Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы воспитания. Форма воспитания — это внешнее выражение процесса воспитания




Форма воспитания — это внешнее выражение процесса воспитания. Философские категории содержания и формы от­ражают единство внутреннего и внешнего в явлениях воспита­ния: первая указывает на то, что имеется, а вторая — в каком виде выражается. Содержание и форма, как известно, нераз­рывно взаимосвязаны между собой — изменение содержания влечет за собой изменение формы и наоборот. Содержание формируется, форма наполняется содержанием. Ведущая роль принадлежит содержанию.

Содержание воспитательного процесса, как нам уже извест­но, составляют качества и свойства всесторонне и гармоничес­ки развитой личности — духовные, нравственные, физические, эстетические, трудовые, социальные. На практике это содержа­ние воплощается в конкретную организацию, которая должна ему максимально соответствовать. Если это соответствие нару­шается, то воспитание сталкивается с серьезными, иногда не­разрешимыми противоречиями. Например, стремление сохра­нить старые формы при новом содержании неизбежно затор­мозит развитие так же, как и желание скорее внедрить новые идеи в устаревшую организацию, вписать их в старую форму, созданную для реализации иного содержания, на ином уровне, в других условиях.

История педагогики знает различные формы организации воспитательного процесса. Каждая из них создавалась для реа­лизации определенного содержания в определенных условиях, которые, как известно, не остаются постоянными. Изменялось прежде всего число детей: от единиц и десятков школьников в далеком прошлом до обязательного школьного воспитания всех детей сегодня. Поэтому первым критерием для анализа форм воспитания может быть количественный. По ко­личеству охватываемых процессом воспитания людей формы воспитания делятся на индивидуальные, микрогрупповые, группо-

вые (коллективные) и массовые. Число воспитанников в группе (коллективе) колеблется от 5—7 до 25—40, а при массовых формах верхний предел числа не ограничен.

Установлено, что эффективность воспитательного процесса зависит от формы его организации. На реализации содержания и особенно на управлении воспитательной деятельностью ска­зывается число воспитанников. При увеличении числа воспи­танников качество воспитания снижается. Сравнение эффек­тивности различных форм заставляет отдать предпочтение ин­дивидуальным и микрогрупповым формам воспитания. Их не­оспоримое преимущество — возможность очень быстро и при­цельно пересматривать формы организации воспитания, опера­тивно изменять педагогическую тактику при изменении усло­вий. Однако высокая экономическая стоимость индивидуаль­ного и микрогруппового воспитания — серьезное препятствие на пути его широкого распространения. Большинство совре­менных воспитательных систем перешло к использованию груп­повых (коллективных) форм воспитания, отличающихся доста­точной эффективностью (при условии квалифицированного педагогического руководства) и относительно низкой экономи­ческой стоимостью педагогических услуг. Последняя причина — решающая при выборе формы воспитания в нашей стране.

Форма воспитания — это внешнее......................... процесса....................   выражение воспитания  
Существуют............................, микро­групповые,................. и................... формы воспитания   индивидуальные, групповые, массовые  
Эффективность воспитательного про­цесса сильно....................... от приме­няемой формы   зависит  
Преимущественно применяются........................... формы воспитания   групповые  
Их распространение обусловлено......................... и..................... педа­гогических услуг   достаточной эффективностью, низкой стоимостью  

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 3080; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.