Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Единство воспитательных воздействий




VI. Определите требования личностного подхода.

1. Личностный подход требует учета индивидуальных осо­бенностей воспитанников.

2. Личностный подход указывает на необходимость учета возрастных особенностей в воспитании.

3. Личностный подход нацеливает воспитателя на изуче­ние личности воспитанника и организацию воспитательно­го процесса на основе интересов и пожеланий воспитан­ников.

4. Личностный подход предполагает участие воспитанни­ков в совместном обсуждении программы воспитания.

5. Личностный подход обязывает воспитателей строить воспитательный процесс на основе учета главных личност­ных качеств — направленности личности, ее жизненных планов и ценностных ориентации, опираться на возраст­ные и индивидуальные особенности воспитанников.

Этот принцип, называемый также принципом координации усилий школы, семьи и общественности или, в другом вариан­те, принципом совместной деятельности учителей, обществен­ных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поко­лений, требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педаго­гическое воздействие. Если такое единство и координация уси­лий не достигаются, то участники воспитательного процесса уподобляются крыловским персонажам — Раку, Лебедю и Щуке, которые, как известно, тянули воз в разные стороны. Если вос­питательные усилия не складываются, а противодействуют, то на успех рассчитывать трудно. Воспитанник при этом испыты­вает огромные психические перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди ав­торитетных для него влияний правильные. Освободить его от этой перегрузки, сложить действие всех сил, увеличивая тем самым влияние на личность, и требует принцип единства вос­питательных воздействий.

Правила реализации принципа помогают воспитателям ох­ватить все стороны воспитательного взаимодействия.

1. Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых людей, обществен­ных организаций, ученического коллектива и т. д. Среди этих

многообразных влияний немалая роль принадлежит классному коллективу и личности воспитателя, однако воспитатель всегда должен помнить и о других сферах воспитательного воздейст­вия. Очень важно, чтобы требования, исходящие от них и от воспитателя, были едиными и не противоречили одно другому.

2. Огромная роль в формировании личности принадлежит семье. Интимность отношений, индивидуальность воздейст­вий, неповторимость подходов к воспитанию в сочетании с глубоким учетом особенностей детей, которых родители знают значительно лучше воспитателей, никакими другими педагоги­ческими воздействиями заменить нельзя. Недаром большинст­во педагогов согласны с формулой — по-настоящему в человеке воспитано лишь то, что воспитано в семье. Отсюда требование поддерживать и укреплять связь с семьей, опираться на нее при решении всех воспитательных задач, тщательно согласовы­вать воспитательные действия.

Проверенное средство связи школы с семьей — дневник школьника. Педагогически правильное ведение этого докумен­та позволяет эффективно координировать усилия родителей и учителей. Сейчас в некоторых школах отказались от дневни­ков, в других учителя не обращают внимания на то, что ребята ведут дневники неряшливо. Но ведь пока нет лучшего средства оперативной связи — индивидуальные компьютерные карточ­ки, используемые в западных школах, вряд ли скоро придут в нашу школу. Поэтому нужно, наоборот, повысить роль днев­ника, сделав его главным оперативным документом, отражаю­щим текущую жизнь школьника.

3. Воспитатель должен быть воспитан сам. У педагогов и родителей нет иного пути, как культивировать у себя те каче­ства, которые они хотели бы прививать своим детям.

4. В практике воспитания нередко возникают конфликтные ситуации, когда воспитатели не соглашаются с деятельностью семьи или, напротив, семья отрицательно относится к требова­ниям воспитателей. Часто родители сводят на нет усилия педа­гогов, заласкивая, занеживая своих детей, воспитывая у них потребительскую психологию. Устранять недоразумения следу­ет, опираясь не на то, что разобщает, а на то, что соединяет все воспитательные усилия.

5. Бывает, что воспитатель не согласен с мнением коллек­тива, общественных организаций, критикует поступки и дейст-

вия других воспитателей и т. п. Все это не может не отражаться отрицательно на формировании взглядов и убеждений лично­сти. Поэтому воспитателям надо всегда помнить о необходи­мости поддерживать разумные требования друг друга, бережно относиться к авторитету коллектива.

6. Практическая реализация этого принципа требует созда­ния единой системы воспитания как на занятиях, так и во вне-учебное время. Систематичность процесса воспитания обеспе­чивается соблюдением преемственности и последовательности в формировании черт личности. В воспитательной работе сле­дует опираться на приобретенные ранее положительные каче­ства, нормы поведения. Постепенно и нормы, и средства педа­гогического воздействия должны усложняться. Воспитатели следят за соблюдением этого требования в семье, консультируя родителей.

7. Способ достижения единства воспитательных воздейст­вий — координация усилий причастных к воспитанию людей, служб, социальных институтов. Вот почему воспитатели, клас­сные руководители не должны жалеть усилий на установление и восстановление связей между всеми причастными к воспита­нию людьми: работниками молодежных и спортивных органи­заций, творческих союзов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.