Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ведущая идея школьного воспитания




Групповая форма организации воспитания в школе получи­ла название коллективной. Еще недавно она отражала приня­тую в нашем обществе концепцию К. Маркса и Ф. Энгельса, согласно которой «...только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков и, следовательно, только в коллективе возмож­на личная свобода» (Соч. — Т. 3. — С. 75). Воспитание в духе коллективизма стало ведущим принципом педагогики, форми­рование коллектива — целью воспитательной работы. Средст­вом и формой достижения этой цели также провозглашался коллектив.

Утверждение ведущей роли коллектива в формировании личности стало одним из главных отличий социалистической системы воспитания от зарубежных систем. То, что отечествен­ная школа первой в мире отказалась от ориентации на лич­ность, поставив в центр воспитательной деятельности коллек­тив, объявлялось большим преимуществом и крупным шагом вперед в развитии теории и практики воспитания. Коллектив стал центром приложения воспитательных усилий, его форми­рование — главной задачей отечественной школы. Новые цели потребовали теоретического осмысления, разработки больших и малых проблем. На их решение направили свои усилия А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, многие другие видные педагоги.

Широкомасштабная воспитательная деятельность дала не­значительные плоды, благородные замыслы не осуществились. За многие десятилетия коллективистского воспитания наша школа мало продвинулась в формировании человека нового типа. О чем это свидетельствует — о слабости идеи или неуме­нии воплотить ее в жизнь? Сегодня, когда осмыслено про­шлое, ясно, что попытки переделать индивидуальную природу человека оказались прямолинейными и упрощенными. Отсю­да — выводы: нельзя доводить дело воспитания до абсурда, культивируя только коллективизм и ущемляя при этом разви­тие индивидуальности (как ошибочно ориентироваться лишь на индивидуализм в ущерб коллективистским качествам лич­ности). Гармония личного и коллективного в наибольшей сте­пени соответствует зрелым представлениям о воспитании.


II. Какой взгляд на значение коллектива в формирова­нии личности вы разделяете?

1. Коллектив имеет огромное влияние на формирование личности. В общей работе развиваются у человека обще­ственно ценные чувства: товарищества, дружбы, взаимопо­мощи, сочувствия. В требованиях коллектива заложен могу­чий фактор нравственного совершенствования личности. Если коллектив хорошо организован, влияние его исключи­тельно сильно.

2. Вряд ли можно считать, что для развития личности кол­лектив имеет какое-то значение. Основы привычек и харак­тера в ребенке закладывает семья. В школе учеником, а вместе с ним и коллективом руководит учитель. Коллек­тив — это как бы передаточный механизм от учителя к лич­ности. Следовательно, влияние на развитие личности ока­зывает не коллектив, а семья и учитель.

3. Влияние коллектива на личность, пожалуй, больше от­рицательное, чем положительное. Вольно или невольно коллектив подавляет личность. Неустойчивые, слабоволь­ные ребята особенно подпадают под влияние общего мне­ния, в своем образе мышления и привычках становятся по­хожи на всех. В них гибнет их отличительное, неповтори­мое. Правы экзистенциалисты: только вырвавшись из об­щественных связей, человек приобретает достоинство, ста­новится индивидуальностью.

4. В формировании личности коллектив имеет некоторое значение. Почему некоторое? Потому что личность — это сплав природных элементов, неорганизованных и организо­ванных влияний. Последние и есть влияния коллектива.


Ученический коллектив

Латинское слово «коллективус» переводят по-разному — сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. Неудивительно, что оно стало очень нечетким. Ясно лишь то, что коллектив — это группа людей. Но любая ли группа кол­лектив? В современной литературе употребляется два значения понятия «коллектив». Первое: под коллективом понимается любая организованная группа людей (например, коллектив предприятия); второе: под коллективом понимается только вы-

сокоорганизованная группа. В том значении, которое приобре­ло понятие «коллектив» в педагогической литературе, коллек­тивом называется объединение воспитанников (учеников), от­личающееся рядом важных признаков. Рассмотрим их.

1. Общая социально значимая цель. Цель есть у любой груп­пы: ее имеют и пассажиры, севшие в трамвай, и преступники, создавшие воровскую шайку. Все дело в том, какая это цель, на что она направлена. Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и госу­дарством, не противоречит господствующей идеологии, кон­ституции и законам государства.

2. Общая совместная деятельность для достижения постав­ленной цели, общая организация этой деятельности. Люди объединяются в коллективы для того, чтобы совместными уси­лиями быстрее достичь определенной цели. Для этого каждый член коллектива обязан активно участвовать в совместной дея­тельности, должна быть общая организация деятельности. Чле­нов коллектива отличает высокая личная ответственность за результаты совместной деятельности.

3. Отношения ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отра­жающие не только единство цели и деятельности (рабочее сплочение), но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений (моральное единение).

4. Общий выборный руководящий орган. В коллективе уста­навливаются демократические отношения. Органы управления коллективами формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива.

Отдельные из этих характеристик могут быть присущи и другим видам групповых объединений (ассоциации, коопера­ции, корпорации и т. д.). Но особенно отчетливо они проявля­ются лишь при коллективной организации.

Кроме названных признаков коллектив отличается и други­ми очень важными особенностями. Это характеристики, отра­жающие внутриколлективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива. Одна из таких характеристик — сплоченность, характеризующая взаимопони­мание, защищенность, «чувство локтя», причастность к кол­лективу. В хорошо организованных коллективах проявляются взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика, соревнование.

Группа формально сотрудничающих людей может обходиться без этих качеств, коллектив без них теряет свои преимущества.

В коллективе, обладающем всеми перечисленными призна­ками, формируется иная система отношений к труду, к людям, к своим личным и общественным обязанностям. В дружном, сплоченном коллективе система отношений определяется ра­зумным сочетанием личных и общественных интересов, умени­ем подчинять личное общественному. Такая система формиру­ет ясную и уверенную позицию каждого члена коллектива, знающего свои обязанности, преодолевающего субъективные и объективные препятствия.

Наиболее стабильное звено в официальной структуре школь­ного коллектива — коллектив класса, в рамках которого проте­кает основная деятельность школьников — учение. Именно в классном коллективе между школьниками образуется густая сеть межличностных связей и отношений. В силу этого он вы­полняет роль того своеобразного фундамента, на базе которого формируются различные школьные коллективы.

Проецируя на школьный класс выделенные признаки кол­лектива, приходим к выводу, что ученический коллектив — это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имею­щая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безус­ловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.

Ученический коллектив как система — это |

• органичная часть более сложного объединения — вос­питательного коллектива, включающего помимо детского и коллектив педагогов-воспитателей;

• относительно автономная система, которой свойствен­ны процессы саморегуляции, самоорганизации, самоуправ­ления;

• скоординированное единство двух структур: официаль­ной, складывающейся под влиянием взрослых, определяю­щих его организационное строение и деятельность, а также неофициальной, складывающейся в значительной степени в процессе межличностного общения;

• субъект деятельности по реализации единых обще­ственно значимых целей;

• носитель общего интегративного свойства — его поля (атмосферы, психологического климата), характеризующего коллектив как целостное образование, отличное от суммы составляющих его индивидов и входящих в него микро­групп, и проявляющегося в общественном мнении коллекти­ва, в его эмоциональных реакциях и ценностных ориентациях, в нормах и традициях, определяющих поведение его членов;

• субъект воспитания по отношению к личности каждого из входящих в него членов.

При этом ученический коллектив рассматривается как система динамическая, развитие которой детерминировано изменениями во внутреннем мире воспитанников, измене­ниями в жизни общества в целом, в непосредственно окру­жающей коллектив среде, в характере педагогического руко­водства деятельностью коллектива. Движет процесс разви­тия коллектива, как везде и всюду, борьба противоречий, возникающих между перспективами, достигнутыми и плани­руемыми, между интересами коллектива и отдельных чле­нов, между потребностями учеников и возможностями их удовлетворения в коллективе.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 3926; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.