Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV. Из приведенных альтернатив выберите те, которые характеризуют развитие коллектива на 2-й стадии




1. Воспитанники недостаточно хорошо знают друг друга, не проявляют интереса к поведению членов коллектива.

2. Выделяется актив.

3. Большинство членов коллектива поддерживают требо­вания воспитателя.

4. Актив в состоянии руководить большинством, оказы­вать влияние на жизнь в коллективе.

5. Все вопросы жизни коллектива решаются на общем со­брании.

6. Меньшинство подчиняет своему влиянию большинст­во.

7. Воспитанники сообща решают вопросы жизни коллек­тива.

 

' Азаров Ю. Не подняться тебе, старик. — М., 1989.

V. Сегодня почти повсеместно проводятся школьные де­журства, и классы поочередно дежурят по всей школе. Основная функция — поддерживать порядок от начала и до конца рабочего дня. О значении общешкольных де­журств для формирования коллектива высказываются различные, порой диаметрально противоположные мне­ния. Какое из них вы считаете правильным?

1. Дежурства не нужны. Они укрепляют школьников во мнении, что соблюдать порядок нужно лишь тогда, когда за тобой кто-то следит. Привычка ставить везде и всюду «над­зирателей» очень вредит воспитанию самостоятельности, ответственности, самодисциплины и самоуважения.

2. Дежурства — необходимая совместная деятельность для сплочения коллектива. В дежурствах воспитанники при­учаются выполнять поручения, нужные всему коллективу.

3. В дореволюционной школе коллективных дежурств не было, однако она давала обществу прекрасно воспитанных людей. Нет таких дежурств и в современной западной шко­ле. Нужно искать другие пути, чтобы заинтересовать воспи­танников в нравственном, дисциплинированном поведении в школе и за ее пределами.

4. Дежурства необходимы, но педагоги должны сперва научить воспитанников выполнять обязанности дежурных. Дежурства по школе должны стать традицией и приятной обязанностью для ребят. Для этого необходимо изменить статус дежурных, полностью им доверяя и вручая всю пол­ноту власти на время дежурства.

5. Дежурства — простая формальность. С дежурными ни­кто не считается. Они отбывают повинность, не вмешивают­ся в дела по наведению порядка. Так воспитанников приуча­ют к безответственности, формальному выполнению своих обязанностей. Порядка от таких дежурств в школе не при­бавляется, коллектив не становится дружнее.


Коллектив и личность

Вопрос об отношениях коллектива и личности — один из ключевых, и в условиях демократизации воспитания, соблюде­ния прав и свобод человека он приобретает особую важность. В течение многих десятилетий вопрос о формировании лично-

 

 

сти ученика через воздействие на коллектив в отечественной педагогической литературе почти не рассматривался. Счита­лось, что личность должна безусловно подчиняться коллективу. Сейчас приходится искать новые, соответствующие духу време­ни решения, опираясь на глубинные философские концепции человека и опыт мировой педагогической мысли.

Процесс включения ученика в систему коллективных отно­шений сложный, неоднозначный, нередко противоречивый. Прежде всего необходимо отметить, что он глубоко индивидуа­лен. Школьники, будущие члены коллектива, отличаются друг от друга состоянием здоровья, внешностью, чертами характера, степенью общительности, знаниями, умениями, многими дру­гими чертами и качествами. Поэтому они по-разному входят в систему коллективных отношений, вызывают неодинаковую реакцию со стороны товарищей, оказывают обратное влияние на коллектив.

Положение личности в системе коллективных отношений самым существенным образом зависит от ее индивидуального социального опыта. Именно опыт определяет характер ее суж­дений, систему ценностных ориентации, линию поведения. Он может соответствовать, а может и не соответствовать суждени­ям, ценностям и традициям поведения, сложившимся в кол­лективе. Там, где это соответствие налицо, включение лично­сти в систему сложившихся отношений значительно облегчает­ся. В тех же случаях, когда у школьника опыт иной (уже, бед­нее или, наоборот, богаче, чем опыт социальной жизни кол­лектива), ему труднее устанавливать взаимоотношения со свер­стниками. Особенно сложным оказывается его положение, ког­да индивидуальный социальный опыт противоречит ценностям, принятым в данном коллективе. Столкновение противополож­ных линий поведения, взглядов на жизнь здесь просто неиз­бежно и приводит, как правило, к различным, не всегда пред­сказуемым результатам.

Сделаем вывод: как сложатся отношения личности и кол­лектива, зависит не только от качеств самой личности, но и от коллектива. Наиболее благоприятно, как подтверждает опыт, отношения складываются там, где коллектив уже достиг высо­кого уровня развития, где он представляет силу, основанную на традициях, общественном мнении, авторитете самоуправле­ния. Такой коллектив сравнительно легко устанавливает нор­мальные отношения с теми, кто в него входит.

Каждый человек с большей или меньшей энергией стре­мится к самоутверждению в коллективе, к тому, чтобы занять в нем благоприятное для себя положение. Но далеко не всем это удается — мешают субъективные и объективные причины. Не каждому в силу своих природных возможностей удается до­биться видимых успехов, преодолеть застенчивость, критичес­ки осмыслить расхождения в ценностных ориентациях с кол­лективом. Особенно трудно младшим школьникам, у которых еще недостаточно развиты самосознание и самооценка, умение правильно оценить отношение к себе коллектива, товарищей, найти то место в коллективе, которое, соответствуя возмож­ностям, делало бы их в глазах товарищей людьми интересны­ми, заслуживающими внимания. Помимо субъективных есть и объективные причины: однообразие деятельности и узкий диа­пазон тех социальных ролей, которые школьник может играть в коллективе; бедность содержания и однообразие организаци­онных форм общения между членами коллектива, недостаток у них культуры восприятия друг друга, неумение видеть в това­рище то интересное и ценное, что заслуживает внимания.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 3125; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.