КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коллектив и неформальные группы
Социодинамический закон Существуют различные объяснения притягательности одних людей и непопулярности других. Известный американский психолог Д. Морено утверждает, что положение чело- века в системе личных отношений есть величина постоянная, аналогичная распределению богатств в обществе и подчиняется так называемому социодинамическому закону. Суть его состоит в том, что каждый человек, в силу особого врожденного свойства «tele», либо привлекает к себе симпатии других, либо отталкивает людей от себя. Воспитанные дети, родившиеся и выросшие в благополучных семьях, обладают мощным «tele» и постоянно привлекают к себе людей. Дети с неблагополучной наследственностью, плохо воспитанные, излучают «tele» очень слабо и поэтому отталкивают других от себя. Подумайте, как это может повлиять на развитие отношений личности и коллектива. Что вы думаете по поводу социодинамического закона? В любом школьном коллективе независимо от возраста его членов и их сплоченности есть микрогруппы, связанные неформальными отношениями. В подростковом возрасте неформальные группы приобретают все более устойчивый характер. Как правило, эти группы возникают на основе приятельских отношений, личных симпатий. В старшем подростковом возрасте в неформальной структуре коллектива большое место занимают дружеские группы с более узким и более устойчивым составом партнеров. Образование таких групп связано с усиливающимся в этом возрасте стремлением к самопознанию. Под влиянием малых групп трансформируются ценности коллектива, формируется общественное мнение, определяется. ранговое положение школьников в системе неформальных отношений. Особенно велика роль лидирующей группы, авторитет которой среди сверстников высок. Нередко она становится эталонной. Таким образом неофициальная структура коллектива в значительной степени определяет его качество и возможности как субъекта и инструмента воспитания. В тех случаях, когда неформальная группа становится носителем позитивных социальных ценностей и когда она авторитетна для ученика, ее влияние обогащает процесс социального развития личности, дополняя и углубляя влияние коллектива. Однако влияние микрогруппы часто расходится с влиянием коллектива. В таких случаях процесс социального развития личности затрудняется. Определение и координация общей направленности влияния неформальных объединений на личность не только педагогическая, но и огромной важности социальная проблема, ибо нравственное здоровье подрастающих поколений — забота всего общества. Внимание к классному коллективу должно быть усилено, потому что он среди других средств воздействия на личность остается наиболее влиятельным, а главное, управляемым. Классный коллектив — это нередко единственное средство уберечь личность от опасного воздействия негативно направленных неформальных объединений. Он усиливает воздействие всех имеющихся в распоряжении педагогов средств (живого слова, наглядности, личного примера) и становится той естественной средой, где ребята приобретают собственный социальный опыт, включаясь в совместную со сверстниками общественно полезную деятельность. VI. Во многих классных коллективах на классных собраниях обсуждают характеристики, составленные самими школьниками. Способствует ли это воспитанию личности в коллективе и формированию положительных взаимоотношений между членами коллектива? Выскажите свою точку зрения, опираясь на предложенные для анализа альтернативы. 1. Никому не может быть приятно публичное обнажение его недостатков. Указание на недостатки, выражаемое в нелицеприятной форме, никогда не побуждает желания избавиться от них. Чувства стыда, озлобления, негодования способствуют тому, что личность сохраняет прежнюю отрицательную ориентацию. Поэтому составление таких характеристик и их публичное оглашение недопустимы. 2. Если после таких бесед в коллективе появляются недовольные, то это способствует не сплочению, а разложению коллектива. В то же время без критики и самокритики успешно развиваться коллектив не может. 3. Характеристики нужны не именные, а усредненные, типа «группового портрета» коллектива. Срез «Какие мы сегодня» никого персонально не обижает, но обнажает все от- рицательные качества, не одобряемые коллективом. Пусть каждый «примерит» их на себя. После этого коллективу легче предъявлять требования к каждому. 4. Характеристики нужны только на нарушителей коллективных норм поведения, на тех учеников, к которым есть серьезные претензии. Пусть они узнают мнение о себе, почувствуют отношение товарищей. Претензии за необъективность можно предъявить воспитателю, классному руководителю, коллектив в своих оценках не ошибается. 5. Составление коллективных характеристик очень важное и нужное дело. Только так можно научить членов коллектива говорить правду в глаза, выслушивать горькую истину от окружающих и считаться с ними. В процессе воспитания могут проявиться некоторые отрицательные последствия этой методики, но в конечном итоге регулярное составление и заслушивание коллективных характеристик улучшат взаимоотношения в коллективе.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1201; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |