман, педагоги II П. Блонский, А. У. Зеленко и др. Большой популярностью пользовались курсы дошк. воспитания (под руководством С. Т. Шацкого и В. Н. Шацкой) и библиотечных работников при ун-те. С началом 1-й Мировой войны большинство Н. у. закрылось. В 1918 прекратил работу и нар. ун-т Шанявского.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.