Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общества педагогические и просветительские в России. 4 страница




Пед. взгляды Н. сложились под влиянием рус. педагогики 60-х гг. 19 в., трудов К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого. Основой шк. обучения считал родной язык. Впервые начал науч. разработку проблем преподавания тат. языка и его методики, составил и издал науч. «Грамматику» тат. языка (1894), «Толковый словарь тат. языка» (ч. 1—2, 1895—96) и учебники для нач. обучения «Правила правописания» («Кавагыйде китабэт», 1892), «Слог или Букварь» («Ижек яки элифба», 1894). Рус. язык Н. считал обя-зат. уч. предметом для учащихся всех национальностей, живущих в России. Разработал основы методики обучения татар рус. языку, составил учебники рус. яз. для татар: «Рус. чтение» («Кыйраэте рус», 1889), «Образец или грамматика» (Нэмунэ яки энмузэж, 1891), и уч. тат.-рус. (1875) и рус.-тат. словари (1892). Ко

мн. учебникам написал метод, введения. Составил для тат. школ первые учебники на родном языке по географии, истории, основам анатомии и гигиены, арифметике, геометрии и др., создал тат. уч. терминологию по этим предметам. Н. — зачинатель тат. дет. лит-ры (см.: «На досуге» — «Буш вакыт», 1860). Мн. пед. идеи Н. изложены в «Книге о воспитании» («Тэрбия китабы», 1891), «Сокращённой книге по этике» («Эхлак риса-лэсе сэгыйрь», 1884), «Большой книге по этике» («Эхлак рисалэсе кэбир», 1890). Автор статей на пед. темы в издававшихся им тат. календарях (1871—97).

Соч. в рус. пер.: Избр. произв., Каз., 1977.

Лит.: Выдающийся просветитель К. Насыри [Сб. к 150-летию со дня рождения], Каз., 1976; Ханбиков Я. И.. Выдающийся просветитель и педагог, СП, 1975, Х° 8.

Я. И. Ханбиков.

НАТАЛИ Владимир Франкович [29.8(10.9).1890, Харьков, — 6.11.1965, Москва], биолог, педагог, проф. (1934), дер биол. наук (1940), д. ч. АПН РСФСР (1947). Окончил естеств. отделение физ.-мат. ф-та Харьковского ун-та. С 1913 в Москве (до 1919 работал в лаборатории эксперим. биологии и преподавал в ср. уч. заведениях). В 1919 организовал (и до 1930 руководил) Моск. пед. биостанцию, ставшую метод, центром, объединившим учителей-биологов. Создал при станции лабораторию, где под его руководством проводились исследования по эксперим. зоологии и генетике. С 1919 преподавал в высш. школе: в Калининском пед. ин-те (до 1921), в 1921—60 в МГПИ им. В. И. Ленина и МОПИ им. Н. К. Крупской, вёл курсы общей биологии, зоологии беспозвоночных, дарвинизма и генетики. Осн. труды в области эксперим. зоологии и генетики, общей биологии. Автор учебников и метод, пособий для ср. школы и вузов.

С о ч.: Естествознание в новой школе, М.. 1923; Моск. пед. биостанция, М., 1925; Зоология, M-Л., 1928; Общая биология, ч. 1—2, М.-Л, 1930; Генетика, М.-Л., 1931; Генетика. Учебник для высш. пед. уч. заведений, М.,

1934; Классные практич. работы по зоологии в ср школе, ч.1—2, М., 1953—54; Животные в уголке живой природы, М., 1955; Зоология беспозвоночных, M., 19632; Зоология. Пособие для уч-ся 6 кл. вечерней (сменной) общеобразоват. школы, M., 19655; Осн. вопросы генетики, М., 1967. С. Г Степанов.

НАТОРП (№atorp) Пауль (24.1.1854, Дюссельдорф, — 17.8.1924, Марбург), нем. философ, теоретик социального воспитания. После завершения (1876) университетского образования (Берлин, Бонн, Страсбург) был домашним учителем, преподавателем гимназии в Страсбурге. Д-р философии с 1881. С 1885 проф. Мар-бургского ун-та. Последователь т. н. критического идеализма, Н. вместе с Г. Когеном стал основателем марбург-ской школы неокантианства. В филос. трудах сформулировал идею об объективирующей силе познания, выводящей свой предмет из сферы субъективности. Согласно Н., философия, выражая высшую форму объективации — закон т. н. духовного единства, утверждает т. о. и принципы реального становления человека через формы науки, нравственности, права. По Н., принципом любой культуры является взаимодействие сознания и воли, к-рое порождает как автономию субъекта, так и всеобщие закономерности духовной деятельности.

В первой пед. работе «К школьному вопросу» (1893) Н. показал, что воспитание определяется всеобщим, творческим по характеру, познавательным отношением. Духовное единство «согласует» разл. людей друг с другом и не позволяет существовать изолированно. Н. рассматривал воспитание как пробуждение духовной самостоятельности воспитанника во взаимопересечении волевых устремлений его и воспитателя. При этом воздействие воспитателя должно иметь характер духовной помощи, но не авторитарного нажима. Формирование личности, по Н., осуществляется как установление отношения индивида ко всеобщему духовному закону, а сама индивидуальность лишь отражает единство закона, становления духовной культуры. Воспитание направляет индивидуальную волю к социальной общности, к её всеобщим нравств. основаниям. По убеждению Н., общечеловеческое моральное учение должно быть положено в основу обучения в нар. школе, единой, обязательной для всех. Н. предусматривал также широкое распространение дифференцированной, т.е. средней, школы.

В трудах «Всеобщая педагогика в тезисах...» (1905), «О философии как науке, фундаментальной для педагогики» (1909) Н. обратился к проблеме науч. статуса и содержания педагогики. Он считал, что поскольку воспитание направлено на формирование целостного человека, то педагогика предполагает и целостную философию-для себя и в то же время создаётся как наука о человеке, к-рая может быть обоснована только философски.

Согласно Н., философия указывает не только цель воспитания, но и путь: личность реализуется в познании (через интеллект), в нравств. поведении (через волю), в творчестве (через фантазию). Именно философия указывает учителю нормы, взаимосвязь к-рых в практике делает возможным духовное становление личности учащихся. Н. развивал идею воспитывающего обучения И. Ф. Гербар-та, но в его трактовке воспитывающее содержание уч. предмета должно быть направлено на формирование воли ученика. Педагогика, по Н., включает в себя не только задачи объективированного (всеобщего) анализа воспитания, но и субъективированного (индивидуального) подхода. В этой связи Н. указывал на роль «всеобщей психологии», выявляющей законы индивидуального развития — от чувственности через рассудок к разуму. Этому порядку соответствуют домашнее и шк. воспитание, а также самовоспитание.

Рассмотрение проблем формирования сознания привело Н. к выводу о том, что социальное воспитание наряду с хоз. и полит, деятельностью является осн. функцией, через к-рую человек осмысляет обществ, действительность. Воспитание занимает приоритетное положение, поскольку истинная социальная потребность — это сам индивид, его «очеловеченность» и его «подлинная индивидность». Н. стал крупнейшим теоретиком социальной педагогики. В трудах 20-х гг. Н. распространил воспитат. миссию философии не только на просвещение общества, но и на реализацию социальной утопии как телеологии нового обществ, организма. Н. оказал значит, влияние на филос.-пед. представления и теории 20 в., в частности на интерпретации педагогики в духе «этического социализма», разрабатывавшиеся марбургской школой.

Соч.: Gesammelte Abhandlungen zur Sozialpädagogik, Bd l—3, Stuttg., 19222; Geist und Gewalt in der Erziehung, Bad Pyrmont, 19472; в рус. пер.: Кант и Марбургская школа, в сб.: Новые идеи в философии, сб. 5, СПБ, 1913; Филос. пропедевтика, М., 1911; Социальная педагогика, СПБ, 1911; Культура народа и культура личности, СПБ, 1912; Песталоцци. Его жизнь и его идеи, П., 19202.

Лит.: Гордон Г., Пауль Наторп, «Вестник просвещения», 1924, № 11; С a s s i-r e r E., Paul Natorp, в кн.: Kant-Studien, Bd 30, B., 1925; Ruhloff J., Paul Natorps Grundlegung der Pädagogik, Freiburg, 1966; Winter-hager E., Das Problem des Individuellen. Ein Beitrag zur Entwicklungsgeschichte Paul Natorps, Meisenheim am Glan, 1975. В. Б. Куликов.

НАТОШЕВИЧ (Натошевип) Джордже (19.7.1821, Сланкамен, — 11.7.1887, Кар-ловац), серб, врач и педагог. Занимался врачебной деятельностью в г. Нови Сад и одновременно самостоятельно изучал педагогику. Преподаватель, а затем директор гимназии в Нови Саде. С 1857 шк. советник и гл. инспектор ведомства серб, автономных школ Венг. королевства Австр. империи. Автор «Высшего королевского указа» о статусе серб, школ в королевстве, в соответствии с к-рым они были подчинены общинно-церковным органам самоуправления.

Работал референтом Мин-ва просвещения Серб, княжества (1866—69).

Основатель и редактор серб. пед. журн. «Школский листь» (1858), к-рый издавался в гг. Сомбор и Нови Сад.

В пед. деятельности Н. отстаивал право обучения детей на родном языке, принципы наглядности и доступности, высказывался за развитие самодеятельности учеников. Принимал активное участие в реформировании нач. обучения, стремясь углубить его общеобразоват. содержание. Усовершенствовал методики обучения чтению и счёту. Начинания Н. в области практики нач. образования нашли отражение в разработанном им «Руководстве по преподаванию нач. знаний для учителей народных школ в австрийской империи» (1858), а также в кн. «Наука о познании» (....). В ней подчёркивалось, что всякое обучение должно сопровождаться пониманием того, что изучается, самостоятельностью учащихся и строиться на систематизиров. уч. материале. Написанный Н. «Букварь» (1870) стал фактически учебником родного языка для первых лет обучения в нач. школе и получил широкое распространение в серб, школах не только Австрии, Венгрии и Хорватии, но и Ото-манской империи, а также в Сербском и Черногорском княжествах.

Лит. Щ о p t| e в u h Ж., Васпитан»е у срба, Београд, 1958. Д. П. Мансфельд.

НАУМОВИЧ Иван Григорьевич [26.1.1828, Козлов, ныне в Тернополь-ской обл. Украины, — 16(28).8.1891, Новороссийск; похоронен в Киеве], обществ, деятель Галиции, писатель, издатель. Род. в семье учителя. Окончил гимназию (1844) и духовную семинарию (1848) во Львове. В 1848—49 стал одним из активных участников выступлений против нац. дискриминации австр. властями коренного населения Галиции. Н., с 1851 униатский священник, вначале разделял программу польск. нац. движения, позднее примкнул к т. и, галицко-рус. партии. В 1871 издавал в Коломые газ. «Русская рада», положившую начало популярной лит-ре на галицко-рус. наречии. В 1874 избран пред. Об-ва им. М. Качковского (мецената, пожертвовавшего значит, суммы на просвещение крестьян-русинов). Об-во открывало нач. школы с обучением на родном языке, читальни, певческие кружки, выпускало буквари и нравоучит. лит-ру, пропагандировало труды, доказывавшие самобытность культуры рус. населения Галиции. Деятельность об-ва познакомила крестьян Галиции с соч. А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и др. писателей России и вела к распространению литературного рус. языка.

Н. избирался деп. Галицийского сейма (Львов) и австр. парламента. Отстаивая интересы рус. населения (по численности второй после поляков этнич. группы Галиции), он требовал для рус. языка равных прав с польским (к-рый в 60-е гг. 19 в. допущен как язык обучения в школах и разрешён в местном самоуправлении). Ходатайствовал об открытии рус. учительских семинарии и гимназии. В 1882 Н. привлечён австр. властями к суду по обвинению в гос. измене. Был лишён сана и прихода. В 1885 перешёл в православие. В основанном им журн. «Наука» (1883; до 1885 выходил во Львове, в 1886—1903 — в Вене) были опубликованы мн. стихи, рассказы, публицистич. выступления Н. Он считал гл. своей целью нравств. воспитание детей, залогом к-рого выступает правильное воспитание родителей, их христ. вера, знание истории России, хоз. умения. Был близок славянофилам, состоял в переписке со мн. деятелями рус. культуры. Н. — убеждённый сторонник единства в православной вере рус. и укр. народов, представителями укр. нац. движения причислялся к партии т. н. москвофилов.

В кон. 80-х гг. Н. переехал в Киев; получил должность епархиального миссионера. Занимался лит. деятельностью. Нар. календари Н. за 1890, 1891 с книжными приложениями изданы на рус. яз. Свящ. Синодом в Петербурге, распространялись в зап. губерниях России и в Царстве Польском. Автор книг «Исторический очерк унии» (1889), «Червонная Русь, её прошлое и настоящее» (1890).

Соч.: Сочинения для народа галицко-рус-ского священника отца Иоанна Наумовича, кн. 1—3, М., 1885; Беседы пастыря, СПБ, 19023; Собр. соч. Повести и рассказы, т. 1, кн. 1—3, Львов, 1926—27.

Лит.: Соколов И., Протоиерей Иоанн Григорьевич Наумович, СПБ, 1894; Мончаловский О. А., Житие и деятельность Ивана Наумовича, Львов, 1899; Аристов Ф. Ф., Иван Григорьевич Наумович, «Русский архив», 1913, № 7; В а в p и к В. Р., Просветитель Галицкой Руси Иван Наумович, Львов — Прага, 1926. Т. Ф. Аристова.

НАУЧЕНИЕ, устойчивое и целесообразное изменение физич. и психич. деятельности, возникающее благодаря предшествующей деятельности и не обусловленное врождёнными физич. реакциями организма. У животных достигается за счёт выработки условных рефлексов. На этой основе у ребёнка Н. может иметь место уже в первые 3 нед. жизни, а по мнению нек-рых исследователей, и в первые дни жизни. Для человека начиная с дошк. возраста Н. — следствие и прямой результат учения; оно заключается в усвоении знаний и формировании определённых действий. По разным основаниям выделяют разл. виды Н. При ассоциативном Н. в психике отражаются элементы (части или свойства) предметов и действий, а само Н. заключается в связывании этих элементов в сознании на основе их связей в действительности При интеллектуальном H предметом отражения являются сами связи, структуры и отношения Высшая форма интеллектуального H — H мышлению, к-рое заключается в формировании умственных действий, отражении осн операций, с помощью к-рых познаются важнейшие отношения действительности Оперант-ное H — процесс, в результате к-рого определенные реакции организма приобретают большую частоту и интенсивность с течением времени и вследствие подкрепления Перцептивное H — изменение восприятия, достигнутое путем обучающего воздействия, а также любые случаи самообучения актам восприятия, к-рые не могут быть отнесены на счет биол созревания Моторное H предусматривает расширение программ прак-тич двигат действий, предполагает активную практич деятельность (поиск и опробование подходящих движений, контроль их результатов и сопоставление с целью) Сенсорное H — освоение новых значимых свойств предметов и явлений и формирование реакций, адекватных этим свойствам Механизм сенсорного H обнаруживается у большинства живых существ и у человека на ранних стадиях онтогенеза — это механизм образования условных рефлексов Примером может служить различение детьми цветов, форм, звуков речи Сенсомотор-ное H имеет место, когда задачи и результаты сенсорного и моторного H одинаково существенны Примеры сен-сомоторного H — доставание и перемещение ребенком предметов, преодоление препятствий при ходьбе и т и Смысл сенсомоторного H для человека в H соз-нат целенаправл действиям Выделяют также случайное (попутное) H, к-рое происходит в ходе деятельности, не имеющей H прямой целью При нем заучивается гл обр то, что связано с достижением осн целей деятельности Такое непреднамеренное H не может заменить спец целенаправл уч деятельности, но может быть использовано как средство, ее облегчающее

Лит Липситт Л П, Научение на первом году жизни, в кн Изучение развития и поведения детей [Сб ст, пер с англ], M, 1966, ВенгерЛ А Восприятие и обуче ние, M, 1969, Ительсон Л Б, Лекции по совр проблемам психологии обучения, Вла димир, 1972

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ (НИИ), система сведений об объектах и явлениях, используемых для организации и управления уч -воспитат процессом, нар образованием и пед наукой и распространяемых с помощью спец изданий и техн средств НПИ связывает и — и и уч -воспитат деятельность В ее функции входит изучение запросов и формирование заказов на новые исследования, координация и — и работ между разл организациями с целью предотвращения дублирования тем, сбор и обработка документов, внедрение и распространение передового пед опыта

По данным ЮНЕСКО, в мире издается ев 5 тыс пед журналов Однако материал о теории и истории педагогики, дидактике, школоведению, методике преподавания уч предметов малодоступен пользователям

Осн источник НПИ — науч документы, к-рые делятся на первичные и вторичные Первичные документы содержат преим новые оригинальные идеи, науч сведения, новое осмысление известных фактов в области образования и педагогики К ним относятся книги (кроме справочников), периодич и продолжающиеся издания, науч отчеты, диссертации, переводы Книги — монографии, труды, посвященные одной проблеме и подготовленные одним автором (или коллективом), сборники статей неск авторов, учебники, материалы науч конференций, симпозиумов, а также книжные серии (тематич и др) Продолжающиеся издания (сборники трудов без строгой периодичности) выпускаются науч центрами, как правило, под одним объединяющим названием К периодич изданиям относятся газеты, журналы, общие профессиональные (публикуют информацию из разных областей педагогики) и науч -методические (содержат не менее 70% публикаций по конкретному профилю) Диссертации, науч отчеты, депонированные рукописи, неопубликованные документы, материалы передового пед опыта труднодоступны для пользователей, так как хранятся в архивах учреждений и не тиражируются

Вторичные документы — справочная лит-ра, реферативные журналы, обзоры, каталоги, картотеки, указатели — содержат информацию о первичных документах Реферативные материалы (краткие изложения первичных документов) ориентируют специалистов в потоке информации, привлекают внимание к актуальным теоретич и практич проблемам, знакомят с новейшими исследованиями и т о способствуют внедрению науч достижений Реферат помимо осн части (раскрывает существенные элементы содержания, осн идеи и выводы автора) часто включает библиографич описание, ключевые слова, с помощью к-рых передается осн содержание документа, формируется его поисковый образ Существуют разл виды реферативных материалов

Реферативные сборники включают рефераты статей по одной или неск проблемам, опубликованных в малотиражных изданиях, материалах конференций, ученых записках, диссертациях, депонированных рукописях Они представляют осн тенденции развития науки и практики, ориентированы на ключевые проблемы, строятся с учетом информац потребностей специалистов Издаются также рекомендательные библиографич указатели (см в ст Библиография педагогическая)

Экспресс-информация служит для оперативного обеспечения ученых и практиков сведениями о наиб важных достижениях педагогики в стране и за рубежом В выпусках помещают логически объединенные сведения о конференциях, совещаниях, симпозиумах, а также законченных и — и работах, рефераты книг или тематич подборок Выпускается неск серий, в т ч «Передовой пед опыт»

Обзор содержит систематизиров сведения о состоянии, тенденциях и прогнозах развития пед науки и систем образования, включает анализ, оценку и обобщение состояния конкретной проблемы и возможности ее решения

В рамках сети рос пед НИИ действует система избирательного распространения информации (ИРИ), к-рая служит для оперативного доведения до разл категорий пользователей поступающей НПИ в соответствии с их запросами при постоянно действующей обратной связи Осн видами информации в этой системе служат информац сообщения и аналитич справки, составленные по неск группам источников

Централизованная регистрация всех вышедших отеч публикаций проводится Рос книжной палатой (до 1992 Всес книжная палата, архив ев 65 млн ед печатной продукции, с 1910), в форме выпуска библиографич карточек и спец изданий — летописей с тематич рубрикацией и справочным аппаратом Среди них книжная (продолжает выходившую в СССР, с 1920, ведет историю с 1907, еженедельно), журнальных статей (с 1926, еженедельно), газетных статей (с 1936, еженедельно), рецензий (с 1935, ежемесячно) Гос библиографич указатель «Ежегодник книги России» (продолжает аналогичное издание, выходившее в СССР, с 1925) включает спец раздел «Образование и пед науки» Издаются также «Летопись периодич изданий» (1 раз в 5 лет), указатели типа «библиография библиографии» и др К ним примыкает бюллетень иностр книг, поступивших в рос б-ки Ориентирующую роль играют разл сборники рефератов, каталоги и указатели диссертаций и т и издания

Отраслевую библиографию отражают текущий (напр, «Лит-ра по пед наукам и нар образованию») и ретроспективные указатели (см в ст Библиография педагогическая)

Система НПИ, созданная как подсистема гос системы науч -техн информации и координируемая Отраслевым центром науч информации «Школа и педагогика» (создан в 1974), охватывает рос библиотеки педагогические, информац подразделения пед НИИ и др Центр проводит исследования в области НПИ, обрабатывает источники для подготовки разл информац изданий и системы ее избирательного распространения в стране и за рубежом, в т ч издает ретроспективные и текущие указатели пед. лит-ры и документов.

Информац. обслуживание высшей школы осуществляет Отдел автоматизи-ров. технологии информац. обеспечения НИИ высшего образования. Фонд 100 тыс. экз. Специализиров. информац. центром по проблеме проф.-тех. образования является НИИ проф.-тех. образования. Проблемами НПИ в области образования занимается также Ин-т информатизации образования МО РФ и его филиалы. Издаёт (с 1993) научно-метод. журн. «Педагогическая информатика».

Научно-информац. центр заруб, образования занимается вопросами информац.-аналитич. обеспечения процессов академич. мобильности и созданием условий для участия России в междунар. академич. обменах. С янв. 1993 представлен в Совет Европы (секция высшего образования) как рабочий орган Комиссии по эквивалентности при Госкомитете по высшей школе.

Осн. формой хранения информац. ресурсов являются автоматизиров. базы данных. Гл. хранилищем НПИ — Гос. научно-пед. б-ка им. К. Д. Ушинского (см. Библиотеки педагогические).

Среди др. центров, аккумулирующих НПИ: Ин-т науч. информации по обществ, наукам (ИНИОН) Рос. АН, осн. в 1918 (13 млн. ед. хранения), включает базы данных по науковедению, философии, социологии, экономике, истории, разл. проблемам обучения и воспитания и др., св. 1 млн. библиографич. описаний документов. Имеет телекоммуникац. доступ к заруб, базам данных.

Всероссийский научно-техн. центр (ВНТИЦ), содержит информацию о всех проводимых в стране исследованиях. В его фондах сосредоточены микрокопии науч. отчетов, докторских и канд. диссертаций и др., в т. ч. серия «Культура. Народное образование. Педагогика».

Российская книжная палата (архив печати св. 65 млн.' ед. печатной продукции, вышедшей на терр. России с 1910 и СССР с 1922—91).

Гос. публичная научно-т с х н. б-ка (ГПНТБ, Москва) представляет пользователям 9 баз данных, в 3 из к-рых содержатся материалы по образованию: системы МАРСИ (Междунар. автоматизиров. системы регистрации сериальных изданий стран — членов МЦНТИ); системы АСПТИ-ЗК (АСНТИ по заруб, книге); системы АИПС-ФАП (Автоматизиров. проблемно-ориентированной информац.-поисковой системы по фонду алгоритмов и программ). Международный центр научной и техн. информации (МЦНТИ; учреждён в 1969, Москва), включает междунар. специализиров. и отраслевые системы. Среди них для исследователей в области педагогики интерес представляет Междунар. специализированная информационная система по научноисследоват. работам (информация об отчётах, завершённых н.-и, работах, защищенных диссертациях, пакетах прикладных программ и др.). Интеринформ-перевод (Москва) включает неопубликованные переводы книг (а также отд. разделов и глав из них), статей из периодич. и продолжающихся изданий и непериодич. сборников, отчётов о н.-и, работах и др. Интерфильминформ (Москва) представляет по запросам сведения о законченных науч. фильмах и видеофильмах.

Основу лингвистич. обеспечения автоматизиров. системы научно-пед. информации в России составляет рубрика-тор «Нар. образование. Педагогика». Он предназначен для определения тематики органов НПИ, формирования информац. массивов поиска по рубрикам, включая адресацию запросов.

Информационно — поисковый тезаурус по нар. образованию и педагогике предназначен для использования в качестве осн. терминологич. пособия при индексировании документов и информац. запросов в рамках автоматизиров. системы НПИ, основан на лексике естеств. языка.

Международные сети и национальные центры в области НПИ выполняют координирующую функцию, способствуют развитию сети центров по распространению информации.

Региональные центры. В Африке действуют: Центр многоотраслевой документации регионального бюро образования для Африки (создан в 1970; г. Дакар, Сенегал), Деп. публикации, информации и документации (г. Кисангани, Заир); в Азии — Деп. документации и информации (1970; Тунис), Центр документации и информации при региональном бюро по образованию в араб, странах (1987; г. Аман, Иордания), б-ка и документац. служба регионального бюро ЮНЕСКО по образованию в Азии и Тихоокеанском регионе (1961; г. Бангкок, Таиланд); Центр документации по образованию в Европе (1964; Страсбур, Франция); Центр документации и информации стран Лат. Америки и Карибского бассейна (1963; г. Сантьяго, Чили).

Международные центры документации и информации. Центр документац. и информац. ресурсов (CREDI; 1953; Мадрид, Испания); Объединение документации и информации Междунар. бюро просвещения (1929; Женева, Швейцария); Документац. центр Междунар. ин-та по планированию образования (1963; Париж, Франция); Документац. центр и б-ка ин-та ЮНЕСКО по образованию (1951; Гамбург, Германия); роль междунар. центра выполняет Пед. документац. и информац. служба Деп. образования (1959, Вашингтон). Действуют также св. 200 нац. центров информации и документации.

При Международном бюро просвещения (МБП) создается единая система обмена документами между странами.

Разработаны автоматизиров. библиографич. база данных, тезаурус по образованию, единая методика сбора и обработки информации. С 1974 реализуется проект междунар. пед. справочно-информац. службы. Компьютерный центр бюро связан со 100 нац. центрами НПИ. Междунар. сеть пед. информации (INED) создана в рамках МБП. Объединяет нац. центры Европы, Азии и Америки. С 1975 издаётся бюл. «Образовательные инновации и информация» («Educational innovation and Information»), функционирует кооперативная реферативная служба, аккумулирующая материалы по нововведениям в области образования из нац. центров. Наряду с тра-диц. фондами (св. 100 тыс. публикаций) центр обрабатывает св. 1000 журналов, отчёты о н.-и, работах, материалы конференций и др. документы. Вторичная информация сети INED хранится в 4 автоматизиров. базах данных; IBECENT (фактографич. информация о профилях центров пед. документации и исследований, пед. образования и т. п.), IBETERM (единая терминологич., фактографич. база данных для поддержки, и развития тезауруса для индексирования и автоматизиров. поиска документов), IBELIB (библиографич. база данных — автоматизиров. каталог б-ки МБП; систематически выпускает указатели новых поступлений и нововведений в области обучения и воспитания), IBEDOCS (библиографич. база данных с описанием конференций, проводимых ЮНЕСКО и МБП, рефераты публикаций и их дискрипто-ры). INED даёт возможность пользоваться всеми базами данных в диалоговом режиме.

Европ. система документации и информации по образованию (EUDISED; центр — Страсбур, Франция) представляет материалы нац. информац.-пед. центрам. С 1984 действует терминологич. служба.

Документац. объединение по педагогике (DOPAED; осн. в 1964 как. добровольный союз учреждений зап.-европ. стран, в к-рых используется нем. язык). Обрабатывает ежегодно ок. 500 назв. пед. журналов, св. 70 тыс. статей и пр. по отд. информац. рубрикам: дидактике, дошкольному, школьному и внешкольному воспитанию и т. д. Публикует ок. 40 периодич. информац. изданий, спец. библиографии по тематике, по видам источников и т. п. Издаёт метод, пособия, отчёты о н.-и, работах, тезаурус по педагогике. Библиографич. поиск в диалоговом режиме возможен в ряде науч. учреждений (в т. ч. международных) Германии, Австрии, Швейцарии.

Европ. информац. центр Карлова ун-та по повышению квалификации учителей (ЕИЦ-ПКУ; создан в 1973; Прага, Чехия). Ориентирован на все формы и методы непрерывного образования учителей, собирает и обрабатывает лит-ру по проблеме повышения квалификации, методике преподавания отд. уч. предмеtob Издает аннотированную библиографию «Повышение квалификации учителей» (к 1991 вышли 6 тт) Два раза в год (с 1977) выпускает серию «Новости ЕИЦ-ПКУ», публикует выборочную информацию из стран европ региона по реформе пед образования и т д, биб-лиографич серии по дошкольному воспитанию, пед психологии, тематич сборники по теории и методике обучения

Информац центр пед источников (ERIC, создан в 1966, Вашингтон, США) Спонсор центра — Отдел исследований и развития образования при Деп образования США Развил глобальную информац сеть, охватывающую всю англоязычную пед лит-ру Деятельность системы координирует Нац ин-т образования США В сеть входит 16 отделений, каждое из к-рых отвечает за определенную область или направление педагогики образование взрослых и проф -тех образование, консультация и подготовка персонала, управление образованием и воспитание в раннем детстве, аномальные и одаренные дети, высшее образование, источники информации, языки и лингвистика и др С 1966 издается ежемес библиогра-фич журн «Ресурсы образования» («Resources m Education») Публикации, на использование к-рых нет ограничений по авторскому праву, продаются как микрофиш во все б-ки Выпускает «Текущий указатель журналов по образованию» («The Current Index to Journals m Education», с 1969), др библиографич -реферативную информацию, периодич библиографию журнальных статей с указателями и реферативный журнал Дополнительно для разл групп пользователей выпускаются аннотации, рефераты статей, резюме по актуальным проблемам педагогики в виде микрофиш — система ACCESS ERIC Включает 4 базы данных ERIC Digests Online (резюме из 470 дайджестов), ERIC Information Service Providers (адреса учреждений, проводящих подписку на материалы центра), Education Related Information Centers (сведения о 200 центрах образования), Education Related Conferences (материалы о планируемых в текущем году междунар, региональных, нац и местных конференциях по проблемам образования) Особое внимание уделяется информац обслуживанию шк б-к, студентов пед вузов и ун-тов ERIC доступна для внешних пользователей, имеющих компьютеры




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.